Пути формирования здорового образа жизни у учащихся средних общеобразовательных школ на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему
Одним из приоритетных направлений развития инновационной деятельности является работа, осуществляемая в области здоровьесохранения учащихся. Использование педагогом здоровьесберегающих технологий является необходимым, чтобы получение образования происходило без ущерба для здоровья, чтобы у учащихся воспитывалась культура здоровья, под которой понимается не только грамотность в вопросах здоровья, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пути формирования здорового образа жизни у учащихся средних общеобразовательных школ на уроках английского языка.
Здоровье – это главная ценность для любого человека и важно в течение жизни делать все возможное, чтобы максимально сохранить и укрепить его. Важная роль в этом принадлежит образовательным учреждениям.
С этой целью разработаны СанПиНы, регламентирующие образовательную среду (питание, озеленение пришкольных участков, освещенность кабинетов и т.д.) [12], созданы специальные рекомендации, позволяющие учителю, при проведении уроков, заботиться о здоровье воспитанников: вырабатывать установку на ведение здорового образа жизни, использовать эффективные методы обучения, не перегружать детей, осуществлять контроль за объемом домашнего задания, внедрять систему специальных физкультминуток и т.д. [3,4,7,10]. Конкретно в отношении уроков английского языка данное направление деятельности освящено в единичных исследованиях практических работников [8,9,11,13]. Показано, что необходимо использовать: индивидуальный подход к каждому ребенку, методы позитивной психологической поддержки обучающихся, игровые технологии и упражнения на релаксацию, разработки отдельных уроков на тему здорового образа жизни и т. п.
На своих уроках, в рамках решения рассматриваемой задачи, я поддерживаю познавательный интерес у детей к изучению предмета. Для этого, стараюсь сделать свои уроки интересными и доступными, т.к. английский язык является одним из сложных школьных предметов. Следует отметить тот фактор, что в последнее десятилетие жизнь детей, а в особенности старшеклассников, значительно ухудшилась, и дело не только в трудной учебной программе, усложнилась вся жизнь в целом, огромный поток информации (телевидение, интернет) обрушивается на несформированную психику ребенка, что ведет к тяжелому эмоциональному состоянию. Чтобы разгрузить своих обучающихся и снять стрессовую ситуацию, я придерживаюсь четкой организации урока с конкретными практическими целями. Например, для реализации поставленной задачи при изучении конкретной грамматической темы, использую систему упражнений для усвоения и закрепления изучаемой структуры, касаясь принципа от простого к сложному: языковые – условно-речевые – речевые упражнения. Серьезность данного предмета заключается в том, что приходится много запоминать, особенно новых слов, но без знания лексики и грамматики не возможно изучить иностранный язык. Запомнить лексические единицы можно, используя также систему упражнений, а не заучивать отдельные колонки выражений дома, потратив несколько часов. Важен также момент повторения в ряде уроков, посвященных определенной тематике.
Вышеуказанные материалы (упражнения, задания, тексты) представлены в учебно-методическом комплексе (УМК) [2], допущенного к использованию Министерством образования и состоящего из учебника, рабочей тетради, аудио- и видеоприложения. Но мастерство преподавателя заключается в том, чтобы умело обогатить имеющийся в наличии материал учебника, в зависимости от ситуации на уроке, адаптируя его для каждой отдельной группы учащихся или каждого конкретного ученика.
Различные игры, творческие задания, которые я использую, способствующие развитию мыслительных операций и памяти, дают возможность учащимся почувствовать себя успешным и ощутить эмоциональный комфорт и удовольствие от самого процесса получения знаний. Для снятия у них умственного напряжения, применяю юмористические рассказы, шуточные песни, загадки, скороговорки на английском языке. Также во избежание усталости воспитанников, использую различные виды учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа, чтение, письмо, прослушивание аудиозаписей). Выполняю и другие требования: средняя продолжительность чередования различных видов учебной деятельности составляет 7-10 мин., а их число не превышает- 7 . В противном случае, урок будет очень насыщенным, что ведет к утомляемости детей. Обязательной составной частью урока являются физкультминутки и паузы релаксации, которые любят наши школьники. Пример представлен в приложении 4. Кроме перечисленного, на занятиях я оказываю позитивную психологическую поддержку ученикам и учитываю их индивидуальные способности; использую методы, способствующие активизации их инициативы и творческого самовыражения (ролевые игры, дискуссии, обсуждение в группах, ученик в роли учителя, творческие и исследовательские проекты).
