Статья "Понятие нравственности у современных школьников"
статья по русскому языку

Понятие нравственности у современных  школьников

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.Ф. Шумова, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №7» г. Нижневартовска, ХМАО-Югры

Понятие нравственности у современных  школьников

"Дети становятся лучше или хуже

не сами по себе, а в зависимости

от того, что с ними происходит.

Лучше становимся мы,

 лучше становятся дети".

С.Соловейчик

На сегодняшний день проблема нравственного воспитания в школе является  актуальной. Современный мир далек от совершенства. Человечество занимается только улучшением финансового благополучия, при этом забывая о воспитанности и морали, которые являются основными нормами поведения.

Мораль является суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира. Мораль, опираясь на силу  общественного мнения, использует духовное поощрение, побуждение, осуждение, воздействует на сознание людей, воспитывает их в духе принятых в обществе моральных законов. Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.

Нравственное сознание человека в единстве с его эмоциональной сферой и поведением представляет собою сложное явление. Оно складывается из первичных нравственных представлений, которые в течение жизни усложняются и обогащаются, интегрируются в нравственные понятия. Однако сердцевиной человеческой нравственности является нравственное чувство, переживания, совесть. Безнравственный человек может иметь достаточно ясные представления о нормах нравственности, поэтому он не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к моральным переживаниям и мучениям совести. Нравственное чувство неразрывно связано с нравственным идеалом. Совершенное, активное, творческое исполнение моральных требований общества и есть нравственный идеал.

На пути движения к нравственному идеалу подростки, юноши и девушки переживают нравственные искания, осуществляют поиски самих себя, познание своей сущности, определение своего "я" в сложных, противоречивых нравственных отношениях, познание себя, проявление нравственной воли. Нравственные искания постоянно ставят школьников перед нравственным выбором между принципиальным и беспринципным поведением.

Важнейшими  компонентами нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность и воля, желание, настойчивость, умение реализовать  нравственный выбор в жизни. Вне нравственной воли не может быть нравственного поведения. Слепое послушание, бездумное исполнение приводит к слабоволию, бесхарактерности и, в конечном счете, к безнравственности. Только согласие с собственной совестью и волевая твердость обеспечивают в совокупности возможность подлинно нравственного поступка.

Заключительным компонентом нравственного сознания и поведения является нравственные навыки и привычки, которые возникают и закрепляются в нервной системе ребенка как своеобразный итог всей совокупности нравственных отношений и поведения. Наступает такое состояние привычного нравственного сознания и поведения, когда безнравственные поступки, особенно в рамках простых норм, становятся практически невозможными. Нравственное поведение становится привычным, обыденным, не нуждающимся в контроле.

Нравственность неразрывно связана с другими формами общественного сознания. Особенно тесно оно переплетается с правом. Моральное воспитание обеспечивает правопослушное поведение обучающихся. Именно в подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. От того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит вся его дальнейшая жизнь.    Именно в этот период подростки подвержены влиянию сверстников особенно сильно. Большую озабоченность вызывает тот факт, что в молодёжной субкультуре формируется некая норма в отношении к наркотикам, алкоголю, не говоря уже о ненормативной лексике -"это нужно пройти", "нельзя оказаться незрелым в этих вопросах" и т.п. Следовательно, необходимо развивать положительную самооценку у подростка, терпимость к разнообразию людей и их жизненных позиций, тренировать способность подростка сопротивляться давлению и насилию, умение просить помощи. Иными словами, укрепление вместо устрашения, обучение вместо запретов, диалог вместо монолога, проработка конфликтов вместо их замалчивания. Ставка делается на коллективную активность детей и взрослых. Так почему же мы не начинаем с самих себя, ведь даже в  классической литературе герой говорит о нравственности: "...Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир,- меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром, теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственной калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины...." [6, 343]. Являясь «тонким» психологом, М.Ю. Лермонтов доносит до каждого, насколько важна ценность ребенка как личности,  ибо каждая  минута общения с ним  накладывает отпечаток  на формирование души, внутренней культуры, нравственности.

С точки зрения писателя, главное – умение видеть в каждом ребёнке положительные качества характера, не унижать его достоинство, уважать его чувства, принимать его таким, какой он есть,  показать ему  яркую, продуктивную, активную деятельность, различные виды творчества, способствовать его самопроявлению, самореализации. Стать для ребёнка старшим товарищем, наставником, другом, который может поддержать в трудной ситуации. От уровня профессиональной компетентности, а также заинтересованности педагога в своей деятельности  (ибо статус Учителя высок) зависит уровень развития личности ребенка. Необходимо помнить: «У талантливого учителя – талантливые ученики!»

Таким образом, нравственное воспитание детей и подростков, осуществляемое в школе, внешкольных учреждениях и семье, может и должно обеспечить у школьников формирование любви к жизни, окружающим его людям (ведь это и есть Родина), а также бережное отношение ко всему, что прикасается  с его миром. Задачей педагога является  быть руководителем  процесса воспитания и формирования личности, поддерживать и направлять  ребенка.

Список литературы.

1. Гуткина Л.Д. Спутник классного  руководителя / Гуткина Л.Д., Жирякова А.А., Никандровна Т.В. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 193 с.

2.Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. – 287 с.

3.Кочетов Л.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. – М: Просвещение, 1986. – 160 с.

4.Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1979. – 168 с.

5.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.,1998. – 351 с.

6.Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-х т. Т. 2. – М.: Правда, 1990. – 632 с.

7. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8-ми т. Т. 4. – М., 1984. – 384 с.

8.Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1980. – 183 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Секреты нравственности (сборник по вопросу нравственного воспитания подрастающего поколения)

В данном сборнике представлены  наработки  Чистяковой О.Ю. по вопросу нравственного воспитания подрастающего поколения.Материал будет интересен педагогам дополнительного образования, а также...

Статья ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА ЛИЧНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА ЛИЧНОСТИ...

Программа по нравственному воспитанию «Я и мои нравственные убеждения»

Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания — развитие нравственных чувств личности. ...

Педагогический проект "Воспитание нравственных чувств и сознания как путь к нравственному совершенствованию личности"

Нравственное воспитание современного школьника - фактически обусловленная необходимость. Как можно попытаться повлиять на формирование нравственного сознания......

Методическая разработка на тему: «Нравственный подвиг любви к Богу на примере св. Екатерины. Тема целомудрия и нравственного выбора.»

Проект урока  в рамках преподавания "Духовного краеведения Подмосковья" в старших классах и СПО....