Система подготовки к процедурам оценки качества образования по иностранному языку.
статья по английскому языку

Махневич Ольга Владимировна

В настоящее время на всех уровнях образования проводится ряд мероприятий, направленных на оценку происходящих в системе образования России процессов. Целью этих мероприятий является становление сбалансированной системы процедур оценки качества образования, разработка механизмов и инструментов для оценки образовательных результатов и учета влияния различных факторов на результаты деятельности образовательных организаций. Участие в оценочных процедурах способствует повышению мотивации в изучении иностранного языка, улучшению качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenki.docx196.97 КБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки к процедурам оценки качества образования по иностранному языку.

Как известно, рациональное и эффективное управление учебным процессом невозможно без четкой, научно организованной системы контроля - постоянного отслеживания хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов, повлиявших на них, а также принятия и реализации решений по регулированию и коррекции образовательного процесса. (Слайд 1). Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку в школе, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса. (Слайд 2)

Контроль является важным средством развития познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления, и практического применения знаний, умений, навыков. Он является неотъемлемой частью обобщающего урока, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому учащемуся работать в доступном ему  темпе, с постепенным переходом от одного уровня развития знаний к другому. С другой стороны, родители и администрация школы могут получить подтверждение, что учитель объективно выставляет оценки и профессионально работает в соответствии с требованиями программы.

(Слайд 3) Ведущей задачей контроля является установление соответствия между реальным уровнем сформированности у учащихся языковой, речевой и социокультурной компетенции на иностранном языке и требованиями Примерных программ ООО по иностранному языку, где говорится, что «учащиеся основной школы должны достичь общеевропейского допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции (уровня А2 в терминах Совета Европы), который позволит выпускникам основной школы использовать иностранный язык для продолжения образования на старшей ступени обучения в школе» и достичь уровня самостоятельного владения иностранным языком (уровня В1 в терминах Совета Европы, если обучение в старших классах происходит на базовом уровне). (Слайд 4)

 Общеевропейские компетенции владения иностранным языком устанавливают единые во всем мире критерии объективной оценки языковых знаний и умений. Эта система существует для всех европейских языков. Согласно общеевропейским компетенциям различаются шесть уровней владения иностранным языком от А1 до С2. А1 подтверждает умение понимать простые предложения и отвечать на легкие вопросы. С2 означает владение иностранным языком почти на уровне носителя языка. Для определения языкового уровня используют стандартизированные тесты единые для всей Европы.

В настоящее время на всех уровнях образования проводится ряд мероприятий, направленных на оценку происходящих в системе образования России процессов. Целью этих мероприятий является становление сбалансированной системы процедур оценки качества образования, разработка механизмов и инструментов для оценки образовательных результатов и учета влияния различных факторов на результаты деятельности образовательных организаций. (Слайд 5)

В Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО), цель которой - мониторинг качества школьного обучения на разных ступенях и его соответствия Федеральным стандартам и программам среднего общего образования. Данная система дает возможность получить полное представление о качестве образования в стране, позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей. 

Можно выделить пять основных принципов построения единой системы оценки качества образования:

1.        Оценка – составная часть учебного процесса. Оценка качества обучения и знаний школьников представляет собой составную часть учебного процесса, поскольку обратная связь очень важна.

2.        Объективность оценки. Важна объективность оценки. В случае получения необъективных данных невозможно оперативно принимать эффективные управленческие решения.

3.        Оценка того, чему учили. Важным вопросом является проводимая сейчас Минобрнауки России работа по разработке ядра содержания образования и корректировке образовательных программ.

4.        Формат оценки влияет на содержание образования. Формат оценки влияет на содержание обучения, поэтому совершенствование измерительных материалов происходит, исходя из необходимости предоставления школьникам возможности наиболее полно раскрыть свои способности. Поэтому была введена устная часть в ЕГЭ по иностранным языкам. Чтобы быть успешным на ЕГЭ, современный выпускник российской школы должен не только хорошо знать учебные предметы, но и уметь работать с информацией, представленной в различных формах, решать различные задачи практического содержания, развернуто излагать свои мысли, вести дискуссию и аргументировать свое мнение.

