Разработка технологических карт урока
статья по английскому языку

Ботняева Мария Григоревна

     Технологическая карта урока- это благо или бремя для учителя?

    Учитель — одна из древнейших профессий на земле. Еще в Древней Греции, Египте и Риме люди, почитаемые за свой ум и знания, становились учителями. И считалось великой честью стать учеником философа, постичь тайны мира. Примеры нам известны из истории: учителем, например, Александра Македонского был древнегреческий ученый и философ Аристотель. И кто знает, стал бы Александр настолько великим воином и царем, если бы не уроки его наставника.

      Многие считают, что учитель — это профессия от Бога. Даже не профессия — призвание. Действительно, как много душевных качеств должен объединять в своем характере тот человек, кто хочет стать учителем: твердость, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всем. А главное — любовь, любовь к жизни, к процессу обучения, и прежде всего, к детям. Еще Л. Толстой отмечал, что хороший учитель — это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам.

    Учитель-это творческая профессия, учитель является одновременно и актером, и режиссером, а педагогическая деятельность-это нескончаемый сериал.

    Традиционно, учитель, подготавливаясь к урокам, составлял жестко структурированный конспект урока. Но все мы знаем, что ввиду человеческих факторов, не всегда урок может идти по четко заданному плану.

     В.А. Сухомлинский писал: «Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

      Сегодня, в условия введения ФГОС, появилось понятие «Современный урок». Современный урок должен соответствовать запросам государства, т.е. должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. На уроке должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления, творческое мышление, умение работать с информацией, умение учиться, работать в коллективе.

      Современный урок предполагает переход:

-от триединой цели урока – к формулировке целей через деятельность обучающихся и далее – к самостоятельному целеполаганию;

-от традиционного «линейного» урока изучения нового материала или закрепления пройденного – к многокомпонентному уроку;

-от традиционной отметки – к современной оценке.

    При подготовке к уроку, учитель использует методические рекомендации, учебник, рабочую программу, Internet-ресурсы и технологические карты урока, которые становятся неотъемлемой частью при подготовке к урокам.

    Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.  В ней должен быть описан весь процесс деятельности учащихся и учителя пооперационно, максимально детально и конкретно. В технологической карте урока должны быть последовательно отражены все его этапы, результаты урока четко фиксируются и соотносятся со всеми операциями и действиями, которые приводят к их достижению, четко координируются и соотносятся друг с другом действия всех субъектов (учителя и учащихся).

   Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. 


      Обучение с использованием технологической карты позволяет:

 -организовать эффективный учебный процесс;

- обеспечить реализацию предметных; метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС;

- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

      В технологической карте урока должны быть отражены основные этапы урока, формулировки которых могут быть различными. Ниже представлены три варианта формулировок этапов урока.

 

 

I вариант

  1.  Мотивация к деятельности. Актуализация знаний. (могут быть выделены два этапа)

Опора на жизненный опыт учеников, постановка проблемы, участие учащихся в определении темы урока, имеющиеся знания, умения, необходимые для решения проблемы.

  1.  Организация познавательной деятельности

Планирование деятельности на уроке, открытие нового знания, присвоение УУД, система заданий для решения проблемы.

  1. Закрепление и включение в систему знаний

Самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, закрепление, обобщение, принятие, включение нового знания в систему знаний, контрольно–оценочная деятельность.

  1.  Рефлексия учебной деятельности

Соотнесение цели с планируемыми результатами, диагностика достижения планируемых результатов, самооценка деятельности на уроке, решение проблемы, практическое применение знаний и умений.

II вариант

  1. Мотивационно-целевой (смыслообразующий) этап. Учитель создает учебную или образовательную ситуацию, осуществляет постановку учебной задачи. Ученик демонстрирует понимание учебной задачи, осуществляет целеполагание.
  2. Операционно-деятельностный этап урока. Общим выступает то, что учитель создает условия для решения учеником учебной задачи, организует процесс познания, коммуникации, обнаруживает затруднения, осуществляет помощь и поддержку различными средствами. Ученик демонстрирует решение учебной задачи, развитие способов понимания и коммуникации как способов познания.
  3. Оценочный этап урока, на котором учитель развивает умения оценивать свою работу обучающимися, на основе понятных для ребят критериев оценивания, а ученик демонстрирует умения оценивания результатов учебно-познавательной деятельности.
  4. Рефлексивный этап урока, как организация процедуры рефлексии.

 

III вариант

  1. Активное целеполагание. Подготовка к активному освоению нового учебного материала и способов его освоения
  2. Организация процесса: освоения нового материала, освоения и совершенствования УУД, обобщения и систематизации…
  3. Оценочный этап.

 

   Для того чтобы существенно сократить время на подготовку учителя к уроку, создаются электронные модели «Конструктора урока».

