Выступление на педсовете по теме самообразования "Мультимедийный урок как эффективный способ обучения школьников"
статья на тему

Исламов Дмитрий Фаритович

"А воз и ныне там", - давно пора оставить в прошлом, двигаться вперёд.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет МАОУ лицей № 46 Ленинского района ГО г. Уфа «Мультимедийный урок как способ эффективного обучения школьников»

Выступает учитель русского языка и литературы Исламов Дмитрий Фаритович.

Ключевое слово современности – информация, которая подчас обладает большой ценностью, потому что, имея информацию, имеешь настоящее орудие. В педагогическом плане под понятием «орудие» имеются в виду знания, опыт, накапливаемый в процессе обучения. Разумеется, информационные технологии уже давно не те, что во времена советской эпохи. Связано это с невероятной скоростью развития компьютерных и интернет-технологий. Именно поэтому сегодня движущей силой является оцифрованное пространство. Соответственно и в образование стремительно врывается поток нововведений и средств ИКТ. Нереально представить себе, в первую очередь, учащегося, который не обращался бы за помощью при поиске информации к электронным изданиям, порталам, не пользовался бы Skype с целью дистанционного обучения, не участвовал бы в интерактивных опросах, тестах, голосованиях. Информационно развитое подрастающее поколение требует и подкованных в этой сфере учителей. На смену деревянным указкам, мелу и скрипящей доске приходит целый ряд средств, которые способны на достаточно высоком уровне подать знания ребёнку. Кроме того, уходит бессмысленная зубрёжка, то самое механическое заучивание, которое не только не может помочь в школьной жизни, но даже навредит в жизни. Ни для кого из нас не секрет, что дети любят больше глазами, поэтому даже записывая что-то в тетрадь, начинать нужно с простейшего – с выделения цветным шрифтом наиболее важных понятий, положений. И далее на помощь приходят многочисленные мультимедийные средства.

Пожалуй, одним из самых распространённых средств мультимедии является представление сведений в виде презентации, поскольку одной из первых получила своё распространение ещё на раннем этапе становления информационных технологий. В таких случаях на помощь приходит программа разработчика Microsoft Office – Power Point. С помощью данной программы можно создавать яркие слайды, оснащая их не только текстовым материалом, но и фото. При желании можно добавить аудио и видеоматериал. Однако это может создать трудности при просмотре и восприятии, поэтому аудио и видео лучше выделять в отдельную область работы. Например, при помощи презентации можно рассмотреть примеры, которые раньше просто записывались на доске. Почерк компьютера непременно поймёт каждый ребёнок, крупный шрифт никогда не заставит напрягать зрение, соответственно учащиеся не будут испытывать дискомфорта, что позволит лучше усвоить материал. Учитель имеет возможность корректировать слайды в зависимости от уровня подготовки класса. Презентация даёт возможность откладывать в памяти учеников до 30 % необходимой информации. Конкретным случаем можно назвать вынесение примеров действительных и страдательных причастий в 7 классе на слайд. Выделение примеров в отдельные группы даст возможность понять, что на каждом из слайдов изображены неодинаковые группы, что заставит анализировать и искать между ними взаимосвязь.

