тема самообразования
учебно-методический материал по английскому языку
"Эффективное использование песенного материала, стихов, рифмовок и пословиц для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2019-2020.docx | 603.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Подхоженская СОШ»
Тема самообразования учителя английского языка:
«Эффективное использование песенного материала, стихов, рифмовок и пословиц для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка»
Учитель английского языка:
Доронина А.А.
Подхожее, 2019г.
Одним из эффективных средств педагогического воздействия на внутренний мир детей, их мысли и чувства является поэтическая форма речи. Использование песенного материала, стихотворений, рифмовок и пословиц на уроках способствует речевому развитию детей и их эстетическому воспитанию.
Для повышения мотивации учащихся и включения их в активную работу на уроке на помощь педагогу приходит введение в обычной процесс обучения рифмованного материала. Кроме этого, благодаря пословицам и стихотворениям, песням и рифмовкам учащиеся более тесно знакомятся с культурой и обычаями страны, язык которой они изучают. Наиболее активным приемом пополнения словарного запаса детей и развития их коммуникативной компетенции является разучивание материала в рифмованный форме. Ритмические рисунки песен, чёткая рифма стихов и повторяемость языковых единиц способна значительно облегчить и ускорить усвоение и закрепление лексики, характерных оборотов речи и грамматических структур. Поскольку в песенном материале или пословицах уже знакомые лексические единицы встречаются в новом контекстуальном окружении, то и процесс их активизации происходит легче и интереснее.
Поэтому, используя на уроках рифмовки, стихи или песенный материал, можно решить при этом комплекс таких важных методических задач:
- Презентация нового звука и фонетического явления.
- Перевод и толкование грамматических явлений в песенном материале или в стихотворении обеспечивают закрепление и обобщение изученного на предыдущем этапе материала. Для этого достаточно лишь напомнить учащимся связанную с ним рифмовку.
- Новый лексический материал, который предоставляется в рифмованной форме, запоминается быстрее.
- Более прочно усваивается и расширяется лексический запас учащихся. В пословицах часто встречаются реалии страны изучаемого языка, а также новые незнакомые слова. Это способствует развитию у школьников чувство языка, а также получению знаний его стилистических возможностей.
- При заучивании рифмованного материала совершенствуются навыки аудирования, произносительные навыки. Закрепляется чувство правильного фразового ударения.
Использование на уроках английского языка песен, стихов, рифмовок и пословиц – это отличный способ внести в учебный процесс креативность и разнообразие. Кроме этого, присутствие такого нестандартного для обычных занятий материала прекрасно способно разграничить учебные блоки и упростить процесс запоминания новых слов и словосочетаний. Занимаясь с детьми младшего и среднего школьного возраста, вводить рифмованный материал я предпочитаю несколькими различными вариантами.
1.Как ознакомление с новым материалом на начальном этапе урока. Учащиеся закрывают глаза, слушают внимательно песню и представляют картинку, которая возникает в их сознании в этот момент. Затем в классе обсуждаем идеи о чём песня, что в ней происходит и к какому типу фильма может подходить данная композиция. К примеру, наиболее известная ковбойская песня «Тhe Railroad Corral» автора Джозефа Милс Хансома как нельзя лучше подошла бы к любому из фильмов вестернов.
- Как отработка грамматического и лексического материала.
В данном случае почти каждую песню можно использовать для отработки определенных разделов грамматики. Например, со старшими школьниками я использовала песню «Was It a Dream» группы «30 Seconds To Mars» для отработки времен группы Past.
На уроке по отработке времен группы Present ребята выполняли задания по тексту песни «The Lady In Red» исполнителя Криса де Бурга:
C тексом песни «30 Lives» группы «Imagine Dragons» мы работали во время изучения степеней сравнения прилагательных.
- Как приём для развития навыков аудирования.
Перед началом прослушивания песенного материала я представляю своим ученикам название той группы или исполнителя, по произведению которого мы будем работать на уроке. Затем обсуждаем с детьми известны ли им песни данных музыкантов, а по названию выбранной композиции ребята стараются предположить о чём песня, грустная она или веселая, о любви она или о дружбе. При использовании метода аудиального восприятия я предпочитаю проводить «brainstorm» лексики, которая связана с темой и названием песни. Например, работая с младшими школьниками, перед прослушиванием песни «Head, Shoulders, Knees and Toes» демонстрирую детям тематические картинки с частями тела человека. Ребята называют уже знакомые слова, которые обозначают части тела, а новые повторяют за мной.
- Для первоначального прослушивания задания подбираю нетрудные. Как пример: ученикам следует расставить картинки в правильном порядке, соответствуя цепочке событий, о которых поется в песне «Perfect Day» исполнителя Лу Рида.
