ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
статья по английскому языку (5 класс)

Вагнер Елена Сергеевна

Введение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов возложило на учителя  новые требования по достижению целей образования, отвечающих нуждам современного общества. Связь между предметами является одним из принципиальных требований современной дидактики. Проектная методика и межпредметные связи способствуют повышению мотивации обучающихся к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Е.С.Вагнер

Муниципальное образовательное учреждение «средняя образовательная школа №56 с углубленным изучением математики» города Магнитогорска

Аннотация: Введение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов возложило на учителя  новые требования по достижению целей образования, отвечающих нуждам современного общества. Связь между предметами является одним из принципиальных требований современной дидактики. Проектная методика и межпредметные связи способствуют повышению мотивации обучающихся к обучению.

Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, межпредметные связи, межпредметная интеграция, проектная методика, проект.

Введение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов возложило на учителя  новые требования по достижению целей образования, отвечающих нуждам современного общества. Одной из  ведущих задач  образования в школе становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения.

В контексте федеральных образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка также претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всесторонне развитой личности. Возрастает роль иностранных языков как средства коммуникации в какой-либо области знаний - биологии, физике, литературе, географии, информатики и пр. Необходимость связать изучение иностранного языка с другими предметами становится актуальной. Связь между предметами является одним из принципиальных требований современной дидактики. Установление и реализация межпредметных связей является одним из направлений межпредметных технологий на современном этапе. Их применение на данном  этапе обеспечивает взаимосвязь предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов. Межпредметные  связи позволяют осуществлять интеграцию  в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой, что в свою очередь систематизирует  содержание образования таким образом, что   приводит его к такому познавательному результату, как появление качественно нового типа знаний, находящих выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах формирование целостной картины мира в сознании обучающихся. Межпредметная интеграция существенно расширяет внутрипредметную область и значительно ее обогащает. Смысл использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается  материал других предметов, но при этом сохраняется  самостоятельность каждого предмета со своими целями , задачами, программой.

Современное содержание программы по английскому языку в основной школе включает страноведческий, литературоведческий и исторический компоненты, а это в свою очередь позволяет в полной мере  реализовать связи английского языка с большим числом других предметов.

 Уроки иностранного языка- благодатная почва для формирования предметных и межпредметных  компетенций. Используя язык как средство, обучающийся изучаеет мир во всех его проявлениях. Дети участвуют в дискуссиях, диалогах. Подобная деятельность провоцирует ребёнка на вынужденное общение. Он понимает, как важно заучивать слова, иначе не решить поставленной коммуникативной задачи. В этом случае ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности. Немаловажно здесь и техническое обеспечение. Дети учатся жить в  поликультурном мире информационных  технологий, соответственно, меняются цели, задачи и появляются всё новые пути их решения. Изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативной компетенции, а значит и овладению различными социальными ролями. Основной целью современного учителя становится выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, а также воспитательной работы, которые оптимально соответствуют развитию личности обучающегося.Таким образом, в сфере перехода на новые общеобразовательные стандарты, проектная методика и использование межпредметных  связей на уроках иностранного языка имеет особые преимущества в сфере обучения и воспитания разностороннеразвитой личности. 

В   практике  преподавания английского языка в 5-6 классах  особенно удается  применять проектный метод на стадии «Закрепления материала» и «Повторении», что  становится гармоничной частью единого процесса обучения, а современные учебно-методические комплексы уделяют достаточно внимания проектной деятельности на уроках. Тематика выполняемых проектов охватывает различные предметные области: изобразительное искусство, музыка, естествознание, химия, математика и другие. Работая с учебником Английский языкот автора Комаровой Ю.А., приведем  примеры некоторых видов  проектов:

-конструктивно-практические проекты («Construction and Practical Projects»), например, коллаж, дневник наблюдений, «придумывание» игры и ее описание;

- игровые - ролевые проекты («Role and Games Projects»), например, разыгрывание игры «Оптимисты и пессимисты», драматизация или сочинение собственной пьесы;

-информационные и исследовательские проекты («Information and Research projects»), например, «Заимствования английских слов», «Важность нормального кровяного давления»;

-проекты конкретного социологического обследования («Survey projects»), например, «Язык жестов в различных культурах», «Значение английских надписей на одежде моих одноклассников»;

-издательские проекты («Production Projects»), например, «Кулинарная книга», «Аллея звёзд»;

-сценарные проекты («Perfomance and Organisational projects»), например, «Вечер английского языка и культуры», «Ток-шоу», «Телемост»;

-творческие работы («Creative works»), например, свободное литературное сочинение (сказка, рассказ, комикс и др.), литературный перевод произведения на родной язык.

