Эффективные способы обучения аудированию на уроке и во внеурочной деятельности
статья по английскому языку (6 класс)

Понятие «аудирование» включает процесс восприятия и понимания звучащей речи. Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке. Поскольку речевое общение-процесс двусторонний, то недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Мы сталкиваемся с аудированием как самостоятельным видом речевой деятельности в различных ситуациях реального общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные способы обучения аудированию на уроке и во внеурочной деятельности

«Умение говорить - это искусство,

      А умение слушать - это культура.»

Дм. Лихачев

Понятие «аудирование» включает процесс восприятия и понимания звучащей речи. Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке. Поскольку речевое общение-процесс двусторонний, то недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Мы сталкиваемся с аудированием как самостоятельным видом речевой деятельности в различных ситуациях реального общения. Это происходит, когда мы слушаем:

  • различные объявления;
  • новости радио и телевидения;
  • различные инструкции и поручения;
  • лекции;
  • рассказы собеседников;
  • выступления актеров;
  • собеседника по телефонному разговору и т.д.

Пониманию речи на иностранном языке нужно учить специально и навыки аудирования формируются только в процессе восприятия речи на слух, при этом обучать детей надо понимать речь разного темпа, разноинтонационного оформления. Это активный процесс, требующий больших интеллектуальных усилий. Успешность обучения аудированию определяется как объективными, так и субъективными факторами.

К объективным факторам относятся особенности предъявляемого текста, условия его восприятия.   Субъективные факторы- это особенность психики слушащего и уровень его подготовки. При выполнении заданий на аудирование говорящий должен продемонстрировать следующие способности:

  1. Предсказание того, что люди будут говорить.
  2. Догадку незнакомых слов и фраз без паники.
  3. Использовать свои предыдущие знания как базу для понимания.
  4. Понимать отношение говорящего к предмету разговора.
  5. Уметь делать записи по время прослушивания.
  6. Понимать интонацию и ударения.
  7. Этическая сторона говорения, правила ведения дискуссии, дебатов и других видов споров.

Кроме того аудирование является одним из проверяемых умений во время Единого Государственного Экзамена, где проверяются умения прослушивать тексты с извлечением детальной информации и общего понимания прослушанного.

Основные трудности аудирования

I

II

Трудности, связанные с языковыми аспектами

Трудности, связанные с культурой страны

Трудности, связанные с особенностями акта слушания и речевой деятельности слушающего (широкий круг тем, богатый языковой материал, более быстрый темп речи носителей языка).

Трудности, связанные с особенностями речи носителей языка (несоответствие материалов большинства УМК критериям аутентичности; различие разговорной и письменной речи, аутентичные текстов и учебных текстов, фамильярного и литературного стилей).

Трудности, связанные с социолингвистическим и социокультурным компонентом коммуникативной компетенции (язык, являясь феноменом определенной цивилизации, должен изучаться в контексте этой цивилизации).

Трудности первой группы, в свою очередь, могут быть разделены на три подгруппы:

1. Фонетические. Под этим предполагается отсутствие четкой границы между звуками в слове и между словами в потоке речи. Различаются два аспекта слуха: фонематический (восприятие отдельных языковых явлений на уровне слов и структур) и речевой, который включает в себя процесс узнавания целого в контексте. Необходимо отметить, что при обучении аудированию на аутентичных материалах нужно развивать именно речевой слух. Индивидуальная манера речи может быть очень разнообразной и представлять трудности для ее восприятия и понимания. На родном языке эта трудность компенсируется огромной практикой в слушании, однако опыт слушания иноязычной речи у учащихся очень ограничен. Естественно, что любая индивидуальная особенность произношения, тембр голоса, достаточно быстрый темп и определенные дефекты речи будут затруднять ее понимание. Для того, чтобы преодолеть трудности, связанные с пониманием речи носителей языка, необходимо уже с начала обучения слушать их речь, постепенно сокращая количество учебных текстов, предъявляемых преподавателем. Следует помнить и то, что чем больше носителей языка (мужчин, женщин, детей) будет слушать обучающийся, тем легче он адаптируется к индивидуальной манере речи. Поэтому необходимо широкое применение учебно-аутентичных и подлинно аутентичных записей, включая выделенные нами прагматические материалы.

2. Грамматические. Ряд грамматических трудностей связан прежде всего с наличием аналитических форм, не свойственных русскому языку; к трудным явлениям следует отнести и грамматическую омонимию.

Воспринимая фразу, учащийся должен расчленить ее на отдельные элементы, то есть информативные признаки звучащей фразы, которые физически выражены соответствующими речевыми качествами. Существует три физически выраженных речевых параметра: интонация, паузация и логическое ударение. Значит, для успешного понимания иноязычного текста следует обратить внимание на развитие у учащихся навыков адекватного восприятия интонации, паузации и логического ударения.

