Формирование метапредметных результатов на примере описания и сравнения картинок
методическая разработка по английскому языку (6 класс)
В разработке раскрывается сущность метапредметности и даются практические рекомендации по ее формированию на примере описания и сравнения картинок из разных источников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование метапредметных результатов на примере описания и сравнения картинок.
Слайды 1, 2 Тема выступления «Формирование метапредметных результатов на примере описания и сравнения картинок.» выбрана она не случайно. Во-первых, формирование метапредметных результатов - одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом. Во-вторых, описание и сравнение картинок встречается уже во многих контрольных процедурах.
Слайд 3 Итак, сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Метапредметные навыки составляют основу умения учиться, то есть выпускник школы должен уметь приобретать дополнительную информацию на иностранном языке, работать с ней. Метапредметность – это то, что «над» предметом, то, что интегрирует с другими предметами и обыденной жизнью. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися обобщенные способы деятельности,
Три группы метапредметных результатов (регулятивные, коммуникативные и познавательные ) должны отражать в себе следующее:
‒ формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
‒ освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
‒ активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
‒ использование различных способов поиска — в справочных источниках и в открытом информационном пространстве — сети Интернет;
‒ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
‒ осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
‒ овладение логикой сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
‒ установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
‒ готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
‒ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
‒ формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
‒ определение наиболее эффективных способов достижения результата.
Слайд 4 Одним из направлений, реализующих метапредметность достаточно эффективно, являются элективные курсы, семинары, исследовательская и проектная деятельность, подходящие технологии и содержание.
Для того чтобы приобщить учащихся к изучению английского языка на уроках используется проблемный метод обучения, который ненавязчиво мотивирует учащихся работать на уроке активно и творчески. А с помощью технологии критического мышления учащиеся учатся не запоминать информацию, а анализировать прочитанное, выбрать полезное для себя. Лучшему запоминанию способствует и мнемотехника, комплекс приёмов, улучшающих процесс осмысленного запоминания путём использования зрительных образов и ассоциаций. Эта методика опирается на естественные возможности человека: воображение, внимание, мышление. Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса обучения, решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; развивает общие учебные умения и навыки обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде.
Слайд 5 Английский язык дает хорошую базу для развития метапредметного мышления, кроме того, учебный предмет «английский язык» метапредметен изначально. Именно на уроках английского языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни, изучают грамматику английского языка, используя понятия и знания из уроков русского языка, выполняют математические операции на английском языке, знакомятся с культурой, историей и традициями стран изучаемого языка, что связано с уроками истории, географии, искусством; читают художественные тексты на английском языке, что позволяет ученикам расширить свои знания по литературе.
Основу обучения иностранным языкам составляют упражнения коммуникативного характера, обладающие ситуативной обусловленностью и предусматривающие выражение личного отношения к рассматриваемому предмету. Одним из таких заданий является описание и сравнение картинок. Актуальность этих заданий невероятно высока, т. к. мы можем найти эти задания в устном собеседовании (3 балла +6 /2), ВПР в 7 и 11 классах (8 и 7 баллов), мы наблюдали задание по картинке в олимпиаде для 5-6 классов и за него можно было получить 10 баллов. И наконец, задание высокого уровня сложности в ЕГЭ предусматривает сравнение картинок и за него можно получить 10 баллов. Нет сомнений в том, что при описании и сравнении картинок должна быть задействована осознанная речевая деятельность и зрелые навыки осуществления логических операций сравнения, установления аналогий и причинно-следственных связей. Однако как бы нас не переубеждали разработчики данных заданий, необходимо наличие подходящих шаблонов и отработка формата задания.
Слайды 6, 7, 8 Учебник Спотлайт «Английский язык в фокусе», конечно, не изобилует картинками для тренировки, но все же их найти можно по каждой теме. Сюжетная картинка и набор вопросов или план, который будет на контрольных мероприятиях помогают отработать данный формат заданий, придать уверенность обучающимся, создать ситуацию успеха, не говоря уже о совершенствовании коммуникативных навыков.
Слайды 9-24 Чтобы организовать работу по сравнению картинок в 10-11 классе, учебника недостаточно, там нет подобных заданий. Составляем банк заданий сами. Сайт shutterstock.com по вашему запросу подберет любые картинки по темам кодификатора, а план сравнения картинок из демоверсии ЕГЭ поможет составить задания. Можно воспользоваться идеями своих неравнодушных коллег, которые щедро делятся ими в соц сетях и на таких сайтах как Решу ВПР . На данный момент я собрала варианты в отдельные файлы (20,33 ВПР и 50 ЕГЭ вариантов). И тоже могу поделиться. Все эти варианты не претендуют на то, чтобы быть идеальными. Плюс в том, что они вообще есть, т. к. нет никаких пособий по подготовке к ЕГЭ в новом формате и в том, что они составлены разными людьми, а значит истина где-то рядом.
Слайд 25 Переходя к оценке метапредметных результатов, хочется отметить, что она, наверное, одна из самых объективных в нашей работе, т. к. помимо комплексных работ, защиты проектов и достижений на олимпиадах метапредметные навыки помогают обучающимся показать достойные результаты на ВПР и ГИА, успешно учиться по другим предметам, адаптироваться к вузовской программе. в будущем иметь работу своей мечты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Технически развитое информационное общество Современный тип мышления Требования образовательных стандартов Необходимость формирования метапредметных результатов
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися обобщенные способы деятельности Регулятивные Коммуникативные Познавательные Управление своей деятельностью Самостоятельность Целеполагание Планирование Контроль и коррекция Оценка Рефлексия Осознанная речевая деятельность Умение сотрудничать Формулирование и аргументация своей точки зрения Работа с информацией Использование знаково-символических средств Выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий
Условия для реализации метапредметности Элективные курсы Проектная деятельность Подходящие технологии - технология сотрудничества - проблемный метод - технология критического мышления - интерактивные методы - мнемотехника - интегративная технология Подбор содержания
Требования стандартов 3 балла 8 баллов 7 баллов ВПР 11 класс 10 баллов ЕГЭ 10 баллов Олимпиада 5-6 класс ВПР 7 класс Устное собеседование
Учебник «Spotlight» 5-6 классы Who and what do you see in the picture? What is happening? What season is it in the picture? What is the weather like? How do you feel about the picture?
Учебник «Spotlight» 7-9 классы the place the action the person ' s appearance whether you like the picture or not why
Учебник «Spotlight» 10-11 классы where and when the photo was taken what/who is in the photo what is happening why you keep the photo in your album why you decided to show the picture to your friend
www.shutterstock.com ЕГЭ Imagine you are doing a project ...together with your friend. give a brief description of the photos justifying the choice of the photos for the project say in what way the pictures are different justifying the choice of the photos for the project mention the advantages and disadvantages (1-2) of the ... express your opinion on the subject of the project — whether you would like to live without … and why
www.shutterstock.com
А - Повседневная жизнь и быт. Покупки. Б - Жизнь в городе и сельской местности. В - Общение в семье и школе. Г - Здоровье и забота о нем. Д - Молодежь, ее интересы и увлечения. Е - Досуг молодежи. Ж - Родная страна и страны изучаемого языка. З - Путешествие по своей стране и за рубежом. И - Природа и проблемы экологии. К - Культурно-исторические особенности родной страны и стран изучаемого языка. Л - Вклад стран в развитие науки и культуры. Кодификатор ЕГЭ Предметное содержание речи
М - Современный мир профессий. Н - Возможности продолжения образования в высшей школе. О - Планы на будущее. Выбор профессии. П - Роль владения иностранными языками в современном мире. Р - Школьное образование. Каникулы. С - Научно-технический прогресс, его перспективы и последствия. Т - Новые информационные технологии. У - Праздники и знаменательные даты. Кодификатор ЕГЭ Предметное содержание речи
Communication
Ways of spending your free time
Hobbies
Shopping
Housing
Jobs
Getting news
Vacation time, trips
Leisure
Free time
Free time
Free time
Оценка метапредметных результатов Комплексные работы на межпредметной основе Защита проектов Внешняя оценка, в том числе ВПР и ГИА Участие в олимпиадах
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование метапредметных результатов обучающихся на уроках физики
Я обучаю детей физике на предпрофильном и профильном уровне и руковожу методическим объединением учителей физики. Мои ученики успешны в ходе независимой государственной экспертизы. Я работаю, чт...
Ментальные карты как способ формирования метапредметных результатов.
В статье освещается опыт использования ментальных карт на уроках английского языка....
Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку как средство формирования метапредметных результатов образования.
В данной статье рассматриваются вопросы компетентностного подхода, структура компетентностно-ориенторованных заданий и их роль в формировании трех ключевых компетентностей учащихся....
Достижение предметных и метапредметных результатов на примере урока-викторины "Thanks giving Day"
План-конспект содержит упражнения, нацеленные на повторение лексики по теме "Еда" и на знакомство с американским праздником День благодарения....
Формирование метапредметных результатов при реализации программы объединения "Занимательный английский"
Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.ФГОС начального общего образования устанавливает требования к результатам обучения на ...
Технология В.Н.Зайцева как способ формирования метапредметных результатов деятельности учащихся основной школы средствами предмета английский язык.
Статья написана учителем английского языка МБОУ СОШ № 5 г.Киржач, Владимирской области Брусничкиной Мариной Леонидовной...
Роль мини-проектов в формировании метапредметных результатов при изучении предмета «Технология» на примере раздела «Кулинария»
Данный материал может быть интересен учителям технологии....