Такие  виды проектов по своему предметному содержанию могут быть выполнены как собственно в области изучения иностранного языка и культуры, так и могут носить междисциплинарный характер.

 Планирование уроков по разделам выстраивается таким образом, что в ходе работы каждое занятие пронизано своего родом подготовкой к проекту по конкретной  теме с привлечением углубленных знаний из других школьных предметов.  Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для обучающихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

 При подготовке   исследования на основе рекомендаций автора  учебно-методического комплекса  обучающимся  предлагается следующий план работы:

Первый этап- подготовительный, целью которого является познакомить обучающихся с тематикой  будущего проекта.  Содержанием данного этапа становится введение новых лексических единиц   и грамматических конструкций по теме, а также  рассмотрение проблем проекта, выявление уровня заинтересованности ребят темой изучаемого раздела.

 Второй этап - работа над проектом , целью которого становится исследования по изучаемой теме,  а содержание этапа включает изучение и осмысление выбранной темы, чтению  текстового материала по теме, включая лингвострановедческую составляющую, идет отбор полезной информации и  иллюстрационного материала, графиков, таблиц и др.

 Третий этап- разработка презентации проекта, где цель – это создание коллажа, презентации и представление их перед классом  в конце изученной темы. Как правило, это происходит в конце месяца.

 Четвертый этап- представление проекта,где целью является  подведение итогов исследовательской деятельности. Ребята выступают со своими работами, согласно календарно-тематическому плану.

  Так, например, приизучении темы «Правила» в 5 классе  предлагается тема «Rules. Recipes» («Правила. Рецепты»). Тематика очень близка школьникам, так как на уроках труда они только начинают готовить свои первые блюда. Ребята с удовольствием рассказывают о своих вкусовых предпочтениях, с энтузиазмом воспринимают предложение нарисовать или сделать аппликацию любимого блюда, составить меню для кафе или написать рецепт приготовления. Так ненавязчиво идет обсуждение темы творческих работ, в конечном итоге формулируется обобщающая тема проекта. Ребята с увлечением начинают работать над проектом, который мы назвали «Cookery book» – «Книга рецептов». Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, его цели. Конечной целью нашего проекта было создание книги с рецептами и инсценировка на тему «В ресторане». Таким образом, содержание проектной работы оказывается, основано на логическом продолжении содержания тематики учебника.

 Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет проектирования.

 Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.

 Именно здесь происходит основная работа учителя английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.

В работе над проектом «Cookery book» – «Книга рецептов» на начальных этапах дети повторяют ранее изученный материал и осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника.

Таблица 1

Words on topic “Rules. Recipes”

Grammar

Structures for dialogues

Повторение ранне изученных лексических единицпо теме «Продукты»;

Изучение лексических единиц по теме, связанной с технологией приготовления пищи:

peel,add, grape, cut, slice,blend, mix, boil, preheat

Повторение ранее изученных грамматических структур «Much,

many, a lot of…

There is (was),There are (were);

Imperatif mood-

Повелительное наклонение.

How many…do you need?

Would you like to have another cup of …?

I’m hungry

I’m thirsty

It looks terrible/fantastic., how do you cook it?

Can I get a recipe?

 Для повторения слов по теме «Продукты» играем в игру «Снежный ком». Затем обучающиеся разыгрывают коротенькие диалоги, которые надо составить в рамках учебной программы. 

Диалог. What is your favourite dessert? How do you cook it?- Какой твой любимый дессерт? Как ты его готовишь? Эта работа проходит в парах и тройках. 

 Затем группа делится на 2 команды. Каждый участник команды работает над собственным проектом. Необходимо описать свой рецепт приготовления любимого блюда, написать все ингридиенты этого блюда, способ его приготовления. Свой проект обучающиеся оформляют в виде рисунка или аппликации. Каждая команда придумывает название для своей книги и оформляет ее из предлагаемых рецептов.   Детям предлагается яркий наглядный пример красочной книги с картинками и рецептами, изготовленного их предшественниками в прошлом учебном году. Именно на этом этапе детям нужно предложить помощь в сканировании рисунков и аппликаций, работу по компьютерному  оформлению  можно провести вместе с детьми в компьютерном классе или медиатеке. 

