ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ РАЗНОЖАНРОВОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ ЗАДАНИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
статья по английскому языку (10 класс)

Аннотация: В статье рассмотрены требования к организации подготовки учащихся к выполнению форматных заданий раздела «Письмо» Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. Авторами проанализированы жанровые разновидности письменных текстов, представленных в заданиях интеллектуальных творческих соревнований по  английскому языку; описан научный подход как методическая база организации подготовки; обозначена стратегия обучения учащихся стилистическим особенностям разножанровых письменных текстов; представлены примеры заданий, которые направлены на формирование умений в письменной речи.

Ключевые слова: интеллектуальные творческие соревнования, Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку, разножанровая письменная речь,  компетентностный подход.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Носова Ю.В., Переверткина М.С.


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ РАЗНОЖАНРОВОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ ЗАДАНИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация: В статье рассмотрены требования к организации подготовки учащихся к выполнению форматных заданий раздела «Письмо» Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. Авторами проанализированы жанровые разновидности письменных текстов, представленных в заданиях интеллектуальных творческих соревнований по  английскому языку; описан научный подход как методическая база организации подготовки; обозначена стратегия обучения учащихся стилистическим особенностям разножанровых письменных текстов; представлены примеры заданий, которые направлены на формирование умений в письменной речи.

Ключевые слова: интеллектуальные творческие соревнования, Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку, разножанровая письменная речь,  компетентностный подход.

В настоящее время показателем сформированности иноязычной коммуникативной компетентности учащихся является достижение планируемых результатов, обозначенных в ФГОС и примерных программах по иностранному языку, подразумевающих применение учащимися умений в разных видах речевой деятельности для решения коммуникативных задач, в том числе выполнение заданий  интеллектуальных творческих соревнований по иностранному языку.

Социальный заказ общества на развитие личности, способной быстро адаптироваться в стремительно меняющихся условиях общества и самостоятельно использовать приобретенные знания в различных жизненных ситуациях, должен найти отражение в создании новых условий работы с учащимися, в том числе направленных на поиск и развитие одаренных детей. Одной из форм работы с одаренными детьми являются интеллектуальные творческие соревнования, к которым относятся олимпиады по иностранному языку, которые способствуют поиску и выявлению лингвистически одаренных детей, актуализации когнитивных и творческих способностей учащихся. Участие в подобных соревнованиях оказывает положительное влияние на мотивацию учащихся к изучению иностранных языков, на их  интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Необходимо отметить тот факт, что при оценивании результатов, продемонстрированных учащимися  в ходе  интеллектуальный соревнований, используются критерии общепринятой системы определения уровня владения иностранным языком, что позволяет  рассматривать олимпиады по иностранному языку как одно из средств контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.

Типология заданий олимпиады школьников по иностранным языкам определяется требованиями, изложенными в методических рекомендациях по составлению контрольно-измерительных материалов, что позволяет, проанализировав данные материалы, организовать подготовку учащихся к выполнению заданий интеллектуальных творческих соревнований. В данной статье будут рассмотрены требования к форматным заданиям Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (раздел «Письмо»), и даны рекомендации для учителей по обучению учащихся стратегиям выполнения указанных заданий.  

Для успешного обучения англоязычной письменной речи в первую очередь необходимо сформировать представление учащихся о стилях и жанрах письменной речи, а также об их лингвистическом содержании. Стиль речи мы можем определить как набор языковых средств, использующихся для решения коммуникативных задач в различных ситуациях речевого общения, а в основе классификации стилей лежат следующие параметры:

  • цель коммуникации, которую определяет участник коммуникации;
  • условия общения;
  • индивидуальные особенности участника коммуникации;
  • тема общения.

Стили письменной речи включают в себя книжные стили, к которым относятся научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили. Каждому стилю свойственна особая форма организации текста.

Деловой стиль обслуживает сферу официально-деловых отношений. К жанровым разновидностям официально-делового стиля относятся заявление, справка, автобиография, расписка, объяснительная записка, отчет и другие. Жанры официально-делового стиля выполняют информационную, предписывающую, констатирующую функции в различных сферах деятельности. Например, участникам Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2017 в рамках регионального этапа необходимо было написать отчет, проанализировав информацию, представленную в диаграммах:

«Write a report to your English Club event organizers based on the chart below. Give recommendations what should be done to increase students’ attendance and participation in school events. » [1]

Общими характеристиками научного стиля являются его информативная насыщенность, логичность построения, скрытая эмоциональность, обобщенно-отвлеченный характер изложения, смысловая точность и объективность, а также вытекающие из этих особенностей ясность и понятность. В научном стиле можно выделить следующие жанровые композиции: статья, доклад, реферат, аннотация, статья.