Некоторые школы России, в том числе и наш уфимский лицей № 46, получил возможность применять новейшее мультимедийное средство – программную установку «Votum». Это настоящая революция в образовательной сфере, потому что позволяет организовать работу с большим количеством учащихся одновременно при минимальной затрате времени, что очень симпатизирует современным учителям в условиях острой нехватки временных ресурсов. «Votum» помогает организовать самые различные виды работ: опрос, тестирование, голосование. Благодаря пультам, которые находятся в руках учащихся, мы даём возможность каждому ощутить себя важным звеном в общей цепи, потому что ученик, работая с пультом, понимает, что его действия важны, от них непременно зависит результат; учитель надеется на качественное выполнение задание. Ярким примером можно назвать опрос в шестом классе: «Почему Троекуров дал согласие на брак своей дочери со старым князем Верейским?» Понятно, что литература – это предмет, на котором дети должны, прежде всего, размышлять. Подобные вопросы помогают определить  уровень понимания поставленной в эпизоде проблемы. Ограниченность во времени, в течение которого есть возможность дать правильный ответ, побуждает детей к максимальной концентрации внимания, к анализу остаточных сведений от прочитанного. 7 класс, используя изученные способы разграничения действительных и страдательных причастий, прошёл тестирование, позволяющее выяснить, умеют ли ученики находить каждый из видов. В планах проведение социального опроса восьмиклассников на тему «Крупнейшие авиационные катастрофы СССР и России», приуроченного к катастрофе над Синайским полуостровом 31 октября 2015 года. В 9 классе запланирована работа с оценкой знаний текста на основе иллюстративного материала: будут даны иллюстрации и названия эпизодов. Нужно будет установить соответствие. Привлечение разработки «Votum» к работе позволяет объективно и быстро дать оценку знаний учащихся, а также проанализировать их личное мнение. Привлекает и то, что наряду со специально разработанными тестами, прилагаемыми на дисках, учитель имеет безграничную возможность для создания собственных проверочных работ и опросов.

На смену устаревшей классной доске пришла новая мультимедийная технология – электронная доска. Больше не нужно выполнять ряд отвлекающих действий (мыть тряпку, руки, ходить за мелом и тому подобное), всё внимание сконцентрировано на работе. Интерактивные карандаши 4 цветов помогают выделять необходимые моменты в ходе разбора того или иного примера. Например, на уроке литературы в 6 классе нужно было стрелками установить соответствие качеств характера, которые подходят к образу Владимира Дубровского, или на уроке 7 класса установить соответствие примеров к принадлежности одному из видов причастий. Запланировано выполнение морфемного и синтаксического разборов на уроке русского языка в 9 классе, создание совместной памятной интерактивной иллюстрации на классном часу в 8 классе. Очистка экрана легко проводится с помощью интерактивной губки, которая не оставляет грязных следов и помогает быстро удалить ошибки в случае их обнаружения. Задания для электронной доски можно приобрести на специальных предметных мультимедийных дисках. Все тесты там разбиты на разделы по темам, что значительно упрощает их нахождение перед началом работы. Задания часто оснащены аудио, видео и фотоматериалами.

Работа с аудио стала особенно популярной с внедрением государственной итоговой аттестации старшеклассников по русскому языку, а также с появлением аудиокниг, которые помогут развиваться духовно, интеллектуально даже тем, кто не любит читать, а ведь это ещё + 20% усвоения информации. Но будет несправедливо, если мы не уточним, что одними из первых работу со звуком стали использовать ещё до развития мультимедийных технологий учителя музыки, а затем физкультуры и ритмики.

Видеофрагменты тоже популярны давно. Стоит сразу же отметить, что предпосылки к развитию со зрительными элементами появились ещё в советские времена. Тогда существовал так называемый диаскоп для просмотра диапозитивов. Самые передовые школы использовали диафильмы на учебные темы. На сегодняшний день успешно используется такой вид деятельности, как просмотр учебных фильмов, фрагментов художественных произведений на уроках литературы. Например, при обсуждении романа «Дубровский» было просмотрено множество эпизодов из одноимённого фильма, что позволило сопоставлять, а отстающим ученикам быстрее вникать в курс. Более того, предпринимаются смелые попытки самим создавать первые учебные видеофрагменты. Например, с нынешним девятым классом ещё в прошлые годы было создано видео по предмету «Риторика», где ребята отыгрывали через известные сказки тему «Невербальные средства общения». Внеклассная работа с видео помогает ребятам побывать в роли актёров: ребята снимаются в музыкальных роликах, участвуют и побеждают в конкурсах всероссийского и международного уровня. Внимания заслуживают и видеоуроки, которые в большом количестве выпускаются сегодня. Самым известным создателем таких уроков является портал «Инфоурок». Во внеклассной деятельности на помощь часто приходят видеообращения известных деятелей науки и образования. Так, например, совсем недавно проходил «Самый большой урок в мире», посвящённый постановке и достижению 17 общемировых целей, а также толерантности и инклюзиву как основе морально здорового общества.

