Методическая статья "Обучение чтению на уроках английского языка"
методическая разработка по теме

Методическая статья об обучение чтению на уроках иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка.25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая статья.

Обучение чтению.

Уткова Т.С., учитель английского языка

МОУ-СОШ № 8 города Аткарска Саратовской области

«Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования смежных языковых

и речевых навыков и умений».

Очевидно, что чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста. При этом следует уточнить, что в зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации может быть различной.

Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объёме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определённые технологии чтения.

Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку:

использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;

коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;

упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.

 

Требования, предъявляемые к учебным текстам.

В настоящее время учитель не испытывает недостатка в текстах. Проблема состоит в том, как выбрать наиболее удачные учебные материалы. Для этого необходимо кратко остановиться на требованиях, предъявляемых сегодня к учебным текстам, а значит, и на принципах их отбора. Ограничимся самыми необходимыми из них.

I. Длина текста

Учебные тексты могут  быть разной длины - от одного слова до нескольких десятков страниц в книге для домашнего чтения, и другие важны и имеют право на существование в учебном процессе. При этом следует соблюдать, разумный баланс и обратить внимание на следующие аргументы.

В жизни встречаются разные тексты и каждый из них надо уметь правильна читать, извлекать необходимую нам информацию, а иногда и критически её переосмысливать.

Слишком длинные тексты утомляют, а иногда заведомо формируют мысль о невозможности их усвоения. Вот почему маленькие дети любят читать маленькие книжки. Ощущение успеха и определённых достижений важно не только детям.

Только на коротких текстах невозможно формировать многие виды чтения, необходимые для реальной деятельности, в том числе и учебной (например, подготовки к докладу, сообщению по теме).

Короткий текст может быть очень информативным, а длинный текст — нет.

Длина текста может определяться его форматом. Графики, таблицы, схемы — это тоже тексты, причём очень информативные.

 Иногда проще прочесть длинный текст, чем разобраться в схеме, но это не значит, что это всегда лучше.)

 

II. Место основной идеи текста

Доказано, что понимание текста будет достигнуто быстрее, если основная идея находится либо в начале, либо в конце текста. Это особенно важно учитывать при обучении маленьких детей. Данное положение очень важно и для написания собственных текстов. При обучении написании эссе, писем и небольших сообщений это требование является одним из критериев определения эффективности письменного текста.

 

III. Тематика текста

Можно дать следующие рекомендации.

Убедиться в том, что тематика учебных текстов в выбранном базовом УМК соотносится с требованиями учебных программ (принятых в школе/округе/регионе/на федеральном уровне).

В случае неполного отражения программных требований в УМК подключать тексты из других источников.

С учетом реальных потребностей учащихся и особенностей учебного заведения можно расширять и частично видоизменять тематику учебных текстов. В таком случае необходимо закрепить данные изменения в школьной программе с целью сохранения единых требований в рамках школы

Соотносить тематику с реальными возрастными интересами и потребностями учащихся, с едиными задачами воспитания, образования и развития личности.

 

IV. Проблематика текста

Помимо тематики текстов необходимо учитывать и тот спектр проблем, которые тексты затрагивают. Не столько тематика, сколько проблематика текстов обеспечивает адекватный отбор языкового, речевого и социокультурного материала, помогает формировать необходимые языковые и речевые навыки и умения.

В рамках одной и той же темы можно обсуждать различные проблемы, и то, что актуально для старших школьников, может быть совсем не актуально для младшего подросткового возраста и для малышей. И наоборот. Вот почему так важно определить не просто уровень языка того или иного УМК, но и соответствие тематики и проблематики этого учебного комплекта по возрасту, интересам и возможностям обучаемых. Хорошо подобранные проблемные тексты не только обеспечат получение фактической информации по широкому спектру обсуждаемых вопросов, но и могут служить содержательной и речевой опорой для создания собственных речевых произведений аналогичного плана; помогают соединить разрозненные сведения из различных областей знания в единую картину мира.

Тексты и поднимаемые в них проблемы могут помочь нам в деле воспитания личности, однако не стоит переоценивать их возможности. Один и тот же текст может нести разное количество информации разным людям и приводить к разным выводам. Роль учителя при работе с текстом вряд ли можно переоценить.

 

V. Степень аутентичности

В последнее время слово «аутентичный» стало очень популярным. Говорят об аутентичных текстах и аутентичных заданиях, даже об аутентичном звучании и аутентичных учебниках. Далеко не всегда понятно, что под этим подразумевают.

Возникает вопрос: «Можно ли полностью перейти на аутентичные тексты, а если нет, то почему?»

Однозначного решения в данном вопросе нет и быть не может. Чисто психологически современный учители» должен быть готов к принятию самостоятельных решений, но для того чтобы их обосновать, необходимо иметь определённую информацию и выработать своё отношение к проблеме.

 Использование аутентичных текстов на различных этапах обучения имеет целый ряд плюсов и целый ряд минусов. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Аутентичные материалы идеально подходят по содержанию для решения коммуникативных задач обучения, но в языковом (лексическом и грамматическом) отношении они могут представлять значительные трудности.

Когда эти материалы перестают быть трудным в языковом отношении, они зачастую утрачивают актуальность в содержательном плане и не вписываются в проблематику учебного материала.

Аутентичные тексты могут быть и проводниками определенной идеологии, не всегда приемлемой для нас. При работе с такими текстами необходимо формировать критическое осмысление прочитанного.

Помнимо собственно текстов, большое значение имеет методика работы с ними, тот методический аппарат, который помогает их интерпретировать и формировать необходимые навыки и умения, жизненно необходимые утащимся для реального общения в современном многополярном мире. Сами аутентичные тексты такого аппарата не предоставляет.

