Статья "Экологическое страноведение" как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению экологических проблем на английском языке.
материал по английскому языку (9 класс) по теме
Статья представляет краткие выводы из опыта трехлетней работы учителей кафедры иностранных языков по теме "Экологическое страноведение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ЮЗАО
ГБОУ СОШ № 1273
с углубленным изучением английского языка
«Экологическое страноведение» как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению проблем экологии на английском языке.
(Из опыта работы кафедры учителей иностранных языков 2009-2012 г.г. )
Авторы: Орешина И.Б.
Крайнова Т.И.
Прохорова В.В.
Современное общество находится в условиях необходимости экологосообразной культуры. Создание новых подходов к взаимодействию общества с окружающей средой – задача не только социально – экологическая и техническая, но и нравственная. Она продиктована необходимостью формировать экологическую культуру, новое отношение к природе.
Программа «Экологическое страноведение» реализуемая ГОУ СОШ №1273 с углубленным изучением английского языка, нацелена на воспитание у школьников экологического мышления, что позволит ученику формировать новые парадигмы в своем сознании и выйти на проблемы спасения окружающей природы с внутренней убежденностью.
Для решения обозначенных целей и задач в основе концептуального подхода лежат следующие принципы:
1. Использование интегративно – гуманитарного подхода в создании и реализации программы «Экологическое страноведение»: содержание и форма подачи программного материала нацелена на формирование у учащихся целостного видения мира и роли человека в нем, любая информация носит личностно – значимый характер («Я тоже отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и природы», «это затрагивает в том числе и меня»).
2. Принцип «окна»: каждая проблема рассматривается как обладающее своими особенностями «окно» в реальный мир, окружающий либо включающий в себя учащегося (объектом изучения является конкретная страна со своей спецификой и реальными экологическими проблемами: Россия, Великобритания, Австралия, Канада. Шотландия, Ирландия и т.д.).
3. Принцип межпредметной интеграции: экологии, биологии (практическая внеклассная работа под руководством учителя биологии по изучению фауны и флоры Битцевского парка), иностранных языков (экологические проблемы обсуждаются на языке страны, которую представляет «делегация» на «международной конференции» или «тематическом заседании» (ролевая игра).
4. Принцип интерактивности: предлагается система заданий, для которой характерны такие черты как системность (продуманное постоянное использование ролевых игр в процессе реализации программы; многожанровость (разные формы игровых заданий), возможность для учителя и для ученика выбрать свой стиль работы, выполняя задания и изучая темы, которые соответствуют его личностным особенностям и интересам.
Обоснование последнего принципа заслуживает общественного внимания, т.к. именно здесь заключается наша находка. Нам близка точка зрения, что творческие задания и ролевая игра являются одними из ведущих форм учебного процесса. Учебная игра в опосредованной форме позволяет получить новые знания, сформировать жизненные ценности. Эти задачи выполняются за счет возникновения особо эмоционального состояния, стремления добиться в ходе выполнения задания непосредственного результата. В итоге полученные знания становятся личностно значимыми. Опосредованное, игровое воздействие дает непосредственный учебный результат, саморазвитие сознания. Если у ребенка появляется желание узнавать новое, преодолевать трудности, искать самостоятельно нужную информацию, то процесс формирования личности ребенка происходит на более высоком уровне. Все методы обучения через программу «Экологическое страноведение» направлены на пробуждение интереса учащихся к знанию. С ее первых шагов реализации она принимает форму ролевой игры: в школе создается экологический клуб «Друзья природы», члены которого – «представители» различных международных организаций и экологических групп – общаются между собой на английском (международном) языке. Клуб открывается компьютерной презентацией экологических проблем России, Великобритании, Канады, Австралии, принимает Устав, резолюцию, определяет цели и задачи, выпускает информационный бюллетень. Круг изучаемых проблем варьируется из года в год. В прошлом году, например, «делегации» из России, Великобритании, Канады, Австралии и других стран обсуждали такие волнующие их региональные экологические проблемы как «Угроза богатствам живой природы», «Здоровье морей и океанов», «Здоровье и загрязнение окружающей среды», «Охраняемые природные территории в разных странах». Дискуссии проходили в течении года на заседаниях круглых столов, которые объединяли по темам «участников» из разных стран например: «Состояние лесов планеты», «Загрязнение водного пространства», «Здоровье и окружающая среда» и велись на иностранных языках.