5.        Оценка – стимулирование развития. Должно быть корректное использование результатов оценки качества образования. Результаты должны использоваться только для стимулирования развития образования, принятия конкретных управленческих решений по совершенствованию преподавания учебных предметов, оказания организационно-методической помощи слабым школам, разработке актуальных программ повышения квалификации учителей. Недопустимо использование результатов для принятия административных решений, наказания учителей и директоров слабых школ, где учащиеся продемонстрировали недостаточно высокий уровень знаний. (Слайд 6)

Система оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур. Первая важная процедура этой системы – единый государственный экзамен (ЕГЭ). Вторая важная процедура системы оценки качества образования – государственная итоговая аттестация 9-х классов (ГИА-9), ключевой формой которой является основной государственный экзамен (ОГЭ). Промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР). Оценку знаний учащихся школ дополняют исследования профессиональных компетенций учителей.

В октябре 2014 года в Российской Федерации начата реализация программы Национальных исследований качества образования (НИКО), которая предусматривает проведение в системе общего образования выборочных исследований качества образования по отдельным учебным предметам или группам предметов. Исследование качества образования по иностранным языкам проводилось в октябре 2016 года в 5 и 8 классах общеобразовательных организаций. Основной целью исследования является содействие реализации ФГОС, в том числе в части введения обязательной государственной итоговой аттестации по иностранному языку. Поскольку исследование проводилось в начале учебного года, в основу кодификатора проверяемых умений и навыков обучающихся 5 классов были положены требования ФГОС начальной школы.

Посредством диагностики у школьников выявлялся уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и опыт применения речевых умений и языковых навыков для решения типичных коммуникативных задач, адекватных возрасту обучающихся.  Каждый вариант диагностической работы состоял из двух частей: письменной и устной. Письменная часть содержала задания по аудированию, чтению, грамматике и лексике. Устная часть включала в себя задания по чтению текста вслух и говорению (монологическая речь).  Диагностическая работа проводилась в компьютеризированной форме.

В исследовании по английскому языку приняли участие 16 874 обучающихся 5 классов. Уровень иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся 5 класса не соответствует требованиям ФГОС к подготовке выпускников начальной школы. Этот вывод подтверждается данными о распределении обучающихся по группам в соответствии с полученными отметками по пятибалльной шкале.  (Слайд 7)

 Распределение участников  по группам в соответствии с полученными баллами

Отметка «2» 0-9 б. – 35,3 %

Отметка «3» 10-20 б. – 47,3 %

Отметка «4» 21-26 б. – 14.2 %

Отметка «5» 27-30 б. – 3.2 %

520  пятиклассников,  выполнявших  диагностическую  работу  НИКО,  обучались в специальных  классах.  Для  данной  группы  обучающихся  средний  балл  по  каждому заданию значительно выше, чем общий средний балл для всех участников.

Они продемонстрировали высокий уровень сформированности  иноязычной  коммуникативной  компетенции  во  всех видах  речевой деятельности, во всех заданиях, что доказывает средний процент выполнения, который по всем  линиям  превышает  30.  Особенно значительна  разница  в  результатах  выполнения устно-речевых  заданий:  обучающихся  по  специальным  программам  задания  по  чтению текста  вслух  37,2%  против  8,9%  обучающихся  в  обычных  общеобразовательных организациях;  задания  по  описанию  фотографии  –  50,3%  против  21,9%  по  критерию «Решение коммуникативной задачи».

Следующий важный элемент ЕСОКО – Всероссийские проверочные работы. Всероссийская проверочная работа (далее ВПР) – это новая форма оценочных процедур в области иностранного языка, но она концептуально близка к ЕГЭ. Различие состоит в том, что ЕГЭ – многоуровневый экзамен, охватывает 3 уровня общеевропейских компетенций владения иностранным языком (от А2+ до В2) и выполняет функцию вступительного экзамена в высшие учебные заведения, а ВПР предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс иностранного языка на базовом уровне. Описание и образцы ВПР задают общий вектор развития оценочных процедур в области иностранного языка как учебного предмета и нацеливают учителей и учащихся на достижение конкретных результатов в формировании и развитии иноязычной коммуникативной компетенции.

