Использование современных ИТ при обучении чтению на уроках английского языка
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Статья, примеры использования онлайн-сервисов при обучении чтению на уроках английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennyh_it_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение чтению с использованием современных ИТ
Существует много вариантов упражнений при обучении чтению по иностранному языку. И.Л. Бим является автором четырех основных типов упражнений при обучении чтению, которые можно использовать с применением Интернет – ресурсов:
1. ориентировочные упражнения
2. исполнительные упражнения первого уровня
3. исполнительные упражнения второго уровня
4. контрольные упражнения.
1 тип упражнений:
Упражнения, которые направлены на реализацию данной деятельности упражнений, ориентированы на внимание учеников на отдельные стороны техники чтения вслух и на развитие отдельных механизмов чтения: на уровне слова и также на уровне словосочетания, на уровне предложения. Также сюда можно отнести упражнения, которые ориентированы на чтение про себя.
2 тип упражнений:
Такие упражнения осуществляются на связном тексте, которые несут за собой многократное возвращение к тексту и фиксируют внимание учеников на содержательной стороне текстов и способах снятия трудностей. Они осуществляются на связанном тексте, предполагает многократное возвращение к тексту и фиксируют внимание школьников, как на содержательной стороне текстов, так и способах снятия помех, другими словами как читать, чтобы добиваться понимания. Прогнозирование или с использованием словаря. Такие упражнения могут содержать различные опоры: изобразительные (шрифт, рисунки), вербальные (сноски и переводом или синонимы).
3 тип упражнений:
Такие упражнения служат для контроля. Используются конкретно для того, чтобы определить сформированность умения читать. Это похожие упражнения с первым и со вторым типом, но нацеленные именно на контроль и также тесты: на выбор слова, на вставление пропущенных букв и слов, на сопоставление изображения с перевода и т.д. Данный тип упражнений может входить в программу заданий по тексту, а также могут выступать в качестве самостоятельной цели, например, при пересказе содержания прочитанного [2, c. 23-25].
Е.А. Маслынко и П.К. Бабинская предлагают систему упражнений для формирования навыков чтения и организации работы с текстами на разных этапах.
Первая группа упражнений предполагает воспроизведение материала текста с опорой на значимые слова, опорные предложения, упрощенные или сокращенные варианты. Ученикам может быть предложена работа в творческом направлении (обработка текста).
Вторая группа упражнений предполагает развитие умений репродуктивно – продуктивного характера. Другими словами умений, с помощью которых можно воспроизводить и интерпретировать содержание текста в контексте затрагиваемых проблем.
Третья группа упражнений предполагает развитие умений продуктивного характера, которые позволяют ученикам использовать полученную информацию в ситуациях, моделирующие аутентичное общение, также в ситуациях естественной коммуникации, когда идет говорение от первого лица [15, c. 76].
С.Ф. Шатилов рассматривает два вида аналитических упражнений, которые можно применять на практике с Интернет - ресурсами:
1) Частичное семантически-формальное аналитическое действие. Такое действие необходимо для уточнения неточностей в грамматической структуре при чтении содержания.
2) Формально-смысловое аналитическое действие, целью которого является выяснение значений непонятных грамматических структур при непонимании микротекста.
При работе с лексикой в тексте С.Ф. Шатилов обращает полноценное внимание на упражнения, которые развивают у учеников контекстуальную догадку с выделением опорных слов.
Особое внимание требуют упражнения, которые связаны со словарями.
Например:
1) упражнения, которые ориентируют учеников на алфавит на основе знания последовательности букв в алфавите.
2) задания, которые направлены на распознания условных обозначений и на их расшифровку.
3) упражнения, которые направлены на формирование умений трансформировать разные грамматические формы слов в тексте.
4) задания направленные на нахождение в словаре подходящего для контекста значения многозначного слова или устойчивых выражений. 5) упражнения на распознание значения сложного слова по его составу [7, c.296].
Г.В. Рогова считает, что необходимо обучать чтению в два этапа:
- обучение чтению вслух;
- обучение чтению про себя.
При обучении чтению вслух используются следующие режимы:
I режим. Чтение вслух на основе эталона. Образец или эталон может быть задан педагогом или он может быть представлен в записи. В двух ситуациях чтение вслух имеет вначале конкретную аналитическую стадию, которая имеет место быть в звуко - буквенном анализе трудных словах или словосочетаниях, а также и в тексте. Такой эталон может быть представлен два раза: выразительно, полным текстом, а далее с паузами, благодаря которым ученики читают, подражая эталону. В конце происходит общее прочтение текста учениками (шепотом и вслух). Чтобы определить правильность прочтения и понимания текста, нужно обратить внимание на интонацию и на разрешение поставленных задач по смыслу текста. Злоупотреблять таким чтением не стоит, потому что частое повторение такого чтения, а именно имитация может нести в последствие пассивность восприятия, а это замедлит обучение. Такой режим нужно совмещать с самостоятельным чтением вслух.
