Программа работы с одаренными детьми
рабочая программа по английскому языку
Программа работы с одарёнными детьми охватывает главные аспекты воспитания и обучения одарённых детей в условиях массовой общеобразовательной школы, намечает перспективы, определяет приоритеты, содержит конкретные мероприятия данной деятельности.
Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в работе с одарёнными детьми, развитие непрерывного углублённого обучения творческих школьников, изменение массовых способов обучения в пользу интеллектуально ориентированных учебных систем. Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который воссоздает и воспроизводит условия для учения одаренного ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
им. Героя Советского Союза Русанова М.Г., с. Варны
Утверждаю приказ №
Директор МОУ СОШ №1
_________/Завалищин В.В./
Программа работы с одарёнными детьми
на уроках английского языка
и внеурочной деятельности на
2017-2021 учебный год
Составила: Мананникова Н.Н.
учитель английского языка
Пояснительная записка.
Программа работы с одарёнными детьми охватывает главные аспекты воспитания и обучения одарённых детей в условиях массовой общеобразовательной школы, намечает перспективы, определяет приоритеты, содержит конкретные мероприятия данной деятельности.
Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в работе с одарёнными детьми, развитие непрерывного углублённого обучения творческих школьников, изменение массовых способов обучения в пользу интеллектуально ориентированных учебных систем. Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который воссоздает и воспроизводит условия для учения одаренного ребенка.
Выявление способных детей, работа с ними, система поддержки таких детей, создание условий для оптимального развития детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся. А также одаренных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей - главные направления работы школы.
Содержание понятия «одаренный ребенок».
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными. К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:
• имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
• имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
В дополнение к этому определению можно отметить, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности. Кто такой одаренный ребенок? Это ребенок, который обладает:
- отличной памятью,
- высоким уровнем мышления и интеллекта,
- хорошо развитой речью и хорошим произношением
- большим словарным запасом.
- широким кругозором
Одаренный ребенок отличается:
- любознательностью и наблюдательностью;
- способностью сосредоточиться на нескольких видах деятельности;
- быстро схватывает новый материал;
- самостоятельно достигает поставленной цели;
- легко усваивает учебный материал и обладает коммуникативными умениями;
- выполняет задания повышенной трудности;
- умеет искать, анализировать, обобщать;
- неприязнью к традиционным методам обучения.
Одаренные дети:
- имеют более высокие интеллектуальные способности по сравнению с
другими учащимися, восприимчивость к учению, творческие возможности
и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Цель данной программы : создание благоприятной образовательной среды, которая позволит наиболее полно раскрыть творческий потенциал одаренных детей, поддержать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности, развить интерес к предмету.
Задачи:
- Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
- Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития и укрепления здоровья одаренных детей;
- Стимулировать творческую деятельность одаренных детей;
- - отбор методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- - расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах;
Принципы реализации программы :
- гуманизм;
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- системность
- комфортность
- добровольность
Реализация мероприятий программы позволит:
- создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала учеников школы, усилить внимание к ученику и его развитию;
- создать возможности для проявления одарённости и таланта;
- обеспечить условия для творчества и образования повышенного уровня;
- подготовить лучших учащихся к городским, окружным, всероссийским конкурсам, олимпиадам.
Этапы реализации программы:
Этап | Мероприятия | Организация |
1 этап: диагностико - прогностический, методологический | Мониторинг Создание:
| Организация:
Анкетирование учащихся по методике «Карта одаренности» (А.И.Савенкова) Выявление детей по следующим видам одаренности: интеллектуальная, академическая, техническая. Тест «Есть ли у вас склонность к языкам?» Формирование групп. |
2 этап: деятельностный |
| Организация в школе олимпиад и конкурсов по английскому языку; организация участия учащихся в дистанционных олимпиадах; организация сотрудничества учащихся с вузами, колледжами; участие учащихся в научно- исследовательских конференциях. |
3 этап: констатирующий | Создание банка педагогического опыта в работе с детьми с высоким уровнем обученности. Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня. Внедрение в практику работы рейтинга учащихся. | Организация конкурса портфолио учащихся. Организация награждения учащихся. Проведение рефлексии. |
Функции учителя английского языка:
- Выявление одарённых детей.
- Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного, районного и областного уровня.
- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.
- Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
- Предоставление необходимой информации классным руководителям.
Работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Условно можно выделить следующие три основных вида работы.