Отбор содержания для ВПР и контролируемые результаты обучения должны основываться на компетентностном и деятельностном подходах и представлять собой конкретные умения в четырёх основных видах речевой деятельности. Поскольку формы и содержание контроля неизбежно влияют на процесс обучения, форма и содержание ВПР должна ориентировать учителя на деятельностный, коммуникативный характер урока, проблемно-поисковые, а не чисто репродуктивные задания.

ВПР для 7 класса состоит из 6 заданий, на выполнение - 45 минут. Сложность этих заданий А1-А2 по общеевропейской шкале. Работа выполняется в компьютеризированной форме.

Максимально за всю работу можно получить 30 баллов. (Слайд 8)

hello_html_m7dc11167.jpg

Письменная часть:

* Прослушать текст и выбрать правильный ответ из списка предложенных

* Прочитать текст и подобрать к нему заголовок

* Задание на грамматику - выбрать один из предложенных вариантов

* Лексика - выбрать подходящее по смыслу слово из представленных в тесте

Устная часть:

* Прочитать текст вслух

*Описать одну их трёх предложенных картинок по плану (7-8 предложений).

Что стоит повторить: (Слайд 9)

1) Раздел «Грамматика»

* Видо-временные формы глагола (Present Simple, Present Continuous, Present Perfect, Past Simple, Past Continuous, Future Simple), конструкции used to+ infinitive, be going to+ infinitive

*Стадательный залог (на элементарном уровне)

* Сравнительная и превосходная степени сравнения прилагательных +конструкцииsuch as, as long as, so/as/such

* Притяжательный падеж существительных

* Местоимения (some/any, this/that/these/thosemuch/many)

*Модальные глаголы must can could should

*Конструкции с предлогами (например: busy with, written by, look forward to)

*Числительные количественные и порядковые

*Личные, притяжательные и объектные местоимения

2) Раздел «Лексика»: слова по темам «Внешность», «Одежда».

Говорение:

Первое задание:

В задании на чтение проверяется правильность произношения, темп, интонация, ударения. Дети читают тексты на уроке с учителем, дома, а также записывают свои тексты на компьютер.

Второе задание: (Слайд 10)

Выберите фотографию и опишите человека на ней. У вас есть полторы минуты на подготовку и не более двух минут для ответа. У вас должен получиться связный рассказ (7–8 предложений).

План ответа поможет вам:

the place

the action

the appearance of the person

whether you like the picture or not

why

Start with: “I’d like to describe picture № ... . The picture shows …”

Примеры фотографий:

hello_html_m6de9a5d9.jpg   hello_html_maff3c12.jpg

Самым сложным заданием нам представляется описание фотографии.  

План работы:

1) Работа с памяткой, поясняем каждый пункт, отрабатываем несколько картинок вместе. Памятки выдаем каждому ученику.

2) Работа с лексикой.

3) Описывем картинки на уроке (фронтальная, групповая, индивидуальная работа и дома).(Слайд 11)

Памятка для описания картинок

I’d like to describe picture №... .

The picture shows …a boy/a girl/a man/ a woman. Назвать общую картину + перечислить 2-3 самых важных объекта.

  1. He/She is in the street/ in the park/ in the classroom/ in the countryside/ at home /in the street.

In the foreground/center of the photo/ in the background there is/are a blackboard/ a lot of trees/ a house/ …

On the left/right…

  1. He/she is drawing/ writing on the blackboard/ sitting at the table/ reading a book/ having a good time/ helping the mother…
  2. He/she is wearing a white blouse/ a dress/ a top/ shorts/ a school uniform/ a T-shirt and trousers/ a skirt. 
  3. She / he has … eyes and dark / fair hair.

He/she looks … (happy, sad, serious, angry, tired, bored, …)

He/she has got … (a book, a pencil, an umbrella, …)

4) I like/ dislike this photo because it reminds me happy days/ my family/ my sister/ my friend/ summer holidays.

I like such unusual scenes.

It looks great.

This is all I wanted to say about this picture.