Внедрение компьютерных, мультимедийных, интернет-технологий требует повышения уровня компетентности не только детей, но прежде всего педагогов.  Поэтому следует пользоваться возможностью обучиться всем возможным программам. Среди учащихся также уже с начальной школы усилено внимание к предмету «Информатика», поскольку движение от простейшей творческой работы в Paint к программированию на различных разработанных языках взаимосвязано процессом познания, формирования логики. Стоит ли говорить о том, какие возможности имеют ученики на других предметах при использовании всех видов мультимедийных средств. Богатые, оснащённые лаборатории по химии и физике помогают осваивать основные законы, которые природа никогда не позволит оспорить.  От учителей и учеников как участников образовательного процесса требуется лишь одно – желание, стремление к совершенствованию, развитию.

Перед тем, как закончить своё выступление, хотелось бы дать некоторые рекомендации: активно вести работу по внедрению ИКТ-технологий на уроках; использовать возможности 3D-принтера, имеющегося в стенах лицея № 46, по возможности ввести в изучение предмет «Роботехника», развивать мультимедийные технологии в области физической культуры (использование при сдаче норм ГТО оснащённых датчиками тренажёров), а также при изучении основ безопасности жизнедеятельности и анатомии человека (макеты человека со встроенными цветовыми показателями и счётчиками). Накопляемые материалы учителям стоит выкладывать для ознакомления на личных сайтах, страничках.

Говорить о роли мультимедийного урока можно очень долго, потому что преимущества очевидны: значительно выше интерес к предмету, есть возможность обратить внимание даже тех учащихся, которые плохо мотивированы, не любят обращаться к бумажным источникам; повышается уровень комфорта при обучении, а совместное использование услышанного и увиденного даёт нам ещё + 50%, оставшихся для усвоения материала; экономия времени увеличивает возможность наполнить урок разнообразными интересными видами деятельности. Мультимедийный урок более эстетичен. При использовании ИКТ-инструментов есть возможность индивидуального повторения для тех, кто отсутствовал. В случае использования учащимися персональных компьютеров есть возможность подобрать индивидуальные задания для учеников самого различного уровня подготовки: от слабого до повышенной сложности. Упрощается контроль качества знаний.

 В завершение остаётся добавить, что активно используются Интернет-программы «Skype» и подобные для проведения дистанционных уроков с заболевшими учениками, а также для проведения конференций и телемостов; в социальной сети в контакте имеются ученические группы, в которых администратором должен быть непременно классный руководитель, обеспечивающий развитие и информационное сопровождение. Тут ведётся работа по организации работы классного коллектива и родителей, обсуждение важных вопросов. Например, интернет-группа «В Контакте» 8б класса выиграла в конкурсе на лучшую школьную группу. Конкурс проводился Томским исследовательским университетом.  

Веди свой разум к просвещенью,

Нет места вялому теченью.

И словно Билл, веди к успеху

Прогресса руку сквозь помеху.  

Примечание: Билл – Билл Гейтс – один из основателей корпорации Microsoft.

Текст выступления проверен на портале «Text.ru» и является полностью авторским. Успехов в работе и креативного направления в труде!

Автор: Исламов Дмитрий Фаритович.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции в СПб  "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"...

Выступление на педсовете по теме "Повышение эффективности урока иностранного языка"

Разные приёмы и методы работы на уроке с учётом их возраста, уровня их подготовки и мотивации...

Бинарный урок как эффективный способ обучения иностранным языкам

В статье интегрированный урок  рассматривается как занятие, на котором тема изучается средствами двух дисциплин -аенглийского и немецкого языков. Этот способ обучения иностранным языкам расширяет...

Выступление на педсовете "Проектная деятельность учащихся как средство эффективности обучения"

Презентация «Проектная деятельность учащихся как средство эффективности обучения» выступление на педсовете...

Выступление на педсовете по теме: «Современный урок как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации стандартов третьего поколения»

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить ...