Статья: "Эффективные приемы и методы обучения умениям продуктивной устной речи".
статья по английскому языку
Данная статья посвящена актуальной в методике преподавания иностранного языка проблеме теоретического и практического аспектов развития устной речи на среднем этапе обучения английскому языку. Актуальность вопроса развития продуктивной устной речи обусловлена целями, которые ставятся перед современной школой, а именно: формироввание поликультурной личности учащихся, владеющих системой знаний об иностранном языке не только на уровне понимания, но и свободного общения.В статье рассматриваю основные проблемные вопросы развития устной речи на среднем этапе изучения английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvigun_e_statya.docx | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Цвигун Е. Н.
учитель английского языка
МБОУ ЗАТО г. Североморск «СОШ №7»
Эффективные приемы и методы обучения умениям
продуктивной устной речи.
Учителя английского языка сталкиваются с проблемой «молчания учеников» на уроках развития навыков говорения. А как можно научить говорить на английском языке, если ученик не желает высказываться или высказывается только тогда, когда учитель просит его об этом?
Современные педагогические технологии предполагают изменения учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из «непререкаемого авторитета» стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. Коммуникативная методика, как одна из современных методик, обучения английскому языку способствует тому, чтобы учитель был не только носителем информации, но и наблюдателем и консультантом.
Цель обучения говорению в школе есть развитие у учащихся способностей в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях. Задача учителя в создании условий, которые способствовали бы общению учащихся. Для этого учитель должен учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как: мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т.д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится.
В своей статье «Приёмы и технологии обучения устной речи» Мильруд Р.П. выделяет три основных приёма обучения устной речи:
- Приём информационного неравенства. Информационное неравенство (information gap) как технология обучения устному речевому общению во многих случаях означает, что каждый из участников владеет текстом с недостаточной информацией для решения познавательной задачи. Задача учащихся с помощью специальных вопросов выяснить недостающую информацию. Задание выполняется как в парах, так и в группах.
- Технология логического тупика (logical impasse) в обучении говорению. В целях организации речевого общения используются карточки с ситуацией. Задача учащихся предположить, как может разрешиться описываемая ситуация, продумать свою линию сюжета.
- Управление групповым общением (managing group talk)
Групповое общение в естественных условиях – это самоорганизующийся процесс, имеющий признаки хаотичности и непредсказуемости. Учебная среда с ее системно-деятельностной организацией предполагает педагогическое управление устным речевым общением учащихся. Одним из способов педагогического управления групповым общением учащихся является «матрица управления дискуссией»: учитель заранее выбирает коммуникативные функции, подлежащие речевой тренировке для учащихся. По мере того, как школьники участвуют в групповом общении, учитель или выбранный наблюдатель отмечает в матрице выполненные конкретными участниками речевые функции. Это помогает организовать групповое общение как учебную тренировочную деятельность с целью овладения заданными коммуникативными функциями.
Кроме того, существует большое разнообразие заданий на ролевую игру (role play), которые вовлекают учащихся в исполнение различных социальных и психологических ролей, способствуют осваиванию процесса общения. Для снятия языковых трудностей перед началом дискуссии\ разыгрывании ситуации следует повторить ключевые слова (key vocabulary). Практикуйте упражнения на дефиниции. Например, ‘a thing which you do … with’; ‘a thing for … ing’, ‘What do you call a thing for …ing?). Используйте задания на перифраз, т. е. на передачу смысла речевой единицы (слова, фразы, высказывания) другими словами. Это способствует усвоению и активизации лексического и грамматического материала. Преимущества этих приемов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал.
Лучшими приемами активизации устной речи учащихся, на мой взгляд, являются приемы взаимодействия человека с человеком, т.е. интерактивные приемы. Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact», что значит «взаимодействовать». Данные приемы предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне «равный - равному», где учитель и участник занятия – часть одной команды, они работают для достижения одной цели. Интерактивные приемы способствуют организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Их использование предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр , общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Рассмотрим некоторые приемы, которые используются мною для активизации учащихся на уроках развития навыков устной речи.
Приемы закрепления грамматических структур в устной речи учеников.
Во время изучения грамматики одной из основных целей является формирование умения учеников использовать грамматические структуры в речи. Использование мини-диалогов, содержащих личностно ориентированые вопросы - один из эффективных способов добиться этого.
а) Например, при отработке вопросительных форм Present Perfect предлагается следующее задание: «Ученик А должен описать свое состояние, остальные ученики (Р1, Р2) выясняют, почему он себя так чувствует, составляя общие вопросы в Present Perfect». В качестве опор предлагаются слова и выражения:
Key words |
Feelings: happy, sad, angry, excited, worried, pleased, tired |
Reasons: pass exams, win the lottery, break the video, fail exams, received bad news, lose tennis match, go to a party, have an argument with a friend, lose wallet, sleep badly, buy new clothes |
Выполнение задания.
