Языковой портфель. Эффективная технология для формирования структуры знаний.
учебно-методический материал по английскому языку

Ерилова Юлия Николаевна

Краткий обзор технологии и примерная структура портфеля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazykovoy_portfel.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Очевидные плюсы технологии:

  • Возможность отслеживать собственный прогресс, делая это автономно и на протяжении всего периода обучения.
  • Мотивирующая форма процесса: увлекательные задания, направленные на развитие творческого потенциала.
  • Практический функционал: полная сопряженность с повседневной жизнью и реальностью конкретного ученика.

Отрицательные моменты

Но, как и у любой технологии, есть обратная сторона. В чем же она заключается в случае работы с ЯП?

  • Во-первых, она носит стандартизированный, но не стандартный характер, т. е. не совсем привычный формат. И вследствие этого ведет к трате дополнительного времени у наставника на обсуждение с каждым учеником его проекта.
  • Во-вторых, становится крайне важным включение в процесс помощи со стороны родителей. Это, к сожалению, не всегда возможно. Предполагается, что дети воспринимают процесс как увлекательную игру, но, чтобы это действительно было так, а не только в расчетах, необходимо четкое выстраивание творческого процесса с незаметным вмешательством в него.
  • Любая стандартизация может встретить противодействие, что отразится в неприменимости технологии ко всем ученикам.

Ориентировочное содержание языкового портфеля по английскому языку может выглядеть следующим образом:

  • Приветствие или название дневника.
  • Портрет ученика (ФИО, дата рождения, родной город и т. д.).
  • Цели изучения (почему мне важен и для чего нужен). Цели помогает формировать наставник.
  • Успехи по английскому языку.
  • Секция «Я умею говорить …» (темы, конкретные слова, фразы, ситуации и т. д.).
  • Домашние работы, доклады.
  • Тесты, оценка усвоенного материала.
  • Школьный проект в команде ребят.
  • Индивидуальный проект, мини-сочинение.
  • Самая любимая работа.
  • Оценка наставника.

Поскольку языковой портфель является так называемым общественным, но все же дневником, ребенок сам ответственен за его оформление, выбор заданий и включение тех работ, которые отображают его успехи и достижения. Учитель играет роль направляющую, мотивирующую и контролирующую. Также рекомендации по наполнению ЯП приведены в соответствующих главах учебника.

Структура языкового портфеля

Рассмотрим примерную структуру языкового портфеля на примере УМК “Spotlight”.

"Английский в фокусе" - языковой портфель, который состоит из 4 секций:

1. Языковой паспорт (language passport) – записи-подтверждения успехов и достижений ученика.

2. Языковая биография (Language Biography) – умения и речевые компетенции, также в раздел включены цели и задачи:

  • All About Me – все обо мне или кто я есть (общие данные, значение языка в жизни ученика, стремления и т. д.).
  • How I Learn – как я учусь (что помогает в освоении, какие методы ученик использует для запоминания слов, особенности мышления и восприятия, какие средства являются не столь эффективными для конкретного учащегося и т. д.).
  • My World of English – мой мир английского (включает прочитанные истории, стихи и песни, которые школьник знает наизусть, просмотренные видеоматериалы и тому подобное).
  • Now I Can – а теперь я могу (предполагает использование листов самооценки для помощи в анализе сформированных языковых навыков и приобретенных умений: что может прочитать, о чем рассказать, насколько хорошо понимает речь на слух, какого уровня владения достиг в соответствии с общепринятой шкалой и т. д.). В конце каждого месяца рекомендуется заглядывать в этот раздел с целью контроля уровня своих знаний.
  • Future Plans – планы на будущее (дальнейшие действия ученика по развитию речи на иностранном языке).

3. Досье (Dossier) – копилка «материального доказательства» освоения английского языка: творческие проекты, сочинения, выполненные контрольные задания и тому подобное.

4. Дополнительные материалы (Extra Activities) – может содержать все то, что не было включено в любую из вышеперечисленных секций и ученик считает целесообразным добавить в свой документ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Языковой портфель как технология формирования учебной компетенции школьников

Работа направлена на рассмотрение следующей проблемы: активное применение языкового портфеля школьника как средства обучения иностранному языку в условиях личностно-ориентированного образовательного п...

Языковой портфель как технология формирования учебной компетенции школьников

Одной из новых, перспективных технологий обучения иностранному языку и мониторинга качества образования в последние годы становится языковой портфель, который получает все большее распространение в си...

Языковой портфель как технология формирования учебной компетенции школьников.

Преподавание иностранного языка в современных условиях  требует от учителя не только знания, но и активного применения  различных технологий. Дидактическая система, основанная на личностно-о...

Языковой портфель – новая технология оценки и самооценки учебной деятельности

Статья "Языковой портфель – новая технология оценки и самооценки учебной деятельности" была напечатана в информационно-познавательном журнале ГУО "Гимназия № 4 города Витебск...

Формирование языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы: эффективные технологии, приемы и методические находки

В сентябре 2022 года в силу вступили новые федеральные образовательные стандарты для начальной и основной школы (1,5 классы). В новых стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности ка...