Можно организовать работу в парах, в это время учитель может прослушать по очереди каждого ребенка. Таким образом, на одном уроке у каждого ребенка будет возможность описать картинку несколько раз, а у учителя будет возможность послушать каждого.

К 7 классу многими учащимися уже накоплен большой словарный запас, и они проявляют готовность к анализу и синтезу лексических и грамматических аспектов английского языка. Однако формат ВПР в 2018-19 учебном году и разноуровневость подготовки учащихся требуют от учителей иностранных языков  провести дополнительную подготовительную работу к этому виду контроля. 

Процедуры оценивания межнационального уровня  можно разделить на две группы: международные стандартизированные экзамены, на основании которых принимаются решения о трудоустройстве или продолжении обучения (например, TOEFL, IELTS и др.); и международные сравнительные исследования в области качества образования в различных странах.

С 1995 года Россия принимает участие в международных  сопоставительных исследованиях качества образования. Эти исследования позволяют понять, насколько конкурентоспособной является российская школа сегодня, выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования разных стран, проанализировать факторы, позволившие странам-лидерам добиться успеха. По иностранному языку сопоставительные исследования не проводились. (Слайд 12)

К международным стандартизированным экзаменам относятся:

 1). IELTS (International English Language Testing System) – тест, для желающих получить образование на английском языке. Все нижеуказанные экзамены по английскому языку состоят из 4 разделов: аудирование, говорение, чтение и письмо. Письменное задание и устная речь оцениваются по четырем критериям:

-ответы к заданиям;

-логичность и последовательность высказывания;

-лексический объем;

-правильность и широта грамматики. Оценка результата в баллах.

2). TOEIC (Test of English for International Communication) – комплексный тест, разработанный в Принстонском университете (США) в 1979 г. и предназначенный для тех, кто собирается заниматься профессиональной деятельностью на английском языке. Оценка результата в баллах.

3). TOEFL (Test of English as a Foreign Language) – комплексный тест, разработанный в США для желающих получить образование или работу на английском языке. При оценивании устной речи оцениваются:

-произношение;

-использование правильной лексики;

-содержание мысли;

-автоматизм ответов. Речь должна «плыть», без частых пауз на поиск нужных слов или на построение сложных предложений. «Автоматическое» высказывание может и не быть 100% правильным, но если ошибки незначительные, то они перекрываются хорошим построением ответа и не усложняют его понимание;

-умение отвечать по существу за короткий промежуток времени.

Ответ на комплексное письменное задание оценивается по качеству письма (структура, подходящее и точное использование грамматики и лексики) а также по полноте и точности содержания. Независимое письменное задание оценивается по качеству письма в целом: степень раскрытия темы, структура, подходящее и точное использование грамматики и лексики. Оценка результата в баллах.

Исходя из всего вышеизложенного, можно заключить, что критерии, разработанные в рамках международных экзаменов и в отечественной школе для оценивания устной речи и письменных высказываний, имеют много схожего. Во всех экзаменах аудирование и чтение оцениваются по количеству правильных и неправильных ответов.

Как деятельностный учебный предмет, иностранный язык предполагает решение задачи формирования коммуникативной компетенции, представляющей единство пяти различных составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Основным результатом обучения иностранному языку следует считать овладение речевой компетенцией, а именно умениями в говорении и письме (создании письменных текстов разных жанров и стилей), аудировании (понимании речи на слух) и чтении. При этом коммуникативные умения говорения, письма, аудирования и чтения базируются на владении языковыми средствами, на языковой компетенции, которая включает знание фонетических и лексических единиц, грамматических форм и конструкций, а также навыки оперирования ими в коммуникативно-значимом контексте.   (Слайд 13)

Выделяют три пути подготовки к экзаменам:

1. Тренировка формата (rote teaching – обучение с использованием механической памяти);

2. Ориентация на экзамен (exam practice - тренировочные упражнения для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ).

3. Обучение по ФГОС (competence development – повышение квалификации, развитие компетенции).

