Исследовательский научный проект по теме: «НАГЛЯДНО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
проект
Содержание:
1. Обоснование необходимости использования наглядного - репродуктивного метода при обучении иностранному языку в начальной школе…………………………………………………………………...…2
2. Используемые технологии……………………………………………3
3. Результаты применения наглядно-репродуктивного метода в изучении иностранного языка в начальной школе………………...…..6
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1.docx | 78.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский научный проект по теме:
«НАГЛЯДНО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Содержание:
1. Обоснование необходимости использования наглядного - репродуктивного метода при обучении иностранному языку в начальной школе…………………………………………………………………...…2
2. Используемые технологии……………………………………………3
3. Результаты применения наглядно-репродуктивного метода в изучении иностранного языка в начальной школе………………...…..6
- Обоснование необходимости использования наглядного - репродуктивного метода при обучении иностранному языку в начальной школе
Использование наглядно-репродуктивного метода при обучении иностранному языку в начальной школе имеет основополагающее значение для эффективного усвоения учащимися школьной программы. Данный метод предоставляет учащимся возможности для развития познавательных и личностных УУД, необходимых для целостного образования. Недавние исследования и полученные результаты подтверждают, что в большинстве начальных школах существует дефицит использования наглядно - репродуктивного метода при обучении иностранному языку, особенно в общеобразовательных школах без углубленного изучения иностранных языков.
Когда преподаватели прибегают к репродуктивному методу обучения, они ссылаются на пример или правило, которое необходимо заучить или же повторить для выработки определённых навыков. Ребенок, в свою очередь, повторяя вышесказанное, выполняет один и тот же алгоритм, зачастую воспринимая информацию весьма поверхностно, поскольку он не способен концентрироваться на длительное время. В итоге, педагог имеет репродуктивный уровень познавательной деятельности учащихся, который в лучшем случае проявляется как воспроизведение знаний по образцу. Из этого следует, что цель урока, а именно усвоение знаний, была достигнута только наполовину. Однако, если преподаватель может объяснить обучающимся новый материал, применяя наглядный метод для закрепления изученного, и организовывая его репродукцию, он добивается невероятных результатов. Во-первых, такая смена способов обучения делает урок более динамичным и увеличивает интерес к изучаемому предмету, во-вторых, такой метод обучения формирует у детей главные мыслительные операции, такие как сравнение и обобщение, анализ и синтеза. Сочетая и по-разному комбинируя два метода, преподаватель получает активное принятие и запоминание преподносимого материала.
Исходя из вышеизложенного, основополагающими принципами современного обучения являются:
- креативность
- усвоение знаний в системе
- нетрадиционные формы уроков
- использование наглядности.
В этой связи, наглядно-репродуктивный метод способствует расширению кругозора и культуры суждений детей, повышает эмоциональную вовлеченность в рассматриваемую проблему, совершенствует речевую культуру учащихся, а также развивает навыки поиска информации из различных источников.
2. Используемые технологии
Исходя из того: что изучение английского языка осуществляется в процессе активной речевой деятельности посредством говорения, аудирования, чтения и письма, наглядность и репродуктивность вкупе дают возможность мотивировать и стимулировать учеников к совершенствованию своих знаний. Посредством предметов, иллюстраций, фотографий, видео, схем, рисунков, преподаватель легко может создать жизненные запоминающиеся ситуации, разыгрывая и повторяя которые, ребёнок будет погружаться в иноязычную культуру.
Рассмотрим некоторые наиболее эффективные технологии, используемые в преподавании английского языка в начальной школе.
Основной упор в преподавании я предпочитаю делать на объяснительно-иллюстративных технологиях. Имея в своём арсенале такие приёмы как демонстрация, наблюдение, объяснение и беседа, в процессе обучения я стараюсь сделать акцент на общедоступных вещах, показывая непосредственную связь между английским и русским языком.
Восприимчивость детей к зрительной информации гораздо выше, чем к звуковой (слуховой). Наглядность обеспечивает правильное осмысление материала, служит опорой в его понимании на слух и создает условия для его практического применения. Благодаря средствам наглядности в голове учащихся появляются образы и ассоциации, которые постепенно превращают первые представления в понятия. К тому же, иллюстрации способствуют развитию внимания и памяти.
На занятиях можно задействовать различные предметы для наглядности:
1. Натуральные предметы (посуда, вещи).
2. Реальные объекты (помещения).
3. Муляжи, игрушки, модели, макеты, изображения (предметные, сюжетные) фотографии.
4. Карты.
Все вышеперечисленные предметы могут быть использованы не только как демонстрационный, но и как раздаточный дидактический материал с использованием лексических единиц для расширения словарного запаса учащихся и создания языковой атмосферы на уроке.
