Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности" 10 класс в рамках дополнительного образования ( внеурочная деятельность)
рабочая программа (10 класс)
Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности " 10 класс в рамках внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_10.docx | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка к рабочей программе «Основы финансовой грамотности» 10 класс.
Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» 10 класса составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования с опорой на следующие документы:
- Федеральный закон « Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ВСОШ№9 им.В.И.Сагайды.
- Учебного плана МБОУ ВСОШ№9 им.В.И.Сагайды на 2020-2021 учебный год.
- Положения о рабочей программе педагога МБОУ ВСОШ№9 им.В.И.Сагайды.
- Календарно-учебного графика МБОУ ВСОШ№9 им.В.И.Сагайды на 2020-2021 учебный год.
- Авторская программа Юлии Бреховой, Александра Алмосова, Дмитрия Завьялова «Финансовая грамотность. 10 класс» Изд. «Вако»», 2018г.
В 10 классе предусматривается за год 35 часов для изучения курса «Основы финансовой грамотности». В соответствии с календарным учебным графиком школы и расписанием учебных занятий на 2020-2021 учебный год данная рабочая программа будет реализована в полном объёме.
Цели данного курса:
- содействие формированию разумного финансового поведения старшеклассников, их ответственного отношения к личным финансам, повышению финансовой безопасности и эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.
Задачи:
- проинформировать школьников об основных финансовых инструментах и услугах, доступных всему населению страны;
- показать реальные возможности по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия семьи;
- способствовать формированию у школьников нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям;
- научить школьников основам личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления.
Вид внеурочной деятельности: познавательная деятельность.
- Планируемые результаты обучения
Личностные :
• способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;
• сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
• понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
• готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нём взаимопонимания;
• готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
• сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию достижения финансового благополучия;
• способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
Метапредметные:
• умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
• умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;
• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;
• умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
• умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования;
• умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
Предметные
• владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование; страхование жизни; страховой случай; фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН;
налоговый вычет; пеня по налогам; пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный предприниматель; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды;
• владение знанием:
◊ об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных средств;
◊ об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов;
◊ о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета;
◊ о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их специфике;
◊ о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;
◊ об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;
Выпускник научиться:
- находить информацию о банковских вкладах на сайтах коммерческих банков;
- находить и интерпретировать рейтинги банков.
- осознанию природы банковского процента как платы за пользование чужими деньгами;
- пониманию взаимосвязи доходности и надёжности финансовых активов (чем более надёжен актив, тем, как правило, меньший доход он приносит);
- пониманию того, что банковский вклад – это один из способов сохранения сбережений и защиты их от инфляции;
- осознанию того, что сбережения могут приносить доход;
- откладывать деньги на определённые цели;
- оценивать надёжность банка;
- оценивать пользу открытия банковского вклада для повышения благосостояния семьи.
- понимать то, что такое кредит и почему кредит даётся под проценты;
- осознавать выгоды и риски, связанные с различными способами кредитования;
- понимать необходимость осознания мотивов и целей получения кредита;
- понимать то, что перед привлечением нового кредита необходимо соотнести ежемесячные платежи по задолженности и регулярные доходы;
- понимать необходимости тщательного изучения и сравнения условий кредитования, предлагаемых различными финансовыми организациями.
- отличать условия, предлагаемые коммерческими банками, потребительскими кооперативами и микрофинансовыми организациями, при предоставлении кредита или займа;
- анализировать финансовую нагрузку на личный бюджет, связанную с получением кредита.
- понимать различий между дебетовой и кредитной картой;
- понимать преимущества использования банковских карт в повседневной жизни;
- осознание необходимости использования защиты от рисков несанкционированного доступа к средствам на банковской карте.
- понимать, что такое инвестирование и в чём его отличие от сбережения и кредитования.
- понимать, что такое страхование и как оно может повлиять на сбережение средств семейного и личного бюджетов.
- разбираться в видах страхования.
- понимать, на что идут те или иные налоги в государстве;
- понимать права и обязанности налогоплательщика;
- получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности на сайте налоговой службы;
- понимать суть налоговых льгот и вычетов и оснований их получения;
- различать виды страхования имущества;
- не допускать ситуаций, которые впоследствии могут стать основаниями для отказа в страховой выплате;
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать особенности отдельных финансово-кредитных посредников при выборе наиболее выгодных условий проведения финансовых операций;
- находить и интерпретировать рейтинги банков.
- идентифицировать риски, связанные с получением кредита или займа.
- искать необходимую информацию о кредитных продуктах на сайтах коммерческих банков, потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций;
- читать кредитные договоры;
- соотносить вид кредита с целью кредита;
- получать информацию о своей кредитной истории.
- проверять безопасность использования банковской карты в банкоматах и POS-терминалах;
- находить условия обслуживания банковских карт коммерческим банком;
- получать дополнительную информацию о бонусах, предоставляемых держателям банковских карт;
- блокировать банковскую карту в случаях её утраты или возникновения риска кражи с неё денежных средств.
- оценивать доходность инвестиций;
- оценивать риски предлагаемых вариантов инвестирования;
- выбирать приемлемую стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности;
- соотносить риски и доходность в одном портфеле инвестиций.
- проводить предварительные расчёты доходности инвестиций в ценные бумаги;
- пониманию механизма получения налоговых льгот и вычетов.
- анализировать основные условия договора страхования имущества.
