Гендер в современной лингвистике
статья по английскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Гендер в современной лингвистике
Исследования, посвященные взаимоотношениям полов, объединяют учёных различных гуманитарных наук. В центре данных исследований лежит понятие гендер, возникающее благодаря феминистской теории. Многие учёные пришли к выводу, что гендер продукт человеческой культуры. Феминистская критика языка ввела ряд новых лингвистических понятий; позволила женщинам через язык увидеть себя по-другому; способствовала развитию мужских исследований. Одним из важных аспектов данной проблемы является вопрос о том, каким образом пол манифестирует в языке. На фоне классовой дискриминации начали различать и дискриминацию по полу. Это привело к неизбежному, накапливающемуся долгие годы возмущению «слабого пола», выраженному в феминистском движении. Вышеперечисленные исторические события, стали основой для возникновения новой области лингвистики – лингвистической гендерологии. Данная область лингвистики поможет решить многие проблемы, стоящие перед социологами, психологами и историками, так как все изменения в обществе незамедлительно отражаются в языке. Во главе гендерных исследований стоит человек, поэтому все теоретические построения, анализ и интерпретация полученных данных рассматривается через призму антропоцентризма.
Гендер – это понятие, которое базируется на психологических и культурных пояснениях, достаточно независимых от тех, которые толкуют биологический пол [Столлер 1968: 80]. Только в начале 90-х годов термин гендер приобретает универсальный научный статус не только в истории и социологии, но и в культуре, политике. Возникает новый компонент в значении термина – гендер как «идеологическая практика».
Хотя научная терминология в этой сфере еще не вполне устоялась, и слова гендер и пол иногда употребляются как синонимы, их различение имеет принципиальное значение. Пол – свойство или качество, классифицирующие живые организмы в соответствии с их репродуктивной функцией, мужской и женской соответственно; он определяет биологические, анатомические различия между мужчиной и женщиной. Гендер – это социальный пол, социально детерминированные роли в деятельности мужчин и женщин, зависящие не столько от биологических, половых различий, сколько от исторически сложившейся социальной организации общества.
Следует осмыслить, что же меняет в лингвистическом описании применение понятия гендер. На наш взгляд, гендерный концепт позволяет исследовать более широкий круг вопросов и взглянуть по-новому на знакомый феномен пола.
Гендерные различия между представителями разного пола отражаются в любом языке. В конце 60-70 годов гендерные исследования в языке получили широкое распространение благодаря «Новому женскому движению» прежде всего в англоязычных странах (Великобритания и США) и Германии, в результате чего в языкознании возникло своеобразное направление, названное феминистской лингвистикой, или феминистской критикой языка.
По мнению Л. Хиршман, женщина скорее скажет awful или pretty вместо very или so. Ранее было замечено, во-первых, что женщина использует чаще модальные глаголы в прошедшем времени: «Mightn’t it be the case that…», «Would the relationship…» [Hirshman 1973: 55]. Во-вторых, частотные характеристики в использовании различных модальных глаголов существенно колеблются для мужской и женской речи. Например, мужчина предпочитает can, а женщина may. В-третьих, в женской речи значительно чаще присутствуют вводные слова и сочетания, выражающие различную степень уверенности говорящего, ссылки на собственное или какое-либо другое мнение и т.д. Например, probably, possibly, certainly, I think, I suppose. You see, to seem, to my mind. В-четвертых, в силу более вежливого характера своей речи женщины используют средства так называемой двойной модальности (модальный глагол + наречие): «I was wondering if you could possibly just do me a small favour» или «If you couldn’t mind…». В женской речи чаще можно встретить сочетание I think + «модальное наречие»: «I think you just sort of talk it out».
Н. Конклин, американский психолог и лингвист, предположил, что более частотное употребление единиц аффектированной лексики (awfully pretty, terribly nice), различного плана интенсификантов, частиц, восклицательных предложений (What a lovely earrings!- рус: Что за прелестные сережки!) связано с большей эмоциональностью женской речи. В речи женщин существенно чаще встречаются восклицательные, а в особенности так называемые «closed-circle sentence» предложения: «What a nice day!» (рус. Что за денёк!). А вот отрицательные предложения – скорее черта мужской, а не женской речи. Исследователи отмечали и тот факт, что мужчина больше пользуется глаголами в активном залоге, а женщина в пассивном. К мужчинам обращение гораздо разнообразнее, чем к женщинам, причём только от женщины, находящейся в достаточно близких с мужчиной отношениях, мужчина может получить dear, honey, darling, baby, в то время как женщина может это слышать в свой адрес практически от каждого. Вообще, в обращениях к женщинам присутствует гораздо больше фамильярности и даже цинизма, чем в обращениях к мужчинам.
Стереотипное представление о мужчинах как о рослой и сильной части человечества нашло свое отражение в целом ряде прилагательных английского языка: hunky, husky, butch, virile, принадлежащих к различным пластам лексики. Привлекательные и крупные, здоровые, сильные дамы (amazon, buxom, braw), и невысокие, приятно худощавые (petite, sylph), и длинноногие женщины (leggy) с изящными изгибами тела. Наименее симпатично выглядят мужеподобные (mannish, butch) или слишком толстые (blowsy, blowzy) особи женского пола. Исключительно отрицательные черты характера: brute, thug, loutish, knavish, rake, rakish [Wolf 1990: 129]. Слова manly, manlike, mannish, masculine, butch используются главным образом в тех случаях, когда есть необходимость отрицательно охарактеризовать представительниц женского пола.
