Из опыта реализации курса "Искусство запоминания" в рамках дополнительного образования
методическая разработка по английскому языку (6 класс)

Кондратьева Альфия Рашитовна

В статье описываются задачи, содержание и результаты внедрения разработки, направленной на оказание помощи обучающимся  при освоении лексического матерала за курс 6 класса по английскому языку  по учебнику серии «Английский в фокусе» (Spotlight) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт реализации Курса внеурочной деятельности «Искусство запоминания»

на основе использования дистанционных образовательных технологий

Автор -  Кондратьева А.Р.

Учитель английского языка

МБОУ «Лицей № 2»

г. Нижневартовск

ХМАО-Югра

2021 г.


Описание практики

1. Наименование практики.  Искусство запоминания (организация работы с обучающимися в рамках дополнительного образования на основе использования электронного образовательного ресурса Quizlet).

2. Место реализации практики и целевая аудитория: муниципальное бюд-жетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2» г. Нижневартовска Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Целевая аудитория: обучаю-щиеся  6 классов и их педагоги-наставники.

3. Актуальность практики

Одним из основных условий успешности изучения иностранного языка является постоянное увеличение и сохранение словарного запаса учащимися. Проблему эффективного запоминания большого количества слов решают электронные онлайн-сервисы, разработанные для развития лексических навыков.

Применение дистанционных образовательных технологий способствует обучению в индивидуальном темпе, доступности образования, мобильности, социальному равноправию, развитию познавательного интереса, росту качества обучения (восполнение пропущенного учебного материала, обучение в период карантина, актированных дней).

Курс дополнительного образования «Искусство запоминания» на основе использования электронного образовательного ресурса Quizlet способствует эффективному запоминанию английских слов на длительный период времени, саморазвитию и непрерывному образованию.

4. Инновационный характер практики

Учебный план и содержание практики составлены в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Практика реализует личностно-ориентированный подход через организацию самостоятельной   учебной деятельности, осуществляет индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Новизна. Образовательная деятельность с обучающимися, направленная на расширение и укрепление лексического запаса по английскому языку, происходит с использованием онлайн-сервиса Quizlet, адрес в сети интернет https://quizlet.com/quizlette3743908/folders/spotlight-6/sets.

Нестандартность и оригинальность. Онлайн программа Quizlet - генератор флеш-карт, который позволяет создавать карточки на разных языках с использованием визуальной, текстовой и звуковой опоры, а затем на их основе автоматически генерирует упражнения, тесты и игры. Мультисенсорное воздействие на различные каналы восприятия способствует максимально эффективному запоминанию иностранных слов. Работа сервиса основана на методике интервального запоминания по методу Лейтнера, что обеспечивает долгосрочное сохранение изученной лексики. Аудиовизуальные характеристики и интерактивный формат способствуют учету индивидуальных особенностей, тем самым облегчают восприятие, создают условия для индивидуализации, а значит, комфортные условия, развивают чувство уверенности и положительную мотивацию.

Одним из преимуществ онлайн-сервиса Quizlet является наличие мобильной версии на платформах iOS и Android. Для современного поколения школьников гаджет является неотъемлемым атрибутом повседневной жизни.  А когда у них есть возможность использовать свой телефон в учебных целях, тренировать новые слова, соревноваться с одноклассниками, это однозначно повышает их мотивацию, дает положительный настрой, что сказывается на качестве знаний. Именно этот факт дает возможность учителю привлечь мобильные устройства в изучении английского языка.

5. Цель и задачи, которые решались в рамках реализации практики

Цель практики: создать методические условия для развития личности обучающегося через овладение и расширение учебного материала по предмету «Английский язык», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Задачи практики:

1) систематизировать лексический материал в рамках предметного содержания программы учебного предмета «Английский язык» для 6 классов по учебнику серии «Английский в фокусе» (Spotlight) авторов Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс;

2) выбрать технологии, методы и средства обучения, способствующие качественному освоению лексического материала;

3) выбрать платформу для проведения дистанционного обучения в рамках дополнительного образования;

4) разработать комплекс флеш-карт и методические рекомендации по работе обучающихся с предложенным онлайн-сервисом;

5) апробировать курс дополнительного образования;

6) осуществить мониторинг результатов через диагностические работы.

