ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НАУЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ЭВРИСТИЧЕСКИЙ (ПОИСКОВЫЙ) МЕТОД КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
проект по английскому языку

Бабкова-Эстеркина Анастасия Алексеевна

 

         В настоящее время преподавателю недостаточно использовать только традиционные методы обучения, следует расширять свои компетенции и вводить популярную в современном мире развивающую форму обучения, а именно эвристический метод. Основная задача этого метода развить у детей умение ориентироваться в незнакомой ситуации и самостоятельно искать информацию. Эвристическое преподавание вышло на принципиально иной уровень образования: помимо развития обучаемого, происходит развитие траекторий его образования, объединяющего в себе цели, технологии и содержание образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proet_3.docx132.6 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НАУЧНАЯ  РАБОТА ПО ТЕМЕ:

«ЭВРИСТИЧЕСКИЙ (ПОИСКОВЫЙ) МЕТОД КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Содержание:

  1. Обоснование необходимости использования эвристического (поискового) коммуникативного метода при обучении иностранному языку в начальной школе…………………..………..2
  2. Используемые технологии……………………………………..…….3
  3. Результаты применения коммуникативного метода в изучении иностранного языка в начальной школе…………………………….6

1. Обоснование необходимости использования эвристического (поискового) коммуникативного метода при обучении иностранному языку в начальной школе

        В настоящее время преподавателю недостаточно использовать только традиционные методы обучения, следует расширять свои компетенции и вводить популярную в современном мире развивающую форму обучения, а именно эвристический метод. Основная задача этого метода развить у детей умение ориентироваться в незнакомой ситуации и самостоятельно искать информацию. Эвристическое преподавание вышло на принципиально иной уровень образования: помимо развития обучаемого, происходит развитие траекторий его образования, объединяющего в себе цели, технологии и содержание образования. Эвристический метод обучения близок детям, поскольку в быстро меняющемся мире дети ценят самостоятельный компонент обучения и приветствуют творческие поиски.

        Исходя из этой концепции, эвристическое обучение строится на следующих принципах:

  • Принцип свободы выбора учеником главных элементов образовательного процесса;
  • Принцип сопровождающегося обучения;
  • Принцип продуктивного образования;
  • Принцип рефлексивного самосознания.

        В свою очередь эти принципы достигают за счёт самостоятельного усвоения знаний благодаря творческому мышлению и умению переносить знания в незнакомую ситуацию; трансформированию привычной деятельности в что-то совершенно новое; изучению и внедрению навыка активного познавательного общения; тщательной работе с мотивацией учения и мотивацией достижения.

        Посредством такого подхода дети приходят к более расслабленному, но от этом осознанному обучению, так как понимают, что задача имеет не одно, а несколько решений. За счёт изменения изначальных привычных установок появляется возможность уделить особое внимание анализу пути решения поставленной задачи, что для дальнейшего развития ребёнка, как личности имеет первостепенное значение.

        Ценность эвристического метода ещё больше возрастает поскольку во взрослой жизни информацию редко преподносят в конечном проработанном и выверенном виде, зачастую необходимо ознакамливаться с неизвестным самостоятельно. На занятиях происходят схожие процессы, поэтому преподаватель принимает на себя новую роль наставника или тьютора, в чьи задачи входит направлять учеников по правильному пути, рекомендовать, но не предоставлять информацию в готовом виде.

2. Используемые технологии

        Главным инструментом преподавателя английского языка в начальной школе являются специально подобранные вопросы, подводящие учеников к тому, чтобы самостоятельно прийти к новым выводам и умозаключениям на основе ранее приобретённого речевого анализа.  Мероприятия, организованные в рамках эвристического метода обучения, помогают учащимся реализовать себя, продемонстрировать свои знания и способности. Выводить новые понятия и формулировать грамматические определения детям помогают следующие технологии:

  • Эвристические уроки;
  • Олимпиады;
  • Погружения;
  • Деловые игры;
  • Очные и дистанционные проекты;
  • Интерактивные формы обучения;
  • Творческие защиты.

        Эвристические уроки состоят из заданий, направленных на творческую деятельность учащихся. Поставленная учителем задача может меняться. Например:

— придумать собственные буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; рисунок для обозначения дня недели, месяца, года, мира;

— самостоятельно сформулировать и дать дефиницию изучаемому понятию, объекту, явлению; найти закономерность; выдвинуть собственную теорию;

— сочинить сказку, поговорку, пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню;

— собственноручно составить словарь, прописи, кроссворд, игру, викторину, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для других учеников;

— поработать с образным восприятием и мышлением за счёт «оживления» букв, чисел, слов, фигур; нарисовать ноты и представить музыку, придумать цвета для каждого дне недели и разукрасить календарь;

— изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, вышивку, фотографию, видеофильм;

— разработать цели своих занятий по всем предметам на день, четверть, год; разработать план домашней, классной или творческой работы; написать.

