Статья "Проектная деятельность как вариант предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) в начальной школе (на примере проектов экологической направленности)"
статья по английскому языку

Горбулина М.И.

CLIL (Content and Language Integrated Learning или предметно-языковое интегрированное обучение) – один из самых интересных и распространенных в последнее время подходов к обучению иностранному (английскому) языку. Ключевые принципы подхода предметно-языкового интегрированного обучения базируются на двух основных понятиях – «язык» и «интеграция». Одна из главных целей применения методики предметно-языкового интегрированного обучения - улучшение качества языкового образования. При этом важное внимание уделяется учащимся и их потребностям в общении и познании окружающего мира. Цель данной статьи - показать, как повысить мотивацию к обучению младших школьников на примере использования методики ClIL в обучении проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 526 МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Горбулина Мария Ивановна, учитель английского языка

Проектная деятельность как вариант предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) в начальной школе

На примере проектов экологической направленности

В соответствии с Федеральными государственными общеобразовательными стандартами приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Подходами, обеспечивающими становление самостоятельной творческой учебной деятельности младшего школьника, являются:

  1. деятельностно-ориентированное обучение;
  2. проблемное обучение;
  3. проектные формы организации обучения — решение проектных задач на уроках в начальной школе.

С помощью построения системы проектных задач можно решать современные проблемы начального образования, в частности, осуществить переход на компетентностный подход в образовательном процессе, а также вооружить младших школьников средствами и способами будущей проектной деятельности в средней школе.

Проектная деятельность задействует все 4 механизма развития личности (деятельность, познание, общение, рефлексия), позволяет значительно повысить мотивацию школьников к изучению английского языка, является наглядной интеграцией знаний по различным предметам школьной программы, дает простор для творческой, созидательной деятельности.

Говоря о системе проектных задач при изучении английского языка, уместно будет вспомнить о Предметно-Языковом Интегрированном Обучении (CLIL), как очень близком подходе, элементы которого можно эффективно использовать на уроках в начальной школе. В логике CLIL иностранный язык является средством, а не содержанием обучения. Профессор Койл, являющийся одним из основоположников CLIL, выделил 4 основных компонента хорошего CLIL-урока:

  1. Содержание
  2. Общение (коммуникация)
  3. Познание
  4. Культура

Все это в полной мере можно отнести и к системе проектных задач. Оба эти метода позволяют интегрировать язык и знания, умения, навыки; овладевать языком самым естественным способом через деятельность; консолидировать знания из разных предметных областей; являются очень побудительными и мотивирующими.

Одними из наиболее интересных и значимых с точки зрения реализации компетентностного подхода мне представляются проекты естественнонаучной, экологической направленности. Они способствуют осознанию целостности окружающего мира, освоению основ экологической грамотности, освоению доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации в открытом информационном пространстве).  При этом важно, чтобы эти проекты носили «прикладной» характер, были близки и понятны детям.

Примеры таких проектов:

  1. Проведение различных опытов,  экспериментов (необходимость растениям воды, воздуха, солнечного света, тепла; необходимость чистой воды для нормального роста живых организмов).
  2. 3 Rs: recycling, reuse, reduce. Мусор: переработка, повторное использование. Экономия воды, тепла, электричества (задачи на расчет потребления воды – сколько воды тратится, когда я спускаю воду в туалете, чищу зубы, принимаю ванну/душ и т.д.).
  3. Покупай с умом (Buy carefully, buy less).
  4. Gardening Lessons (высаживание цветов, овощей). Планирование клумб, грядок. Ведение дневников наблюдений.
  5. Идеальный экологический дом (школа) (планирование земельных участков, компост, использование энергии солнца, ветра, приусадебное хозяйство).

В качестве завершающего проекта в начальной школе можно предложить проект «Нет воздушным шарикам». Во многих школах сложилась традиция во время выпускного вечера в начальной (и в средней) школе выпускать в небо воздушные шарики, тем самым формируя у детей  неосознанную привычку мусорить. Целью данного проекта является осознание детьми факта, что улетающие шарики, по сути, являются тем же самым мусором, с которым мы пытаемся бороться. Дети проведут расчет, сколько шариков выпускает в небо один четвертый класс/ параллель/все четвертые классы района/города. Проанализируют объем потенциального мусора. Создадут листовки (leaflets, mini-books), плакаты, постеры, призывающие отказаться от воздушных шариков. Выступят перед одноклассниками, старшеклассниками, родителями. Предложат альтернативные способы сделать праздник ярким, запоминающимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебно-дидактического материала для проведение интегрированного урока по Окружающему миру в начальной школе. Тема:"Изготовление инструкционных карт" направленна на реализацию проекта"100% детей ОВЗ,включенных в систему дистанционного обучения"

Разработка учебно-дидактического материала для проведение интегрированного урока по Окружающиму миру  в начальной школе.   Тема: "Изготовление инструкционных карт" направленна на реализ...

Использование УМК в обучении татарскому языку в начальной школе (на примере УМК по татарскому языку «Татарча да яхшы бел» для русскоязычных учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы: Мещерякова В.Н., Нигматуллина Р.Р.)

Использование УМК в обучении татарскому языку в начальной школе (на примере УМК по татарскому языку «Татарча да яхшы бел» для русскоязычных учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возр...

Тезисное изложение статьи Т.А. Лалетиной «Интегрированный подход и использование предметно- языковой интеграции при обучении иностранному языку»

Тезисное изложение статьи Т.А. Лалетиной «Интегрированный подход и использование предметно- языковой интеграции при обучении иностранному языку»...

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ» (CLIL – CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED LEARNING) ПРИ СОЗДАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ» (CLIL – CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED LEARNING) ПРИ СОЗДАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ...

Особенности проведения интегрированных уроков в начальной школе (на примере интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Окружающий мир»)

В статье раскрывается содержание и особенности применения интегративного подхода в процессе организации и проведения уроков в начальной школе на примере дисциплин «Иностранный язык» и &laq...

Исследовательская работа (форсайт-центр) Средства интенсификации обучения устной речи на уроках английского языка в начальной школе на примере темы “Мой питомец”.

Материал содержит микс средств, техник, направленных на повышение качества обучения и мотивации учеников начальных классов в разделе "говорение"....