II режим. Чтение вслух без эталона, но с подготовкой во времени. Данный режим чтения производит активизацию восприятия графики и повышает ответственность. Последовательность такая:
1. «Рецепция» в виде чтения про себя с последующей разметкой текста. Здесь чтение выступает как средство нахождения интонации, то есть как стадия чтения вслух
2. «Взаимное чтение». В ходе парной работы учащиеся сначала проверяют разметку текста друг у друга, затем по очереди читают друг другу текст. Взаимное чтение усиливает обращенность и общую выразительность чтения.
III режим. Чтение без предварительной подготовки и эталона. Здесь различают две последовательных стадии: чтение без эталонов и предварительной подготовки проработанных ранее текстов и новых. Когда детям предлагается вариант чтения вслух уже разобранных текстов, то такое чтение направлено на развитие выразительности и беглости. Чтение вслух ранее проработанных текстов направлено, прежде всего, на развитие. Его необходимо проводить в конце работы над какой-то темой, когда же проработано в классе 3 текста. Можно организовать как конкурс.
При чтении новых текстов также проводится чтение без предварительной подготовки во времени. Данное чтение близко к естественным условиям чтения на английском или немецком языках. В таких условиях дети выделяют незнакомую лексику, распознают свой речевой запас слов, приспосабливаются к работе над незнакомым языковым материалом. Данное 40 чтение направлено на активизацию мыслительных процессов. Все упомянутые режимы обучения чтению вслух должны использоваться в логичном сочетании.
Обучение чтению про себя также имеет большое значение. Знакомство с чтением про себя происходит на начальном этапе, в форме подчинения чтению вслух. Кроме того, такое чтение является определенной стадией обучения чтению вслух, Иногда оно используется как определенная стадия обучения чтению вслух, когда восприятие и понимание текстом не стали параллельными, ученики просматривают текст, понимая общее содержание текста, выделяя интонацию. Далее чтение выступает как самостоятельная деятельность в небольшом объеме, а затем увеличиваясь с каждым классом.
Основу чтения составляет алфавит. Изучение алфавита можно нести за собой сложность. При изучении алфавита учитель может использовать сайт http://www.starfall.com. Раздел ABC буквы представляются графически и со звуковым сопровождением, это очень заинтересует ребѐнка и облегчит процесс запоминания. Этот ресурс можно использовать в конце урока, как завершающий этап при знакомстве с алфавитом [29, c. 191].
Во время обучения чтению появляются сложности с пониманием транскрипции слов и словосочетаний. Сложность состоит в том, что ученикам на начальных этапах сложно запомнить сам алфавит и набор звуков. Этот этап важен в процессе обучении чтению и на это стоит уделить особое внимание. В таких случаях учитель может использовать сайт http://www.britishcouncil.org. Данный сайт имеет тренажер для закрепления ранее изученных звуков. Также, данный тренажер можно применять в начале урока, как подготовительный этап или зарядка [24, c. 144].
Некоторые ученики имеют трудности с чтением диграфов. Бывает, что очень сложно понять, почему при комбинации двух букв образуется звук, который с первого взгляда не имеет ничего общего с буквами. В таких случаях 41 ученикам лучше объяснить, что иностранный язык имеет свои секреты. Для отработки навыка понимания диграфов учитель может использовать сайт starfall.com и http://www.kizphonics.com. На данных сайтах имеются тренировочные задания на чтение таких буквосочетаний. Следующая сложность может возникнуть с пониманием открытых и закрытых слогов. После того, как ученики освоят принцип чтения с разными слогами, можно приступать к изучению других типов чтения. Для отработки слогов можно использовать интерактивную доску. Все слова выводятся на экран, и процесс делится на три этапа. Учитель читает и в это время дети слушают, далее учитель читает, и дети хором повторяют. При возникновении трудностей учитель оказывает помощь.
При обучении чтению можно использовать Learningapps. Learningapps является ресурсом для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Данный ресурс предназначен для создания разного рода упражнений. В данном ресурсе имеется набор общедоступных интерактивных заданий, которые ежедневно пополняется новыми материалами, созданными преподавателями разных стран мира.
Данный Интернет – ресурс имеет такие возможности как: позволяет создать, используя шаблоны, более 20 видов игровых
∙ упражнений и онлайн-игр позволяет использовать чужие упражнения как шаблон для создания
∙ своих упражнений. интуитивно понятный интерфейс и простое создание упражнений.
∙ полностью бесплатный.
∙ позволяет делиться упражнениями: упражнения встраиваются в блог,
∙ можно поделиться ссылкой с учеником и распространить упражнение в социальных сетях, можно использовать QR Code. скачать упражнение в формате SCORM и вставить его в систему
∙ дистанционного обучения (например, Moodle). Создавать классы и наблюдать, как ученики проходят упражнения [18, c.∙ 33].