1. Индивидуальная работа – работа с учащимися с целью руководства чтением, подготовкой докладов, рефератов, сочинений на английском языке , работа с консультантами, подготовка некоторых учащихся к олимпиадам и экзаменам.
2. Групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся.
3. Коллективная работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, конференции, недели английского языка, олимпиады, конкурсы соревнования и т. п.
Формы работы с одарёнными детьми:
- работа по индивидуальным образовательным маршрутам;
- научно-практические конференции;
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- работа в парах, малых группах;
- участие в международных конкурсах;
- участие в олимпиадах различных уровней: во всероссийской олимпиаде школьников и в дистанционных олимпиадах;
- организация исследовательской деятельности учащихся;
- творческие задания, проекты.
Для успешного развития одаренности учащихся применяю следующие технологии:
1) личностно-ориентированное обучение;
2) информационно – коммуникационные технологии;
3) технология исследовательской деятельности;
4) проблемное обучение.
5) проектная
6) игровые
7) элементы технологии «развитие критического мышления»
Работа с родителями
Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей.
Задачи работы с родителями включают:
- совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности;
- расширение возможностей в понимании своего ребенка, развитие рефлексии своих взаимоотношений с сыном или дочерью;
- личностный рост родителей, развитие их самосознания, самоконтроля;
- укрепление сотрудничества родителей с учителем английского языка.
Формы работы с родителями
- Творческие и проблемные родительские собрания;
- Групповые и индивидуальные консультации;
- Творческие отчеты;
- Привлечение родителей к проведению уроков и мероприятий;
- Выполнение рекомендаций литературы.
- Консультирование учащихся вместе с родителями.
Планируемые результаты:
К числу планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов можно отнести:
- обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности;
- обогащение кругозора детей, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала;
- введение знаний о собственном «Я» ребенка, формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и др.);
- приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, т.к. эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей;
- формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку.
План работы с одарёнными детьми на 2017-2018 учебный год
№ | Мероприятие | Сроки | Результат работы |
1. | Выявление одаренных детей | сентябрь | анкетирование |
2. | Выбор конкурсов для участия на всероссийском уровне |
В течение года | Составление расписания |
3. | Организация индивидуальной работы с одаренными детьми | сентябрь | Составление графика индивидуальных занятий |
3а | Проектная деятельность | В течение года | Проект |
4. | Организация и проведение школьных олимпиад | сентябрь-октябрь | Консультация учителя, выполнение олимпиадных заданий |
5. | Участие в муниципальной олимпиаде по английскому языку | октябрь | Самостоятельная работа с литературой по предмету, консультации учителя |
6. | Подготовка учащихся к участию в школьных, районных и всероссийских конкурсах | В течение года | Индивидуальная работа |
7. | Проведение предметной недели | апрель | Викторины, праздники, инсценировки |
8. | Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми. | В течение года | |
9. | Индивидуальные консультации по сложным вопросам грамматики и других аспектов английского языка | В течение года | Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми . |
9а | Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ | В течение года | Элективные курсы и консультации |
10. | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми. | Постоянно | Тренажеры |
11. | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | В течение года | |
12. | Анализ и корректировка результативности | В конце года | План работы |
План работы с одарёнными детьми на 2018-2019 учебный год
№ | Мероприятие | Сроки | Результат работы |
1. | Выявление одаренных детей | сентябрь | анкетирование |
2. | Выбор конкурсов для участия на всероссийском уровне |
В течение года | Составление расписания |
3. | Организация индивидуальной работы с одаренными детьми | сентябрь | Составление графика индивидуальных занятий |
3а | Проектная деятельность | В течение года | Проект |
4. | Организация и проведение школьных олимпиад | сентябрь-октябрь | Консультация учителя, выполнение олимпиадных заданий |
5. | Участие в муниципальной олимпиаде по английскому языку | октябрь | Самостоятельная работа с литературой по предмету, консультации учителя |
6. | Подготовка учащихся к участию в школьных, районных и всероссийских конкурсах | В течение года | Индивидуальная работа |
7. | Проведение предметной недели | апрель | Викторины, праздники, инсценировки |
8. | Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми. | В течение года | |
9. | Индивидуальные консультации по сложным вопросам грамматики и других аспектов английского языка | В течение года | Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми . |
9а | Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ | В течение года | Элективные курсы и консультации |
10. | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми. | Постоянно | Тренажеры |
11. | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | В течение года | |
