МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
методическая разработка на тему

Сосновская Гульнара Борисовна

Сегодня в Российской системе образования происходит изменение организации учебной деятельности учащихся, внедрение новых образовательных стандартов, ставящих акценты на формирование гармоничной, разносторонней личности, готовой к обучению через всю жизнь, выводят вопросы организации самостоятельной работы учащихся на передний план, что заставляет учителей пересматривать организацию самостоятельной работы учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА30.66 КБ
Файл ПРЕЗЕНТАЦИЯ2.44 МБ

Предварительный просмотр:

«Методический семинар»

Пояснительная записка

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

I.Теоретические аспекты компетентностного подхода:

Сегодня в Российской системе образования происходит изменение организации учебной деятельности учащихся, внедрение новых образовательных стандартов, ставящих акценты на формирование гармоничной, разносторонней личности, готовой к обучению через всю жизнь, выводят вопросы организации самостоятельной работы учащихся на передний план, что заставляет учителей пересматривать организацию самостоятельной работы учеников.

Отечественное образование обеспечивает учащихся хорошим набором знаний и предметных умений, однако нередко мы сталкиваемся с повторяющимися фактами:

  • хорошо успевающий ученик, окончив школу, оказывается в жизни неуспешным человеком;
  • молодой специалист – выпускники института – слишком долго адаптируется на рабочем месте, хотя объем профессиональных знаний и умений, полученных им в ВУЗе вполне достаточен;
  • в критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить;

Все перечисленные факты являются закономерным результатом учебного процесса в массовой школе, который в своей основе является «некомпетентностным». Выпускник некомпетентностного обучения – некомпетентный человек. Это человек, которому хватает знаний и умений, но не хватает опыта их применения в различных ситуациях. Он не готов к тому, чему его не учили – действовать в ситуациях неопределенности, постоянно повторяющихся в жизни.

Основным для компетентностного подхода является понятие «компетенция». Компетенция [2]– готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации неопределенности.

Классическая классификация компетенций предложена доктором педагогических наук А.В.Хуторским. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) он предлагает трехуровневую иерархию компетенций:

  1. ключевые компетенции – относятся к общему метапредметному то есть надпредметному;
  2. общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  3. предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Таким образом, ключевые компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С данных позиций А.В.Хуторской выделяет 7 ключевых компетенций:

  1. ценностно-смысловая компетенция
  2. общекультурная компетенция
  3. учебно-познавательная компетенция
  4. информационная компетенция
  5. коммуникативная компетенция
  6. социально-трудовая компетенция
  7. компетенция личностного самосовершенствования

Компетентностный подход не отрицает, но изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные: они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете и др., а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро воспользоваться всеми источниками информации для разрешения тех или иных проблем.

II.Организация самостоятельной работы в процессе изучения иностранного языка через формирование информационной компетенции обучающихся

Компетентностный подход имеет целью подготовить обучающегося, способного к самообразованию на протяжении всей жизни. Данная цель делает еще более актуальной задачу побуждения учеников к самостоятельной работе и создания условий для ее наиболее эффективной организации через формирование информационной компетенции обучающихся.

Безусловно, традиционные формы самостоятельной работы необходимо использовать в полной мере, но невозможно не учитывать меняющиеся социо-культурные  условия, технологический прогресс и то, что современные школьники являются представителями нового поколения «цифровых носителей». [6]

Дидактический потенциал ИКТ способен решить вопросы, связанные с оптимизацией самостоятельной работы учащихся. Одна из дидактических функций ИКТ – развитие умений по осуществлению самостоятельной учебной деятельности. Современные условия жизни и профессиональной реализации требуют умения самостоятельно приобретать знания и навыки на протяжении всей жизни. А с помощью ИКТ можно значительно увеличить объем самостоятельной учебной деятельности. [3]

Также не секрет, что дефицит времени ограничивает прогресс обучающихся в овладении иностранным языком и развития коммуникативных умений. ИКТ заключают в себе потенциал для качественного прорыва в плане формирования языковых навыков. Компьютер служит индивидуальным виртуальным репетитором, который может более полно объяснить материал, представленный преподавателем в учебные часы. Например, в рамках занятия проблематично дать полную информацию об отдельных лексических единицах  или отработать определенное явление грамматики, не нанеся ущерба другим аспектам и видам речевой деятельности на уроке, а в режиме самостоятельной работы с использованием компьютера или иного подобного устройства это вполне осуществимо. Ресурсы занятия освобождаются для приоритетного развития коммуникативных умений.

Нас заинтересовал опыт Григорян Я.Г., который рассказал о  применении технологии M-Learning или технология мобильного обучения для организации самостоятельной  работы со студентами. Мы решили применить его опыт в среднеобразовательной школе. [7]

Мобильное обучение – это использование мобильных телефонов, мп3 плейеров, планшетных компьютеров и других подобных приспособлений для обучения [5]. Иначе говоря, в практике преподавания иностранного языка это означает использование потенциала имеющихся у учащихся гаджетов для работы с обучающими приложениями или приложениями на иностранном языке.