     Несмотря на четкость требований, предъявляемых к технологической карте, необходимо указать на широкую вариативность их шаблонов.

     Примеры технологических карт, используемых в ГБОУ СОШ 349 Красногвардейского района, г. Санкт-Петербург.

Наиболее оптимальный краткий вариант технологической карты.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 1

Этапы урока

Формируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 2

 

Автор

 

Предмет

 

Класс

 

Тема урока

 

Цель урока

 

Тип урока

 

Технологии

 

 Материалы

 

 Оборудование

 

 

Планируемые результаты и Универсальные учебные действия

Предметные

Обучающийся научится:

 

Личностные

У обучающегося будут сформированы (обучающийся получит возможность для формирования):

 

Метапредметные

Обучающийся научится:

 

 

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Активное целеполагание

(Этап мотивации к деятельности и актуализации знаний)

 

 

 

 

Организация процесса

(Этап организации познавательной деятельности)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный этап

(Этап рефлексии учебной деятельности)

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 3

Автор:  

 

Предмет:

 

Класс:

 

Тема:

 

Цель урока:

 

Тип урока:

 

Материалы:

 

Оборудование:

 

Технологии:

 

Планируемые результаты и УУД:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающийся научится:

 

Прим: Обучающийся получит возможность научиться – для старших классов)

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

 

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

 

Коммуникативные УУД:

Обучающийся получит возможность научиться:

 

Обучающийся сможет:

 

Ход урока

1 этап урока – Этап мотивации к деятельности и актуализации знаний

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

 

Опора на жизненный опыт учеников, постановка проблемы, участие учащихся в определении темы урока, имеющиеся знания, умения, необходимые для решения проблемы…

 

 

 

2 этап урока – Этап организации познавательной деятельности

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

 

Имеет разную структуру в зависимости от типа урока.

Учебная деятельность на уроке, открытие нового знания, система заданий для решения проблемы, самостоятельная деятельность, закрепление, обобщение, принятие, включение нового знания в систему знаний, контрольно–оценочная деятельность.

 

 

 

3 этап урока - Этап рефлексии учебной деятельности

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

 

Учитель развивает умения оценивать свою работу обучающимися, на основе понятных для ребят критериев оценивания, а ученик демонстрирует умения оценивания результатов учебно-познавательной деятельности.

 

     

 

 

Структура технологической карты включает:

1) Название этапа урока.

2) Цели этапа урока.

3) Содержание этапа.

4) Деятельность учителя.

5) Деятельность обучающихся.

6) Формы работы (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая)

7) Результат (формируемые УУД, продукт).

Этапы работы над технологической картой:

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм работы на уроке.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Пошаговый алгоритм составления технологической карты.

ШАГ 1

- чётко определить и сформулировать для себя тему урока;

 - определить место темы в учебном курсе;

-определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

ШАГ 2

- определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока- зачем он вообще нужен?

 

ШАГ 3

- спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является:

- узнавание нового материала;

 - воспроизведение;

 - применение знаний в новой ситуации;

 - применение знаний в незнакомой ситуации;

 - творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Составить три набора заданий:

 1) задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

2) задания, способствующие осмыслению материала учеником;

 3) творческие задания.

ШАГ 4

Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход уже к известному.

ШАГ 5

Сгруппировать учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

ШАГ 6

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке:

- что контролировать;

- как контролировать;

- как использовать результаты контроля.

ШАГ 7

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно- наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

ШАГ 8

Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации для его выполнения.

Деятельность учителя

     Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, выдвигает проблему, проводит параллель с ранее изученным материалом, осуществляет выборочный контроль, побуждает к высказыванию своего мнения, дает комментарий к домашнему заданию, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Деятельность обучающихся

      По очереди комментируют выполнение задания, приводят примеры, составляют схемы слов (предложений), выполняют задания по карточкам, озвучивают понятия, выявляют закономерности, формулируют выводы, подчеркивают характеристики объектов, осуществляют самооценку и самопроверку, формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Самоанализ урока

     При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

     С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например,

-реализацию учителем целей урока;

-использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

-осуществление оценивания и контроля.

Вывод:

    Карта не заменяет конспекта урока. Конспект урока - это ноты, позволяющие импровизацию, это опора, основа, фундамент будущего здания под названием «урок». А главное назначение карты - отразить деятельностный подход, алгоритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока, формирование УУД.

      Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

 

 

Используемая литература:

  1. Копотева, Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС/ Г.Л.Копотева// Управление начальной школой. - 2011.-№12.- с.13-18.
  2. Петруленков, В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы Издательство: "Вако" (2015).

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Технологическая карта урока- это благо или бремя для учителя?