В соответствии с этим способами Радиславом Петровичем Мильрудом определены следующие компетенции для успеха на экзамене: (Слайд 14)

1. Форматная компетенция (знание формата конкретного экзамена);

2. Тестовая компетенция (владение форматами разных экзаменов);

3.Стратегическая компетенция (готовность реагировать на неожиданность);

4. Коммуникативная компетенция (языковой и речевой компонент);

5. Этическая компетенция (усвоение правил честной игры).

Главную  цель  Государственной  итоговой  аттестации  по иностранному  языку  можно  определить  как  оценку  уровня общеобразовательной подготовки по иностранному языку выпускников IX и  XI  классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой  аттестации  выпускников.  Оба  экзамена  содержат  сходные типы  заданий,  но  количество  проверочного  материала  и  уровень сложности заданий в ОГЭ меньше, чем в ЕГЭ. 

Задания  для  проверки  коммуникативных  умений  и  языковых навыков  обучающихся  в  экзаменационных  работах  выпускников  IX  и  XI классов  имеют  сходные  тип  и  структуру  (задания  с  кратким  ответом, задания  с  развернутым  ответом,  задания  на  выбор  ответа  из  трех предложенных).  Используются  также  единые  подходы  к  оцениванию продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности. (Слайд 15)

Для эффективной подготовки ученика к оценочным процедурам учителю необходимо определить этапы подготовки (подготовительный, основной, заключительный), составить календарно-тематическое планирование.

На подготовительном этапе следует определить тип ученика. С точки зрения традиционной типологии различают аудитивный, визуальный, коммуникативный, а так же с развитой моторикой тип ученика. С позиции деятельностно-ориентированного обучения существуют стремящийся к знаниям, аналитический, деятельностно-ориентированный, когнитивно-абстрактный и коммуникативно-кооперативный типы ученика. Затем необходимо обсудить, в каком временном режиме учитель будет сотрудничать с учеником, сколько времени, каким образом он должен заниматься самостоятельно. Учитель определяет для себя, с помощью каких методов, технологий будет осуществлять учебный процесс.

На данном этапе следует провести тестирование, используя материалы того уровня оценочных процедур, который ученик собирается сдавать. Если тестирование показало, что языковой уровень учащегося является достаточным, то можно начинать работу над форматом проверочной работы/экзамена. Задания оценочных процедур требуют специальной подготовки, даже если ученик уже достиг необходимого уровня. Эффект неожиданности и ограниченного времени могут отрицательно сказаться на результатах. Рекомендуется обязательно ознакомиться с демонстрационной версией, чтобы ученик ясно представлял, какие задания ему предстоит выполнить во время тестирования.

На подготовительном этапе каждому ученику нужно определить свои сильные стороны. Например, каким образом ему легче выучить слова, какие виды речевой деятельности вызывают наибольшие трудности, и следовательно, чему надо уделить больше внимания.

На основном этапе подготовки учащихся рекомендуется, во-первых, провести повторение лексического запаса и владения грамматикой уровня оценочных процедур, в которых планируется принимать участие. Для этого можно использовать как отечественные, так и зарубежные УМК.

Во-вторых, необходимо дать правильную установку ученику в процессе изучения формата и содержания работы с позиции каждого вида речевой деятельности. Требуется подготовить методические рекомендации, стратегии и пошаговые инструкции работы над каждым разделом.   Рекомендуется начинать подготовку с раздела «Чтение» как наиболее простого из вынесенных на экзамен видов речевой деятельности. Важно приучить учащегося к мысли, что он не должен понимать абсолютно все, он должен научиться читать без словаря и понимать незнакомые слова, анализируя их с точки зрения словообразования или из контекста.

Приведем технологию выполнения задания  –  выбор ответа  из четырех предложенных вариантов. (Слайд 16)

1.  Прочитайте  заголовок  и  весь  текст,  чтобы  понять  его  общее содержание.

2.  Прочитайте  текст  по  предложениям,  стараясь  выбрать  варианты ответов,  соответствующие  пропускам  в  тексте.  Мысленно  подставляя каждый  вариант  ответа  в  пропуск,  выберите  слово,  соответствующее

смыслу текста и предложения и сочетающееся  со словами, стоящими до и

после  пропуска.  Подумайте,  не  является  ли  пропущенное  слово  частью

устойчивого  словосочетания.  Обведите  сначала  номера  ответов,  где  вы

уверены в правильности выбора.

