Мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов
методическая разработка по английскому языку
Одним из главных составляющих федерального государственного образовательного стандарта является формирование УУД учащихся, это обусловлено потребностями современного общества, следовательно, чтобы выяснить насколько успешно реализуется образовательный стандарт, необходимо провести мониторинг планируемых результатов с тем, чтобы проследить траекторию развития системы образования.
Работая учителем английского языка, провожу систематическую работу по формированию и оцениванию предметных и метапредметных результатов обучения английскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_sformirovannosti_predmetnyh_i_metapredmetnyh_rezultatov.docx | 44.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов при обучении английскому языку для обучающихся по ФГОС ООО
Одним из главных составляющих федерального государственного образовательного стандарта является формирование УУД учащихся, это обусловлено потребностями современного общества, следовательно, чтобы выяснить насколько успешно реализуется образовательный стандарт, необходимо провести мониторинг планируемых результатов с тем, чтобы проследить траекторию развития системы образования.
Работая учителем английского языка, провожу систематическую работу по формированию и оцениванию предметных и метапредметных результатов обучения английскому языку.
Система мониторинга образовательных достижений ( метапредметных и предметных), основными составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные контрольные работы, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.
Целью проводимого мной мониторинга является получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у школьников по английскому языку в условиях реализации ФГОС ООО.
Задачи мониторинга:
- Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД при обучении английскому языку;
- Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД.
Для организации мониторинга по предмету «Английский язык» использую следующие таблицы:
Таблица №1
Сводный лист оценки предметных результатов освоения ООП ООО по английскому языку
Класс | Количество учащихся в классе | Уровень | |||
НБ | Б | ВБ | |||
5 | Количество учащихся | ||||
% | |||||
6 | Количество учащихся | ||||
% | |||||
7 | Количество учащихся | ||||
% | |||||
8 | Количество учащихся | ||||
% | |||||
9 | Количество учащихся | ||||
% |
Объектом оценки предметных результатов по английскому языку служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведется в ходе текущего и тематического оценивания, так же в ходе выполнения итоговых работ.
Результаты оценки, полученной в ходе текущего и тематического оценивания, фиксируются в листе оценки.
Лист оценки предметных результатов представлен в виде таблицы, где в горизонтальных колонках внесены все требования (учебные умения), которые отражены в ООП ООО в блоках выпускник научится / получит возможность научиться и в разделе «Основное содержание учебных предметов» в соответствии с ФГОС в результате изучения учебного предмета «Английский язык».
По мере проведения текущего и тематического контроля заполняется определенная ячейка знаком, представленным в виде баллов:
0 б. – не научился (не проявил данное умение).
1 б. – частично научился (допускаются ошибки при демонстрации умений).
2 б. – в полной мере научился (ярко демонстрирует в работе данное умение).
Отметка | % | Уровень |
2 | 0-49% | Ниже базового (НБ) |
3 | 50-74% | Базовый (Б) |
4 | 75-90% | Выше базового (ВБ) |
5 | 91-100% |
Для мониторинга метапредметных результатов по английскому языку разработаны диагностические карты. Диагностические карты - удобная форма отслеживания результатов формирования УУД.
Данные карты заполняются на каждого ученика, проставляя баллы 0–1–2 в соответствии с критериями оценки и опираясь на формы оценки УУД, после заполнения диагностических карт заносятся итоговые баллы в автоматизированную сводную форму. Итоговые баллы и уровень формирования УУД у каждого обучающегося подсчитываются автоматически.
