Опыт организации исследовательской деятельности обучающихся при обучении английскому языку
статья по английскому языку
Данная статья посвящена организации исследовательской деятельности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности через применение исследовательского , проблемно-поискового методов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_organizatsii_issledovatelskoy_deyatelnosti_shabalovoy_o.e.docx | 35.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт организации исследовательской деятельности обучающихся
при обучении английскому языку
Учитель английского языка
МАОУ Гимназия №1 им.А.С.Пушкина
Шабалова О.Е.
«Исследовать — значит видеть то,
что видели все, и думать так,
как не думал никто»
А. Сент-Дьёрди
Сегодня перед школой стоят задачи научить детей учиться, научить их думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели.
Как можно развить у обучающихся мыслительные и исследовательские умения в рамках учебного процесса? На мой взгляд, одним из эффективных способов является систематическое применение исследовательского метода в образовании, так как он нацеливает обучающихся не только на индивидуальный, но и на групповой, совместный поиск неизвестного.
Исследовательская работа обучающихся способствует развитию творческих способностей обучающихся, вырабатывает у них исследовательские навыки. В процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований у детей формируется аналитическое и критическое мышление. Данный вид деятельности воспитывает целеустремленность, а также способствует повышению самооценки обучающихся, если они достигают поставленной цели. Можно также отметить, что участие в исследовательской деятельности оказывает помощь в выборе карьерного пути. Все это отвечает целям современного образования.
Организацию исследовательской деятельности по английскому языку осуществляю как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Организация исследовательской деятельности по иностранному языку проходит как на разных уровнях, так и в различных формах. Прежде всего, это урочная деятельность школьников
Прежде всего, дети знакомятся с основами исследовательской деятельности и обучаются совместной проектной деятельности. Работа начинается с обучения целеполаганию. Это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, картины. Такие приемы, как мозговой штурм, логические цепочки, ментальные карты, кластеры позволяют создать условия для мотивации мыслительной деятельности школьника и учат целеполаганию.
Например, при изучении темы «Environmental problems» обучающимся предлагается продолжить логическую цепочку и сформулировать тему урока:
Bird-sky- mountain- animal- forest- air- sun- ocean- man- desert - Planet
Waste- fire- flooding-erosion-extinction-destruction- damage- fear-threat - Danger
Создание знаковых логических цепочек развивает логику, умение устанавливать причинно-следственную связь, делать выводы.
Одно из главных, базовых умений исследователя – умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуются продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в процессе логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. Часто применяю на уроках такое упражнение: При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Придумайте условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов? (ветка дерева, телефон, кукла, фрукты, книга, градусник, барабан.). Набор предметов может быть любой. Данное задание можно использовать при изучении любой темы. Очень эффективно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы упражнение, предполагающее обратное действие. Например: при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Это задание очень нравиться ученикам, так как они любят выдвигать провокационные, порой нереальные идеи, а это в свою очередь формирует оригинальность и гибкость мышления.
На начальном этапе ребята выполняют краткосрочные мини-проекты. Первый этап – самостоятельная работа ученика по образцу (репродуктивное мышление). Познавательная деятельность этого типа предполагает узнавание, опознавание, различение, воспроизведение.
Ученики пятого класса выполняют творческие презентации по пройденным темам, используя свои фотографии, картинки, ключевые слова, фразы, которые помогают им рассказывать. Такие выступления вызывают большой интерес одноклассников и много вопросов, что является хорошим стимулом для разговора на языке. Например, при изучении темы «My family» обучающиеся проводят учебное исследование по теме: «The day I was born», в рамках которого находят информацию, какие события происходили в мире в этот день, кто из известных людей родился в этот день, каковы были цены в магазинах или, например, погода. Данная работа вызывает живой отклик у ребят.
Исследовательские навыки обучающихся формируются и при работе с текстами. Работая с текстом, обучающиеся часто сталкиваются со словосочетаниями типа “A piece of cake ”, “To keep an eye” и т п. Каждое отдельное слово в приведенных примерах хорошо знакомо школьникам, но сами словосочетания вызывают некоторые затруднения при переводе. Возникает необходимость, своего рода, аналитической работы.
- To keep – держать an eye – глаз слова из активного словаря.
- Высказывается гипотеза, что словосочетание to keep an eye является эквивалентом устойчивого выражения из русского языка “следить”.