3.  Выберите  варианты  ответов  для  оставшихся  пропусков.  Если  вы

не  уверены,  все  равно  обведите  номера  ответов,  которые  кажутся  вам

наиболее приемлемыми.

4.  Перечитайте  текст,  мысленно  подставляя  в  пропуски  выбранные

вами  ответы.  Убедитесь,  что  они  соответствуют  смыслу  текста  и сочетаются с остальными словами в предложении.

Как в разделе «Чтение», так и в «Аудировании» важно уметь выделять ключевые слова и сих помощью находить в тексте подтверждение или опровержение имеющейся в задании информации. Важно уметь обращать внимание на название текста, информацию в самом задании, выделение курсивом, цифры, имена собственные, рисунки, сокращения. Данный логический ряд могут продолжить элементы страноведения (географические названия, реалии), и языкознания (неологизмы, заимствования, синонимы). Главное, чтобы ученик об этом не только знал, но и мог применять свои знания, умения и навыки на практике.

Число прослушиваний аудиотекста ограничено одним или двумя разами. Для того чтобы научить ученика читать и видеть, слушать и понимать только ту информацию, которая предложена в задании, необходимо объяснить, что при первом прослушивании нужно «выслушать» как можно точнее заданную информацию из аудиотекста, а второе прослушивание – это процесс систематизации и самоконтроля.

Все экзамены, которые построены по типу теста, не могут быть показателем языкового уровня сдающих, т.к., во-первых, всегда существует вероятность попадания «пальцем в небо», во-вторых, знание грамматики, лексики, умение читать и находить в тексте ответы не гарант того, что учащийся умеет правильно излагать свои мысли на письме или в речи. Зачастую бывает так, что при хороших результатах теста, учащийся просто не в состоянии не то, чтобы логически правильно построить свое высказывание, употребляя при этом правильно все языковые средства, но и просто поддержать беседу. Поэтому Россия – одна из немногих стран, проводящих оценку качества общего образования с использованием заданий с развернутыми ответами, требующими экспертной проверки и оценки, и последовательно сокращающая тестовую часть контрольных измерительных материалов (КИМ), с помощью которых проверяются знания участников ЕГЭ.

Важно, что все лексико-грамматические тестовые задания даны в форме коммуникативного теста (логического связного высказывания, как монологического, так и диалогического). Слова-пропуски вписываются в контекст, и нужное слово может быть определено только при четком осмыслении времени, места, направления, настроения, сопоставления фактов, событий, лиц и т.п. Необходимо обратить особое внимание на словообразовательные модели всех грамматических категорий (глагола, существительного, прилагательного, наречия, числительного и др.) с использованием префиксов, суффиксов и словосложения. Достаточно часто причиной получения низкого балла при выполнении задания на словообразование является не отсутствие знаний, а написание слова с орфографическими ошибками, которые не позволяют принять ответ как правильный. Поэтому, следует обратить внимание на особенности орфографии слов, образованных суффиксальным способом (таких, как rely – reliable, value – valuable). Есть необходимость обратить особое внимание на суффиксы –ent/-ant, так как учащиеся часто путают слова с ними (evident, current, НО important, relevant).

При выполнении заданий раздела «Письмо» ученику следует помнить о формате, количестве слов, требованиях к оформлению письма личного характера. Необходимо ответить на вопросы адресата, научиться «брать» в помощь из предложенного в задании письма лексические единицы, речевые образцы, тему, стиль и умело это использовать в своем ответном письме, соблюдая логическую последовательность событий, мыслей. Уровень В1 предъявляет более высокие требования к письменной речи. Следует не только ответить на неофициальное письмо, но и выразить собственную точку зрения в интернете на форуме на бытовую тему.