Формы и виды работы на внеурочном занятии :
- урок-лекция
- урок-беседа
- урок-практикум
- урок-исследование
- урок-семинар
- урок проектной деятельности
- Содержание программы курса « Основы финансовой грамотности»
Банковские продукты.
Понятие банковской системы, коммерческий банк. Центральный банк РФ. Виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита. Кредит, кредитная история, процент, виды кредитов, параметры выбора необходимого вида кредита. Автокредитование, потребительское кредитование. Ипотечный кредит.
Фондовый рынок
Понятие фондового рынка. Виды ценных бумаг: акция, облигация, вексель. Разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления. Виды профессиональных участников ценных бумаг. Типы валютных сделок.
Налоговая система.
Виды налогов, пошлины, сборы. Налоговая система РФ. Основания взимания налогов с граждан. Налоговая декларация.
ИНН и порядок его получения Случаев и способов получения налоговых вычетов.
Страховой рынок
Основные участники страхового рынка. Особенности развития страхового рынка в России. Обязательное и добровольное страхование.
Классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования. Обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия. Страховой полис. Условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев. Особенности выбора страховой компании.
IV. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | ||
план | факт | ||||
1. | Понятие банковской системы, коммерческий банк. Центральный банк РФ. | 1 | 4.09 | ||
2. | Виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов | 1 | 11.09 | ||
3. | Выбор банка. Открытие депозита. | 1 | 18.09 | ||
4 | Основные понятия кредитования. Виды кредитов. | 1 | 25.09 | ||
5 | Условия кредитов. | 1 | 2.10 | ||
6 | Что такое кредитная история заемщика? Потребительский кредит. | 1 | 9.10 | ||
7 | Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. | 1 | 16.10 | ||
8 | Автокредитование | 1 | 23.10 | ||
9. | Ипотечный кредит. | 1 | 30.10 | ||
10. | Понятие фондового рынка. | 1 | 13.11 | ||
11 | Виды ценных бумаг: акция и её виды. | 1 | 20.11 | ||
12 | Виды ценных бумаг: облигация, вексель. | 1 | 27.11 | ||
13 | Инвестирование. | 1 | 4.12 | ||
14. | Практическое занятие: открываем ИИС. | 1 | 11.12 | ||
15 | Разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления. | 1 | 18.12 | ||
16 | Виды профессиональных участников ценных бумаг. | 1 | 25.12 | ||
17 | Конвертируемость валюты. Валютные курсы. | 1 | 15.01 | ||
18 | Типы валютных сделок. | 1 | 22.01 | ||
19 | Налоговая система. | 1 | 29.01 | ||
20 | Виды налогов, пошлины, сборы. | 1 | 5.02 | ||
21 | Налоговая система РФ. | 1 | 12.02 | ||
22. | Основания взимания налогов с граждан. | 1 | 19.02 | ||
23. | Налоговая декларация. | 1 | 26.02 | ||
24 | Случаи и способы получения налоговых вычетов. | 1 | 5.03 | ||
25 | ИНН и порядок его получения | 1 | 12.03 | ||
26. | Практическое занятие: решаем задачи на определение типа налога.. | 1 | 19.03 | ||
27 | Страховой рынок, основные участники страхового рынка | 1 | 2.04 | ||
28 | Особенности развития страхового рынка в России. | 1 | 9.04 | ||
29 | Обязательное и добровольное страхование | 1 | 16.04 | ||
30 | Обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия. | 1 | 23.04 | ||
31 | Условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев. | 1 | 30.04 | ||
32 | Страховой полис. | 1 | 7.05 | ||
33 | Выбор страховой компании. | 1 | 14.05 | ||
34 | Условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев. | 1 | 21.05 | ||
35. | Итоговое обобщение. Что нового мы узнали из курса «Финансовая грамотность» 10 класса. | 1 | 28.05 |
Рассмотрено Протокол заседания ШМО МБОУ ВСОШ №9 им. В.И.Сагайды от «____» ___________ 2020г. № ________ Руководитель МО ___________________/ / | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/
«____» ___________ 2020 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по футболу для обучающихся 8-11 классов (в рамках дополнительного образования)
Модифицированная программа по футболу, расчитана на обучающихся среднего и старшего школьного возраста, реализуется на базе гимназии № 26 г. Томска в рамках дополнительного образования....
В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.
В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность....
ПРОГРАММА ПО БАСКЕТБОЛУ «Здоровое поколение» Модифицированная рабочая программа и календарно - тематическое планирование для педагогов дополнительного образования групп общефизической и специально физической подготовки. 25.05.19
Рабочая программа «Здоровое поколение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и предназначена для педагогов дополнительного обра...
Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности" 10 класс в рамках дополнительного образования ( внеурочная деятельность)
Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности " 10 класс в рамках внеурочной деятельности...
Приказ об итогах проведении районного семинара проблемной группы по воспитательной работе и дополнительному образованию «Внеурочная деятельность и дополнительное образование как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»
итоги проведения семинара...
Программа дополнительного образования внеурочной деятельности по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной школы (ОГЭ) по физике
Тема программы: « Архимедова сила. Условие плавания тел. Воздухоплавание. Метод гидростатического взвешивания.»...
Образовательная программа для учащихся специализированных (кадетских) классов в рамках дополнительного образования: «Общая физическая подготовка»
Образовательная программа предназначена для проведения учебно-тренировочного процесса с учащимися специализированных (кадетских) классов.Одна из целевых установок в системе учащейся молодёжи - п...