Известно, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств может зависеть от несоблюдения простых гигиенических условий в классе[4]. Поэтому мы поддерживаем чистоту, свежесть воздуха, нормальное освещение в кабинете английского языка. Во время урока я слежу за осанкой учащихся, чередую их позы в зависимости от характера выполняемой работы.
Другим направлением работы учителя, касающейся сохранения и укрепления здоровья учащихся, является формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по собственной деятельности в этом направлении. Известно, что на 50% уровень нашего здоровья зависит от того, какой образ жизни мы ведем. Поэтому, в ходе изучения различных предметов, работают и над развитием у детей здорового образа жизни.
К сожалению, в отношении уроков английского языка, это направление, на сегодняшний день, остается мало разработанным. Вместе с тем, опыт нашей деятельности показывает, что при изучении иностранного языка создаются прекрасные условия в этом плане. Цель нашего исследования заключалась в поиске возможных путей обогащения существующего материала, изучаемого детьми на предмете «Английский язык» с целью овладения ими представлений о ЗОЖ. Для этого решались следующие задачи:
1) в ходе анализа научной литературы уточнить понятие ЗОЖ, выделить его основные составляющие;
2) проанализировать используемый нами УМК Биболетовой М.З. и др. по английскому язык [2] на предмет наличия учебного материала (текстов и упражнений) по ЗОЖ.
3) предложить дополнительный учебный материал, включающий сведения по ЗОЖ для изучаемых тем по программе Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н.
Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Существует множество взглядов на него. В частности, представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В тоже время, наиболее распространенным является определение «Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. В английском соответствует как Healthy lifestyle (то же что и ЗОЖ), так и Health promotion (укрепление здоровья)» [5].
Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них [14], считают базовыми:
- воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
- окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
- отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
- питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
- движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
- гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
- рациональный режим дня: нормирование и рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха;
- закаливание;
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы [6], также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:
- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;
- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.
Проанализировав учебники по английскому языку, мы отметили, что такие аспекты ЗОЖ, как здоровое питание, активный образ жизни, спорт, гигиена, режим дня, воспитание здоровых привычек освещены в УМК, но, на наш взгляд, не достаточно полно. Например, в учебнике 3 класса представлен урок здоровья с доктором Хелсом. Врач отвечает на вопросы и определяет, здоров ли ученик и далее предлагает статью: “ Would you like to be healthy”, т.е. что должен делать учащийся, чтобы быть здоровым. Это интересный и полезный урок, но одного такого занятия явно не достаточно, чтобы привить детям навыки здорового образа жизни. Или, например, в учебнике 7 класса говориться о вреде курения в 3 упражнениях, другие вредные привычки не рассматриваются. Хотя, важно говорить об этом и в старших классах.
Проведенный анализ программы по английскому языку М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой [7] позволил нам также прийти к выводу, что материал по здоровому образу жизни можно использовать в рамках следующей тематики:
2-4 класс.
- Я и моя семья. Мой распорядок дня. Любимая еда. Мое здоровье.
- Мир моих увлечений. Любимые занятия, хобби. Выходной день. Каникулы.
- Моя школа. Школьное питание.
- Мир вокруг меня. Мой дом, квартира, моя комната. Любимое время года. Погода. Природа.
- класс.
- Я, моя семья, мои друзья. Покупки. Еда. Здоровый образ жизни: посещение врача, спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек.
- Мир моих увлечений: любимые занятия и развлечения (спортивные занятия, чтение, телевидение, компьютер, интернет).
8-9 класс.
1.Мир моих увлечений: путешествия, хобби, спорт. Природа и проблемы экологии. Защита окружающей среды. Здоровый образ жизни.
10-11 класс.
1. Социально-бытовая сфера: здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги.
2. Социально-культурная сфера: досуг молодежи, необычное хобби и др.
3. Спорт в жизни подростка. Спортивные занятия в школе. Безопасность при занятиях спортом.
4. Природа и экология, научно-технический прогресс. Перспективы технического прогресса. Генно-модифицированные продукты. Медицина и нано-технологии.
Изучая тему продукты в начальной школе, я акцентирую внимание детей на то, что полезно есть (например: кашу, суп, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты), что вредно есть в большом количестве (например: конфеты, шоколад, торты, булочки и др.), какие продукты должны быть в детском рационе питания. Обучающиеся выполняют несложные исследовательские проекты по вопросу здорового и правильного питания. Они опрашивают одноклассников и ребят из других классов, чтобы узнать какие продукты любят наши школьники, что они едят, и полезны ли такое питание. Затем они делают выводы и создают кулинарную книгу о здоровой пище. Таким образом, мальчики и девочки нашей школы учатся задавать вопросы, вести диалог на английском языке, а также получают информацию о ЗОЖ.