В разделе «Говорение» языковые, речевые, коммуникативные и компенсаторные умения выходят на первый план. Умение преодолевать стресс и быстро самостоятельно снимать психологический и языковой барьеры, демонстрация культуры поведения и речи необходимы ученику во время оценочных процедур. Ученики используют списки возможных средств логической связи, эмоциональных реплик: слова, фразы начала, поддержания, окончания разговора (письменного высказывания); тематические кейсы с вопросами, фразами на определенную тематику для подготовки к устной части экзамена. (Слайд 17)

Полезные фразы описания фотографии:

1.        This picture is…

2.        It was probably taken inside/outside

3.        In the background/in the foreground

4.        Describe what the people are doing (looking at the people I get the impression that they are…)

5.        What the people look like

6.        What the people are wearing (casually, formally-dressed, fashionably- dressed

7.        How the people are feeling (bored, annoyed, upset, lonely, happy/unhappy, relaxed, worried, confident, puzzled, exited, pleased, thrilled, relieved, amazed)

8.        Describe the season/weather (I think/suppose/guess it’s summer…as…)

9.        Talk about the atmosphere in the picture (friendly, peaceful, relaxing, tense, warm, cosy…)

10.        Talk about your personal attitude to the picture (Personally I, as for me, frankly speaking, generally speaking, this activity is not my cup of tea)

На заключительном этапе подготовки к оценочным процедурам проводится диагностика. Применяются следующие формы диагностики подготовленности обучающихся: (Слайд 18)

1. Анализ качества выполнения работ по видам речевой деятельности, выявление проблемных зон:  основные потенциальные трудности и ошибки,

2. Пути преодоления трудностей и предотвращения ошибок.

3. Пробный экзамен.

4. Организация работы по ликвидации «пробелов»: возможные типичные ошибки. (Слайд 19)

В завершении хотелось бы сказать, что, как показывает наш опыт подготовки учащихся к оценочным процедурам, поставленная задача выполнима при условии реализации личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного и коммуникативного подходов, создания условий для самостоятельного поиска. Участие в оценочных процедурах способствует повышению мотивации в изучении иностранного языка, улучшению качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

                                           

Список литературы

  1. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации по совершенствованию подготовки к ЕГЭ по иностранным языкам. Иностранные языки в школе. – 2015. - № 11.
  2. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Национальное исследование качества образования по иностранным языкам в 5 классах: результаты и методические выводы. Иностранные языки в школе. – 2017. - № 11.
  3. Иванникова И.А., Огурцова С.Е. Как подготовить учащихся к международному экзамену по немецкому языку. Иностранные языки в школе. – 2015. - № 8.
  4. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. – М.: Просвещение, 2012.
  5. Трубанева Н.Н., Спичко Н.А. Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) 2013 год. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (письмо). Федеральный институт педагогических измерений.- 2013.
  6. Единая система оценки качества школьного образования в России. Obrnadzor.gov.ru
  7. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком. http://www/ Goethe/de/ins/ru/mos/lrn/stf/ruidex/htm
  8. Сон И. С. Особенности оценивания знаний по иностранному языку (говорение, письмо) по балльно-рейтинговой системе// Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 185-188. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2911//


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Программа внеурочной деятельности как инструмент подготовки к независимой оценке качества обучения по английскому языку

Программа внеурочной деятельности как инструмент подготовки к независимой оценке качества обучения по английскому языку...

Опыт внедрения системы оценки качества образования учителя английского языка МОУ Зайковской СОШ №1 Ереминой А.А.

Основная цель: получение и распространение достоверной информации о качестве иноязычного образования для всех участников образовательного процесса.Задачи: 1. Эффективно обеспечить  отражение...

Статья «Система многокритериальной оценки качества знаний по иностранному языку»

Многокритериальная оценка учебной деятельности учащихся включает комплекс критериев, связанных с процессом и результатом учебного труда школьника и отражает степень освоения им специальных и обще уче...

«Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по иностранному языку».

Иностранные языки в современном мире – это средство общения, познания, самообразования, самореализации, это инструмент сотрудничества и взаимодействия. Этот предмет рассматривается не тольк...

Спецификация контрольных измерительных материалов по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для проведения процедур контроля и оценки качества образования на уровне основного общего образования (5 класс)

Работа предназначена для проведения процедуры вводного контроля по диагностике индивидуальной общеобразовательной подготовки обучающихся по предмету «Русский язык» в 5 классе....