Языковой портфель. Эффективная технология для формирования структуры знаний.
учебно-методический материал по английскому языку
Краткий обзор технологии и примерная структура портфеля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazykovoy_portfel.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Очевидные плюсы технологии:
- Возможность отслеживать собственный прогресс, делая это автономно и на протяжении всего периода обучения.
- Мотивирующая форма процесса: увлекательные задания, направленные на развитие творческого потенциала.
- Практический функционал: полная сопряженность с повседневной жизнью и реальностью конкретного ученика.
Отрицательные моменты
Но, как и у любой технологии, есть обратная сторона. В чем же она заключается в случае работы с ЯП?
- Во-первых, она носит стандартизированный, но не стандартный характер, т. е. не совсем привычный формат. И вследствие этого ведет к трате дополнительного времени у наставника на обсуждение с каждым учеником его проекта.
- Во-вторых, становится крайне важным включение в процесс помощи со стороны родителей. Это, к сожалению, не всегда возможно. Предполагается, что дети воспринимают процесс как увлекательную игру, но, чтобы это действительно было так, а не только в расчетах, необходимо четкое выстраивание творческого процесса с незаметным вмешательством в него.
- Любая стандартизация может встретить противодействие, что отразится в неприменимости технологии ко всем ученикам.
Ориентировочное содержание языкового портфеля по английскому языку может выглядеть следующим образом:
- Приветствие или название дневника.
- Портрет ученика (ФИО, дата рождения, родной город и т. д.).
- Цели изучения (почему мне важен и для чего нужен). Цели помогает формировать наставник.
- Успехи по английскому языку.
- Секция «Я умею говорить …» (темы, конкретные слова, фразы, ситуации и т. д.).
- Домашние работы, доклады.
- Тесты, оценка усвоенного материала.
- Школьный проект в команде ребят.
- Индивидуальный проект, мини-сочинение.
- Самая любимая работа.
- Оценка наставника.
Поскольку языковой портфель является так называемым общественным, но все же дневником, ребенок сам ответственен за его оформление, выбор заданий и включение тех работ, которые отображают его успехи и достижения. Учитель играет роль направляющую, мотивирующую и контролирующую. Также рекомендации по наполнению ЯП приведены в соответствующих главах учебника.
Структура языкового портфеля
Рассмотрим примерную структуру языкового портфеля на примере УМК “Spotlight”.
"Английский в фокусе" - языковой портфель, который состоит из 4 секций:
1. Языковой паспорт (language passport) – записи-подтверждения успехов и достижений ученика.
2. Языковая биография (Language Biography) – умения и речевые компетенции, также в раздел включены цели и задачи:
- All About Me – все обо мне или кто я есть (общие данные, значение языка в жизни ученика, стремления и т. д.).
- How I Learn – как я учусь (что помогает в освоении, какие методы ученик использует для запоминания слов, особенности мышления и восприятия, какие средства являются не столь эффективными для конкретного учащегося и т. д.).
- My World of English – мой мир английского (включает прочитанные истории, стихи и песни, которые школьник знает наизусть, просмотренные видеоматериалы и тому подобное).
- Now I Can – а теперь я могу (предполагает использование листов самооценки для помощи в анализе сформированных языковых навыков и приобретенных умений: что может прочитать, о чем рассказать, насколько хорошо понимает речь на слух, какого уровня владения достиг в соответствии с общепринятой шкалой и т. д.). В конце каждого месяца рекомендуется заглядывать в этот раздел с целью контроля уровня своих знаний.
- Future Plans – планы на будущее (дальнейшие действия ученика по развитию речи на иностранном языке).
3. Досье (Dossier) – копилка «материального доказательства» освоения английского языка: творческие проекты, сочинения, выполненные контрольные задания и тому подобное.
4. Дополнительные материалы (Extra Activities) – может содержать все то, что не было включено в любую из вышеперечисленных секций и ученик считает целесообразным добавить в свой документ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Языковой портфель как технология формирования учебной компетенции школьников
Работа направлена на рассмотрение следующей проблемы: активное применение языкового портфеля школьника как средства обучения иностранному языку в условиях личностно-ориентированного образовательного п...
Языковой портфель как технология формирования учебной компетенции школьников
Одной из новых, перспективных технологий обучения иностранному языку и мониторинга качества образования в последние годы становится языковой портфель, который получает все большее распространение в си...
«Языковой портфель как технология формирования учебной компетенции школьников.»
доклад по теме на ММО учителей иностранного языка...
Языковой портфель как технология формирования учебной компетенции школьников.
Преподавание иностранного языка в современных условиях требует от учителя не только знания, но и активного применения различных технологий. Дидактическая система, основанная на личностно-о...
Языковой портфель – новая технология оценки и самооценки учебной деятельности
Статья "Языковой портфель – новая технология оценки и самооценки учебной деятельности" была напечатана в информационно-познавательном журнале ГУО "Гимназия № 4 города Витебск...
Формирование языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы: эффективные технологии, приемы и методические находки
В сентябре 2022 года в силу вступили новые федеральные образовательные стандарты для начальной и основной школы (1,5 классы). В новых стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности ка...