Следующий ресурс, это Kahoot. Данный ресурс помогает использовать электронные ресурсы для оценивания знаний учеников на уроках иностранного языка в увлекательной форме. Применение ресурса Kahoot на уроках иностранного языка побуждает развитие внутренней мотивации у школьников. Ученика побуждает заниматься сама деятельность, ему нравится узнавать что-то новое и необъятное, также появляется интерес к изучению иностранного языка.
kahoot даѐт возможность бесплатно создавать онлайн викторины, опросы и тесты. Школьники могут отвечать на вопросы после прохождения какого-то этапа чтения с помощью планшетов или смартфонов.
Далее можно предложить такой ресурс как LinguaLeo. Это широкий образовательный сервис для обучения основам английского языка и доступный на основных мобильных системах. Вместо сухого учебного материала и рутины в LinguaLeo применяется игровой метод. В распоряжение пользователя дается персонаж — лев Лео. Выделить можно четыре основных раздела и несколько подразделов:
Материалы — один из основных разделов сервиса, где вы можете найти информацию на английском
Курсы — раздел, где собраны все видео, аудио, грамматические и прочие курсы.
Тренировки — третий основной раздел сервиса, где вы можете потренировать и запомнить слова.
Слова и фразы — подраздел с целыми «пачками» слов и фраз на английском по определенной тематике.
Словарь — подраздел, в котором отображаются слова, добавленные лично вами в процессе обучения. Здесь можно увидеть перевод слова, услышать его произношение и ознакомиться с прогрессом изучения.
Саванна — подобие социальной сети. Сюда можно приглашать друзей, искать пользователей по возрасту и уровню, создавать «Слайды».
Общение — отдельный раздел сайта для просмотра ленты новостей. Тут отображаются материалы, изучаемые друзьями, диалоги других пользователей ЛингваЛео и т. д.
Для домашнего чтения учителя в школе могут использовать Интернет – ресурс Short Stories. Этот ресурс рекомендуется использовать детям старшего возраста или с углубленным изучением иностранного языка. Данный ресурс подойдет всем любителям художественной литературы. На этом сайте присутствует мало адаптированных текстов или словарей, только рассказы англоязычных авторов в неизмененном виде.
На сайте представлены восемь популярных жанров: детская литература, детектив, фантастика, ужасы, юмор, документальная проза, роман и научная фантастика.
Для учеников помладше подойдѐт ресурс English as a Second Language. Все тексты короткие, в них используются простые слова и элементарная грамматика — три времени группы Simple. Все тексты короткие, в них используются простые слова и элементарная грамматика — три времени группы Simple. Также, можно упомянуть Интернет – ресурс UsingEnglish.com. Подборка текстов по уровням: Beginner, Intermediate, Advanced. После чтения можно выполнить на сайте задание на проверку понимания и увидеть ответы. Многие тексты основаны на заданиях для самых популярных экзаменов - Cambridge ESOL, TOEFL, IELTS и т.д.
Очень популярный Интернет – ресурс, который часто на слуху это Quizlet. С помощью этого сервиса можно без труда создать флэш-карточки (словарный материал с картинкой или без) для ввода или закрепления лексики. Создавая карточки со словами можно получать возможность закрепления их в 7 разных вариантах. Возможности:
Тренировка чтения, письма, аудирования, говорения.
∙ Индивидуальный темп обучения и выбор формата обучения.
∙ Возможность распечатать тест разными способами и изменить его.
∙ Для учителя и ученика есть документация успехов (ошибок и затраченное∙ время). Возможность повторения в любой момент и в любом месте с помощью∙ мобильных приложений. Участие в режиме онлайн в игре Гравитация, а также командной игре от 6∙ человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пособие по обучению чтению на уроках английского языка
Данное мини-пособие по обучению чтению на уроках английского языка можно применять как на уроках в качестве фонетической зарядки, так и дома для самообучения....
Методическая статья "Обучение чтению на уроках английского языка"
Методическая статья об обучение чтению на уроках иностранного языка....
«Мастер класс» «Использование технологии АМО в процессе обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе» «Забавное чтение»
quot;Мастер класс". "Использование технологии АМО в процессе обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе ". "Забавное чтение"....
Использование коммуникативных заданий при обучении чтению на уроках английского языка (Task Based Learning).
Статья посвящена использованию на уроках английского языка коммуникативных заданий при обучении чтению....
Возможности использования групповой и парной работы при обучении чтению на уроках английского языка
В статье рассматривается групповая и парная работа, как формы организации учебной деятельности, целесообразность их использования на уроках английского языка. Также представлены преимущества этих форм...
Использование современных форматов в обучении чтению на уроках английского языка
Методическая разработка учителя...
Современные подходы в обучении чтению на уроках английского языка в основной школе
Методическая конференция учителей английского языка «Инновации в обучении учащихся иностранным языкам:опыт, проблемы, перспективы»В последние годы всё чаще поднимается вопрос о примен...