3. Лексические. Именно на наличие многих незнакомых слов учащиеся указывают как на причину непонимания текста. Нам представляется необходимым осветить эту проблему подробнее.

Основная сложность при восприятии иноязычной речи заключается в том, что языковая форма долгое время является ненадежной опорой для смыслового прогнозирования, потому что именно на ней концентрируется внимание учащегося, хотя изменить ее он не может. Поэтому необходимо вырабатывать у него способность принимать информацию и при наличии незнакомых языковых явлений, путем ее фильтрации, селекции и приблизительного осмысления. Учащихся необходимо специально обучать умению понимать на слух речь, содержащую незнакомую лексику. Невоспринятые или неправильно воспринятые части речевого сообщения (слово, словосочетание, фраза) восстанавливаются реципиентом благодаря действию вероятностного прогнозирования (способность предугадывать новое в опоре на уже известное), следовательно, нужно добиваться прогнозирования смысла высказывания, когда форма и содержание образуют полное единство.

Трудности второй группы заключаются в следующем.

Обучаясь на своей родине и не имея достаточных контактов с носителями языка, ученик, как правило, не обладает необходимыми фоновыми знаниями (знания об окружающем мире применительно к стране изучаемого языка), поэтому он интерпретирует речевое и неречевое поведение говорящего-носителя языка с позиции своей культуры и своих норм поведения в определенных ситуациях общения. Это может привести к неправильному пониманию воспринимаемой информации и нарушению контакта.

Чтобы преодолеть эту трудность, язык, являясь феноменом определенной цивилизации, должен изучаться в контексте этой цивилизации. Данное положение находит отражение в социолингвистическом и социокультурном компонентах коммуникативной компетенции.

Как научить детей этому сложному виду речевой деятельности?

На уроках стараюсь использовать следующую систему  упражнений, которая направлена на развитие навыков аудирования.

  1. Повторение за диктором, которое может быть в паузу или синхронно. Это упражнение считается базовым и широко используется на начальном этапе обучения.
  2. Упражнения на развитие речевого слуха. Развивая речевой слух, можно использовать аудирование со зрительной опорой, либо направленное аудирование – аудирование на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации.
  3. Упражнения на тренировку памяти.
  • Согласиться или опровергнуть утверждение. Ответить на вопросы. Такое аудирование называется подготовленным;
  • Найти ошибки, расхождения между устным и печатным текстом;
  • Запомнить даты, имена, названия и т.д., а затем воспроизвести в той же последовательности;
  • Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку;
  • Прослушать слова и повторить только те, которые относятся к какой-либо одной теме.
  1. Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования.
  • Подобрать определения к словам;
  • Составить словосочетания;
  • Закончить фразу, текст и т.д.
  • Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам и т.д.

          

Использование Песенного материала также способствует эффективности урока так и внеурочной деятельности, создает благоприятный психологический климат, так как является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, снижает усталость. Выбор зарубежной музыки обусловливается его познавательной ценностью, отражением особенностей жизни, культуры и быта, образа мыслей жителей стран изучаемого языка.

 В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что конечной целью обучения аудированию является приобретение выпускником умений и навыков  восприятия и понимания иноязычной речи на слух. Однако, так как учащиеся не имеют достаточных контактов с носителями языка, эффективное достижение этой цели невозможно без использования аутентичных материалов при обучении аудированию, так как именно они обеспечивают формирование способности понимать иноязычную речь в естественных условиях общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении географии на уроках и во внеурочной деятельности через использование ИКТ

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизм...

Развитие эффективных учебных стратегий при обучении аудированию на уроках немецкого языка

Аудирование – это процесс восприятия звучащей речи, помимо слушания предполагающий еще слышание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации. Оно даёт возможность овладевать звуковой с...

Организация учебного пространства при интерактивном обучении как эффективный способ повышения мотивации на уроках английского языка

Существуют определенные положения, обуславливающие эффективность интерактивного обучения.  Важнейшее - организация учебного пространства....

Бинарный урок как эффективный способ обучения иностранным языкам

В статье интегрированный урок  рассматривается как занятие, на котором тема изучается средствами двух дисциплин -аенглийского и немецкого языков. Этот способ обучения иностранным языкам расширяет...

Технологическая карта открытого урока «Эффективные способы обучения грамматике в формате ОГЭ»

Технологическая карта и презентация к уроку.Цель урока; Обобщение и активизация знаний и навыков по грамматике. (Кодификатор ОГЭ)...

Метод Spaced Repetition как эффективный способ обучения лексике на уроках английского языка

В статье приводятся практические приемы применения метода эффективного обучения лексике на разных этапах урока английского языка, основанного на исследованиях известного лингвиста и педагога Пола...