- При последующих прослушиваниях предлагаю ребятам уже такие варианты заданий:
- вставить слова по тексту песни (подсказками могут быть слова из списка, картинки, первые буквы слова);
- вставить в соответствующей форме глаголы (слова представлены в нескольких вариантах);
- составить строку из двух предложенных частей;
- отметить true/false утверждение по тексту песни;
- расставить в правильном порядке строки песни;
- вычеркнуть лишнее слово.
Работа с рифмовками и стихотворениями
Для облегчения и упрощения изучения грамматических правил на практике также отличным методом служит использование стихотворений и рифмовок на уроках английского языка. Работая с рифмованный материалом, детям проще запомнить лексику, грамматические явления и обороты. Если учащиеся регулярно повторяют грамматические конструкции и лексические единицы, то они способны быстрее запомнить материал, а также успешнее могут использовать новые слова в своей устной и письменной речи.
Работа со стихотворениями и рифмовками на уроке помогает мне решить различные задачи:
- Проверить знания учащихся по разделам грамматики.
Для этого я подбираю соответствующий стихотворный материал, озвучиваю его детям, а после мы вместе обсуждаем какие уже знакомые им грамматические конструкции присутствуют в стихотворении. Разбираем представленные строки стиха и сразу же переводим его, уделяя особое внимание грамматическим правилам. К примеру, с учениками 5 класса для отработки времени Present Simple и Present Continuous мы разбирали такой стих о весне:
- Активизировать и закрепить лексику
К выбранным рифмовкам подбираю картинки, заменяя ими некоторые слова. Дети самостоятельно стараются подставить нужные слова в рифму и по смыслу стихотворения. Для младших школьников я использовала такие варианты рифмовок:
- Тренировать навыки аудирования и говорения.
В первый раз рифмовку читаю детям медленно, каждую строку которой они повторяют за мной. При последующем чтении пропускаю уже некоторые слова и словосочетания, а ребята сами по памяти стараются заполнить пропуски в сроках. В этом случае детям приходит на помощь рифмованный рисунок данного материала. Таким образом мы отрабатываем правильное произношение звуков и слов с верно поставленным ударением, разрабатываем артикуляционный аппарат учащихся и тренируем их правильную дикцию.
Работа с пословицами
Пословицы – это один из самых известных жанров устного народного творчества. Каждый народ богат разнообразными пословицами, отображающими его быт, веру и мировоззрение. Коротенькие, но полные глубокого смысла строки, бесспорно, являются благодатным материалом при обучении школьников обобщать свои мысли в краткую форму. Поэтому мы часто прибегаем к использованию такого вида фольклора при изучении английского языка, разделив работу с ним на несколько этапов:
- Презентация материала. Первоначально зачитываю текст учащимся быстро, затем несколько раз медленно.
- Работа над содержанием. При использовании пословиц грамматические конструкции рассматриваем не как форму или явление, а как средство выражения определенных мыслей и коммуникативных явлений.
Вот некоторые примеры заданий, которые я использовала на уроке с учащимися 8-х классов:
а) подобрать соответствующую пословице иллюстрацию;
б) прослушав текст пословицы, вставить пропущенное слово из предложенных на доске;
в) подобрать пословицу из русского языка, эквивалентную по смыслу английской;
г) заменить слова на противоположные, чтобы получилась известная пословица.
- Отработка произношения. Трудные звуки произносим сначала обособленно, затем тренируем произношение слова с данным звуком. После этого ребятам значительно легче дается правильное произношение словосочетания и полностью всего предложения.
Условия, которые следует соблюдать при выборе песен, рифмовок или стихов, - это языковая доступность материала, небольшом объём текста, а также соотношение возраста учащихся и их интересов.
Суммируя все сказанное выше, хочу отметить, что использование на уроках английского языка пословиц и рифмованного материала играет колоссальную роль при изучении иностранного языка. Применяя такой метод в работе со школьниками, мы разбавляем скучное заучивание новых слов или повторение грамматических правил интересными заданиями, вводя элементы игры и соревнования в процесс овладения языком. Благодаря этому у детей развивается творческое мышление и воображение, поддерживается их интерес к учебе, повышается активность и работоспособность.
Список использованной литературы
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология.— М.: Логос, 2001.— 382 с
2. Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка: Н.П. Дьяченко // Педагогический вестник. – 2004, №3. – С. 30-33.
3. Любченко А.С. Нестандартные уроки английского языка в школе. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2007. - 301с.
4. ИЯШ №2/98 "Стихи и рифмовки на уроках иностранного языка в V-VII классах". - с.37-40.
5. Майка И.Р. Использование поговорок и пословиц в обучении английскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. Т.3. – С.191.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...
Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....
Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"
Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...
Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...
выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»
laquo; Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся...
Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...