Возможности использования групповой и парной работы при обучении чтению на уроках английского языка
статья по английскому языку
В статье рассматривается групповая и парная работа, как формы организации учебной деятельности, целесообразность их использования на уроках английского языка. Также представлены преимущества этих форм работы, приведены примеры их использования в рамках урока иностранного языка при обучении чтению и работе с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности использования групповой и парной работы при обучении чтению на уроках английского языка
В наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи. Нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку. Именно на принципе сотрудничества и строится групповое обучение.
Направленность современной методики на реализацию личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам предполагает развитие творческих, познавательных и речевых способностей учащихся, готовности к общению. Задача учителя иностранного языка – обеспечение активной деятельности учащихся в течение всего урока, максимальное увеличение времени говорения каждого ученика. Реализовать эту задачу позволяет групповая и парная форма работы.
Работая в группе, ученики пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание строится таким образом, чтобы ученик не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Меняется роль учителя, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.
Итак, каковы основные особенности этой формы работы на уроке?
Групповое обучение основывается на четырех основных принципах:
- социальное взаимодействие
- позитивная взаимозависимость
- личная отчетность
- равная доля участия каждого.
Принцип позитивной взаимозависимости заключается в том, что успешное выполнение работы всей группой зависит от результатов работы каждого из участников этой группы. В большей или меньшей степени такой ситуации можно достигнуть в случае, если:
- задание построено таким образом, что каждый из участников группы получает для работы лишь часть материала (структура типа “пила”);
- за каждым из участников группы заранее закреплена определенная роль;
- вся группа должна представить единый продукт своей деятельности;
- успех группы зависит от достижения определенной цели всеми участниками группы;
- участники группы ощущают себя частью единого целого - группы, для чего каждая группа перед началом работы может разработать эмблему или любой другой объединяющий опознавательный знак (девиз, флаг и т.д.);
- участники группы располагаются за одним столом.
Успех зависит не только от слаженной работы всей группы в целом, но и от личного вклада каждого ученика. При планировании групповой работы учитель должен продумать, каким образом каждая группа будет представлять продукт совместной работы.
Групповая работа подразделяется на два вида: дифференцированную и единую. При единой работе все группы выполняют одинаковые задания. При дифференцированной – разные группы выполняют разные задания в рамках общей для всех учащихся темы. В то же время дифференцированная работа видоизменяет индивидуальную и фронтальную работу, способствуя тем самым повышению их эффективности. Выделяют и другие виды групповой работы: по комбинированному типу, по типу сотрудничества, индивидуальному типу, по типу превосходства.
При организации групповой и парной работы можно выделить следующие этапы:
1. Подготовительный этап: подготовка к групповой работе, разглашение правил поведения работы в группах и в ходе обсуждения. Важным компонентом этого этапа является – соблюдение правил поведения и взаимодействия работы в группе.
2. Организация групп. Оптимальное количество участников в группе – 4-5 человек. Для успешной работы в группе учитель первоначально сам организует объединение участников: по списку, по принципу соседства (сидящие рядом ученики), по принципу «равносильности» групп (в каждой группе есть сильные, средние и слабые ученики). При формировании групп следует учитывать взаимоотношения учащихся, только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх. Можно организовать группы по случайному принципу: учащиеся объединяются по номеру или цвету вытянутых ими карточек.
3. Распределение ролей: лидер, секретарь, докладчик, хронометрист, чтец, иллюстратор. В технологии группового опроса предлагается роль консультанта. Консультант в соответствии с перечнем вопросов, составленным учителем, спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы.
4. Этап целеполагания и планирования деятельности групп: знакомство с материалом, целеполагание, планирование работы в группе.
5. Этап работы групп связан с осуществлением спланированной деятельности: распределение заданий внутри группы; индивидуальное выполнение задания каждым членом группы; обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); подведение итогов выполнения группового задания. Кроме того, работа в группе предполагает высказывание мнений, гипотез, предположений каждым участником. Предложенные идеи участников группы следует фиксировать: записывать в тетрадь, таблицу.
6. Представление, обсуждение и проверка результатов работы групп. Докладчики групп представляют полученные результаты, другие учащиеся при этом включаются в работу и высказывают собственные мнения и суждения. Также остальные члены групп сверяют свои результаты с результатами других групп и корректируют их при необходимости. Учитель на этом этапе проверяет правильность и качество выполнения заданий каждой группы.
7. Обсуждение процесса работы и рефлексия. Является одним из самых сложных этапов групповой работы. В заключительной части групповой деятельности важно проанализировать вклад каждого ученика.
Групповое или парное взаимодействие учащихся можно успешно использовать на уроке иностранного языка при работе с текстом на этапе обучения чтению или совершенствования навыков. Данные виды деятельности вносят разнообразие и некоторый элемент творчества в достаточно трудоемкий и рутинный процесс работы с текстовым материалом. Также преимуществом будет максимальное вовлечение всех учащихся в работу над совместным конечным продуктом их учебной деятельности, что дает возможность учителю оценить вклад и работу каждого участника.
Рассмотрим некоторые приемы использования групповой и парной работы при работе с текстом в рамках урока английского языка:
1) Групповая работа по типу превосходства заключается в том, что один или несколько учащихся имеют всю информацию, которая необходима остальным участникам. Например, один ученик имеет полный текст, а у остальных только ключевые слова. Эти учащиеся, задавая общие вопросы, стараются восстановить весь текст.