12. | Анализ и корректировка результативности | В конце года | План работы |
План работы с одарёнными детьми на 2019-2020 учебный год
№ | Мероприятие | Сроки | Результат работы |
1. | Выявление одаренных детей | сентябрь | анкетирование |
2. | Выбор конкурсов для участия на всероссийском уровне |
В течение года | Составление расписания |
3. | Организация индивидуальной работы с одаренными детьми | сентябрь | Составление графика индивидуальных занятий |
3а | Проектная деятельность | В течение года | Проект |
4. | Организация и проведение школьных олимпиад | сентябрь-октябрь | Консультация учителя, выполнение олимпиадных заданий |
5. | Участие в муниципальной олимпиаде по английскому языку | октябрь | Самостоятельная работа с литературой по предмету, консультации учителя |
6. | Подготовка учащихся к участию в школьных, районных и всероссийских конкурсах | В течение года | Индивидуальная работа |
7. | Проведение предметной недели | апрель | Викторины, праздники, инсценировки |
8. | Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми. | В течение года | |
9. | Индивидуальные консультации по сложным вопросам грамматики и других аспектов английского языка | В течение года | Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми . |
9а | Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ | В течение года | Элективные курсы и консультации |
10. | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми. | Постоянно | Тренажеры |
11. | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | В течение года | |
12. | Анализ и корректировка результативности | В конце года | План работы |
План работы с одарёнными детьми на 2020-2021 учебный год
№ | Мероприятие | Сроки | Результат работы |
1. | Выявление одаренных детей | сентябрь | анкетирование |
2. | Выбор конкурсов для участия на всероссийском уровне |
В течение года | Составление расписания |
3. | Организация индивидуальной работы с одаренными детьми | сентябрь | Составление графика индивидуальных занятий |
3а | Проектная деятельность | В течение года | Проект |
4. | Организация и проведение школьных олимпиад | сентябрь-октябрь | Консультация учителя, выполнение олимпиадных заданий |
5. | Участие в муниципальной олимпиаде по английскому языку | октябрь | Самостоятельная работа с литературой по предмету, консультации учителя |
6. | Подготовка учащихся к участию в школьных, районных и всероссийских конкурсах | В течение года | Индивидуальная работа |
7. | Проведение предметной недели | апрель | Викторины, праздники, инсценировки |
8. | Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми. | В течение года | |
9. | Индивидуальные консультации по сложным вопросам грамматики и других аспектов английского языка | В течение года | Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми . |
9а | Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ | В течение года | Элективные курсы и консультации |
10. | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми. | Постоянно | Тренажеры |
11. | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | В течение года | |
12. | Анализ и корректировка результативности | В конце года | План работы |
Формы контроля и мониторинга результативности:
В обучении | В воспитании | В развитии |
Результаты участия в олимпиадах, конкурсах. | Портфолио достижений школьника. | Индивидуальный образовательный план одаренного ребенка. Это документ образовательной деятельности обучающегося на определенный период, который способствует обеспечению оптимального для каждого отдельного ученика образовательного процесса, включающего обучение, воспитание и развитие в конкретный период. |
Приложение № 1
Методика оценки общей одаренности
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов.
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Обработка результатов.
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
№ Качество Отметка
1 Любознательность
2 Сверхчувствитeльность к проблемам
3 Способность к прогнозированию
4 Словарный запас
5 Способность к оценке
6 Изобретательность
7 Способность рассуждать и мыслить логически
8 Настойчивость
9 Перфекционизм
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.
Приложение 2
1.Проекты
В настоящее время в практике обучения иностранным языком в школах России широко используется метод проектов, который приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, формирует общеучебные интеллектуальные умения работы с информацией на английском языке. При выполнении творческих заданий ученики используют дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности интернета.
Я широко использую метод проектов в своей практике со 5по 11 классы, естественно, с учетом возрастных особенностей.На старшей ступени обучения я провожу уроки защиты проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.
Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...
Программа работы с одаренными детьми
В программе раскрывается значимость в современное время работы с одаренными детьми. Раскрываются формы, принципы и методы работы....
Программа работы с одаренными детьми
В данной программе обозначены основные направления работы с одаренными детьми в основной школе. Предлагается примерный календарно-тематический план. Программа рассчитана на 3 учебных года....

Программа работы с одаренными детьми
Программа работы школы с одаренными детьми. Программа работы учителя русского языка с одаренными детьми....