А I’m happy.
Р1 Have you won the lottery?
А No, I haven’t.
Р2 Have you bought new clothes?
А No, I haven’t.
Р3 Have you passed exams?
А Yes, I have.
Т Now P4’s turn to say about his feelings.
б) Этот же прием можно использовать при отработке вопросительной формы с местоимениями 3 лица единственного числа: «Ученик А говорит ученику B о своем состоянии, остальные расспрашивают ученика В, составляя вопросы в Present Perfect с местоимениями he/she/it».
B She is tired.
P1 Has she gone to the party?
B No, she hasn’t.
P2 Has she slept badly?
B Yes, she has. Now it’s your turn.
Задание на ранжирование информации (ranking activities).
Данное задание предусматривает распределение полученной информации согласно определенным критериям. Например, учащимся предлагается список прилагательных, описывающих черты характера человека. В группах им предстоит выбрать три самых главных (на их взгляд) прилагательных характеризующих друга, подругу, преподавателя и расставить их по порядку по степени важности. Ранжирование информации сопровождается представлением с обоснованием и с последующим обменом мнениями.
Приемы активизации устно-речевых высказываний при выполнении творческих заданий.
К творческим заданиям при коммуникативной методике обучения английскому языку относят интерактивные ролевые игры и открытые обсуждения. На мой взгляд, использование их – удачный прием активизации учеников старших классов для побуждения их к устному высказыванию.
При изучении темы «Education» в рамках речевой ситуации «Choosing Schools», в которой ученики знакомятся с традиционными и альтернативными школам, которые существуют за рубежом, после выполнения упражнений, формирующих лексико-грамматические навыки и заданий на развитие навыков аудирования, им предлагается обсудить и выяснить: «Какая школа лучше: традиционная или альтернативная?»
Для этого, им предлагается разделиться на две команды, поддерживающие разные типы школ; дается время, чтобы они приготовили утверждения «за» свою школу и «против» школы оппонентов. Объявляется регламент, что в течение десяти минут будет идти обсуждение, ставится цель: «Убедить своих оппонентов, что школа своей команды лучше».
For a traditional school | For an alternative school |
Our school is big and it’s in the centre of the city. So you can make a lot of friends and easily get to school. |
|
| Our school is small and it’s situated in the lovely place in the forest. It’s so cozy and we can smell fresh air. |
| Teachers don’t give us any home task. We can choose lessons which we should attend. Each of us has own program of studying. |
That’s not serious. When you are it’s important to controlled and leaded. etc. | etc. |
В процессе обсуждения учитель фиксирует на доске баллы за убедительные доводы каждой команды. После завершения обсуждения задается вопрос: «Есть ли такие члены команды, кого убедили соперники, и он хотел к ним присоединиться?», и подводится итог по количеству доводов. Затем учитель дает анализ ошибкам, которые встретились при обсуждении.
Приемы активизации использования эмоционально-окрашенных выражений взаимодействия при обучении диалогической речи.
Любой учитель английского языка стремится не только научить говорить ученика на языке, но и работает над обогащением речи учащихся. Оценочно- эмоциональные выражения украшают речь и помогают высказать мысль в интересной форме. Для того чтобы ученики овладели данными выражениями и использовали их в своей речи, я использую следующие приемы:
а) ученики читают выражения «Согласия и несогласия»:
Agreeing and disagreeing Oh, come off it! OK, but… You are dead right. Absolutely. That’s true. You’ve got a point there. I suppose … but… |
б) классифицируют их на группы «Statements which show strong agreement (++), limited agreement (+), and disagreement (-)»:
++ | + | - |
You are dead right. Absolutely. That’s true. | OK, but… You’ve got a point there. I suppose … but… | Oh, come off it! |
в) добавляют свои собственные выражения. На данном этапе используется прием «мозгового штурма», в процессе которого любой ученик предлагает свои идеи, любая идея принимается и обсуждается.
++ | + | - |
Nice idea. I quite agree with you. | You are right, but… Yes, but on the other hand… | You are wrong, I’m afraid.
|
г) затем выражения отрабатываются в диалоге в рамках какой-либо речевой ситуации, где используются личностно ориентированные вопросы. При выполнении данного задания можно использовать мяч.
Т.The situation is “Celebrities”. During our game we use a ball.
Your task is to catch a ball, listen to my statement and react using expressions.
