Особенности обучения иностранному языку детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
статья по английскому языку по теме

Скрябина Марина Львовна

Дети с ФФНР обучаются в общеобразовательных классах и, следовательно, со 2 класса они начинают изучать иностранный язык, что предусмотрено федеральным государственным стандартом начального образования. Они испытывают большие трудности в изучении языка.   Основной способ обучения, используемый в раннем обучении иностранному языку, - специально организованная игра,  позволяющая задействовать внутренние мотивы овладения языком,  создавать мотивы речевых действий детей,  представить все упражнения как коммуникативные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения иностранному языку детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

автор: учитель-логопед Скрябина М.Л.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения, закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка, обеспечивает  познавательную мотивацию и интересы учащихся, формирует  основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

В последнее время  количество детей,  имеющих различные логопедические проблемы в речи, значительно увеличивается.   По статистике   у 25% первоклассников имеются логопедические нарушения, среди которых  наиболее распространенным является нарушение фонетико-фонематического восприятия речи.

Развитие фонематического восприятия представляет в настоящее время актуальную проблему, так как число детей с нарушением фонематической стороны речи неуклонно растет. Актуальность этой проблемы в том, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы, а раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и оказание им логопедической помощи помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии.

Требования новых образовательных стандартов к программам обучения в начальной школе и к уровню знаний ученика повышаются. Современные тенденции развития российского образования, необходимость интеграции России в мировое сообщество обусловили введение в начальной школе изучения иностранного языка.

Исследователи детской речи и психологи утверждают, что двуязычие самым положительным образом сказывается на формировании абстрактного мышления, логике, быстроте реакции. По последним данным билингвов в мире больше, чем монолингвов – более 70% населения земного шара владеют двумя и более языками, используя их в зависимости от ситуации. И надо отметить, что английский язык является  международным языком.

Дети с ФФНР обучаются в общеобразовательных классах и, следовательно, со 2 класса они начинают изучать иностранный язык, что предусмотрено федеральным государственным стандартом начального образования. Приступая к изучению второго языка,  они испытывают большие трудности, так как сформированный фонематический слух является основой правильного звукопроизношения, а поскольку специальной  программы обучения иностранному языку для них нет,  учатся они по общей программе, что значительно затрудняет их обучение.

С первых же школьных уроков английского языка у детей с ФФНР   возникают серьезные трудности: они теряют уверенность в себе, у них пропадает желание заниматься на уроках и дома. Здесь очень важна взаимосвязь учителя иностранного языка  и логопеда, поскольку только сотрудничество может привести к положительным результатам.

Основной способ обучения, используемый в раннем обучении иностранному языку, - специально организованная игра,  позволяющая задействовать внутренние мотивы овладения языком,  создавать мотивы речевых действий детей,  представить все упражнения как коммуникативные.

Чтобы научить детей хорошему произношению на английском языке,  необходимо проводить систему тренировочных упражнений на развитие фонематического восприятия фонем английского языка и их правильную артикуляцию.

При работе с такими детьми необходимо включать в занятия упражнения на развитие фонематического слуха с использованием фонем английского языка - «Поймай звук», «Тихо – громко», «Угадайте – кто я?», «Звук заблудился», «Правильно-неправильно» и т.д. При изучении новых фонем следует применять приемы звукоподражания: «часики», «дождик», «больное горлышко», «рыбки в аквариуме»  и др., что помогает детям правильно сформировать артикуляционный уклад, ведь  фонемы английского языка достаточно сильно отличаются от фонем русского языка.

Но есть звуки, сходные по артикуляции, в таком случае сопоставление звуковой системы английского языка с русским позволяет создать методическую типологию звуков, которая помогает учителю правильно организовать ознакомление и тренировку нового звука в речи, а у детей с ФФНР воспитывает умение отличать фонемы английского языка от сходных по звучанию или артикуляционному укладу русских звуков.

   Изучение иностранного языка может оказывать положительное воздействие на развитие фонематического восприятия у школьников с ФФНР при правильной организации занятий, не исключая и логопедической поддержки таких детей.

Список литературы:

  1. Белкина М.Ю. Обучение иностранному языку дошкольников:Обзор теоретических позиций.// Иностранные языки в школе . - 1990. - №1.
  2. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.:КАРО, 2008.
  3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. – М:Просвещение, 1989.
  5. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М,:Владос, 1994.
  6. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. - М.: Просвещение, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения иностранному языку в начальной школе

в данной статье описывается особенности обучения иностранному языку в начальной школе...

некоторые особенности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста

Данная статья предоставляет несколько рекомендаций по обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку с учетом их возрастных особенностей....

Статья на тему: ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ПОКОЛЕНИЯ Z

В данной статье рассматривается проблема обучыения детей поколения z в современной школе...

Особенности обучения иностранным языкам детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Статья предназначена для педагогов иностранного языка, которые занимаются обучением детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Особое внимание уделено особенностям высших психических функций д...

Из опыта работы учителя английского языка " Особенности обучения иностранному языку детей начальной школы"

Рассматриваются методы и приемы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста, учитывающие физиологические и психологические особенности детей этого возраста....