"Состояние информатизации школ и актуальность задач обучения иностранному языку с помощью мультимедийных средств"
статья по английскому языку

Александрова Марина Раифовна

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51»

СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛ И

АКТУАЛЬНОСТЬ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ

        Выполнил:

        учитель английского языка

                                                                                     МБОУ «Школа № 51»  

        Александрова М.Р.

Казань

декабрь 2020 г.

 

Аннотация

Объем: 11  печатных листов формата А-4 без иллюстраций и приложений.

Цель: Рассмотреть и раскрыть возможность и целесообразность  использования информационных технологий в образовании.

Краткая характеристика: В данной работе рассматриваются вопросы информатизации школ и актуальность задач обучения иностранному языку с помощью мультимедийных средств, повышения эффективности процесса обучения иностранным языкам в системе общего среднего  образования посредством разработки и использования программных продуктов учебного назначения, использующих современные достижения информационных технологий.

Оглавление

Введение

Глава 1. Состояние информатизации школ и актуальность задач обучения иностранному языку с помощью мультимедийных средств.

1.1.  Проблема создания информационного общества.

1.2. Значение новых информационных технологий (НИТ) в обучении

иностранному языку

Глава 2. Перспективы применения мультимедийных средств при обучении иностранному языку.

Заключение.

Список литературы.

Глава 1. Состояние информатизации школ и актуальность задач обучения иностранному языку с помощью мультимедийных средств.

1.1.  Проблема создания информационного общества.

Можно по-разному оценивать инновационные процессы, происходящие в системе образования. И как естественную реакцию средней школы принять на себя вызов информационного общества ΧΧΙ в., и как естественное желание учителей-новаторов найти с помощью новой технологии ответы на нерешенные проблемы педагогики, и как попытку системы образования сохранить себя в новых условиях и оправдать необходимость своего финансирования.

Школы стремятся добровольно воспринять новшества, которые продвигают их образ как современный и эффективный. Поэтому компьютеры и телекоммуникации рассматриваются и как символы "новшеств", и как "катализаторы процесса перемен".

Компьютеры, являясь универсальным информационным средством, способны производить революционные изменения в любой системной организации. Есть  два пути использования работы компьютера в школе:

1. Компьютер является инструментом выражения того, как именно учителя хотели бы себя видеть.

2. Компьютер используется как помощь, вызывающая перемены в стратегии обучения.

В первом случае мы имеем дело с "катализатором" процесса перемен в образовании, а во втором – с технологией поддержки обучения. Причем главными в этой новой технологии становятся не технические средства, а те действия и связи, которыми сопровождается технология. Она является частью сложных взаимодействий с учащимися, иногда обеспечивая по запросу ресурсами, а иногда поддерживая созидание. Такая точка зрения соответствует рефлексивному характеру концепции перемен, когда поведение учителя воспринимается как отражение на действие, научная активность – как понимание цели, а инновационная деятельность – как заинтересованность школы в критическом осмыслении практических результатов.

В России, также как и в других развитых странах мира, проблема создания информационного общества рассматривается в виде необходимого условия для устойчивого экономического развития страны и для вхождения ее в мировое образовательное пространство. В июле 2001 г. Правительство РФ одобрило целевую программу "Электронная Россия (2002 –2010 гг.)", с общим объемом финансирования порядка 76 млрд. р. Одним из результатов ее реализации должно стать повышение качества среднего, высшего и профессионального образования за счет активного использования информационно-коммуникативных технологий. В национальной доктрине образования Российской Федерации, разработанной на период до 2025 г., к числу важнейших задач отнесено создание программ, реализующих ИТ в образовании и в развитии открытого образования.

С появлением современного цифрового оборудования, такого, как мультимедийные компьютеры, видеопроекторы, электронные экраны и сети появляются принципиально новые возможности для массового изучения иностранных языков, связанные с организацией иноязычной среды и визуализацией не только физических или информационных объектов языка, но и "сущностных" (семантических), не наблюдаемых в явном виде.