Лист оценки метапредметных результатов (УУД) освоения ООП ООО
Таблица №2
Ф.И. ученика ______________________________ Класс ___
УУД | Английский язык | ||||
Критерии | 1 полугод. | Год | |||
Регулятивные УУД | |||||
1 | Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить ее словесно) на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях | Умеет самостоятельно поставить и сформулировать задание, определять его цель | 2 | 2 | |
Умеет при помощи учителя поставить и сформулировать задание, определять его цель. Иногда выполняет эти действия самостоятельно, но неуверенно | 1 | 1 | |||
Не способен сформулировать словесно задание, определить цель своей деятельности. Попытки являются единичными и неуверенными | 0 | 0 | |||
2 | Составлять план действий по решению проблемы (задачи) на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях | Умеет самостоятельно прогнозировать результат, составлять алгоритм деятельности при решении проблем учебного, творческого и поискового характера | 2 | 2 | |
Умеет самостоятельно прогнозировать результат в основном учебных (по образцу) заданий, планировать алгоритм его выполнения | 1 | 1 | |||
Не умеет самостоятельно прогнозировать результат даже учебных (по образцу) заданий, планировать алгоритм его выполнения | 0 | 0 | |||
3 | Соотносить результат своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем | В процессе выполнения задания постоянно соотносит промежуточные и конечные результаты своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем | 2 | 2 | |
В процессе выполнения задания соотносит конечные результаты своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем – из-за этого теряет много времени | 1 | 1 | |||
Выполняет задания, не соотнося с целью или с образцом, предложенным учителем. Самостоятельно не может найти ошибку в своей деятельности | 0 | 0 | |||
4 | Самостоятельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели, сверяясь с результатом | Умеет самостоятельно корректировать работу по ходу выполнения задания | 2 | 2 | |
Умеет корректировать работу по ходу выполнения задания при указании ему на ошибки извне (учителем или одноклассниками) | 1 | 1 | |||
Не умеет корректировать работу по ходу выполнения задания при указании ему на ошибки извне (учителем или одноклассниками) | 0 | 0 | |||
5 | Оценка результатов своей работы | Умеет самостоятельно оценивать результат своей работы. Умеет оценить действия других учеников, выделяет критерии оценки | 2 | 2 | |
Умеет самостоятельно оценивать результат своей работы по предложенным учителем критериям оценки. Не умеет оценить действия других учеников | 1 | 1 | |||
Может с помощью учителя соотнести свою работу с готовым результатом, оценка необъективна | 0 | 0 | |||
ИТОГО: 10–9 баллов – высокий уровень, 8–5 баллов – средний уровень, 0–4 балла – низкий уровень. |
Познавательные УУД | |||||||||
№ | УУД | Английский язык | |||||||
Критерии | Первое полугодие | Год | |||||||
1 | Самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения, отбирать источники информации среди предложенных | Самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию. Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | 2 | 2 | |||||
Самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию при помощи учителя или одноклассников | 1 | 1 | |||||||
Затрудняется в поиске и выделении необходимой информации даже при оказании ему помощи | 0 | 0 | |||||||
2 | Добывать новые знания из различных источников различными способами | Систематически самостоятельно применяет методы информационного поиска, добывает новые знания, в том числе с помощью компьютерных средств | 2 | 2 | |||||
Эпизодично и в основном по заданию учителя применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | 1 | 1 | |||||||
Не умеет применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | 0 | 0 | |||||||
3 | Перерабатывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее удобную форму. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ | Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Умеет представить результаты работы (исследования) в заданном формате, составить текст отчета и презентацию с использованием ИКТ | 2 | 2 | |||||
Выбирает наиболее простые способы решения задач (действует по образцу). Не всегда умеет представить результаты работы (исследования) в заданном формате, составить презентацию с использованием ИКТ. | 1 | 1 | |||||||
Затрудняется перерабатывать информацию из одной формы в другую. Не может представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ | 0 | 0 | |||||||
4 | Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты | Умеет выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы. Способен переработать информацию для получения результата | 2 | 2 | |||||
Частично владеет навыками исследовательской деятельности; самостоятельно выполняет план проверки предложенной учителем гипотезы; осуществляет наблюдения и эксперименты; умеет классифицировать и обобщать | 1 | 1 | |||||||
Не владеет навыками исследовательской деятельности. Не способен переработать информацию для получения результата | 0 | 0 | |||||||
5 | Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде, планировать свою работу по изучению незнакомого материала | Определяет основную и второстепенную информацию. Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. Умеет хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию | 2 | 2 | |||||
Не всегда определяет основную и второстепенную информацию. Периодически может передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде | 1 | 1 | |||||||
Неправильно определяет основную и второстепенную информацию. Не умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде | 0 | 0 | |||||||
ИТОГО: 10–9 баллов – высокий уровень, 8–5 баллов – средний уровень, 0–4 балла – низкий уровень | |||||||||
Коммуникативные УУД | |||||||||
№ | УУД | Английский язык | |||||||
Критерии | Первое полугодие | Год | |||||||