Пример задания регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку 2015:

«Computer Based Games for English Learners, produced by the ABC Company, were offered to the students of your school for a free trial in October 2014. Prepare a report on the results of the experiment to your school headmaster. Use the information from the table below.» [1]

Публицистический стиль занимает промежуточное место между научным и художественным стилями. С научным стилем его сближает логическая последовательность в изложении фактов, развернутость высказывания, деление на логические блоки. Также  публицистический стиль имеет ряд общих черт с художественным стилем. Образность речи, эмоциональные элементы языка являются характеристиками публицистического стиля. Метафоры, сравнения, перифразы и другие выразительные средства позволяют пишущему проявить индивидуальность в изложении содержания. К жанровым разновидностям публицистического стиля можно отнести: эссе, статьи, рецензии, отзывы.

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку 2017 участникам прилагалось написать статью для молодежного журнала, посвященную успешным людям:

«Tell us about a successful person you know and admire. What does success really mean? What helps people to be successful? » [1]  

Представленная классификация стилей письменных текстов не является единственной. Т.Хедж выделяет следующие типы письменной речи [2,с. 86]:

  • учебная письменная речь (эссе, доклад, резюме, рецензия, аннотация, тезисы, заметки).

Пример задания заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку 2014:

  «The editor of a student magazine, publishing a series of articles on different cultural events at your school, has asked you to contribute an article to it. You have decided to write about the film “Master Plot” you saw last weekend with your younger brother, as every weekend your school student union shows family films in English. Read the film advertisement and handwritten notes prepared for the article. Then, using the information appropriately, write your article for the magazine.» [1]

  • Деловая письменная речь (деловое письмо, отчет, резюме, контракт, заявление, объявление, докладная записка).

Пример задания регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку 2016:  

«Imagine that you are doing a project on how students in the USA spend their time on an average weekday. You have collected some data on the subject (see the charts below). Write a brief report describing the data. Try to use all the information given and compare the data for 2014 and 2015. » [1]

  • Письменная речь социальной направленности (заметка, письмо, приглашение, руководство, электронные сообщения). Задания, целью которых является создание данных жанровых композиций не представлены в контрольно-измерительных материалах  Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.
  • Письменная речь личного характера (дневники, записи рецептов, адресов, список). Задания, целью которых является создание данных жанровых композиций не представлены в контрольно-измерительных материалах  Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.
  • Творческая письменная речь (стихотворения, истории, тексты песен).

Пример задания регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку 2014:

«Write a short story. Choose any subject but use in your story the following words at least onceт (underline the word from the list when using it for the first time): Fluffy, Ignorant, Board, Traffic; title your story using a word from the list; include description of feelings and emotions; include direct and indirect speech; make an unexpected ending. » [1]

Каждый из типов письменной речи можно охарактеризовать определенной сферой функционирования, коммуникативной задачей, содержанием, композиционной структурой и языковым наполнением, что важно учитывать при подготовке учащихся к выполнению заданий раздела «Письмо» Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.

Важным элементом организации обучения письменной речи является выбор научного подхода как методической основы формирования умений учащихся в данном виде речевой деятельности. В современной методике преподавания иностранных языков существуют различные подходы к обучению письменной речи. Е. Н. Соловова выделяет директивный (формальный), лингвистический и деятельностный подходы [3, с.190].

Целью директивного подхода является корректность написанного, а содержательная сторона отходит на второй план. Для лингвистического подхода характерно «жесткое» управление процессом письменной речи, большое количество рецептивно-репродуктивных упражнений. В деятельностном или содержательно-смысловой подходе письмо рассматривается как творческий процесс, в ходе которого происходит осознание и формирование мыслей. Последний из перечисленных подходов представляется нам наиболее эффективным при организации обучения англоязычной письменной речи в формате Всероссийской олимпиады школьников, так как он позволяет учителю мотивировать учащихся к творческой деятельности, знакомить их с различными стратегиями и приемами работы.

Определившись с содержанием обучения и избрав основополагающий подход, представляется возможным рассмотреть поэтапную подготовку учащихся к выполнению заданий творческих соревнований по английскому языку.

В первую очередь учащимся необходимо ознакомиться с заданием, и правильно определить коммуникативную задачу.

Например: Get acquainted with four questions requiring you to write an article, a proposal, a review and a report. Which one describes the situation when you are required to write a report? (Ознакомьтесь с описанием четырех ситуаций, в которых вас просят написать статью, отчет, предложение и рецензию. В какой ситуации вам нужно написать доклад?)         Во-вторых, учащиеся должны освоить структуру письменных произведений, научиться выделять их элементы: вступление, главная часть, заключением.

Задание: Read the report about different aspects of the exchange programme. What characterizes the report as a type of writing? List as many characteristics as you can think of. Then compare your ideas with those in the list below. (Прочитайте доклад, в котором описаны особенности программы обмена. Какие характеристики отчета как жанра делового стиля вы можете выделить? Составьте список характеристик. Сравните свои идеи с предложенными характеристиками.)

  • clear layout
  • clearly differentiated paragraphs often with headings
  • clear introduction giving the basic facts
  • neutral of formal language – vocabulary and structure
  • content is usually presented objectively although it may then lead to more personal conclusion.  