Для проверки гипотезы предлагается контекст: “ Keep an eye on my child while I go get the groceries.” (Присмотри за моим ребенком, пока я схожу за продуктами). Гипотеза оказалась верной. В данном случае использованы самые простые поисковые формы, однако навыки исследовательской работы приобретаются постепенно. Также постепенно школьники учатся работать с языковыми единицами
Довольно часто при составлении монологического высказывания дети используют on-line переводчики. Тогда ребятам задается вопрос: все ли правильно в составленном с помощью on-line переводчика тексте? Как правило, мнения ребят разделяются. В таком случае предлагаю воспользоваться разными переводчиками и перевести какую-нибудь фразу или предложение. Организованное мини-исследование позволяет обучающимся увидеть, что использовать программы–переводчики нужно очень редко и осознанно, а при использовании, в любом случае, проверять получаемый текст.
Исследовательская практика обучающихся 5-ых классов уже проводится в соответствии с алгоритмом исследовательской деятельности.
На защиту проектов приглашаются старшеклассники, которые проводят рецензирование работ пятиклассников, что позволяет раздвинуть возрастные рамки участников учебного процесса, а старшеклассникам ещё и приобрести опыт в рецензировании таких работ.
В среднем звене продолжается работа в данном направлении, однако задания подбираются с учетом возраста и интересов подростков. Постепенно проекты и исследования усложняются.
В гимназии изучается 3 иностранных языка: английский, французский и японский. При изучении темы «So many Countries so many Customs» ребята выполняют проекты, где сравнивают традиции стран, проводят мини-исследования: «France and Great Britain: Friends or Enemies?», выполняют учебное исследования по теме: «Пословицы и поговорки в разных языках», в рамках которого им предлагается выяснить, существуют ли эквиваленты определенных пословиц в изучаемых ими языках и подобрать пословицы и поговорки по определенной тематике.
Много работ, выполняемых обучающимися. связано именно с местом проживания, островом Сахалин. Например, «Two ways of life: Sakhalin Korea» или «Two ways of life: Sakhalin Japan». Сахалин уникален тем, что здесь проживают люди русской, корейской национальностей, а также остров находится в географической близости с Японией, что также оказывает влияние на различные сферы жизни острова. Ребята проводят исследования, какое же влияние оказывает такое соседство на остров, а также как уживаются различные культуры на одном острове.
Необычный опыт приобретают ребята, когда выполняют творческое задание: описать местность, город от первого лица, например: «I am Sakhalin» , «I am Russia».
Для того, чтобы обучать детей комплексному и многоуровневому решению проблем, необходимо научить их опознавать проблему и выявлять ее источник. Нередко в тексте или объяснении учителя на уроке содержатся те или иные учебные проблемы. Они обсуждаются, идет поиск их решений. Вместе с тем иногда эти проблемы обозначены неявно. В этом случае школьники могут не обратить на них внимания или будут испытывать затруднения при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда ясно видны все ее аспекты. Лучше всего если проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно ясную фактическую базу.
В данном случае, считаю целесообразно применить технологию “Fish bone” – «рыбья кость». Данная технология позволяет создавать графическое изображение конкретных событий, явлений, проблем или результатов, развивает аналитическое мышление, умение анализировать и сравнивать, находить положительные и отрицательные аспекты, устанавливать причины и следствия.
На данном этапе появляется новый, более сложный тип проекта — информационный, что позволяет сделать вывод о повышении уровня языковой компетенции учащихся. Развивается также аналитическое, ассоциативное и системное мышление, комбинаторные умения. Усиливаются межпредметные связи, расширяется общий кругозор. Информационный проект приобретает межпредметный характер. Выбирая тему для исследовательской работы, обучающиеся руководствуются своими желаниями и интересами. В конце работы учащиеся представляют творческие отчеты. Формы могут быть различны: создание мультфильма, видео по определенным темам.
Например, изучая тему «Travelling», обучающиеся создают видеоэкскурсии: «Sightseeing of our city», « 10 must-visit places of Sakhalin». Данная форма представления своей работы очень популярна у ребят. Затем работа усложняется: ставится проблема «Collect and analyze the information what the foreign tourists really think about our region». Это означает, что обучающиеся должны определить пути получения информации (интервью, турпроспекты, исторические справки, книги по краеведению). Если даже информация собрана на русском языке, то представлять полученные результаты они будут на английском.