2) При групповой работе по индивидуальному типу все участники группы имеют одну и ту же информацию, но должны индивидуально представить часть этой информации. Например, учитель раздает всем участникам группы текст. Каждый участник получает таблицу с вопросами и заданиями и должен выполнить только одно задание из этой таблицы. В отличие от других видов групповой работы, здесь все учащиеся имеют одну ту же информацию, каждый участник группы отвечает без помощи других учеников и главное преимущество этого вида групповой работы в том, что увеличивается время на выполнение задания, и каждый обучающийся задействован в работе.
Отдельно стоит упомянуть о методе Jigsaw reading (или метод «Пилы»), который представляет собой учебную ситуацию, когда один текст делится на несколько маленьких фрагментов, каждый из учащихся читает только этот маленький фрагмент, и далее все учащиеся обмениваются информацией. В результате, у каждого из участников этой работы формируется знание всего текста (по рассказам других). Параллельное чтение - это прием, когда учащиеся читают разные тексты по одной и той же проблеме (теме) и затем обмениваются полученной информацией, выясняют сходства и различия, дополняют детали и подробности. Совместное чтение представляет собой чтение одного и того же текста разными учащимися, у каждого из которых есть свое конкретное задание по этому тексту. В результате, каждый из учащихся сообщает свою оригинальную информацию и вместе они дают полную картину извлечения разной информации из одного и того же текста.
3) Совместная работа над новым текстом.
В учебниках для учащихся 10-11 классов можно встретить обьемные и сложные по лексике тексты на определенную тему, например, «Экорегионы и природные зоны России» («Английский язык» для 11кл. Комаровой Ю.Б., Ларионовой И.В.). Можно разбить класс на группы по 2-4 человека и распределить тексты. Работа в каждой группе может идти над переводом текста, над поиском значения новых слов в словаре; разделением текста на части, составлением вопросов, составлением краткого пересказа и т.д. После завершения работы содержание текста обсуждается в группах, затем из текста выбираются предложения, передающие его основную суть. Затем один представитель от каждой группы выступает перед классом с докладом о прочитанном. Учитель также может собрать все письменные материалы работы (словари, вопросы, планы), проверить и оценить работу каждого члена группы.
4) Совместно ребята могут составлять кластеры (ментальные карты/ карты памяти – Mind maps) по тексту или теоретическому грамматическому материалу. При составлении кластера на первом этапе следует стадия активизации, в это время обучающиеся в парах/группах занимаются обсуждением своих ассоциаций по предложенной им теме. План работы: 1.Учащиеся просматривают текст; 2. Текст читается второй раз по абзацам. Учащиеся подчёркивают наиболее важные высказывания или ключевые слова. 3. С помощью выделенных понятий составляется первая Mind-Map. Тема - в центре, подчёркнутые слова сгруппированы вокруг. 4.Текст читается последний раз, и Mind-Map дополняется уточнениями в виде ответвлений от ключевых слов.
5) Учащиеся читают текст, далее на экране появляются картинки, относящиеся к этому тексту. Задача учащихся расставить по порядку картинки, так, как они идут в тексте. Также можно найти слова, относящиеся к изучаемой теме, определить части речи, догадаться о значении слов, проверить их по словарю.
6) Игра «Продолжи…»: можно использовать задание на завершение, когда каждый участник группы добавляет слова, чтобы закончить рассказ.
7) Работа в паре, связанная с взаимной проверкой знания отдельных слов и выражений на английском языке после изучения нового текста.
8) Работа по новому тексту, если перевод одному учащемуся уже знаком, а другой берется за этот текст впервые. Последний читает текст под контролем более знающего товарища и пытается сделать перевод. Если перевод не получается, ему тут же оказывается помощь.
9) Учащиеся имеют разные тексты, и каждый из них готовит «соседа» по своему тексту читать, правильно переводить, дает значение новых слов.
10) При проверке домашнего задания ученикам предлагается составить план прочитанного текста. Учащиеся распределяют задание между всеми членами группы; делят текст на абзацы. Каждый ученик еще раз перечитывает свой абзац, определяет главную мысль, заключенную в нем, и вносит ее в общий план в виде пункта. План записывается в общую тетрадь, прочитывается вслух и обсуждается. Затем по составленному группой плану учащиеся пересказывают текст целиком.
11) Взаимные диктанты. Материалом здесь может служить любой изучаемый текст, как уже знакомый, так и впервые предьявляемый учащимся. Для взаимных диктантов можно брать отдельные слова и выражения (фразы).
В заключении хочется отметить, что обучение в паре или группе способствует повышению эффективности овладения иностранным языком и является одним из источников интенсификации учебного процесса, повышая мотивацию учащихся и улучшая результативность их учебного труда.
Список использованной литературы:
- Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам.
- Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка: Феникс; М. Глосса-Пресс, 2010.
- Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, О.А.Долгина. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2011.
- Глаголева Р.И. Работа с текстом на уроке иностранного языка / Р.И. Глаголева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. – №7. – С.136-142.
- Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Араванис Р., Кокрейн С. Английский язык, учебник для 11 класса. – М: Русское слово, Macmillan - 2014.