Многие преподаватели, ранее использовавшие в своей работе только текстовые редакторы, сегодня уже не могут обходиться без электронной почты, электронных журналов, мультимедийных учебников, поисковых систем и многих других атрибутов современной педагогики. Почти привычными стали такие ключевые слова, как "сервер", "портал", "контент", "гипертекст", "мультимедиа", "тьютор" и др.

Результатом происходящих в нашем обществе социальных и экономических реформ стал также и возросший уровень потребностей в массовом владении иностранными языками. Новая цель педагогической технологии в этом плане связана с обучением письменному общению в телекоммуникационной сети, с разработкой новых интеллектуальных средств обучения, повышением эффективности их использования в учебном процессе.

1.2. Значение новых информационных технологий (НИТ) в обучении иностранному языку.

Как уже отмечалось выше, данное научное направление в педагогике возникло совсем недавно, а поэтому некоторые его базовые понятия и определения нуждаются в уточнении. В частности, к ним относятся и понятие новых информационных технологий (НИТ). Словарь методических терминов, изданный в 1999 г., не дает определения НИТ, хотя оно все чаще используется в научно-методической литературе при объяснении различных аспектов компьютерного обучения.

В традиционном понимании слово "технология" означает совокупность методов и приемов по обработке различных материалов с целью получения готового продукта. В нашем случае речь идет о "технологии обучения" (ТО), воспринимаемой в современной дидактике как четвертая революция в образовании (после создания школ, письменного слова и изобретения печати). Следуя определению ТО, это: "совокупность наиболее рациональных способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств". По этому определению уместны следующие замечания. Во-первых, в процессе обучения предполагается использовать не только "способы", но и технические средства: компьютеры и сети. Во-вторых, слова "минимальное время" и "наименьшие затраты сил и средств" относятся к иной категории, а именно – к задаче оптимизации учебного процесса.

Согласно трактовке академика Г. С. Поспелова, сущностью новых информационных технологий является возможность создания баз знаний, а на их основе – моделей мыслительной деятельности человека, т.е. практически любую проблемно-ориентированную сферу интереса преподавателя в учебном процессе сегодня можно моделировать и имитировать на компьютере, включая не только технические, но и гуманитарные науки. Поэтому, в нашем понимании НИТ – наукоемкие технологии получения, переработки и хранения информации в цифровом виде, использующие    телекоммуникационные и мультимедийные средства для производства качественно новых продуктов и результатов в интеллектуальных сферах деятельности человека.

Получение "качественно новых продуктов и результатов" в учебном процессе обеспечивается не только безграничными возможностями телекоммуникационно-компьютерной среды, но, прежде всего индивидуализацией обучения, способностью учащихся самим управлять учебным циклом и находить для себя оптимальные варианты усвоения знаний, умений и навыков.

К очевидным недостаткам НИТ надо отнести ослабление одной из функций учителя – умственного и нравственного воспитания учащихся на материале учебного предмета. Восполнить ее программными средствами достаточно сложно, в связи с чем учитель не может быть исключен из учебно-воспитательного процесса. Зато наличие множества новых оперативных возможностей управления учебным процессом позволяет решать задачу его оптимизации на стадии проектирования дидактических материалов и на стадии их изучения.

Итак, НИТ в учебном процессе предполагает использование трех основных компонентов: компьютера, компьютерной учебной программы и сети передачи информации. В совокупности они образуют информационно-инструментальную учебную среду, обеспечивающую самостоятельную деятельность обучаемого и контроль за ходом его работы с учебными материалами. Особую роль в дидактическом плане играют компьютерные учебные программы по предмету "иностранный язык", обеспечивающие введение учебного материала, моделирование ситуаций общения, организацию игровых заданий, контроль и оценку знаний. В последнее время создают мультимедийные учебные программы, комбинирующие звук, видеоизображение и тексты, что позволяет эффективно использовать все известные способы  представления знаний.