И следующий этап, еще более сложный. Вновь проблема: « What sights attract or don’t attract the tourists in our region» или «Only here». Задание требует знаний не только иностранного языка, но и интегрированных, из других областей. Здесь применяются метапредметные связи. Так как ребята работают в группах и общаются друг с другом, то у них появляются гипотезы. Чтобы их доказать необходимо опять новая информация. Последующие уроки иностранного языка – это предоставление этой информации, обсуждение и отбор самой аргументированной и интересной.
В старшем звене продолжается работа по формированию исследовательских навыков. В старшем звене доминирует поисковая, исследовательская и прикладная деятельность. В 10-х и 11-х классах у обучающихся усиливается интеpec к познанию и анализу. Информационно-исследовательские работы становятся межпредметными. Обучающиеся начинают уделять больше внимания стилю своих работ, логике построения, аргументированности выводов и иллюстрации фактическим материалом.
Для школьников старшего звена мотивирующими и стимулирующими их учебную деятельность на уроках иностранного языка являются исторические, географические, социологические, культурологические и другие тексты. Например, обучающимися старших классов создаются исследовательские работы по темам: «История на карте», где ребятам предлагается проследить историю возникновения топонимов какой–либо местности. Например, применимо к месту проживания: «Французские топонимы на карте Сахалина», «Японские топонимы на карте Сахалина», «Происхождение топонимов Сахалина». Очень популярны у ребят исследования, основанные на двух, трех языках, изучаемых в гимназии, например: «Заимствования английской лексики в японском языке», «Цветообозначения в английском, французском, японском языках». Такие работы способствуют применению полученных знаний языков, а также их расширению и углублению.
Творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого обучающегося тоже формируют исследовательский навык. В качестве творческих заданий ребятам предлагаются следующие виды работ: литературный перевод текста или стихотворения, а для этого необходимо провести анализ литературных приемов, используемых автором и подобрать эквивалентные в родном языке. В рамках данной работы были созданы работы «Способы выражения юмора в английском языке» на материалах различных художественных текстов, «Особенности перевода заголовков англоязычных фильмов». При изучении темы «Reading» ребята создают буктрейлеры к прочитанным книгам, а также предлагают свои списки книг «Top 5 must-read books» и при этом аргументированно обосновывают свой выбор.
Ребята занимаются исследовательской работой, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Обучающиеся старших классов принимают участие в подготовке мероприятий для более младших. Например, в рамках подготовки к традиционному школьному мероприятию «Калейдоскоп культур» обучающимися старших классов создаются станции, где представляются задания определенной тематики. Например, «Язык жестов», где младшим школьникам были предложены жесты разных стран, которые они должны угадать. Или «Тайны слов» об этимологическом значении слов, «Ложные друзья переводчика», «Символы разных стран» и т.д. Следует отметить, что все задания представлены e на трех языках, изучаемых в гимназии.
Для представления выполненных работ в гимназии организована творческая сессия для обучающихся 8 и 10 классов – обязательное написание обучающимися проектов социальной и исследовательской направленности с последующей защитой. А также проходит ежегодная школьная конференция исследовательских работ «Тропа открытий» для обучающихся 5-9 классов.
Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта или работы на школьной конференции и выход лучших работ на более высокий уровень.
Любое учебное исследование направлено на развитие личности обучающегося, а не на получение объективно нового результата. Цель организации исследовательской деятельности в школе – формирование у обучающихся навыков исследования как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе приобретения им новых знаний, знаний, которые получены самостоятельно и являются для конкретного обучающегося новыми и личностно значимыми.
Участие в исследовательской работе дает ребятам возможность осознать свою значимость, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в учебных исследованиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении иностранному языку.
Чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть...
Выступление на ШМО "Организация проектной деятельности учащихся в обучении английскому языку"
В данном выступлении представлены основные цели и преимущества организации проектной деятельности на уроках английского языка на примере собственного опыта( на примерах курсов "Enjoy English", "Happy ...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» (Spotlight-6)
Данные методические рекомендации посвящены организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» в 6 классе и предназначены для учителе...
Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)
Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...
Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство развития их познавательной активности
Исследовательская деятельность учащихся - целенаправленный, планомерный, обоснованный поиск неизвестного ответа на заданный вопрос, представляющий научную или практическую проблему...
«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках английского языка»
Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности...
Особенности использования средств информационно-коммуникационных технологий при организации познавательной деятельности обучающихся на уроке английского языка.
Данная работа представлена в виде статьи. Актуальность работы является в интенсивном использовании различных информационно -коммуникативных средст на уроке иностранного языка,в частности н...