Обобщение опыта работы по теме "Преодоление нарушений письменной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью".
опыты и эксперименты на тему
Цель работы: разработка и апробация альбома коррекционно-развивающих упражнений по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta.docx | 41.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Преодоление нарушений письменной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Введение
Известно, что одна из задач учителя начальных классов общеобразовательной школы научить ребенка читать и писать, т.е. письменной речи. Обучению письму в специальной (коррекционной) школеVIII вида уделяется большое внимание.
По данным М. Е. Хватцева, Д. И. Орловой, В. В. Воронковой, нарушения письма у школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечаются значительно чаще, чем у детей с сохранным интеллектом. Поэтому овладение грамотным письмом для школьников с интеллектуальной недостаточностью представляет наиболее большие трудности, чем для детей с сохранным интеллектом. Об этом свидетельствуют и результаты научных исследований (М.Ф. Гнездилова, В.В. Воронковой, Е.Ф. Соботовича, Е.М. Гопиченко) и результаты моих исследований которые показывают, что из 15-и учащихся 4 класса 53.3% составляют дети с нарушениями письменной речи. Таким образом, каждый второй ребёнок школьного возраста с нарушением интеллекта имеет те или иные речевые дефекты, препятствующие, в разной степени, успешному овладению ими грамотной письменной речи.
В начальных классах у некоторых детей можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение структуры слов.
Наиболее распространено у учащихся с нарушениями интеллекта фонематическое недоразвитие. Из их числа выделяются ученики, которые в силу грубого нарушения фонематического слуха на начальных этапах обучения почти не овладевают письмом. Только в отдельных случаях можно понять, написанное ими. Эти ученики испытывают значительные затруднения в звуковом анализе слов, в чтении и понимании смысла прочитанного.
Также учащиеся вследствие нарушенного произношения, недостаточного овладения четкой кинестетической схемой пишут так, как говорят. У многих детей трудности в обучении письму связаны с нарушением моторики. У них страдает и техника письма, и грамотность. Эти школьники имеют своеобразный почерк – сильный нажим, неровные буквы. Некоторые из них с трудом удерживают пальцами ручку, тратят много времени на то, чтобы подготовиться к работе, поэтому выполнить задание такого же объема, какой дается всем остальным ученикам, они не в состоянии. При письме моторные затруднения проявляется в сложном комплексе ошибок.
Учащихся с нарушением зрительного восприятия и пространственной ориентировки, прежде всего, затрудняются в запоминании образа буквы, в соблюдении строчки. В случаях грубого нарушения у них наблюдается зеркальное письмо.
Обычно ошибки в письменных работах возникают при органических речевых расстройствах, и проявляются на фоне глубокого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.
В связи с этим коррекция нарушений письма во вспомогательной школе должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Широко используется сравнение фонетически близких звуков (при устранении акустической дисграфии), анализ структуры предложения, звуко-слоговой структуры слова (при устранении дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза), развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза (при устранении оптической дисграфии).
Таким образом, логопедическая работа во вспомогательной школе характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями умственно отсталых детей, а также характером симптоматики, механизмов, структуры дефекта у этих детей.
Проблема по коррекции нарушений письма актуальна и с точки зрения недостаточной эффективности традиционных методик по коррекции письменной речи.
На поиски тренировочных упражнений уходит огромное количество времени. Поэтому возникает необходимость в составлении комплексной систематизированной коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.
Цель работы: разработка и апробация альбома коррекционно-развивающих упражнений по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Для решения поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи:
1.Изучить научно-методическую литературу для выявления нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
2.Проанализировать данные обследования письменных работ учащихся с нарушениями интеллекта.
3.Разработать систему коррекционно-развивающихупражнений направленных на преодоление нарушений письменной речи младших школьников с нарушением интеллекта.
Методические рекомендации к альбому коррекционно-развивающих
упражнений по преодолению нарушений письменной речи у
младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Данное пособие представляет собой практический материал и составлен с учетом методических требований.
Таким образом, коррекционная работа с детьми в данном пособии будет проводиться целенаправленно в соответствии с выявленными нарушениями. В пособии отражен комплексный системный подход, а содержание коррекционно-развивающей работы построено по определенной структуре и материал представлен четырьмя разделами.
В первом разделе представлены упражнения по коррекции акустической дисграфии. Данные упражнения этого раздела направлены на исправления ошибок, обусловленных нарушением фонематического слуха (недостаточно четкой слуховой дифференциацией акустически близких речевых звуков), а также проявляющихся в смешениях и заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам:
- мягких согласных - твердыми;
-звонких согласных парными глухими и наоборот;
- замены в группе свистящих и шипящих;
-смешение аффрикат между собой и составляющими их компонентами;
- замены лабиализованных гласных;
- замены в группе сонорных согласных.