        Олимпиады направлены на максимальное творческое самовыражение на английском языке за счёт демонстрации своих интересов и способностей. Во время того как за урок ребёнок трудиться над своим творческим продуктом, он невольно формулирует такие понятия как «Идея», «Образ», «Закономерность», «Знак». «Символ», «Опыт», «Конструкция». Оценки ставятся учителем исходя из степени проявленного творчества, так как категорий «правильность/неправильность выполнения» в эвристическом методе не существует. Примерные формулировки заданий могут звучать следующим образом: «Изобразите устройство школы и подпишите ваши ассоциации», «Дайте определение, кто такой человек». «Придумайте и опиши общий для всех людей язык»

Погружение.  Познавательный ресурс учащиеся черпают из заранее выбранной образовательной доминанты, обеспечивающей личностное познание природного, культурного или иного образовательного объекта с помощью эвристических методов обучения. Погружение может варьироваться в зависимости от выбранной исторической эпохи, тематики творчества писателя или же географии страны и разыгрываемых эвристических ситуаций в контексте излучаемого объекта.

         Деловые игры. Деловые игры модулируют реальное общение в дальнейшем, будь то деловые или научные исследования, презентация на тендере или же рекламная кампания по новому продукту. В этой связи деловые игры организуются в виде разработки и защиты учащимися проектов, в форме группового решения задач в ходе «круглого стола», лабораторной работы, чтобы продемонстрировать деятельность гипотетической организации по решению реальной для нее проблемы.

        Очные и дистанционные проекты. Одни проектные решения выполняются детьми прямо на уроке и представляют собой элемент творчества в рамках изучаемой темы, в то время как другие представляют собой текущие творческие работы обучающихся, выполненные ими в течение 1-3 дней дома. Оценивание таких проектов можно провести в рамках следующего урока, прослушав устное выступление ребёнка. Существует и другой вид творческих проектов, который требует большей подготовки и требует максимальных энергозатрат, например, защита проектов в конце учебной четверти или во время творческой недели, впоследствии чего будет выставлена итоговая оценка.

        Интерактивные формы обучения. Благодаря современным информационным технологиям обучение детей на интерактивных образовательных платформах можно и нужно чередовать с традиционными методами преподавания. Пользователь интерактивной игры волен самостоятельно выбирать своё следующее действие, а, следовательно, он несёт ответственность за свой индивидуальный результат. Более того, соревновательный дух захватывает, и дети с гораздо большим интересом и энтузиазмом стараются победить, а победой в таких играх выступает подтверждение знаний и закрепление пройденного материала.

        Творческие защиты. Творческие защиты схожи с проектной деятельностью, но защита материала происходишь по строго установленным стандартным требованиям: формулируются цели, описывается ход работы и полученные результаты, осуществляется рефлексия, приводятся рецензии учеников и взрослых. Защита происходит при присутствии нескольких педагогов английского языка и подразумевает повышенную ответственность и более высокие требования к выполнению своих работ.

        Тем не менее, преподаватель волен выбирать различные компоненты содержания образования и, по своему усмотрению, комбинировать и использовать вышеупомянутые технологии в учебном процессе.

3. Результаты применения коммуникативного метода в изучении иностранного языка в начальной школе

 

        Безусловно, применение эвристического подхода в обучении импонирует детям гораздо сильнее, поскольку уроки получаются более насыщенными, разнообразными, познавательными и увлекательными.  Важно, что такой с помощью эвристического метода у детей развиваются творческие способности и нестандартное мышление.

        Основными результатами применения эвристических методов на уроках иностранного языка являются: создание благоприятной атмосферы обучения, самостоятельное усвоение знаний и способов действий, а также возможность проявить себя; использование знаний и умений в новых ситуациях, перенос изученного материала и опыта в нестандартные условия и выделение новых признаков объекта; развитие самостоятельности и гибкости ума; усиление практической значимости предмета; усвоение модели взрослого поведения через решение разноплановых задач, которые способствует успешной социализации учеников.

Автор статьи:

Бабкова-Эстеркина Анастасия Алексеевна, учитель английского языка начальных классов школы ОАНО СОШ  «Москвич»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР "Проблемный метод в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

Выпускная квалификационная работа рассматривает теоретические и прак тические особенности проблемного метода обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе....

Теоретические основы технологии обучения чтению учащихся начальной школы .

Необходимо уделять особое внимание обучению младших школьников таким видам речевой деятельности, как чтение, аудирование, говорение.             Чтение на иностранно...

Использование метода учебного проекта в педагогической практике учителя начальной школы

Обычно мы даем знания детям, которые так и останутся теорией. А наша цель научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных проблем реальной жизни, что полностью укладывает в...

Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Человеческая игра есть изначально мотивированная, генетически и социально запрограммиро...

Исследовательский научный проект по теме: «НАГЛЯДНО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Содержание: 1.      Обоснование необходимости использования наглядного - репродуктивного метода при обучении иностранному языку в начальной школе………&helli...

Исследовательский научный проект по теме: «КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Коммуникативный метод подчеркивает способность передавать сообщение в терминах его смысла, вместо того чтобы концентрироваться исключительно на грамматическом совершенстве или фонетике. Поэтому сейчас...

Текстовое сопровождение компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности "Методы и приёмы подготовки юных мотокроссменов на начальном этапе подготовки"

Материал был подгоотовлен к аттестации по должности "педагог дополнительного образования". Будет полезен тренерам по направлению "Мотоциклетный спорт".В тексте и презентации раскры...