Статья на тему "Формирование мировоззрения и развитие личности на уроках иностранных языков"
статья

Газизуллина Айгуль Ахметовна

Воспитательный аспект является основным в прцессе обучения иностранному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель немецкого и английского языков: Газизуллина Айгуль Ахметовна

Формирование мировоззрения и развитие личности на уроках

иностранных языков

В начале своего выступления хочется задать вопрос: насколько важен  воспитательный аспект при обучении иностранному языку? Часто мы, учителя, говорим учащимся, что каждый интеллигентный и образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык, что иностранный язык необходим для будущей профессии, что знание иностранного языка развивает.

Безусловно, иностранный язык представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы сумеем создать не только образованного человека, мы сможем воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир.

 Современный процесс обучения, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика, формирует у ученика широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении.  Процесс овладения иностранным языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития учеников.

Социальная сущность иностранного заключается в передаче ученикам творческого опыта эмоционально - ценностного отношения человека к миру, в способности интегрировать самые разнообразные сведения из различных сфер деятельности человека. Использование иностранного языка в качестве средства передачи и приема информации от окружающей действительности из самых различных предметных областей создает благоприятные предпосылки для расширения общеобразовательного кругозора учеников.

Основной целью обучения иностранному языку является развитие личности учеников, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой ими иноязычной речевой деятельности. Указанная цель раскрывается в единстве 4 - х взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического. Мы рассмотрим первый компонент, а именно: воспитательный компонент, цели которого заключается в следующем:

 - в формировании у учеников уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка;

 - в воспитании культуры общения;

 - в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;

 - в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Согласно целям и содержанию обучения иностранному языку, мы делаем вывод что, воспитательный компонент цели является одним из главных аспектов обучения иностранному языку. Знание чего бы то ни было само по себе мало обогащает человека, ибо важен не столько сугубо практический эффект обучения, сколько то, что это знание вносит в формирование человека как личности. Поэтому главная ценность иностранного языка заключается в его воспитательном потенциале.

Именно по этой причине воспитательный потенциал является специфической чертой урока иностранного языка. Воспитательные возможности заключены в трех сторонах урока. Прежде всего, в содержании используемых материалов, далее в методической системе обучения и, наконец, в личности учителя и его поведении.

Особое значение в формировании мировоззрения имеет знакомство с современной жизнью, со страницами истории и в целом с культурой стран изучаемого языка. При этом у обучаемых усугубляется понимание принципа историзма, диалектико-материалистического подхода к оценке явлений, развитие творческого мышления. Принцип историзма является одним из основных подходов для формирования мировоззрения учащихся.

На всех ступенях обучения иностранному языку используется игра. Игра, прежде всего социально-ролевая, нами понимается как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. Именно в игре как в особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, обеспечивается познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также протекает интеллектуальное и нравственное развитие личности. На начальной ступени обучения – это игры «Приезд иностранных гостей», а также игры бытового характера: «За столом», «В магазине», «На приеме у врача» и т.п. На средней ступени – «Суд природы над человеком», «Экскурсия» и др. На старшей ступени это деловые игры типа «Интервью с известным человеком», «Прием на работу» и т.д.

Предмет «Иностранный язык» - это важнейший источник сведений, позволяющий человеку ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей. Изучение на уроках фундаментальных теорий, применение методов, направленных на развитие познавательных и творческих способностей учащихся, обобщение прикладных вопросов курса – все это важные предпосылки для формирования мировоззрения учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческой поликультурной личности на уроках иностранного языка.

Развитие поликультурной творческой личности на уроках иностранного языка есть требование современности....

Возможности развития личности при обучении иностранному языку.

Иностранный язык как учебный предмет может быть действенным фактором развития личности. Однако для этого требуется   перестройка учебно-воспитательного процесса обучения иностранному яз...

Статья «Воспитание всесторонне развитой личности на уроках родного языка и литературы»

На уроках родного языка и литературы мы учимся писать сочинение по теме , сочинение - описание, сочинение по картине,изложения и разного рода диктанты.Но уровень владения калмыцким языком у детей разн...

Формирование у обучающихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности на уроках иностранного языка

В данном материале описываются личностные и коммуникативные УУД и как они связаны с социализацией личности на примере уроков английского языка.Элементарная коммуникативная компетенция понимается как с...

Статья "Использование современных информационных технологий как фактор воспитания конкурентоспособной личности на уроках иностранного языка"

В статье представлен материал об использовании современных информационных технологий  на уроках иностранного языка...

Доклад по теме: "Воспитание и развитие личности на уроках иностранного языка"

Воспитание и развитие личности на уроках иностранного языкаВсе понимают, насколько важно учитывать воспитательный аспект при обучении иностранному языку. Когда спорят о том, нужен ли иностранный язык ...