6. Содержание практики

Содержание практики согласуется с предметным содержанием программы учебного предмета «Английский язык» для 6 классов по учебнику серии «Английский в фокусе» и представлено десятью модулями, включающие до пяти сетов (наборов) флеш-карт и упражнений, разработанные в онлайн-сервисе Quizlet. Флеш-карта —термин с переводом, озвучкой и иллюстрацией — является базисным компонентом учебного модуля. Учебный модуль состоит из наборов (сетов) карточек по разным темам.

Наименование модуля

Темы лексического материала

Наборы карточек (сеты), адрес в сети Интернет

Общее количество часов

Модуль 1. Семья.

Члены семьи. Внешность. Страны. Национальности.

Spotlight 6 Module 1a

Spotlight 6 Module 1b

Spotlight 6 Module 1c

Spotlight 6 Module 1d

Spotlight 6 Module 1 English in Use

5

Модуль 2.  Окружающий мир.

Числительные. Месяцы.  Дни недели. Мебель. Виды магазинов.

Spotlight 6 Module 2a Spotlight 6 Module 2b

Spotlight 6 Module 2c

Spotlight 6 Module 2d

Spotlight 6 Module 2 English in Use

5

Модуль 3. Транспорт.

Виды транспорта.

Spotlight 6 Module 3a Spotlight 6 Module 3b

Spotlight 6 Module 3c

Spotlight 6 Module 3d

Spotlight 6 Module 3 English in Use

5

Модуль 4. Школьный мир.

Повседневные дела. Телепрограммы.

Spotlight 6 Module 4a Spotlight 6 Module 4b

Spotlight 6 Module 4c

Spotlight 6 Module 4d

Spotlight 6 Module 4 English in Use

5

Модуль 5. Праздники.

Празднования. Фестивали.

Spotlight 6 Module 5a Spotlight 6 Module 5b

Spotlight 6 Module 5c

Spotlight 6 Module 5d

Spotlight 6 Module 5 English in Use

5

Модуль 6. Досуг.

Занятия. Игры.

Spotlight 6 Module 6a Spotlight 6 Module 6b

Spotlight 6 Module 6c

Spotlight 6 Module 6d

Spotlight 6 Module 6 English in Use

5

Модуль 7. Прошлое и настоящее.

Чувства. Неправильные глаголы.

Spotlight 6 Module 7a Spotlight 6 Module 7b

Spotlight 6 Module 7c

Spotlight 6 Module 7d

Spotlight 6 Module 7 English in Use

5

Модуль 8. Правила проживания.

Виды жилья. Объекты в городе.

Spotlight 6 Module 8a Spotlight 6 Module 8b

Spotlight 6 Module 8c

Spotlight 6 Module 8d

Spotlight 6 Module 8English in Use

5

Модуль 9. Продукты питания.

Продукты. Блюда. Вкусы.

Spotlight 6 Module 9a Spotlight 6 Module 9b

Spotlight 6 Module 9c

Spotlight 6 Module 9d

Spotlight 6 Module 9 English in Use

5

Модуль 10. Каникулы.

Занятия на каникулах. Погода. Одежда.

Spotlight 6 Module 10a Spotlight 6 Module 10b

Spotlight 6 Module 10c

Spotlight 6 Module 10d

Spotlight 6 Module 10 English in Use

5

Планируемые результаты.

Личностные результаты обучения:

  • готовность и способность обучающегося к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению;
  • сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Предметные результаты обучения:  

  • узнавать и         употреблять в устной и письменной речи изученные лексические единицы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей в рамках программного материала;
  • различать на слух и адекватно произносить слова с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей;
  • правильно писать изученные слова;

Метапредметные результаты обучения:

  • формирование умений целеполагания, самостоятельной организации и планирования при решении учебных задач;
  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

7. Средства и способы реализации практики

Этапы реализации практики:

- подготовительный, с 01сентября по 10 сентября, ознакомление обучающихся 6 класса с функциями, порядком работы и регистрация в онлайн-сервисе Quizlet, проведение входного контроля для определения исходного уровня сформированности лексических навыков обучающихся;

- основной, с 11 сентября по 24 мая, работа обучающихся с учебными электронными модулями, проведение тематических контрольных срезов;

- заключительный, с 25 мая по 30 мая, проведение итогового контроля.