Электронный носитель, на котором чаще всего (по причине малой стоимости и удобства использования), записывается мультимедийная учебная программа, именуется лазерным компакт-диском СD или CD-ROM (Сompact Disk Read Only Memory). Его использование началось в 1986 г. Перед традиционными аудио и видеокассетами CD-ROM отличает цифровое качество записи, практически неограниченное время использования, удобство поиска нужных фрагментов и ряд других достоинств. Лазерный диск способен хранить огромные массивы информации (порядка 650 мегабайт), что составляет примерно 250 000 страниц формата А4, один час аудиозаписи, сотни кадров или несколько минут видео, в зависимости от качества и количества фиксируемых движений. Поскольку пропускная способность зрительного канала человека составляет 106 бит/с, а слухового – 104 бит/с, крайне важной становится визуализация учебного  материала записываемого на CD-ROM.

Глава 2. Перспективы применения мультимедийных средств при обучении иностранному языку.

Сегодня у специалистов не возникают сомнения о перспективах дальнейшего совершенствования и распространения НИТ в учебной сфере. Существуют направления, где их применение более чем оправданно – вычислительная математика,

математическое моделирование, автоматическое управление, теория информации и связи и др. Определенные сомнения возникают в сфере гуманитарных дисциплин, где применение компьютера, как вычислительной машины, не столь очевидно, где отсутствуют традиции его систематического использования, и где уровень подготовки преподавателей по информационным технологиям оставляет желать лучшего.

Вскоре компьютеры объединят в себе кабельное видео, телефон и интерактивный доступ к мультимедийной информации, выразительной имитации и ко множеству людей, рассредоточенных по всему миру и сделают эти ресурсы доступными в жилых комнатах и в классах. Новые технологии могут содействовать новым замыслам. Мы можем использовать эти возможности для изучения новых методов, для обдумывания новых подходов к изучению материалов студентами и для

поиска новых путей совершенствования образования. Согласно прогнозу ученых учителя будут примерно половину своего времени тратить на разработку обучающих

материалов и собственную профессиональную подготовку. Все учебные планы и программы курсов будут храниться на Web-сайте и станут доступны преподавателям и студентам.

Обучающие материалы будут разрабатываться командами преподавателей или загружаться из национальной образовательной сети. Учебное ПО будет установлено на каждом ПК студентов. Методические пособия станут возможны как в электронном, так и в печатном виде. Учебные материалы на Web-сайтах, по необходимости будут

свободно "сбрасываться" на принтер. "Умные" CD-ROM программы или CAL-материалы, будут применяться наряду с печатными. При этом должно уделяться внимание:

• упражнениям и практическим играм, формирующим базовые умения;

• интерактивному ПО и имитационным экспериментам, помогающим решению "трудных" задач;

• экспериментальной работе в научных лабораториях.

Все сказанное выше в равной мере относится и к средней, и к высшей школе. Однако для реализации этих изменений обществу предстоит решить проблему высокой стоимости НИТ, проблему адаптации молодежи не к виртуальной, а к реальной жизни и воспитания их на лучших примерах своей страны, и, наконец, проблему ломки стереотипов и анахронизмов, сложившихся в сфере образования.

Заключение.

Современный этап реформирования системы образования, характеризуется исключительно высокими темпами внедрения средств вычислительной техники, определяющими перспективы создания информационного общества в нашей стране. Возможности новых информационных технологий таковы, что образование с каждым годом становится все более массовым, открытым и непрерывным. Использование компьютеров и сетей связи существенно влияет на развитие педагогических технологий и предъявляет особые требования к организации учебного процесса, квалификации преподавателей и деятельности учащихся.

1. Будущее национальных систем массового образования связано с тотальным применением новых информационных технологий.

2. Использование цифровых вычислительных машин в учебном процессе приводит к замене парадигмы "учитель – ученик" на парадигму "компьютер – ученик", в которой инициатива действий принадлежит ученику.

3. Эффективность приобретения знаний в системе "компьютер – ученик" связана с возможностью самоорганизации процесса обучения. При этом методика обучения должна быть гибкой, универсальной, ориентированной на различные уровни знаний учащихся.

4. Разработка "умных" CD-ROM программ нуждается в знаниях психологии, дидактики, нейрофизиологии, кибернетики, теории искусственного интеллекта и других дисциплин, включая, конечно, и предметные сферы знаний.

5. Теория проектирования учебных компьютерных программ далека от совершенства, остро нуждается в притоке новых идей и знаний, а также в их практической проверке.