    Учитель — одна из древнейших профессий на земле. Еще в Древней Греции, Египте и Риме люди, почитаемые за свой ум и знания, становились учителями. И считалось великой честью стать учеником философа, постичь тайны мира. Примеры нам известны из истории: учителем, например, Александра Македонского был древнегреческий ученый и философ Аристотель. И кто знает, стал бы Александр настолько великим воином и царем, если бы не уроки его наставника.

      Многие считают, что учитель — это профессия от Бога. Даже не профессия — призвание. Действительно, как много душевных качеств должен объединять в своем характере тот человек, кто хочет стать учителем: твердость, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всем. А главное — любовь, любовь к жизни, к процессу обучения, и прежде всего, к детям. Еще Л. Толстой отмечал, что хороший учитель — это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам.

    Учитель-это творческая профессия, учитель является одновременно и актером, и режиссером, а педагогическая деятельность-это нескончаемый сериал.

    Традиционно, учитель, подготавливаясь к урокам, составлял жестко структурированный конспект урока. Но все мы знаем, что ввиду человеческих факторов, не всегда урок может идти по четко заданному плану.

     В.А. Сухомлинский писал: «Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

      Сегодня, в условия введения ФГОС, появилось понятие «Современный урок». Современный урок должен соответствовать запросам государства, т.е. должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. На уроке должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления, творческое мышление, умение работать с информацией, умение учиться, работать в коллективе.

      Современный урок предполагает переход:

-от триединой цели урока – к формулировке целей через деятельность обучающихся и далее – к самостоятельному целеполаганию;

-от традиционного «линейного» урока изучения нового материала или закрепления пройденного – к многокомпонентному уроку;

-от традиционной отметки – к современной оценке.

    При подготовке к уроку, учитель использует методические рекомендации, учебник, рабочую программу, Internet-ресурсы и технологические карты урока, которые становятся неотъемлемой частью при подготовке к урокам.

    Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.  В ней должен быть описан весь процесс деятельности учащихся и учителя пооперационно, максимально детально и конкретно. В технологической карте урока должны быть последовательно отражены все его этапы, результаты урока четко фиксируются и соотносятся со всеми операциями и действиями, которые приводят к их достижению, четко координируются и соотносятся друг с другом действия всех субъектов (учителя и учащихся).

   Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. 


     Обучение с использованием
технологической карты позволяет:

 -организовать эффективный учебный процесс;

- обеспечить реализацию предметных; метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС;

- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

      В технологической карте урока должны быть отражены основные этапы урока, формулировки которых могут быть различными. Ниже представлены три варианта формулировок этапов урока.

I вариант

  1.  Мотивация к деятельности. Актуализация знаний. (могут быть выделены два этапа)

Опора на жизненный опыт учеников, постановка проблемы, участие учащихся в определении темы урока, имеющиеся знания, умения, необходимые для решения проблемы.

  1.  Организация познавательной деятельности

Планирование деятельности на уроке, открытие нового знания, присвоение УУД, система заданий для решения проблемы.

  1. Закрепление и включение в систему знаний

Самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, закрепление, обобщение, принятие, включение нового знания в систему знаний, контрольно–оценочная деятельность.

  1.  Рефлексия учебной деятельности

Соотнесение цели с планируемыми результатами, диагностика достижения планируемых результатов, самооценка деятельности на уроке, решение проблемы, практическое применение знаний и умений.

II вариант

  1. Мотивационно-целевой (смыслообразующий) этап. Учитель создает учебную или образовательную ситуацию, осуществляет постановку учебной задачи. Ученик демонстрирует понимание учебной задачи, осуществляет целеполагание.
  2. Операционно-деятельностный этап урока. Общим выступает то, что учитель создает условия для решения учеником учебной задачи, организует процесс познания, коммуникации, обнаруживает затруднения, осуществляет помощь и поддержку различными средствами. Ученик демонстрирует решение учебной задачи, развитие способов понимания и коммуникации как способов познания.
  3. Оценочный этап урока, на котором учитель развивает умения оценивать свою работу обучающимися, на основе понятных для ребят критериев оценивания, а ученик демонстрирует умения оценивания результатов учебно-познавательной деятельности.
  4. Рефлексивный этап урока, как организация процедуры рефлексии.

III вариант

  1. Активное целеполагание. Подготовка к активному освоению нового учебного материала и способов его освоения
  2. Организация процесса: освоения нового материала, освоения и совершенствования УУД, обобщения и систематизации…
  3. Оценочный этап.

   Для того чтобы существенно сократить время на подготовку учителя к уроку, создаются электронные модели «Конструктора урока».

     Несмотря на четкость требований, предъявляемых к технологической карте, необходимо указать на широкую вариативность их шаблонов.

     Примеры технологических карт, используемых в ГБОУ СОШ 349 Красногвардейского района, г. Санкт-Петербург.