При изучении темы: “ Мой распорядок дня” дети составляют свой распорядок дня, соответствующий здоровому образу жизни. А это - подъем в 7 часов, умывание, чистка зубов, водные процедуры по возможности, прием пищи в одно и тоже время и не менее 4 раз в день, ежедневные прогулки не менее 1,5- 2 часов, подвижные игры или занятия спортом, просмотр телевизора и работа у компьютера – вместе не более 2-2.5 часов, водные процедуры перед сном, отход ко сну не позднее 10 часов. Конечно же, занятия в школе, выполнение домашнего задания, уборка своей комнаты и т.д. присутствуют в распорядке дня. Ученики живут по этому распорядку дня, а в конце года подводят итоги, кто справился с этим испытанием, кому было трудно, а кому не составляло труда.
В средней и старшей школе на уроках английского языка мы читаем тексты и устраиваем дискуссии на тему: “Keeping fit.” , “Healthy and Unhealthy Habits”. или “ Fast food.” (Здоровый образ жизни. Хорошие и плохие привычки. Положительные и отрицательные стороны пищи быстрого приготовления). Рассматривая тему: “ Телевидение.” ( TV advantages and TV disadvantages), обсуждаем проблему, как телевидение может влиять на физическое и психическое здоровье человека. Примеры некоторых элементов таких уроков представлены в приложении 2.
На уроках английского языка мы обучаем детей аспектам языка (фонетике, лексике, грамматике) и видам речевой деятельности (чтению, аудированию, письму и устной речи). Я считаю, что обучение аудированию или, например, разным видам чтения (ознакомительному, изучающему, просмотрово-поисковому) можно осуществлять на текстах, содержащих информацию о здоровом образе жизни. (Приложение 3).
В календарно-тематическое планирование по английскому языку я включаю ряд уроков, полностью касающихся ЗОЖ.
Обобщая вышесказанное, можно говорить о необходимости использования здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка и включения в его содержания дополнительного учебного материала, касающегося ЗОЖ, с целью решения задачи сохранения и укрепления здоровья школьников.
Литература.
1. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка Enjoy English для 2-11 классов. Титул.-2008.-56с.
2. Биболетова М.З. и др. УМК. Английский с удовольствием. 2 – 10 классы.- Титул.-2006-2009.
3. Зарипова А.И. Особенности сохранения здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях.// Образование в современной школе,- 2007. -№6.- с.52-55.
5. Козырева Е.А., Севастьянова М.В. Технология интеграции оздоровительных и образовательных процессов.// Образование в современной школе.- 2007. -№8.-с.49-56.
5. Corbin C.B., Lindsey R. Concepts of physical fitness with Laboratories. — WCB Brown&Benchmark publishers, 8th edition, 1994.
6.Corbin C.B.,Lindsey R. Лидский зональный центр гигиены и эпидемиологии; Шаталова Г.С.
7. Нугуманова Л.А. Здоговьесберегающее обучение и воспитание в условиях средней школы.// Педагогическое образование и наука. -2002.- №1.- с.46-50.
8. Петричук И.И. здоровьесберегающие технологии при обучении английскому языку. http://www.sibuch.ru/article 549.
9. Петричук И.И. Эмоционально- деятельностный комфорт личности как основа оптимизации процесса обучения английскому языку.// Образование в современной школе.- 2007.-№3.- с.34-40.
10. Поляков С. Не ходите, дети, в школу… // Школьное образование.- 2004.-№1.- с.2-7.
11. . Ракова О.А. Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка через здоровьесберегающие технологии. http://festival.1september.ru/articles/567794.
12. СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
13. Шляхтова Г. Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.// Первое сентября: English.-2006. -№17.-с.13-15.
14. Шухатович Р.В. Здоровый образ жизни// Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003.
Приложение 1.
1.Зарядка для глаз. 2.Hands up, Hands down,
Look left, right, Hands on the hips
Look up, look down, And sit down.
Look around. Hands on the head
Look at your nose Hands on the hips
Look at that rose Hands on the table
Close your eyes Hands like this
Open, wink and smile. Hands on the shoulders
Your eyes are happy again. Hands up and down, hands behind the head
And sit down.
3.This is my right hand,
I'll raise it up high (Raise the right hand)
This is my left hand,
I'll touch the sky. (Raise the left hand.)
Right hand, (Show the right palm.)
