Организация подготовки учащихся к творческим соревнованиям по английскому языку на примере всероссийской олимпиады школьников
статья по английскому языку (10, 11 класс)
В Российской Федерации накоплен богатый опыт работы с одаренными детьми. Еще в советское время были созданы специализированные учебно-методические центры и школы для одаренных детей, существовала система творческих конкурсов и предметных олимпиад для выявления юных талантов в разных областях знаний. Одним из наиболее эффективных направлений процесса поиска и поддержки развития талантливых детей являются олимпиады школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_murlina_vosh.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 213 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга ______________________________________________________________________________________________________________________ | |
Направление: развитие общего образования Тема: Организация подготовки учащихся к творческим соревнованиям по английскому языку на примере Всероссийской олимпиады школьников | |
Автор: Мурлина Т.Д., учитель английского языка | |
Организация подготовки учащихся к творческим соревнованиям по английскому языку на примере всероссийской олимпиады школьников
В Российской Федерации накоплен богатый опыт работы с одаренными детьми. Еще в советское время были созданы специализированные учебно-методические центры и школы для одаренных детей, существовала система творческих конкурсов и предметных олимпиад для выявления юных талантов в разных областях знаний. Одним из наиболее эффективных направлений процесса поиска и поддержки развития талантливых детей являются олимпиады школьников.
Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку проводится с 1998 года с целью выявление и развитие у учащихся творческих способностей и состоит из четырех этапов:
- школьный;
- муниципальный;
- региональный;
- заключительный. [3, с.46]
Задания олимпиады проверяют как рецептивные навыки (чтение, аудирование), так и продуктивные навыки (письменная и устная речь). Отдельно проверяется уровень сформированности лексических и грамматических навыков учащихся, а также их лингвострановедческие знания. Задания должны носить проблемно-поисковый характер и выявлять творческий потенциал участника.
Школьный этап | Муниципальный этап | Региональный этап | Заключительный этап | |
Аудирование | По усмотрению школы | 2 задания | 1 задания + интегрированное задание на аудирование и чтение | 1 задания + интегрированное задание на аудирование и чтение |
Чтение | 2 задания | 2 задания | 2 задания | 2 задания |
Лексико-грамматический тест | + | 2 теста | 2 теста | 4 теста |
Письменная часть | Написание письма | Написание сочинения | Написание эссе | Написание эссе |
Устная часть | отсутствует | монолог | 2 задания (монолог и диалог) | 2 задания (монолог и диалог) |
От участников олимпиады требуется показать не только высокий уровень овладения программным материалом, но и творческий подход к выполнению предлагаемых заданий, начитанность, сообразительность, а в ряде случаев – языковое чутье.
Под творческими способностями понимаются определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые, однако, не сводятся к уже имеющемуся у человека запаса навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их приобретения.
Наиболее творческими в формате Всероссийской олимпиады являются конкурсы устной и письменной речи. В последнее время конкурс письменной речи претерпел ряд изменений, разработаны новые задания, которые позволяют учащимся проявить фантазию и продемонстрировать нестандартные решения (например, написать историю, используя только начало)
В рамках данного исследования рассматриваются разделы Адуирование, Чтение, Лексико-грамматический тест. Поэтому учителю важно четко организовывать контроль сформированности языковой и речевой компетенций как компонентов коммуникативной компетентности.
Компетенция – это круг вопросов, в которых кто-либо хорошо разбирается, обладает опытом и определёнными знаниями. При выполнении тестовых заданий Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку задействованы в основном три вида коммуникативной компетентности: языковая, речевая и социокультурная компетенции.
Языковая компетенция предполагает овладение определенным количеством знаний и соответствующих им навыков, связанных с различными аспектами языка (лексикой, фонетикой, орфографией и грамматикой) в соответствии с темами и ситуацией общения. [5, с.187]
Под речевой компетенцией понимается способность участвовать в четырех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении и письме. [5, с.193]
Так как во Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку присутствуют задания, которые проверяют знания учащихся о стране изучаемого языка, мы можем говорить, что для успешного прохождения олимпиады у учащихся должна быть сформирована социокультурная компетенция, под которой в первую очередь понимается способность ориентироваться в социокультурных характеристиках людей при межкультурном общении. [4, с.108]
Все упражнения, которые встречаются в заданиях Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку можно условно разделить на несколько групп:
- multiple-choice — вопросы, предполагающие выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
- true-false questions — вопросы, требующие выбор ответа — высказывания, подтверждающего или опровергающего данное утверждение;
- Gap-filling – заполнение пропусков;
- Cloze test - варианты ответа не даются, и учащиеся угадывают пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста и привычной сочетаемости слов, или заменяют их синонимами;
- Matching - упражнение на соотнесение единиц языка (слов, словосочетаний, предложений, абзацев, текстов);
- Rephrasing / Reformulation / Paraphrase – перифраз;
- Completion - Упражнение на дополнение, которое представляет собой ряд незавершенных предложений и сопровождается заданием закончить их по смыслу или используя информацию, полученную из прослушанного или прочитанного текста. [1, с.135]
Технологию подготовки учащихся к ВОШ по английскому языку можно разделить на 2 основных этапа:
- формирование так называемой стратегической компетенции школьников (умение анализировать задание, выбирать стратегию их выполнения)
- формирование и совершенствование языковой, речевой и социокультурной компетенций школьников
При подготовке к олимпиаде учитель в первую очередь должен научить учащихся внимательно прочитывать инструкции и формулировки каждого задания.
Например: после того, как учащиеся прочитали задание, учитель задает учащимся вопросы по нему. Учащиеся должны точно понимать, что от них требуется в том или ином задании, и после этого они могут выбрать правильную стратегию для выполнения задания.