6. Дидактические принципы и методы, традиционно использовавшиеся в педагогике иностранного языка, должны обогащаться новыми научными подходами, соответствующими парадигме "компьютер – ученик".

7. Тщательного изучения заслуживает новая роль учителя в системе обучения с компьютером.

8. Рынок образовательных продуктов по предмету "Иностранный язык", созданных на основе новых информационных технологий, нуждается в экспертном контроле, способном отслеживать не только результативность, но и академическую ценность выпускаемых пособий.

9. Университетам и институтам повышения квалификации необходимо создавать специализированные лаборатории по исследованию и проектированию учебных CD-ROM программ, а также проводить переподготовку кадров, способных применять новые информационные технологии в учебном процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азимов А.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб: Златоуст, 1999. 472 с.

2.  Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. М., 1995.

3. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Е.А. Английский язык для маленьких: Кн. для учителя. В 2-х ч. М.: Просвещение, 1994. 128 с.

4. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и теория школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. 288 с.

5. Бодров В.И., Мищенко С.В., Попов Н.С., Чуксина Л.Н. Системная организация международного сотрудничества российских университетов // 2-й Российский семинар по инженерному образованию. Тамбов, Россия, 7 – 9 сентября 2001.

6. Гуриев М. Мультимедийный трансфер информации и образования будущего // Мультимедиа. 1996. № 12. С. 82 –83.

7. Драгункин А.Н. Активизатор Вашего английского: Учеб. пособ. СПб.: Союз, 1998. 192 с.

8. Дрожжинов В., Штрик А. Нынешнее поколение европейцев будет жить в информационном обществе // PC WEEK/RE. № 13 (235). 2000. С. 46 – 48.

9. Инькова Н.А. Использование новых информационных технологий для разработки учебно-информационной обучающей среды // Сб. науч. тр. Ч. III. Тамбов, 1998. С. 72 – 73.

10. Гуриев М. Мультимедийный трансфер информации и образования будущего // Мультимедиа. 1996. № 12. С. 82 –83.

11. Крюкова О.П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде (на примере английского языка). М.: Логос, 1998. 128 с.

12. Кушнир А.М. Педагогика иностранного языка // Школьные технологии. № 6. 1997. 192 с.

13. Ляховицкий М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. № 1. 1973. С. 31.

14. Ляховицкий М.В., Кошман И.М. Технические средства в обучении иностранным языкам: Пособ. для учителей. М.: Просвещение, 1981. 143 с.

15. Минзов А.С. Концепция индивидуального обучения в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде // http: // magazine.stankin.ru/arch/n_ob/articles/index.shtml.

16. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособ. / Е.А. Маслыко и др. Мн.: Выш. шк., 1997. 522 с.

17. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М.: Изд-во МГУП, 2000. 16 c.

18. Никитина И.Н. Урок английского языка с использованием новых информационных технологий // Интернет-журнал  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004 – 2005. http://festival.1september.ru/articles/213950/.

19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; /под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.

20. Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2003. - №5. – С. 25-31.

21. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе,  2005. - №4 - С. 6-11

22. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."

В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....

Формирование лексических навыков обучения английскому языку при помощи мультимедийных средств.

В данной статье рассматривается проблема введения и закрепления лексического материала с помощью мультимедийных презентаций их роль и возможность  в процессе обучения английскому языку....

Актуальные проблемы обучения иностранному языку в общеобразовательных школах

Статья о проблемах возникающих в процессе обучения иностранным языкам на современном этапе. Приемы, помогающие их решать из практики учителя....

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Роль иностранного языка в обществе изменилась, это обусловлено политическими, социоэкономическими и культурными изменениями в нашей стране. Превращаясь из учебного предмета в базовый элемент современн...

Цели и задачи обучения иностранному языку в средней школе»

Реферат по дисциплине "Актуальные вопросы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС на тему "Цели и задачи обучения иностраному языку в средней школе"....

Актуальные проблемы обучения иностранному языку в общеобразовательных школах

Актуальные проблемы обучения иностранному языку в общеобразовательных школах...