Итогом работы клуба за год явилась «Международная конференция», в которой приняли участие учащиеся всех классов (включая начальную школу). Конференция прошла в два этапа: пленарное двухчасовое заседание, на котором выступали «представители стран – участниц» и заседания – дискуссии по секциям (каждую тематическую секцию проводил преподаватель иностранного языка).
По окончании секционных заседаний участники вернулись в конференц-зал, где конференция торжественно закрылась принятием резолюции и обращения ко всем, кому не безразлична судьба нашей планеты и конкретно того места на Земле, где они проживают.
В этом году предметом обсуждения станет тема «Проблемы мегаполиса», а заседания в секциях и на круглых столах пройдут по темам «Экологическая цена автомобиля», «Человек в большом городе», «Зеленые зоны и как их спасти в мегаполисе».
Важной составляющей на пути реализации программы «Экологическое страноведение» является создание системы условий, обеспечивающих ее внедрение. Это прежде всего регулярная обратная связь «ученик – учитель – ученик» для обучения и коррекции самостоятельной творческой деятельности учащегося. Задача учителя, с одной стороны, - помочь учащемуся развить у себя исследовательские умения (выделение проблем, сбор информации из разных источников, документов и т.д., наблюдение, эксперимент, анализ, построение гипотез, обобщение) и аналитическое мышление.
С другой стороны, конференция, круглые столы, заседания в секциях – это еще и дискуссии, т.е. целенаправленный обмен мнениями, целями, суждениями ради поиска истины. Дискуссия эффективна для творческого осмысления материала и формирования целостных ориентаций. Представление своей точки зрения помогает ученику разносторонне осмыслить ее самому, а попытка принять иную точку зрения ведет к пересмотру и обогащению своей позиции. Роль учителя – стимулировать, побуждать участников дискуссии к обмену мнениями, гибко управлять процессом поиска решения проблем.
Чтобы общение в процессе дискуссии было полноценным, мы обучаем учащихся дискуссионной культуре. Для этого в школе регулярно проводятся семинары в рамках дополнительного образования на иностранном языке, на которых мы обучаем детей правилам проведения дискуссии и презентации экологических тем. Такие правила, как: аргументируй свое мнение, не отступай от темы, дай сказать всем, будь краток, демонстрируй многосторонний взгляд на проблему, не допускай некорректных аргументов, не отклоняйся от темы, подтверди примерами, не монополизируй обсуждение и т.д., помогают впоследствии успешно провести все мероприятия, запланированные в рамках программы «Экологическое страноведение».
Таким образом, обозначенные подходы в модели программы «Экологическое страноведение» к проблеме экологизации сознания человека имеют глубокие нравственные основы.
Поскольку наша школа является школой с углубленным изучением английского языка, (а так же изучаются французский и немецкий языки) и наш проект ведется на английском языке, члены клуба «Зеленых» являются представителями Великобритании (Англии, Шотландии, Ирландии), Австралии, Канады и, конечно, России.
В школе состоялось торжественное открытие клуба, выбран «председатель» и «сопредседатель», которые в дальнейшем координировали последующие мероприятия. Был оформлен стенд, информация на котором обновляется по мере проведения мероприятий и сопровождается фотографиями состоявшихся событий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поддержание интереса учащихся к изучению английского языка средствами предмета с использованием ИКТ
В статье идет речь об использовании ИКТ в урочной и внеурочной деятельности....
"Экологическое страноведение" как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению экологических проблем на английском языке
Статья представляет краткие выводы из опыта трехлетней работы учителей кафедры иностранного языка по теме "Экологическое страноведение"....
"Экологическое страноведение" как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению экологических проблем на английском языке.
Статья представляет краткие выводы из опыта трехлетней работы учителей кафедры иностранных языков по теме "Экологическое страноведение"....
Культуроведческая образовательная среда как средство формирования интереса учащихся к изучению английского языка.
Диалог культур - основа обучения иностранному языку....
Презентация к выступлению на школьном методическом объединении учителей иностранного языка "РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС"
Большое значение при обучении иностранному зыку занимает вопрос интереса, который учащиеся испытывают к данному процессу. Стоит отметить, что чем выше интерес, тем выше активность и результативность о...
Методическая разработка Изучение омонимов в преподавании английского языка как средство развития интереса учащихся к предмету
Данная разработка содержит пример того, как можно при изучении культорологических реалий использовать такое интересное явление языка как омонимы....
Формирование интереса учащихся к будущей профессии на уроках английского языка
В статье автор делится эффективными приемами опытом формирования интереса учащихся к будущей профессии на уроках английского языка...