Одним из проявлений развития творческой деятельности и одаренности учащихся на ВОШ является выбор правильной стратегии, особенно в тех случаях, когда учащихся не знакомы с форматом задания и должны сами понять, как его следует выполнять.
При подготовке учащиеся лексико-грамматического блоку заданий в рамках Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку учитель должен обратить внимание на то, что ученики должны иметь знания в области словообразования, формообразования глаголов, существительных, прилагательных, местоимений и числительных, так как ряд заданий проверяют навыки образования словоформ и употребления лексики.
Всё чаще разработчики стали включать аудирование, требующее в дальнейшем разнообразной творческой обработки полученной устной информации в письменной форме. Кроме заданий на прослушивание информации и вычленение конкретных деталей, выделения специфической информации, обобщения и т. п., выполняемых отдельно друг от друга, участникам предлагается кратко изложить содержание с одновременным исправлением ошибок в печатном тексте, заполнением и/или завершением предложенных фраз/текстов, конспектированием. Одним из вариантов заданий на аудирование может быть задание, доказывающее, что у учащихся должны быть развиты творческие способности. Например, после прослушивания лекции учащимся предлагается написать небольшое summary по прослушанному тексту.
При подготовке учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку к разделу аудирование учащиеся должны научиться отделять главную информацию от второстепенной; выявлять наиболее значимые факты; определять свое отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую/интересующую информацию.
Во время подготовки к разделу чтение учащиеся должны научиться понимать аутентичные английские тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные), а также использовать при этом все виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое). В ходе подготовки учащиеся должны научиться извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи.
В олимпиадах последних лет многие задания «эволюционировали», и авторы стали практиковать так называемые «интегрированные» («смешанные») задания (blended tasks), когда проверяется способность участника олимпиады владеть не отдельным навыком (чтения, письма, аудирования), а умение использовать их одновременно, параллельно друг другу, взаимосвязано. Кроме того, от участников требуется творчески перерабатывать прочитанное и/или прослушанное и на этой основе составить свой собственный текст/высказывание, объём которого ограничивается определённым количеством слов. Часто при этом требуется перефразировать оригинальный текст или отдельную фразу, используя синонимы, а также свои собственные логические объяснения. В список подобных «смешанных» заданий входят краткий письменный пересказ (summary), составление плана, письменное объяснение основных понятий, раскрываемых или обсуждаемых в приведенных текстах. В качестве материала для подобных заданий используются оригинальные тексты академической, историко-культурологической, общеделовой, научно-популярной и общегуманитарной тематики.
Подобные изменения явились естественным процессом усовершенствования и одновременно ответом на повышение требований к олимпиадным тестовым материалам, вследствие чего авторы больше внимания уделяют творческим, самостоятельным заданиям.
Таким образом, целью «интегрированного» раздела «аудирование-письмо», «аудирование-чтение-письмо» является выявление способности участника понимать, анализировать, обрабатывать прослушанную и/или прочитанную информацию, а затем, вычленив ключевые моменты, отдельные детали или специфическую информацию, изложить в краткой форме в письменном виде в условиях реальной академической ситуации, так как часто оригинальный материал содержит отрывок из лекции, интервью или статьи.
Список литературы
1. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. — СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр „БЛИЦ"», «Cambridge University Press», 2001 г. — 224 с.
2. Кузнецова О.Н. Олимпиадные задания по английскому языку 10-11 класс (школьный уровень) // Социальная сеть работников образования: – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2015/10/13/olimpiada-po-angliyskomu-yazyku-10-11 (Дата обращения: 10.04.2017)
3. Курасовская Ю.Б. Концепция Всероссийской олимпиады школьников // Иностр. языки в школе. – 2013 - №10 - с.45-49
4. Трифонова С.А. Формирование социокультурной компетенции учащихся гимназии через реализацию межкультурных образовательных проектов// Иностр. языки в школе. – 2008 - №1 - с.106-109
5. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. Учебне пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис. – 2006 – 479 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии подготовки учащихся к сдаче ГИА по английскому языку.Раздел "Чтение".
Данное учебно-методическое пособие предлагает систему упражнений, формирующих ключевые умения, проверяемые в разделе "Чтение" с использованием стратегий, рекомендуемых для выполнения различных типов з...
Учебно-методическое пособие по подготовке учащихся к ГИА по иностранному (английскому) языку в части раздела «Говорение»
Учебно-методическое пособие содержит теоретический и практический материал, с помощью которого ведется целенаправленная работа по подготовке обучающихся к ГИА по английскому языку раздела «Говор...
Рабочая программа элективного курса «Деловой английский» для организации профильной подготовки учащихся 9 класса по предмету «Английский язык»
г. Лабинск 2014год Пояснительная записка В это стремительно развивающееся и меняющееся время, ко¬гда наша страна перешла на рыночные отношения, по¬следовал подъем деловой активности и установлени...
Педагогический опыт работы с одаренными детьми (на примере Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре)
Проблема работы с одаренными детьми черезвычайно актуальна в современной школе. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе физического воспи...
Олимпиадные задания по русскому языку Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 2018-2019 учебный год
Олимпиада является одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам и помогает готовить учащихся к жизни в современных условиях, условиях конкуренции, считается важным фактором о...
Методическая система учителя иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ГИА по английскому языку. Формы и методы работы.
При обучении иностранному языку учитель призван организовывать и направлять учение учащихся. В его деятельности основными методами обучения явля...
«Методическая система учителя иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ГИА по английскому языку. Формы и методы работы» (9 класс)
При обучении иностранному языку учитель призван организовывать и направлять учение учащихся. В его деятельности основными методами обучения являются ознакомление, тренировка, применение и контрол...