Left hand, (Show the left palm)
Roll them around. (Roll hands around)
Left hand, (Show the left palm)
Right hand, (Show the right palm)
Turn around, turn around.
Приложение2.
TEXT 1.
Read the text and do the assignments given after it.
HEALTH AND FITNESS
Non-infectious diseases kill more people than infectious diseases everywhere in the world except in Africa. About 17 million people die of heart disease worldwide each year and 12 million people die of cancer. Smoking causes about 5 million deaths a year. These deaths are easily preventable. Passive smoking harms other people.
Evidence shows that diseases such as cancer and heart disease can be genetic. But healthy living can help prevent disease. Healthy living includes:
-eating a balanced diet
-taking regular exercises
-not smoking
-not taking drugs
- not drinking alcohol.
Did you also know that happiness helps people to stay healthy? According to a scientific study, if people are happy in their everyday lives, they have healthier amounts of important body chemicals and a lower heart rate. So a happy family life and learning how to manage your time and enjoy your study or work are good to improve your health.
A. Answer the questions:
- Where do infectious diseases kill the most people?
- What can help prevent non-infectious diseases?
- Why is happiness important?
- How many people die from smoking?
- Have you got a healthy life style? Prove it.
- Why do people smoke if they know smoking can kill?
B. Work in pairs. Discuss if we can stop a disease.
What diseases should we worry about? What is the best way to stop disease? Is it just a question of money?
Healthy and Unhealthy Habits.
Are you healthy?
- Do you always eat healthy food?
- Do you catch a cold more than once a year?
- Do you eat a lot of vegetables?
- Do you ever read magazines or news articles about health?
- Do you do exercises?
- Do you go for regular medical check-ups?
- Do you have a lot of stress?
- Do you have any allergies?
- Do you often eat fast food?
- Do you take vitamins?
- Do you usually get enough sleep?
- Have you ever broken a bone?
- Have you ever taken a sleeping pill to get to sleep?
- How many hours of sleep do you usually get?
- What are some ways to deal with stress?
- Who is the healthiest person in your family? Who is the least healthy?
- Do you smoke?
TEXT 2.
Read the text. HOLLYWOOD STARS QUIT SMOKING.
Kirk Douglas is a famous actor. He likes to tell a story about his father. His father decided to stop smoking. To help himself quit, he always carried one cigarette in his pocket. Whenever he wanted to smoke he took the cigarette out of his pocket, looked at it and said, "Who is stronger, you or me? I am!" Then he put the cigarette back. He always won.
Peggy Lee, a well-known singer, tells a story about why she quit smoking. Her father, who was a heavy smoker, died of lung cancer.
She tried to quit smoking many times, but she always started again. Several years ago, however, she got pneumonia, a lung disease, and was seriously ill. Her doctors told her she had two choices, to stop smoking or to die. Peggy Lee has never smoked another cigarette.
Mark Twain, a famous American author, once said, "It's easy to quit smoking. I know, because I've done it thousands of times." Twain never quit smoking, and neither have millions of other Americans who have also tried to stop. According to the American Cancer Society, 75 percent of all smokers have tried to quit, but only 25 percent of these have succeeded.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
A. There are hundreds of definitions of stress but even the highest medical authorities don't know what it really means. Give your own definition of stress. B. Read the text 'Stress and How to Cope Well With It” and think if stress can be called the disease of modern society.
Stress and How to Cope Well With It.
Nowadays many people say that they are tired of their hectic lifestyle. They work too much and stop taking breaks. They forget about everything striving for their goals and they constantly raise the bar. Very often they don't find personal satisfaction in their work and don't love what they do. They have no sense of personal accomplishment and self-satisfaction. Some people don't feel content even when they achieve their goal. One the contrary, they feel disillusioned and dissatisfied. Having climbed the ladder of success they find nothing worthwhile on the top. Constant fatigue, physical and moral exhaustion, monotony and impossible pressure at work and at home can cause stress.
Stress is the emotional and physical strain caused by people's response to pressure from the outside world. Stress causes tension, irritability, anxiety, alarm, loss of concentration, sensations of fear and panic as well as headaches and a fast heartbeat. It can result in a real breakdown of health. Stress can even cause heart disease and cancer.
There are a lot of stressful events in our lives, such as divorce, losing a job or having difficulties at home or at work. But changes for the better can also cause stress, like a new baby, a wedding, and a new house. Pupils and students often face stress from problems at school, poor relationships with peers, strict and demanding teachers, exams and many other problems.