Let’s begin. To my mind Britney Spears is the best singers in the world.
Р.You’ve got a point there. But as for me Valeria is the best.
Т I think Ronaldo is very bad football player.
Р You are wrong, I’m afraid. He is considered to be one of the talented ones.
Т All talented actors are from Russia.
Р OK, but some foreign actors are not bad too.
Т The cleverest pupils study at our school.
Р You are dead right.
Все выше перечисленные приемы способствуют взаимодействию между собой участников образовательного процесса, т.е. являются интерактивными. Учитель во время использования данных приемов на уроке является равным среди равных: он может задавать вопросы, предлагать ответы, делать предположения, высказывать свое мнение. Данные приемы мотивируют на устно-речевое высказывание, так как перед учениками есть цель; учащиеся активны при их выполнении, так как присутствует связь с личностью и мыслительной деятельностью ученика. В данных приемах есть элемент неожиданности и эвристичности. Соревновательный дух, умение быть самостоятельными в тоже время работать в группе вызывает интерес учащихся и желание высказаться или поговорить на английском языке.
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа по обучению устной речи выливается в использование различных заданий, которые формируют интеллектуальное развитие школьников.
Все эти и ряд других приемов, используемых в комплексе в определенной системе, способствуют овладению очень трудной стороной языка - устной речью. Безусловно, невозможно применить метод «интенсивного обучения» таким, каким он был создан, и во многом это и ни к чему. Кроме успехов в говорении, мы должны добиться положительных результатов и в подготовке к сдаче ЕГЭ, в котором предусмтривается проверка такого вида речевой деятельности, как говорение. Важнейшей задачей управления речевым общением встает задача развития познавательного интереса и мотивацией школьников. Задача учителя применять способы, методы, технологии, ИКТ, все для создания устойчивой учебной мотивации. Учителю следует тщательно продумывать уроки, подбирать нужную информацию, использовать книги для чтения, для того, чтобы прививать учащимся культуру чтения.
В заключение стоит сказать, что просто наблюдать и ждать, когда ваши ученики заговорят на английском языке, не достаточно. По моему мнению, фактор доверия является ключевым моментом, чтобы добиться успеха в обретении навыков устной речи. После того, как ученик будет иметь уверенность, что рано или поздно он начнет говорить по-английски на высоком уровне и учитель его, несомненно, поддержит в этом, его успехи в этом нелегком деле будут значительны. Обязанность же учителя — не только учить, но и мотивировать студентов на выражение собственных мыслей на изучаемом языке.
Литература:
1. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе (Под ред. В.М. Филатова).- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004
2. Мильруд Р.П. Повышение эффективности речевой ситуации как методического приема обучения // Иностранные языки в школе. 1983. № 2. С. 27–32.
3. Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке // Иностранные языки в школе. 1987. № 3. С. 30–34.
4. Мильруд Р.П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1991. № 6. С. 3–7.
5. Мильруд Р.П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке // Иностранные языки в школе. 1996. № 6. С. 6.
6. Мильруд Р.П., Карамнов А.С. Компетентность учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2012. № 1. С. 11–17.
7. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. язык, 1989. С. 276.
8. Martin Parrot. Task for Language Teachers. A resource book for training and development. Cambridge University Press, 1993. 325 с.
9. Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska “Opportunities” (Pre- Intermediate, Intermediate), Longman
10. Tricia Hedge. Teaching and Learning in the Language Classroom. Oxford
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые приемы и методы обучения русскому языку
Процесс усвоения грамматики русского языка одновременно является процессом развития мышления.Совершенствование речи обучающихся способствует эмоциональному развитию ученика, т.к. истинное усвоение неп...
Эффективные приемы и методы обучения русскому языку и литературе
Нередко учителей русского языка и литературы называют учителями – словесниками. Но очень часто можно встретить толкование различных подходов к урокам русского языка и литературы. Языковедение и литера...
Коммуникативный метод обучения. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи.
Коммуникативная тежнология обучения английскому языку. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи. Зна...
Презентация по теме « Игровые приемы как один из эффективных методов обучения письменной речи на начальном этапе».
Презентация по теме « Игровые приемы как один из эффективных методов обучения письменной речи на начальном этапе»....
Развитие разговорной речи дошкольников. Беседа как метод обучения разговорной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста
контрольная работа...
Приемы и методы обучения на уроках английского языка во время дистанционного обучения
В настоящее время в современном мире использование современных технических средств обучения стало повсеместным явлением образовательной и информационной культуры, что значительно изменило подход к обр...
Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения.
Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения. Слайд 2 Жан- Жак Ж.-Ж. Руссо философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения(1712—1778) отмечал, ...