Особенности обучения иностранного языка в СПО
статья по английскому языку

Дешки Галина Николаевна

Аннотация

Данная статья представляет собой обобщение опыта работы преподавателя английского языка СПО. Рассматриваются особенности обучения иностранному языку согласно рабочих программ ФГОС СПО. Затрагиваются вопросы профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка.

Помимо этого, приводятся эффективные и часто используемые методы и приемы обучения иностранному языку, включающие различные виды заданий по развитию перцептивных и продуктивных навыков и умений, исходя из опыта работы преподавателя.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, коммуникативная компетенция, профессионально ориентированный иностранный язык, межпредметная интеграция, системно-деятельностный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_obucheniya_in_yaz_spo_deshki_gn_statya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    Дешки Галина Николаевна

              ГБПОУ Республики Хакасия «Абаканский строительный техникум»,

              г. Абакан

Особенности преподавания иностранного языка в СПО

Аннотация

Данная статья представляет собой обобщение опыта работы преподавателя английского языка СПО. Рассматриваются особенности обучения иностранному языку согласно рабочих программ ФГОС СПО. Затрагиваются вопросы профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка.

Помимо этого, приводятся эффективные и часто используемые методы и приемы обучения иностранному языку, включающие различные виды заданий по развитию перцептивных и продуктивных навыков и умений, исходя из опыта работы преподавателя.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, коммуникативная компетенция, профессионально ориентированный иностранный язык, межпредметная интеграция, системно-деятельностный подход.

Annotation

This article is a summary of the experience of an English teacher in secondary vocational education. The features of teaching a foreign language according to the curricula of the Federal State Educational Standards of secondary vocational education are considered. The issues of professional competence of a foreign language teacher are touched upon.

Besides, some effective and frequently used methods and techniques of teaching a foreign language are given, including various types of tasks for the development of perceptual and productive skills and abilities, based on the experience of the teacher.

Key words: professional competence, communicative competence, professionally oriented foreign language, interdisciplinary integration, system-activity approach.

В современном обществе, в век модернизации и цифровизации системы образования, иностранный язык играет важную роль в профессиональной подготовке специалистов. В стремительно развивающемся обществе все больше и больше возрастает потребность в профессионально компетентных специалистах, готовых учиться, совершенствовать свои навыки и умения, не только в своей специальности, но и во владении иностранным языком, так как именно иностранный язык является тем главным «мостом», с помощью которого устанавливается культурное общение, главным «ключом» для построения международной коммуникации. Поэтому для современного специалиста владение иностранным языком является одним из условий его профессиональной компетентности.

Исходя из этого, можно считать, что обучение иностранным языкам на современном этапе развития образования является одним из первостепенных задач, выполнение которых будет тем прочным фундаментом для дальнейшего развития профессионально коммуникативных компетенций высококвалифицированных специалистов.

Основная цель в обучении иностранному языку в СПО согласно требований образовательных стандартов является формирование коммуникативной компетенции, овладение профессионально-ориентированным иностранным языком.

Обучения иностранному языку в СПО осуществляется согласно требованиям образовательных стандартов по двум разным рабочим программам: Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 «Иностранный язык» и рабочая программа по учебной дисциплине ОГСЭ.04 «Иностранный язык в профессиональной деятельности» по разным специальностям. Обучая иностранный язык по общеобразовательной рабочей программе обучающиеся должны продолжать совершенствовать свои навыки и умения, полученные в школе, а по рабочей программе «Иностранный язык в профессиональной деятельности» обучающиеся совершенствуют языковую компетенцию с учетом выбранной специальности.

Поэтому, в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» обучающиеся должны не только обладать перцептивными навыками, но и продуктивными, такими как осуществлять высказывания на иностранном языке как на базовые, так и на профессиональные темы, помимо этого должны уметь осуществлять переводы иностранных текстов профессиональной направленности и разрабатывать планы к самостоятельным работам для подготовки проектов и устных сообщений. Отдельным важным элементом обучения иностранным языкам в СПО является также постоянное обогащение обучающимися своего лексического запаса и обновления профессиональной информации на иностранном языке.

Таким образом, целью обучения иностранному языку в рамках СПО является формирование коммуникативной компетенции обучающихся, которые, в свою очередь включают следующие ее компоненты: лингвистическая, социокультурная, стратегическая и дискурсивная. [9]

Вполне очевидно, что существенная роль в реализации задач, выдвигаемых новыми стандартами, принадлежит преподавателю иностранного языка, который сегодня должен свободно ориентироваться в поликультурном мире, воплощать их в своей профессиональной деятельности, ведь преподаватель – это главный проводник знаний, осуществляющий образовательный процесс. Поэтому уровень и качество подготовки будущих специалистов напрямую зависит от уровня владения коммуникативными компетенциями самого преподавателя, от его профессионального мастерства, таланта. Преподаватель должен быть безупречным и в языковом, и методическом плане. [3]

Следует также отметить, что обучение иностранному языку в СПО осуществляется в интеграции с учебными дисциплинами по профессии (Междисциплинарные курсы), поэтому в данном случае, принцип взаимообучаемости и межпредметной интеграции при обучении иностранному языку по вышеназванным учебным дисциплинам абсолютно уместен, так как обучающиеся лучше владеют предметом своей специальности и могут корректировать преподавателя. [1]

Отбор учебного материала необходимо проводить в соответствии с критериями, такими как профессиональная направленность, свежесть и новизна учебных материалов, достаточная информативность, а также аутентичность. Важно также отметить, что принципы обучения иностранному языку включают в себя принцип сознательности, принцип дифференцированного и системно-деятельностного подхода. Все вышеназванные принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Поэтому вне зависимости от того, опытный преподаватель или молодой, качество занятия и результативность зависит от планирования занятия и подготовки учебного материала, эффективных методов и приемов, которые преподаватель выбирает и применяет на своих занятиях. Не стоит забывать и о внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся, так как самостоятельное получение знаний, является одним из ключевых направлений ФГОС сегодня.