Наиболее оптимальный краткий вариант технологической карты.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 1

Этапы урока

Формируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 2

Автор

Предмет

Класс

Тема урока

Цель урока

Тип урока

Технологии

 Материалы

 Оборудование

 

Планируемые результаты и Универсальные учебные действия

Предметные

Обучающийся научится:

Личностные

У обучающегося будут сформированы (обучающийся получит возможность для формирования):

Метапредметные

Обучающийся научится:

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Активное целеполагание

(Этап мотивации к деятельности и актуализации знаний)

Организация процесса

(Этап организации познавательной деятельности)

Оценочный этап

(Этап рефлексии учебной деятельности)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 3

Автор:  

Предмет:

Класс:

Тема:

Цель урока:

Тип урока:

Материалы:

Оборудование:

Технологии:

Планируемые результаты и УУД:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающийся научится:

Прим: Обучающийся получит возможность научиться – для старших классов)

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

Коммуникативные УУД:

Обучающийся получит возможность научиться:

Обучающийся сможет:

Ход урока

1 этап урока – Этап мотивации к деятельности и актуализации знаний

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Опора на жизненный опыт учеников, постановка проблемы, участие учащихся в определении темы урока, имеющиеся знания, умения, необходимые для решения проблемы…

2 этап урока – Этап организации познавательной деятельности

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Имеет разную структуру в зависимости от типа урока.

Учебная деятельность на уроке, открытие нового знания, система заданий для решения проблемы, самостоятельная деятельность, закрепление, обобщение, принятие, включение нового знания в систему знаний, контрольно–оценочная деятельность.

3 этап урока - Этап рефлексии учебной деятельности

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Учитель развивает умения оценивать свою работу обучающимися, на основе понятных для ребят критериев оценивания, а ученик демонстрирует умения оценивания результатов учебно-познавательной деятельности.

Структура технологической карты включает:

1) Название этапа урока.

2) Цели этапа урока.

3) Содержание этапа.

4) Деятельность учителя.

5) Деятельность обучающихся.

6) Формы работы (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая)

7) Результат (формируемые УУД, продукт).

Этапы работы над технологической картой:

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм работы на уроке.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Пошаговый алгоритм составления технологической карты.

ШАГ 1

- чётко определить и сформулировать для себя тему урока;

 - определить место темы в учебном курсе;

-определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

ШАГ 2

- определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока- зачем он вообще нужен?

ШАГ 3

- спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является:

- узнавание нового материала;

 - воспроизведение;

 - применение знаний в новой ситуации;

 - применение знаний в незнакомой ситуации;

 - творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Составить три набора заданий:

 1) задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

2) задания, способствующие осмыслению материала учеником;

 3) творческие задания.

ШАГ 4

Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход уже к известному.

ШАГ 5

Сгруппировать учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

ШАГ 6

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке:

- что контролировать;

- как контролировать;

- как использовать результаты контроля.

ШАГ 7

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно- наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

ШАГ 8

Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации для его выполнения.

Деятельность учителя

     Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, выдвигает проблему, проводит параллель с ранее изученным материалом, осуществляет выборочный контроль, побуждает к высказыванию своего мнения, дает комментарий к домашнему заданию, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Деятельность обучающихся

      По очереди комментируют выполнение задания, приводят примеры, составляют схемы слов (предложений), выполняют задания по карточкам, озвучивают понятия, выявляют закономерности, формулируют выводы, подчеркивают характеристики объектов, осуществляют самооценку и самопроверку, формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Самоанализ урока

     При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

     С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например,

-реализацию учителем целей урока;

-использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

-осуществление оценивания и контроля.

Вывод:

    Карта не заменяет конспекта урока. Конспект урока - это ноты, позволяющие импровизацию, это опора, основа, фундамент будущего здания под названием «урок». А главное назначение карты - отразить деятельностный подход, алгоритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока, формирование УУД.

      Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Используемая литература:

  1. Копотева, Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС/ Г.Л.Копотева// Управление начальной школой. - 2011.-№12.- с.13-18.
  2. Петруленков, В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы Издательство: "Вако" (2015).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка технологической карты урока по теме: « Лесные животные » по УМК «Шаги» для 3-его класса под редакцией И.Л. Бим учителя немецкого языка

Урок общеметодологической направленности по технологии :" Развитие критического мышления через чтение и письмо". Материал урока направлен на формирование личностных, метапредметных, предметных ко...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Разработка проекта урока в соответствии с требованиями ФГОС и УМК; разработка технологической карты урока.

Технологическая карта урока рассматривается как проект учебного процесса, где дается полное описание этого процесса: от цели до результата. Автор приводит примеры различных технологических карт,взятых...

Урок геометрии 7 класс. Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства".

Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства"....

Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)

Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...

Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 3 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»

Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не тол...

Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 5 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»

Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не только на...