Предлагаемая последовательность ознакомления со звуками и буквами в первую очередь опирается на порядок изучения и дифференциации гласных звуков, затем согласных - сначала свистящих, затем – шипящих, аффрикат, сонорных.
Работа над мягкими и твердыми согласными связана с дифференциацией гласных А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е. Работа со звуками построена в следующей последовательности: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш.
В процессе работы детьми уточняется артикуляция смешиваемых звуков, закрепляется связь звука с буквой.
Во втором разделе упражнения направлены на коррекцию дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза, обусловленных нарушением различных форм языкового анализа и синтеза, проявляющихся на письме в искажениях звукобуквенной и слоговой структуры слов и предложений. В данном разделе имеются задания на коррекцию таких ошибок как: пропуск гласных букв, перестановка или привнесение лишних букв, пропуск или привнесение лишних слогов, слияние нескольких слов в одно слово, разделение одного слова на части, раздельное или слитное написание предлогов со словами.
Учащиеся, работая по второму разделу, учатся сравнивать отдельные слова, словосочетания и предложения, а также позволяют ребёнку приступить к работе по совершенствованию связной речи.
В третьем разделе упражнения направлены на коррекцию аграмматической дисграфии с целью формирования у ребенка представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения.
Предлагаемая последовательность упражнений формирует у детей навыки словообразования, учит разбирать слова по составу, определять, какой частью речи они являются, а также проводится работа по пополнению словарного запаса детей различными частями речи. При работе с предложениями ребенок учиться определять последовательность и связность слов в предложениях, устанавливать смысловую зависимость предложений.
В данном разделе задания постепенно усложняются, и выполнение их в данной последовательности позволяет преодолеть трудности в формировании грамматического строя речи, развивать связную речь ребенка.
Последний раздел альбома направлен на коррекцию обусловленный недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений, нарушением зрительного анализа и синтеза.
Специально подобранные упражнения четвертого раздела помогут развивать у ребенка:
-зрительное восприятие цвета, формы, размера и величины предметов;
-дифференциацию расположения элементов букв;
-операции зрительного анализа и синтеза;
-объем зрительной памяти;
-пространственное восприятие и представление;
-речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения;
-зрительно-моторные координации;
-умение различать смешиваемые по оптическим признакам изолированные буквы;
Ребенок, который путает буквы, похожие по написанию отдельными элементами, также сможет откорректировать эти нарушения, выполняя упражнения четвертого раздела.
Также к данному альбому прилагается электронный анимационный вариант выборочных упражнений, которые могут легко использовать родители при развитии письменной речи ребенка.
Настоящее пособие позволит обеспечить развитие учащихся и поможет им преодолеть трудности в освоении письменной речи, а также используемые различные виды продуктивной и игровой деятельности позволят ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме. Правильно подобранные упражнения позволят избежать ребенку психологического дискомфорта от неудач, с которыми он сам справится не в состоянии.
Содержащийся материал могут использовать на занятиях логопеды и учителя начальных классов, как для индивидуальной работы, так и групповой. Пособие поможет и родителям организовать самостоятельную систематизированную работу ребенка по преодолению нарушений письма.
Результативность опыта
Мониторинг сравнительного анализа ошибок, допущенных при выполнении итоговых письменных работ учащимися 3 класса с 2008/09 по первое полугодие 2010/11 учебного года, можно отследить по следующей диаграмме:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов в школе VIII вида
Дипломная работа на "отлично. хорошая практическая помощь учителям начальных классов коррекционной школы VIII вида, практикующим логопедам,родителям, имеющих детей с нарушением письменной речи"...
Развитие связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
В данной статье дан анализ психолого-педагогической литературы по проблемам связной речи у детей в норме и с нарушением интеллекта: Изучены психолингвистические основ...
Обобщение опыта по теме "Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи".
Основной трудностью в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи является неумение связно излагать свои мысли. в данном пособии подобраны упражнения, которые помогут ученикам при построени...
Методические рекомендации по коррекции нарушений письменной речи у учащихся с умеренной умственной отсталостью.
Преодоление каждого вида дисграфии осуществляется различными методами. Вместе с тем существует ряд основных принципов, соблюдение которых обязательно при работе по устранению любого вида дисграфии....
Памятка для учителей и родителей "Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы"
Данная памятка предназначена для учителей и родителей. В ней раскрыты основные аспекты нарушений письменной речи, их этиология и некоторые приёмы коррекциооной работы....
Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы
Для педагогов и родителей....