Гендерные исследования, рассмотренные на материале английского языка, выявили следующие тенденции:
- в сфере грамматики английского языка существуют определенные различия между женской и мужской речью;
- гендерные различия на уровне языка как системы выявляют определенные асимметрии, проявляющихся в виде семантических лакун, когда в языке отсутствует обозначение для какого-либо концепта;
- речь женщин более эмоциональна, что сказывается в их пристрастии к употреблению экспрессивных форм общей оценки.
Возникновение гендерных исследований в отечественной лингвистике датируется обычно серединой девяностых годов ХХ века. Именно в этот период в российской научной литературе появился термин гендер, и отечественному читателю стали доступны зарубежные теоретические труды по гендерной проблематике. Авторы пришли к следующим выводам (подчеркнув, что они являются результатом отдельных, первоначальных наблюдений, требующих дальнейшей разработки). Типичная черта построения текста свойственная женщинам, – включение в ход разговора тематики, которую порождает обстановка речи, действия, которые производят говорящие, и т.п. На взгляд автора, переключение тематики связано не с полом женщины, а скорее с их социальными, семейными ролями.
Проведен ряд исследований детской речи, в частности по формированию развитию гендерных различий в речи, языковом сознании детей младшего возраста, детей школьного возраста. И в этом случае обнаруживаются различия в условиях развития речи у мальчиков и девочек. Так, например, с девочками больше разговаривают, более строго пресекают употребление грубой и сниженной лексики. Отечественные исследователи проблем языка и гендера уделяют много внимания вопросу о гендерных стереотипах и асимметриях, обусловленных андроцентричностью социальных отношений.
В реферате поставлен и рассмотрен вопрос, имеющий принципиально важное значение в гендерной лингвистике. Проведенный нами анализ лингвокультурологической и этнографической литературы показал необходимость дополнения и обновления языкового образования за счет более глубокого изучения гендерной лексики английского и русского языков. Более подробное рассмотрение данного пласта лексики будет способствовать более полному и глубокому пониманию иностранных языков и соврешенствованию межэтнической коммуникации студентов.
Список литературы
1. Горошко 1999 - Е.И. Горошко, А.В. Кириллина. Гендерные исследования в лингвистике сегодня // Гендерные исследования. – М., 1999.
2. Столлер 1968 - Р. Столлер. Пол и гендер. – М., 1968.
3. Фалькова 2008 - Е.Н. Фалькова. Введение в межэтническую коммуникацию. – М., 2008.
4. Hirshman 1973 - L. Hirshman. Analysis of supportive and assertive behavior in conversation. – N. Y., 1973.
5. Holmes 1999 - J. Holmes. Language and gender // Language teaching. The inter. abstracting journal for language teachers and applied linguists. – Cambridge, 1999.
6. Wolf 1990 - N. Wolf. The beauty myth. – London, 1990.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гендер – это понятие, которое базируется на психологических и культурных пояснениях, достаточно независимых от тех, которые толкуют биологический пол.
Женщины Мужчины awful или pretty very или so may can probably, possibly, certainly, I think, I suppose. You see, to seem, to my mind. - модальный глагол + наречие; I think + «модальное наречие» - восклицательные предложения отрицательные предложения
Женщины Мужчины Пассивный залог Активный залог amazon, buxom, braw, petite, sylph, leggy, mannish, butch, blowsy, blowzy hunky, husky, butch, virile
Гендерные исследования, рассмотренные на материале английского языка, выявили следующие тенденции: - в сфере грамматики английского языка существуют определенные различия между женской и мужской речью; - гендерные различия на уровне языка как системы выявляют определенные асимметрии, проявляющихся в виде семантических лакун, когда в языке отсутствует обозначение для какого-либо концепта; - речь женщин более эмоциональна, что сказывается в их пристрастии к употреблению экспрессивных форм общей оценки.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании
Эта статья предназначена для преподавателей любых учебных дисциплин. Она затрагивает очень важные вопросы, касающиеся воспитания и образовния детей любого школьного возраста....
Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании
Эта статья предназначена для преподавателей любых учебных дисциплин. Она затрагивает очень важные вопросы, касающиеся воспитания и образовния детей любого школьного возраста....
Место и структура концепта в современной лингвистике
В свете сегодняшних событий, современная лингвистика считает важной задачей определить когнитивную функцию языка. Когнитивная лингвистика — это направление, в рамках которого язык рассматриваетс...
О некоторых направлениях современных гендерных исследований в лингвистике
Данная статья посвящена основных направлениям современных гендерных исследований в лингвистике...
Статья "Классификация метафоры в современной лингвистике"
Актуальность исследования обусловлена тем, что ХХ век внес новые направления в развитие лингвистики. В современном научном мире метафора приобрела свойства объединяющего феномена, исследование которог...
Статья"Понятие концепта в современной лингвистике"
Концепт, основные подходы к пониманию концепта...
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГЕНДЕРА В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Исследовательская работа "СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГЕНДЕРА В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ"...