1 | Доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций | Умеет оформлять свои мысли в устной или письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению. Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме | 2 | 2 | |||||
Умеет использовать речь для регуляции своего действия. Не всегда может донести свою позицию до других | 1 | 1 | |||||||
Не умеет оформлять свои мысли в устной или письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | 0 | 0 | |||||||
2 | Читать различную литературу, понимать прочитанное, владеть навыками смыслового чтения | Структурирует знания. Понимает цель чтения и осмысливает прочитанное. Умеет задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что – нет | 2 | 2 | |||||
Умеет читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей | 1 | 1 | |||||||
Умеет читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг. Не умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей | 0 | 0 | |||||||
3 | Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное | Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера | 2 | 2 | |||||
Умеет участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать и аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета | 1 | 1 | |||||||
Не умеет участвовать в диалоге. Отстаивая свою точку зрения, не соблюдает правила речевого этикета. Не считается с другой точкой зрения на проблему | 0 | 0 | |||||||
4 | Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща | Умеет адекватно использовать все коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания. Владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия | 2 | 2 | |||||
Умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической речью, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | 1 | 1 | |||||||
Не умеет договариваться с людьми, работать в группе, не владеет диалогической речью, не может выполнять различные роли в группе, не умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | 0 | 0 | |||||||
ИТОГО: 8–7 баллов – высокий уровень, 6–3 баллов – средний уровень, 0–2 балла – низкий уровень | |||||||||
ИТОГИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных) |
Таблица №3 Сводная таблица по классу.
№ | Фамилии уч-ся | Параметры характеристики школьника (УУД) | ИТОГО (БАЛЛЫ) | ИТОГО (УРОВЕНЬ) | |||||||||||||||||||||||
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | |||||||||||||||||||||||||
Определять и формулировать цель деятельности | Составлять план действий по решению проблемы | Соотносить результат своей деятельности с целью | Самостоятельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели | Оценка результатов своей работы | ИТОГО | Самостоятельно предполагать информацию | Добывать новые знания из различных источников | Перерабатывать информацию из одной формы в другую | Перерабатывать информацию для получения нового результата | Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде | ИТОГО | Доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи | Читать различную литературу, понимать прочитанное | Понимать возможность различных точек зрения на вопрос | Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды | ИТОГО | |||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||||
итого по классу | |||||||||||||||||||||||||||
По мере проведения различных процедур контроля заполняется определенная ячейка знаком, представленным в виде баллов:
0 б. – не научился (не проявил данное умение).
1 б. – частично научился (допускаются ошибки при демонстрации умений).
2 б. – в полной мере научился (ярко демонстрирует в работе данное умение).
Для того, чтобы результаты были объективны и видна динамика формирования метапредметных умений, контроль провожу 2 раза в год.
% | Уровень |
0-49% | Ниже базового (НБ) |
50-74% | Базовый (Б) |
75-90% | Выше базового (ВБ) |
91-100% |
Считаю, что мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов обучения английскому языку позволяет увидеть личный прогресс каждого обучающегося, возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого школьника, а также скорректировать собственную деятельность педагогу и содержание образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования
Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования. Тема для окружного совещания завучей....
Доклад на тему «Методики мониторинга личностных, предметных и метапредметных результатов в условиях новых ФГОС», 2014 г.
Выступление на августовском педагогическом форуме (сентябрь 2014 г.)Презентация создана на основе презентации издательства "Экзамен", а также презентации Н.В.Шокуровой (СИПКРО, САМАРА, 2014 г.)...
Аналитическая справка по итогам выполнения комплексной работы в 6 классах для оценки сформированности у учащихся метапредметных результатов в области «Математика»
По итогам выполнения комплексной работы для оценки сформированности у учащихся метапредметных результатов в 6 классах в области "Математика" составляется аналитическая справка, отражающая результаты д...
Мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов обучающихся по английскому языку
Презентация показывает каким образом можно выполнять мониторинг предметных и метапредметных результатов...
Проектная работа "Контрольно-измерительные материалы для оценки сформированности предметных и метапредметных результатов учащихся 6 классов по разделу «Глагол»
В данной работе предлагаются задания для проверки сформированности предметных и метапредметных результатов учащихся 6 классов по разделу «Глагол»...
Мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов при обучении английскому языку для обучающихся по ФГОС ООО
Мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов при обучении английскому языку для обучающихся по ФГОС ООО...
Аналитическая справка по мониторингу предметных и метапредметных результатов по физике
Аналитическая справка по мониторингу предметных и метапредметных результатов освоения ООП по физике...