Затем команда придумывает свой диалог на тему «Visiting restaurant»/ «В ресторане», используя меню из рецептов блюд собственного изготовления. На данном этапе продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений-диалогов на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические структуры, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учениками. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному проекту. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать… В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.

       Таблица 2

- Hello! Welcome to our  “Le Caramell Café”

-Hello! Can I have a menu please?

-Here you are

-Are you ready to order?

-Yes, I’d like salad “Cesar” and ice-cream “Sweet berry”. But I would like how do you cook them…

-Here you are

-Thank you

-You are welcome.

- Hello! Welcome to our restaurant “ Biograthy”

-Hello! Can I have a menu please?

-Here you are

-Are you ready to order?

- With cherries, bananas or blackberries?

-With cherries, please.

-Here you are

-Thank you

-You are welcome

 Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

На заключительных этапах работы в рамках проектной деятельности  обучающиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У обучающихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики и русского языка.

Очень важным моментом в процессе подготовки презентации своего сочинения для ребят была необходимость создать иллюстрацию к своему сочинению. Но не просто, а с учетом требований для дальнейшего компьютерного сканирования – рисунок должен был быть ярким, четким и красочным. Большинство работ было выполнено традиционными способами, с использованием цветных карандашей, акварельных красок или гуаши.

Ученики, как правило, с большой заинтересованностью готовят такого рода презентационные работы. Основной целью, которая достигается работой над проектами, является привитие обучающимся навыков сознательного и рационального использования знаний в английском языке в своей учебной, а затем профессиональной деятельности, а полученные знания и умения, увлеченность иностранным языком позволяют достигать достаточно высоких результатов, если  показать детям их  личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. И тогда проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления.

Старания всех обучающихся не проходят незамеченными. Мы  вместе со всем остальным классом выбираем лучшие работы при помощи голосования. Они публикуются на сайтах сетевых сообществ или участвуют в различных языковых конкурсах.

Таким образом, опыт работы в 5-6 классах показывает, что метод проектов, особенно межпредметных, весьма эффективен при обученнии иностранному языку. Школьники приобретают навык вести исследовательскую работу. Во время подготовки проекта группа объединяется для единой деятельности, создаётся благоприятный климат  для общения. Обучающийся  превращается в субъект учебного процесса, каждый поочерёдно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении. Метод проектов  является одним из важнейших методов стимулирования учебной активности ребёнка, а многосторонние межпредметные связи позволяют решать задачи образования и воспитания на качественно – новом уровне. Проектная методика и межпредметные связи способствуют повышению мотивации обучающихся к обучению. Дети лично заинтересованы в результате исследовательской работы, проявляют активность и трудолюбие, получая при этом знания и умения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках английского языка. "Диалог двух стран" 9 класс

Формирование умения представить диалог  двух стран на английском языке с опорой на визуальный материал....

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Проектная деятельность на уроках английского языка в 6 классе с использованием межпредметных связей на тему: «Как спасти животных, находящихся на грани исчезновения»

Алгоритм работы над проектом, цели и задачи Проблемные вопросы проекта:1.    Почему животные находятся в опасности?2.    Как помочь животным, находящимся на грани ис...

Проектная деятельность на уроках английского языка с использованием межпредметных связей Тема проекта: «Муай Тай в моей жизни» Руководитель: учитель анг. языка МБОУ СОШ № 2 г. Моздок РСО-А Иванова Ольга Александровна Исполнитель проекта: ученик 6Б класса

ПАСПОРТ ПРОЕКТАПроектная деятельность на уроках английского языка с использованием межпредметных связейТема проекта: «Муай Тай в моей жизни»Руководитель: учитель анг. языка МБОУ СОШ № 2 г. Моздок РСО-...

Технологическая карта урока английского языка Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения

Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения...

Технологическая карта урока английского языка. Through the Looking Glass (В Зазеркалье) Межпредметные связи с уроком Литературы. 6 класс

Технологическая карта урока Предмет Английский языкУМК «Английский в фокусе» (Ваулина Ю., Эванс В.) Тема: Extensive Reading. Across the Curriculum: Literature. Through the L...

Загорская М.В.Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в 5-8 классах по теме «Праздники в англоговорящих странах ».

Данная статья посвящена проектной деятельности в школе как на уроках английского языка,так и во время внеурочной деятельности.На примере темы  "Праздники в англоговорящих странах" автор...