Тем не менее, практический показ действий я считаю необходимым осуществлять с использованием видео материалов, представленных короткометражками, детскими сказками, мультсериалами и комиксами. Дети любят следить за полюбившимся героями и зачастую берут их модель поведения. Тем самым, можно совместить приятное с полезным: ненавязчиво показывать детям правильный поведенческий паттерн, при этом закрепляя новый учебный материал.
Совместный просмотр и обсуждение сюжетных линий, отражающих взаимодействия людей в реальных ситуациях, несут существенный вклад в изучение иностранного языка. Именно видеозаписи позволяют развивать навыки аудирования на аутентичном материале, что способствует повышению коммуникативной компетентности учеников. Большинство этих ресурсов изначально не создавались как учебные материалы, благодаря чему коммуникативная цель достигается более естественным образом. Более того, аутентичные ресурсы, адаптированные для обучения языку, значительно быстрее формируют языковые навыки и развивают речевые умения за счёт познавательной активности учеников начальной школы. Видеоматериалы являются дополнением к наглядным пособиям поскольку отличаются визуализацией материала, возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Кроме того, динамичность и подвижность показываемых кадров способствует лучшей концентрации внимания и делает разнообразным процесс подачи информации.
Также наряду с рассмотренными ранее технологиями, следует применять ещё и такие методы обучения, которые организуют активную поисковую деятельность учеников. После ознакомления детей друг с другом преподаватель может прибегнуть к проблемно-поисковой технологии вместе с технологией сотрудничества. Дети учатся не только английскому языку, им в равной степени необходимо проходить через процесс социализации и становления их как личности. В этом отношении актуально создание тематических альбомов и стендов. Так как стенды изготавливаются по различным тематикам с использованием целого ряда как образовательных, так и подручных материалов, преподаватель волен выделять определённое количество часов на творческую деятельность. Так дети смогут не только повторить пройденный материал, но и проявить, а может и развить свой творческий потенциал. В процессе создания стенда или альбома дети осваивают новые виды активностей:
- ассоциативный метод запоминания новых слов, позволивший придумать проектную идею на основе подобранного материала;
- «мозговой штурм»;
- метод пассивного восприятия.
Последней, но не менее действенной технологией выступает игровая форма обучения. Благоприятный психологический климат, созданный в процессе проведения занятий благодаря игровым методам работы, обеспечивает более глубокое запоминание материала и способствует оптимизации процесса социализации. Здесь мы наблюдаем и практику в употреблении нового лексического материала в условиях, приближенных к ситуациям естественного общения и ознакомление с сочетаемостью слов.
С воспитательной точки зрения в процессе игры могут быть реализованы следующие потребности:
- творчество;
- общение;
- самоопределение через распределение игровых ролей.
Игры могут чередоваться в зависимости от задач, стоящих перед преподавателем: лексико-грамматические, фонетические, орфографические, речевые и ролевые, и, соответственно, могут быть успешно использованы в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. Также следуют отметить тот факт, что игры на уроках иностранного языка помогают преподавателю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, увидеть его положительные личные качества, распознать страхи и сомнения и устранить зажатость.
3. Результаты применения наглядно-репродуктивного метода в изучении иностранного языка в начальной школе
Таким образом, благодаря ситуативно-вариативным упражнениям с использованием одной или нескольких техник, где создается возможность для многократного повторения речевого образца при непринуждённом общении учащихся достигается дифференциация и индивидуализация обучения; развиваются такие важные социальные и личностные качества как активность, самостоятельность, автономность, ответственность, самоконтроль, самооценка, рефлексия; повышается познавательная активность и мотивация к изучению иностранных языков.
Грамотное применение наглядно-репродуктивного метода не только способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, но и стимулирует преподавателя совершенствовать свои навыки в области IT. Однако, на мой взгляд, самым большим преимуществом для обеих сторон является обоюдная инициативность в поисках новых решений для процесса обучения иностранному языку.
Автор статьи:
Бабкова-Эстеркина Анастасия Алексеевна, учитель английского языка начальных классов школы ОАНО СОШ «Москвич»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения на уроке иностранного языка в начальной школе
Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени. В ...
Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе и проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе.
Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном ...
Методы и приемы, с успехом применяемые в обучении иностранному языку учеников начальной школы
Методы и приемы, с успехом применяемые в обучении иностранному языку учеников начальной школы...
Практико-значимый проект на тему: "Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения".
Цель проекта: показать необходимость использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....
Приёмы и методы обучения иностранному языку в начальной школе
Описаны приёмы и методы обучения иностранному языку в начальной школе....
Исследовательский научный проект по теме: «КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Коммуникативный метод подчеркивает способность передавать сообщение в терминах его смысла, вместо того чтобы концентрироваться исключительно на грамматическом совершенстве или фонетике. Поэтому сейчас...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НАУЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ЭВРИСТИЧЕСКИЙ (ПОИСКОВЫЙ) МЕТОД КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
В настоящее время преподавателю недостаточно использовать только традиционные методы обучения, следует расширять свои компетенции и вводить попул...