Feeling stressed many people try to find some distraction and to escape their problems. They begin overeating, smoking, drinking, and even taking drugs. But junk food, cigarettes, sleeping pills and alcohol don't help. On the contrary, they make things much worse and more difficult to patch up.
Stress can have a negative influence not only on our physical and mental health, but on the lives of those around us. It often makes us lose control and shout at our spouses, relatives, friends or colleagues. Taking stress out on our nearest and dearest is the easiest way to hurt their feelings and to make them feel depressed too.
People react to stress in different ways. Some of us are more vulnerable to stress than others. People who are always angry, impatient and mistrustful may have more stress-related physical problems.
It is very important to try to avoid stress or at least to minimize it. That's why it is essential to notice early signs of stress and to remove some of its causes. If you catch the trouble early, the problem may be easy to fix.
One of the best ways to cope with stress is to keep a sense of humor in difficult situations. Wise people say that laughter is the best medicine for all diseases. It increases blood flow and it may reduce the risk of heart disease. Besides, laughter makes the body release pleasure chemicals.
Regular leisure activities and relaxing hobbies are also very important in reducing stress. If you feel depressed, yoga, swimming, bicycling, painting or gardening can help you relax, calm down and get a new lease on life. Anti-anxiety medications and anti-depressants can be useful for dealing with short periods of acute stress. But the side effects of such medications can be rather dangerous, that's why they must never be taken as often as vitamins. Besides, anti-anxiety medications and anti-depressants cause addiction and may lead to suicides.
Forget about your problems. Take a day off work, domestic chores and family. Work regular hours and don't forget to take breaks and holidays. Don't expect too much of yourself and don't try to aim higher than your capacity. Have a balance in life. Walk away from stressful situations and be positive and enthusiastic. In other words 'don't worry, be happy.'
1. Agree or disagree. Explain your point of view
- Stress can result in a real breakdown of health.
- Stress is everywhere.
- Stress is a synonym for 'weakness' and 'helplessness'.
- Changes for the better can never cause stress.
- Overeating, smoking, drinking, or taking drugs don't help to cope with stress.
- Laughter is the best medicine for all diseases.
- It is impossible to avoid stress.
- The best way to minimize stress is to know your limits and to be in harmony with yourself
2. Answer the questions
- Why do many people feel stressed at work?
- What kind of situation can be called stressful?
- How do many people cope with stress? What mistakes do they usually make?
- Why is stress dangerous not only to our health but to the health of those around us?
- Why do people react to stress in different ways?
- How can we avoid or minimize stress?
- Why are anti-anxiety medications and anti-depressants dangerous to our health?
8) Do you know any effective ways to cope with stress? Say a few words about them.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативной компетенции у учащихся вечерней (сменной) школы на уроках английского языка
Статья посвящена методам организации процесса обучения иностранному языку в вечерней (сменной) общеобразовательной школе в соответствии с новыми образовательными стандартами, а именно путям развития к...
Трудности в усвоении русского языка у учащихся средней общеобразовательной школы.
Родителям и учителям бывает трудно работать с подростками, имеющими нарушения письменной речи. Статья раскрывает вопрос о возможности предоставления помощи учащимся средней общеобразовательной школы у...
Ролевая игра как прием интенсификации процесса развития умений в иноязычном устно-речевом общении у учащихся средней общеобразовательной школы (на материале английского языка)
Ролевая игра как прием интенсификации процесса развития умений в иноязычном устно-речевом общении у учащихся средней общеобразовательной школы(на материале английского языка). Теоретические основы....
Информационный лист педагогичесского опыта по теме: «Воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества у учащихся в средней общеобразовательной школе на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»
Описываемый опыт отражает педагогическую деятельность автора работающего в должности преподавателя – организатора ОБЖ МБОУ «Староникольская СОШ» Красногвардейского района Оренбургской области»....
Информационный лист педагогического опыта по теме: «Воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества у учащихся в средней общеобразовательной школе на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»
Описываемый опыт отражает педагогическую деятельность автора работающего в должности преподавателя – организатора ОБЖ МБОУ «Староникольская СОШ» Красногвардейского района Оренбургской области»....
Естественнонаучные дисциплины, как основа формирования Здорового Образа Жизни у учащихся средней и старшей школы.
Обзорная статья, раскрывающая перспективы формирования здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учебных заведений через предметы естественнонаучного цикла....
Формирование эмоционального интеллекта учащихся общеобразовательной школы на уроках английского языка
Статья посвящена развитию эмоционального интеллекта учащихся на уроках иностранного языка. Проанализированы и рассмотрены принципы эмоционального интеллекта; установлены наиболее эффективные возможнос...