Немаловажную роль на подготовительном этапе играют и упражнения, направленные на совершенствование лексических и грамматических навыков учащихся.

Задание: Look at the report again and underline all the linking words and expressions. Then explain the function of each of the underlined words and expressions. Example:  Firstly – to introduce the first point. Answer these questions on connecting words and expressions. (Прочитайте доклад и выделите средства связи. Определите функцию выделенных слов-связок.)

1. Can you think of two synonyms for moreover?

2. How could you say to conclude in another way?

3. Complete the blanks with one word.

a) Oxbridge is, _____ contrast, an comfort city.

b) ______comparison _____ Camford, it has little to recommend it.

c) Camford is _____ the point of view of young people, an exciting place to be.

d) There are a number of reasons _____ we make such a recommendation.

 4. When might it be appropriate to say last but not least?

На основном  этапе учащиеся создают собственные тексты, а учитель контролирует как оформление, так  и содержание текста, соблюдение стиля и объём.  На данном этапе учащиеся формулируют тему и идею текста, составляют план и, в зависимости от жанра и темы письменного произведения, осуществляют отбор вводных конструкций, клише и других языковых средств, употребление которых обусловлено стилистическими особенностями.

Задание: Say where you would expect to find the adverbials listed with the sentences below – at the beginning, in the middle, or at the end. (Определите место положение обстоятельств в предложениях.)

1. Salaries are good in the company. It has an excellent career structure. (also, as well, besides, on the top of that)

2.  The redundancies should never have been made.(according to the authorities, as far as I am concerned, as I see it)

3.  The level of unemployment is an important factor in crime.

(firstly, eventually, subsequently, undoubtedly)

Подобные задания позволяют проверить сформированность умений учащихся троить развёрнутое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей в заданном объёме, выражать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, последовательно и логически правильно строить высказывание, использовать соответствующие средства логической связи, лексически, грамматически, орфографически и стилистически оформлять текст.

На завершающем аналитическом этапе осуществляется совместный анализ общих и индивидуальных ошибок учащихся, совершенствование лексического и грамматического оформление текста, контроль над соблюдением орфографических и пунктуационных норм. У учащихся также формируется представление о критериях оценивания письменных заданий, так как они могут выступить в роли членов жюри олимпиады школьников по английскому языку, проанализировать работы других учащихся, прокомментировать допущенные ошибки и предложить пути их исправления.

Задание: Here are the ways in which some students ended their piece of work. Work with a partner and decided if it was an effective way of the ending a writing task. Why (not)?(Проанализируйте предложения, выбранных учащимися в качестве заключения. Подходят ли они для завершения письменного произведения жанра публицистического стиля.)

1. In conclusion, I would advise you to postpone making decision until the city council elections are over in June.

2. To sum up, I have no hesitation in recommending that you proceed with plans to open a hotel near that place.

3. Eventually, all the things considering? I think you should to go ahead with the project. Otherwise, you could miss out on a golden possibility.

Таким образом, обучение разножанровой письменной речи в формате Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку позволяет учащимся овладеть  письменной речью, участвовать в иноязычной коммуникации в письменной форме, определять коммуникативную задачу письменных произведений, иметь представление о жанровом своеобразии и структурных особенностях англоязычных письменных  текстов,  а также совершенствовать языковое оформление создаваемых текстов и эффективно осуществлять их редактирование.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Задания всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. Информационный сайт об олимпиадах и других мероприятиях для школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://info.olimpiada.ru/activity/88/tasks 
  2. Hedge, T. Writing. - Oxford: Oxford University Press, 2005. 296 P.
  3. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций : Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - М.: Просвещение. 2002. – 239 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья "Обучение творческой письменной речи на иностранном языке в современной школе".

В статье представлены описание и анализ обучения иностранной письменной речи на уроках немецкого языка, использование творческих заданий при обучении письменной речи....

Обобщение опыта работы по теме "Преодоление нарушений письменной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью".

Цель работы:  разработка и апробация альбома коррекционно-развивающих упражнений по  преодолению нарушений письменной речи у  младших школьников с интеллектуальной недостаточностью....

Методика обучения творческой письменной речи учащихся 5 классов школ с углублённым изучением английского языка

Методика обучения иностранным языкам в школах с углубленным изучением английского языка по сути своей мало отличается от методик, используемых в средних школах. Здесь можно увидеть и фундаментальную (...

Материалы Основного государственного Экзамена по английскому языку 2020. Письменная и устная часть.

Материалы Основного государственного Экзамена по английскому языку 2020. Письменная и устная часть. Критерии оценивания....

Организация подготовки учащихся к творческим соревнованиям по английскому языку на примере всероссийской олимпиады школьников

В Российской Федерации накоплен богатый опыт работы с одаренными детьми. Еще в советское время были созданы специализированные учебно-методические центры и школы для одаренных детей, существовала сист...