Статья "Структура концептов"
статья
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
Учителя китайского и английского языков
ГБОУ школы №355 Московского района
Беляевой Е.А.
Структура концептов
Благодаря сложной структуре концепта ученные дают ему ему метафорические характеристики: В.В. Колесов говорит о концепте как о «зернышке первосмысла, из которого прорастают новые смыслы», Н.Н. Болдырев сравнивает концепт со «снежным комом»
Семантический состав концепта включает в себя всю прагматическую информацию языкового знака, связанную с его экспрессивной функцией. Очередным компонентом семантики концепта является «когнитивная память слова»: смысловые характеристики языкового знака, связанные с его исконным предназначением и системой духовных ценностей носителей языка [Яковлева, 1998].
В настоящий момент существует несколько подходов к определению структуры концепта. В основе каждого лежит положении о том, что как структурная единица концептуальной системы концепт репрезентируется семантическими структурами разных сложностей и абстрактности и имеет свои «представительства» в лексической системе языка.
Основными подходами к выявлению структуры концепта являющимся основополагающими в области лингвоконцептологически исследований, принадлежат В.И. Карасику, Ю.С. Степанову, Г.Г. Слышкину, И.А. Стернину, В.В. Колесову.
В соответствии с трактовкой концепта Ю.С. Степанова, которая гласит что, структура концепта многослойна и выделяется:
- «Актуальный слой», «основной признак», концепта, в котором «концепт в одинаковой сложности существует для всех пользующихся данным языком как средством их взаимопонимания и общения»;
- Дополнительный, или несколько дополнительных, «пассивных» признаков, являющихся уже неактуальными, «историческими», актуализирующимися «при общении людей лишь некоторых социальных групп»;
- «Буквальный смысл» или «внутреннюю форму, обычно вовсе не осознаваемую, запечатленную во внешней, словесной форме», или этимологический, наиболее удаленный в историю, признак концепта.
Оригинальная концепция структуры лингвокультурного концепта принадлежит Г.Г. Слышкину, который предлагает ассоциативную модель концепта, исходя из того, что последний функционирует как процесс непрерывной номинации и реноминации объектов, с утратой старых и появлением новых ассоциативных связей между номинируемыми объектами и языковыми единицами. В рамках данного подхода номинативный концепт в является основной характеристикой интразоны концепта (ряд ассоциаций входящих в концепт), а метафорическая диффузность – его экстразоны (совокупности исходящих ассоциаций)[ Слышкин, 2004]
З.Д. Попова и И.А. Стернин предлагают полевую модель концепта схожий с полевой организацией значения слова. В связи с тем, что значение слова имеет полевую структуру (архисема в ядре, дифференциальные семы на ближней периферии, скрытые семы на дальней периферии), исследователи допускают, что концепт имеет многослойную структуру, которая может быть выявлена через анализ языковых средств ее репрезентации [Попова, Стернин, 2001].
По мнению авторов подхода, концепт может иметь полевое описание – в терминах ядра и периферии. К ядру относятся прототипические слои с наибольшей наглядно- чувственной конкретностью, первичные яркие образы; периферию концепта составляют более абстрактные признаки. Базовый образ может исчерпывать содержание концепта, если концепт отражает конкретные чувственные ощущения и представления, либо вычленяется в сознании примитивно мыслящих индивидов. Дополнительные концептуальные признаки в более сложных концептах наслаиваются на базовый образ. Признаков может быть много, они могут образовывать относительно автономные концептуальные слои от более конкретного слоя к более абстрактному. Совокупность базового образа, его когнитивных признаков и концептуальных слоев составляют объем концепта. Авторы подчеркивают, что «многочисленных концептуальных слоев в концепте может не быть, но базовый когнитивный слой с чувственно-образным ядром есть у каждого концепта, иначе концепт не может фиксироваться в универсальном предметном коде как дискретная единица мышления (смысловая отдельность), не может функционировать как мыслительная единица» [Попова, 2002]. Периферия состоит из слабо структурированных предикаций, отражающих интерпретацию отдельных концептуальных признаков и их сочетаний в виде утверждений, установок сознания, вытекающих в данной культуре из менталитета разных людей. Этот слой содержания концепта был обозначен термином «интерпретационное поле концепта»
В.И. Карасик, выявляя структуру концептов – духовных ценностей, отмечает в ней, не только образную, ценностную и понятийную составляющие [Карасик,1999]. Образная составляющая понимается автором как «след чувственного представления в памяти в единстве с метафорическими переносами» [Карасик, Прохвачева,2005]. По мнению В.И. Карасика понятийная составляющая представляет собой, «совокупность существенных признаков ситуации или объекта и итог их познания» [Карасик, 1999]. С точки зрения лингвокультурологии ценностная составляющая является доминирующей, так как она более всего культурно значима.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Место и структура концепта в современной лингвистике
В свете сегодняшних событий, современная лингвистика считает важной задачей определить когнитивную функцию языка. Когнитивная лингвистика — это направление, в рамках которого язык рассматриваетс...
Концепт “деньги” в бытовых приметах алтайского и русского народов
Началом всех начал является устное поэтическое творчество. Зародившись в глубокой древности, устное народное творчество является исторической основой всей мировой художественной культуры, источником н...
Научно-исследовательская работа по теме: "Сравнительный анализ концепта "друг" в русском и английском языках
С самого рождения человек приучается оценивать действительность и выра...
Программа элективного профильного курса (10-11 класс). Концепт «гражданственность» как основной мотив творчества русских писателей XX века.
Данный курс призван выявить гражданскую направленность произведений русской художественной литературы XX века. Дает возможность осознать, что гражданственность должна войти в систему этических понятий...
Статья.Результаты изучения отношения подростков к концепту "патриотизм"
Результаты исследования показались мне очень интересными.Они помогут во многом по новому взглянуть на аспекты патриотического воспитания школьника...
Реферат на НПК: Концепт «черт» в рассказах Н.В.Гоголя
Творческая работа для выступления на НПК, состоящая из доклада, отзыва, рецензии, презентации...
Конспект урока развития речи по концепту корень
Метолдическая разработка урока развития речи в 11 классе на основе использования технологии лингвоконцептоцентрического изучения языка...