В основе практики лежат следующие современные педагогические технологии и концепции:

  • технология личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, B.C. Ильин. В.В. Сериков. И.С. Якиманская и др.) которая на основе дифференцированного подхода  и  полимодального представления учебного материала обеспечивает развитие и саморазвитие ученика с учетом его индивидуальных особенностей как субъекта познания и деятельности, как деятеля, способного сознательно определять цели деятельности и достигать их;
  • концепция формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О. А. Карабанова, Л. Г. Петерсон) в которой овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться;
  • информационно-коммуникационные технологии (М.Ю.Бухаркина, Б.С.Гершунский, М.В.Моисеева, А.Е.Петров, Е.С. Полат, В.И.Солдаткин и другие) обеспечивают совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности;
  • метод интервального повторения (метод Лейтнера) — техника удержания в памяти, заключающаяся в повторении запомненного учебного материала по определённым, постоянно возрастающим интервалам;
  • игровые педагогические технологии (группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей).

Механизмы реализации

Процесс обучения реализуется параллельно усвоению программного материала по учебному предмету. При изучении нового лексического материала обучающиеся используют электронные модули, следуя последовательным режимам изучения: «карточки», «заучивание», «письмо», «правописание», «тест», «игра Подбор», «игра Гравитация».

1) В режиме карточек происходит семантизация и запоминание лексики. Новые слова представлены в виде карточек, где на одной стороне – английское слово с озвучиванием и рисунком, на другой - его перевод. В этом режиме можно: перемешивать карточки, чтобы они шли в случайном порядке; просматривать карточки с языка А на язык Б и наоборот; трудные для запоминания слова можно пометить звездочкой, а потом учить только помеченные карточки.

2) В режиме заучивания — первичная отработка лексических единиц. Режим заучивания – это умный, настраиваемый и адаптивный режим для учащихся. Он предлагает различные задачи для изучения новой лексики, если обучающийся преуспевает – вопросы становятся сложнее. Круг задач в этом режиме следующий:

а) предлагается английское слово, дополненное картинкой, а также четыре варианта перевода, вам нужно выбрать правильное (множественный выбор);

б) показано слово на английском языке с изображением, нужно написать перевод;

с) показывается только слово без картинок, нужно впечатать правильный перевод на русском языке.

Набор заданий запрограммирован так, что все эти разновидности заданий повторяются, но предлагаются только русские слова, поэтому здесь основная задача – написать правильный перевод на английском языке. Программа следит, какие слова вам даются хуже, какие лучше и заставляет повторять трудные карточки. Чтобы завершить этап, необходимо правильно ответить на каждый вопрос дважды. По завершении каждого этапа все слова будут сгруппированны по уровню овладения ими: «знакомые» означает, что учащийся ответил правильно один раз, а «усвоенные» – два раза.

3) Режим письма нацелен на формирование орфографического навыка. Когда ученик заканчивает первый этап, режим письма начнет второй, в котором будут использоваться вопросы, на которые был дан неправильный ответ в первом этапе. Чтобы завершить этап режима письма и просмотреть свои результаты, необходимо правильно ответить на каждый вопрос дважды.

4) Режим правописания сфокусирован на понимании английской речи: произносится слово, и основная цель – записать перевод.

5) Тестовый режим проверяет усвоение лексики с помощью тестовых вопросов разного типа. Результаты оцениваются по 100-бальной шкале. Данный режим представляет из себя игру, есть возможность соревноваться с одноклассниками на скорость.

6) В режиме игры «Подбор» обучающийся должен подбирать английские и русские слова как можно быстрее.  Этот режим работает с обратным отсчетом времени, поэтому каждый раз, когда задания выполнены успешно и быстро, появляется новый рекорд времени. Кроме того, после завершения раунда появляется таблица лучших результатов других учащихся. Этот режим построен на соревновательных началах.

7) В режиме игры «Гравитация» нужно «сбивать» летящие слова, набирая на клавиатуре их перевод. Присутствует также соревновательный элемент путём составления доски лидеров.