Ниже предлагаются некоторые наиболее эффективные и часто используемые упражнения на занятиях по английскому языку. [4]

  1. Предтекстовые упражнения:
  • Read and memorize the active vocabulary to the text and translate the given sentences;
  • Read and translate the following international words. Mind the part of speech;
  • Match the pairs of synonyms from A and B and translate them into Russian;
  • Match the verb on the left with a suitable item on the right;
  • Read and translate the following word combinations from the text;
  • Match the words with their definitions;
  • Match the English word combinations with their Russian equivalents;
  • Fill in the gaps with the appropriate words given bellow;
  1. Послетекстовые упражнения:

    - Read and translate the text in the written form;

    - Answer the following questions to the text;

    - Complete the sentences choosing the best variant (a, b, с) corresponding to the contents of the text;

    - Find in the text some key words and expressions to speak about the advantages and disadvantages of building materials and fill in the table;

    - Which of these sentences are true and which are false;

    - Choose the correct answer from the given ones;

3. Задания на развитие устной диалогической и монологической речи:

    - Retell the text about…using the given speech patterns;

    - Make up the dialogue between an engineer and a foreman (a foreman and a builder, a shop-assistant and a builder, an electrician and a customer, etc.);

    - Tell your groupmates about the house you would like to live in, prepare the presentation;

    - Take part in the Round table business talk;

При использовании метода «Ролевая игра» по теме «Деловой разговор за Круглым столом», преподаватель предлагает группе разделиться на 2 или 3 подгруппы и каждая подгруппа придумывает тему для обсуждения за «Круглым столом» сами. Например, «Строительство жилого дома», «Подведение электрических кабелей к строящемуся зданию», «Участие в совместном проекте по строительству кинотеатра (детского сада, школы и т.д)» и другие ситуативные темы. [7] Дается время на подготовку, во время подготовки преподаватель, по необходимости, оказывает помощь студентам. Далее, студенты разыгрывают свои диалоги.

Цель данного вида педагогического метода – развитие устной монологической и диалогической речи студентов, актуализация выученной лексики профессиональной направленности.

По мнению экспертов ФГОС, единичные упражнения при обучении иностранному языку не являются эффективными, поэтому существует необходимость в создании определенного комплекса упражнений, которые способствуют достижению поставленной цели. Под комплексом упражнений по мнению С.Ф.Шатилова понимается «Совокупность необходимых типов и видов упражнений, выполняемых в такой последовательности и таком количестве, которые обеспечивают наиболее успешное овладение обучающимся определенным видом речевой деятельности».

Таким образом, на основе вышесказанного, хотелось бы сказать, что иностранный язык играет важную роль в профессиональной подготовке будущих специалистов, так как иностранный язык является не только средством межкультурного общения, но и одним из условий профессиональной компетентности современного специалиста.

Изучение иностранного языка – постоянный, тяжелый и кропотливый труд. Только путем постоянной работы над собой, можно достичь более высокого уровня владения языком. Все зависит от желания, целеустремленности и трудолюбия самого человека.

Библиография:

1.Вепрева Т.Б. Обучение профессионально-ориентированной иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей на основе интегрированного курса: автореф. СПБ, 2012 – 24 с.

2. Гарагуля С.И. Английский язык для студентов строительных специальностей: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр. – Ростов-на-Дону н/Д: Феникс, 2015. – 347 с.

3. Иванова О.Ю., Образцов П.И. Компетентностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: учеб. Орел: ОГУ. 2005. 114 с.

4. Маркова А.К. Профессиональная компетентность учителя. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. – С. 6 – 11.

5. Латина С.В. Английский язык в сфере строительства: Учебное пособие. Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУИПО «КиАГТУ», 2014.-135 с.

6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. 4-е изд., М.: «Просвещение», 2006. -238 с.

7. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – 2-е изд., дораб. – М.: Изд. «Просвещение», 1988. – 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения иностранному языку в начальной школе

в данной статье описывается особенности обучения иностранному языку в начальной школе...

некоторые особенности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста

Данная статья предоставляет несколько рекомендаций по обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку с учетом их возрастных особенностей....

Психологические особенности обучения иностранному языку младших школьников.

Обязательное  обучение  иностранному  языку  со  второго  класса  введено  сравнительно  недавно.  Многим  учителям  пришлось  столкнут...

Статья "Особенности обучения иностранному языку на современном этапе, направленные на формирование умений и навыков иноязычной речевой деятельности учащихся."

В статье рассматриваются основные направления и подходы в обучении иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции учащихся....

Особенности обучения иностранному языку детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Дети с ФФНР обучаются в общеобразовательных классах и, следовательно, со 2 класса они начинают изучать иностранный язык, что предусмотрено федеральным государственным стандартом начального образования...

Психологические особенности обучения иностранному языку учащихся на старшем этапе.

Психологические особенности обучения иностранному языку учащихся на старшем этапе....

Особенности обучения иностранному языку в начальной школе

В статье рассмотрены особенности обучения иностранному языку в начальной школе....