Различные виды чтения,

их роль в процессе реального общения и обучения ИЯ.

Если речь идет о чтении как о самостоятельном виде речевой деятельности, то такое чтение имеет цель извлечь из текста информацию. В реальной жизни мы читаем по-разному, и характер чтения определяется той целью, которую мы в каждом конкретном случае преследуем.

В отечественной методике выделяют следующие виды чтения:

аналитическое, изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное и т.д.

В зарубежной англоязычной методике также выделяют несколько разновидностей, или умений, чтения, которые наилучшим образом способствуют решению тех или иных речевых задач, связанных с использованием письменных текстов:

skimming  (определение основной темы/идеи/текста);

scanning (поиск конкретной информации в тексте);

reading for detail  (детальное понимание текста не только на уровне содержания, но и на уровне смысла).

Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать и такие навыки, о которых уже говорилось выше:

игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;

вычленять смысловую информацию;

читать по ключевым словам;

работать со словарем;

использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;

интерпретировать и трансформировать текст и т.д.
    Таким образом, можно смело сказать, что в отечественной и зарубежной методике нет серьёзных разногласий в понимании того, какими видами чтения необходимо овладеть в процессе изучения иностранного языка. Отличия в большей степени носят терминологический характер .

 

Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста

При работе с любым текстом (печатным/ звуковым/ видео) можно выделить три основные этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.

Очевидно, что послетекстовый этап/будет присутствовав лишь в том случае, когда текст используется не столько как средство формирования умений читать, сколько для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, а проще говоря - умений говорить и писать на иностранном языке.

Рассмотрим подробнее цели и задачи каждого из этапов, а также и те упражнения и задания, которые могут предлагаться для решения этих задач.

 

I. Дотекстовый этап (этап антиципации)

Цели:

Определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения; 

создать необходимый уровень мотивации у учащихся;

по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Упражнения и задания

1. Работа с заголовком.

По заголовку можно попросить учащихся определить:

тематику текста,

перечень поднимаемых в нём проблем,

ключевые слова и выражения и т.д.

2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора.

К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?

Кто, по-вашему, будет главным героем, его профессия, национальность и т.д.

Где и в какое время может происходить действие?

3. Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

4. Ознакомление с новой лексикой и определение тематики/ проблематики текста на основе языковой догадки.

5. Например: предъявляются новые слова. Задача - определить основную идею текста.

6. Просмотреть текст (первый абзац) и определить, о чём этот текст.

7. Прочесть вопросы (утверждения) по тексту и определить его тематику и проблематику.

8. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.

 

II. Текстовый этап

Цели:

проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений;

продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Упражнения и задания

1. Найди/выбери/прочти/соедини/вставь:

ответы на предложенные вопросы;

подтверждение правильности/ ложности утверждений;

подходящий заголовок к каждому из абзацев;

подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте;

предложения со следующими словами/грамматическими явлениями / идиоматическими выражениями и т.д.;

глаголы/прилагательные/эпитеты и другие тропы, используемые автором при описании;

описание внешности/места, события/отношения кого-то к чему-то и т.д.

 

ВНИМАНИЕ!!!

1. При составлении собственных вопросов и утверждений желательно:

•  избегать общих вопросов, при необходимости заменять их разделительными, чтобы избежать односложных ответов;

•  ориентировать вопросы и утверждения не на содержание, а на смысл, поскольку последние предполагают цитирование и позволяют проверить глубину понимания. Одновременно учащиеся осуществляют/творческий анализ текста и/готовятся к работе по интерпретации.

2. Догадайся:

о значении слова по контексту;

какой из предложенных, переводов/ какая дефиниция наиболее точно отражает значение слова в данном контексте;

как будут развиваться события во второй главе/ части текста.

III. Послетекстовый этап


    Цель:    

использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой) содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Упражнения и задания

Опровергни мои утверждения или согласись с ними.

Докажи, что...

Охарактеризуй....

Скажи, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обоснуй ответ.

С каким из данных выражений был бы не согласен автор.

Составь план текста, выделив его основные мысли.

Расскажи текст от лица главного героя /злодея /наблюдателя /сплетника /журналиста и т.д.

Кратко изложи содержание текста /составь аннотацию к тексту /дай рецензию на текст и т.д.

Подумай, что могло бы случиться, если бы... Придумай новый конец текста.

Придумай новое название.

Подбери/ отбери пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста.

На основе ситуации текста напиши собственный текст в другом жанре и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развивающего часа по английскому языку "Домашнее чтение на уроках английского языка"

Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает ана...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л. "Внеклассное (домашнее) чтение на уроках английского языка в колледже".

1. Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования языковых навыков и умений.2. Виды чтения.3. Целевая направленность чтения художественной литературы4. Критерии ...

Публикация методической проблемы "Поисковое чтение на уроках английского языка"

Избранная тема методической проблемы является достаточно актуальной в силу того, что в настоящее время к современному учителю английского языка предъявляются довольно высокие требования к овладению им...

«Мастер класс» «Использование технологии АМО в процессе обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе» «Забавное чтение»

quot;Мастер класс". "Использование технологии АМО в процессе обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе ". "Забавное чтение"....

Методический семинар «Приемы формирования смыслового чтения на уроках английского языка»

Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения. умения находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными. научно-популярными, официальны...

Сказки учебника «Starlight 2 – 4 » для обучения чтению и формированию интереса к чтению на уроках английского языка в начальной школе.

Все дети любят сказки. Сказки это , как правило, небольшие истории, которые всегда заканчиваются хорошо. Добро побеждает зло, а сказочные персонажи помогают хорошим героям бороться с неприятностями....

Отчет по методической теме «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка» 2022г.

Отчет по методической теме «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка» 2022г....