Статья"Понятие концепта в современной лингвистике"
статья по английскому языку
Концепт, основные подходы к пониманию концепта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_kontsepta_v_sovremennoy_lingvistike.docx | 14.42 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
Учителя китайского и английского языков
ГБОУ школы №355 Московского района
Беляевой Е.А.
Понятие концепта в современной лингвистике
Понятие «концепт» представляет собой ненаблюдаемую, мыслительную категорию, в связи с этим разные ученные по разному трактуют данное понятие. Вариативность интерпретации концепта М.В. Пименова обосновывает тем, что он является междисциплинарным образованием, используется в целом комплексе наук, в рамках исследований логиков, философов, культурологов, психологов, где он имеет внелингвистическую трактовку [Пименова, 2004].
Понятие концепт возникает вновь связи с переводами англоязычных авторов в 80-е гг. ХХ века. Концепт исследуется ученными уже на протяжении длительного времени. В нашей работе за рабочее определение на основе проанализированной литературы мы остановились на понятии концепта как термина, служащего объяснением единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека.
В настоящее время в лингвистической науке выделяется три основных подхода к пониманию концепта, основывающихся на общем положении: концепт – то, что называет содержание понятия, синоним смысла.
Первый подход выделяет культурологический аспект. Следовательно, концепт является основной ячейкой культуры в сознании человека. При таком понимании термина «концепт» языку отводится второстепенная роль, он является лишь вспомогательным средством – формой оязыковления сгустка культуры концепта.
Второй подход к пониманию концепта семантику языкового знака представляет единственным средством формирования содержания концепта – семантический подход [ Маслова,2005].
При детальном рассмотрении понятия концепт и его проблематики, мы обнаружили что понятие «концепт» соотносится с понятием «фрейм».
Фрейм одно из основных понятий когнитивной лингвистики, цель которой - определение когнитивной функции языка.
Фрейм и концепт находятся между собой в родовидовых отношениях, где концепт является родовым понятием по отношению к фрейму. Н. Н. Болдырев говорит что, фрейм используется для «обозначения структурированных концептов; является частью концепта, который, в свою очередь, используется для представления любых единиц знания, в том числе неструктурированных» [Болдырев, 2004].
Фрейм и концепт можно рассматривать как два вида концептуальных структур, обладающих сходными и различными чертами. Сходство представленных понятий заключаются в наличии обязательных, существенных признаков, во взаимосвязи концептов и фреймов между собой, в единстве, гибкой и подвижной природе этих понятий. В качестве отличительных черт можно назвать преимущественную связь фрейма с процессом категоризации, а концепта -концептуализации; доминирование во фрейме стабильных, типизированных признаков и включенность в концепт всех признаков, вплоть до единичных, актуальных только для конкретного носителя языка; как следствие предыдущей черты - большая доля субъективности концепта и более коллективный характер фрейма, более четкая, жесткая структура фрейма. Кроме этого, как отмечает Е. В. Лукашевич, в научных описаниях фреймовая структура чаще представлена иерархически: вглубь от верхних уровней к нижним, глубинным уровням, а концепт изображается больше в виде полевой модели с ядром и периферией [Лукашевич, 2001]
В результате проведенного исследования можно сказать что, концепты представляют мир в голове человека, образуя концептуальную систему, а знаки человеческого языка кодируют в слове содержание этой системы. Невозможность дать единую интерпретацию, заключается в том, что концепт имеет сложную, многомерную структуру, а так же включает социо-психо-культурную часть, которая переживается носителем языка; она включает эмоции, ассоциации, национальные образы, оценки и коннотации, присущие данной культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОНЯТИЕ «ИННОВАЦИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Раскрытие инновационных методов в школьной практике....
Место и структура концепта в современной лингвистике
В свете сегодняшних событий, современная лингвистика считает важной задачей определить когнитивную функцию языка. Когнитивная лингвистика — это направление, в рамках которого язык рассматриваетс...
Гендер в современной лингвистике
Гендер в современной лингвистике...
РАЗДЕЛ. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ Тема: Понятие о терроризме. Современный терроризм
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5» Методическая разработка открытого урока Тема: «Поня...
Статья "Классификация метафоры в современной лингвистике"
Актуальность исследования обусловлена тем, что ХХ век внес новые направления в развитие лингвистики. В современном научном мире метафора приобрела свойства объединяющего феномена, исследование которог...
Статья "Понятие нравственности у современных школьников"
Понятие нравственности у современных школьников...
Статья "Структура концептов"
Структура концептов...