Все режимы работают по принципу многократного повторения. Безусловным преимуществом онлайн-сервиса является и его многофункциональность: каждый учащийся может подобрать для себя самый эффективный режим заучивания слов, учитывая свои индивидуальные особенности и потребности.

Приложение Quizlet позволяет и учителям следить за академическими программами своих учеников, так как запрограммирована функция рейтинга.

Система отслеживания результатов

Проведение входного контроля, тематических контрольных срезов по завершению тематических блоков, итогового контроля

Условия реализации и необходимые ресурсы

Кадровые ресурсы: учитель английского языка, выполняющий роль наставника и тьютора.

Финансовые ресурсы: в рамках бюджетного финансирования; реализация программы не требует дополнительного финансирования.

Автоматизированное рабочее место учителя и обучающегося: компьютер с доступом к сети Интернет / смартфон с доступом к сети Интернет и установленным приложением Quizlet, гарнитура, наличие учетной записи в онлайн-сервисе Quizlet у учителя и обучающихся.

8. Данные в результативности

Продолжительность реализации практики – один учебный год.

Число вовлеченных участников – группа учащихся 6 класса в количестве 14 человек.

Мониторинг уровня освоения лексического материала

Входной контроль

Итоговый контроль

Высокий уровень

23%

38,5%

Хороший уровень

38,5%

46,1%

Удовлетворительный уровень

38,5%

15,4%

Низкий уровень

0

0

Средний балл

3,84

4,23

Качество знаний

61,5

84,6

Изменение уровня сформированности лексических навыков

+ 0,39 баллов

Изменение качества  сформированности лексических навыков

+ 23,1%

Опыт практики показал, что применение онлайн-ресурса Quizlet представляется эффективным за счет наглядного многоканального представления информации и последовательного закрепления изучаемого материала. Аудиовизуальные характеристики и интерактивный формат способствуют учету индивидуальных особенностей, тем самым облегчают восприятие, создают условия для индивидуализации, а значит, комфортные условия, развивают чувство уверенности и положительную мотивацию.

9. Возможность использования представленного материала в опыте работы образовательных организаций системы дополнительного образования детей

Для учителя использование онлайн-сервиса Quizlet   предлагает ряд преимуществ:

1)        Экономия времени — однократное занесение материала в программу и возможность его использования в качестве базы для создания других сетов (наборов карточек).

2)         Многократное использование однократно созданного сета, с разными группами, с разными учениками, с разными уровнями.

3)        Возможность копирования, комбинирования сетов и создание новых наборов карточек.

4)         Средство организации самостоятельной работы обучающихся по овладению иноязычной лексикой.

Данная программа может оказаться полезной при изучении любого предмета, связанного с запоминанием большого объема информации: иностранных слов, научных терминов, понятий, исторических дат.

Главным достоинством программы является – овладением обучающимся материалом в сжатые сроки и прочное закрепление-автоматизация языкового материала. Достижением работы с данным приложением является удобство использования - у учащихся есть возможность овладевать новым материалом в то время, которое является для них удобным и оптимальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагогического коллектива по теме: «Модульная система реализации метода педагогической поддержки в дополнительном образовании»

В данной статье представлена разработка  модели инновационного образовательно - воспитательного процесса, реализация которого позволяет  решать проблему уровня мотивации учебных, творческих ...

Здоровьесбережение в процессе реализации технологий сотрудничества в рамках дополнительного образования.

вашему вниманию предоставляется статья "Здоровьесбережение в процессе реализации технологий сотрудничества в рамках дополнительного образования."...

Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности" 10 класс в рамках дополнительного образования ( внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности " 10 класс в рамках внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности" 10 класс в рамках дополнительного образования ( внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности " 10 класс в рамках внеурочной деятельности...

Методическая разработка краткого литературного курса в рамках дополнительного образования

Краткий литературный курс (пять занятий) для учащихся 5-9 классов с подробными конспектами уроков и примерами творческих заданий....

Реализация проекта «Успех каждого ребёнка» в рамках дополнительного образования

Цель: преодоление трудностей обучения рисованию и лепки у детей с ОВЗ и предоставление возможности применения полученных компетенций в самостоятельной жизни. Задачи:1. Снять стресс, настроить детей на...