Прежде чем переходить к описанию проведенного нами исследования остановимся на достоинствах и недостатках технологии мобильного обучения. На наш взгляд, преимуществ M-Learning гораздо больше:

  • доступность использования (у всех есть телефон или какой-то другой гаджет при себе, поэтому обучение может происходить в любом месте, дома, в транспорте, на прогулке, в очереди и т.д.);
  • разнообразие форм и видов работы (приложения предлагают широкий спектр работы – от игр, квизов, тестов, видео роликов, до подкастов и мини-сериалов);
  • индивидуализация обучения (каждый может выбрать себе приложение согласно своим целям, языковому уровню, интересам и т.д., приложения варьируются, начиная с таковых для младенцев, например, песенки, мультфильмы, картинки со звуками, и заканчивая продвинутыми уровнями грамматики и специализированными приложениями для определенных категорий людей или специальных целей. (Например, курс подготовки к экзамену IELTS, приложение «Английский для таксистов»);
  • edutainment (работа с приложениями как раз и сочетает в себе education и entertainment – одно из популярных направлений в образовании последних лет);
  • нет дополнительных затрат (большинство приложений скачиваются совершенно бесплатно и многие работают оффлайн, т.е. не требуют доступа к сети интернет).

Вместе с тем, можно отметить некоторые нюансы или минусы данной технологии: сложно контролировать процесс самостоятельной работы, невозможно отследить или оценить временные затраты учащегося; преподаватели мало знакомы с этой технологией и зачастую не понимают ее пользы и потенциала; в большинстве случаев нет возможности оценить прогресс обучения и проследить динамику; необходим достаточный уровень мотивации учащихся на работу с обучающими приложениями, а не с игровыми.

Несмотря на данные недостатки, мы провели исследование по использованию технологии мобильного обучения в рамках самостоятельной работы учащихся девятого класса  в курсе изучения предмета «Английский язык». В обучении приняла участие одна подгруппа учащихся. Ученики были ознакомлены с рядом приложений и их задачей было выбрать 3 приложения для работы в течение недели, а затем через месяц отчитаться о своих достижениях (подготовить презентацию, представить новый вокабуляр, представить новый изученный материал). На промежуточном этапе (через 2 недели) ученики должны были сообщить, какие приложения они выбрали, какие из них уже опробовали и свои впечатления. Около 75% учеников выполнили работу, оставшиеся либо выполнили не в полной мере, либо вообще не приступили. Результаты экспериментальной работы показали, что большинство учащихся выполнили работу и оценили ее положительно, причем как свои результаты, так и форму работы в целом. Часть учеников (около 25%) признали, что выполняли работу не систематически,  около 5% не выполнили задание. Ученикам было предложено продолжить работу с приложениями на протяжении четверти. Поскольку все приложения разные и довольно сложно провести контроль изученного, через два месяца был проведен анонимный опрос об использовании мобильного обучения в курсе «Иностранный язык». Мнение учащихся было таким: использовать приложения ученикам нравится: ежедневно их используют 25% учащихся, несколько раз в неделю – 41%, в свободное время, когда нечем заняться – 16%, 18% учащихся редко пользуются приложениями. Эффективность работы: увеличили словарный запас 48% учащихся, улучшили навыки аудирования – 25%, улучшили навыки чтения – 20%, улучшили знание грамматики – 41%, узнали новые факты о языке и культуре – 66%, узнали новую информацию, не связанную с иностранным языком – 68%, ничего не изменилось – 18%. Это довольно субъективные показатели, но вместе с тем они важны, поскольку осуществляется саморефлексия и у учащихся формируется положительная учебная мотивация.  Таким образом, можно констатировать, что в рамках самостоятельной работы учащихся технология мобильного обучения показала большой потенциал и нашла положительный отклик у школьников.

Далее опишем, какие виды заданий можно давать учащимся в рамках технологии M-Learning. Авторы популярного курса “How to Teach English with Technology” предлагают начинать работу с задания на использование текстовых сообщений (смс) на английском языке между членами учебной подгруппы [1]. Это вполне простое задание может служить отправной точкой, ученики часто переписываются при помощи смс, но почти никогда не делают это на иностранном языке, поэтому это хорошее сочетание знакомой формы с новым содержанием. Тут также можно выучить наиболее часто встречающиеся сокращения типа thx, 2nite, 4 u, etc.

Среди других форм и видов работы можно отметить следующие:

  • использование англоязычных социальных сетей и чатов;
  • использование канала youtube;
  • просмотр фильмов на иностранном языке;
  • прослушивание аудиокниг на иностранном языке;
  • чтение электронных книг;
  • использование электронных словарей;
  • использование специально разработанных приложений для изучения иностранного языка (Mobile Teacher Hub.1.0; Learn English vocabulary pop quiz; Duolingo; LinguaLeo; Busuu; EF MyWords; Easy ten; Английский язык с Words;Полиглот);
  • использование англоязычных виджетов на экране своего устройства;
  • переключение рабочего языка телефона или планшета с русского на английский.

Этот список может быть продолжен в зависимости от уровня владения технологиями и интересами учащихся. Таким образом, форм и видов работы технологии M-Learning довольно много, и для каждого учащегося возможно подобрать что-то, соответствующее его потребностям и интересам, что отвечает целям самостоятельной внеурочной работы и способствует формированию индивидуального стиля учебной деятельности, автономии и индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Таким образом, организация самостоятельной работы в процессе изучения иностранного языка через формирование информационной компетенции обучающихся позволяет разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования, переноса внимания к способам работы с информацией,а также согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся. С каждым новым поколением учеников значение этого момента возрастает, ибо каждое новое поколение школьников становится все более самостоятельным, более независимым от взглядов и суждений взрослых, способным ставить собственные цели в жизни;

Список литературы

  1. Александров К.В. К вопросу о компьютерной лингводидактике.// Иностранные языки в школе. 2012 - № 10. Стр.157
  2. Сергеев И.С.,.Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности.М., Аркти. 2007. Стр. 23
  3. Сысоев П. В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: Учебное пособие. М.: Книжный дом «Либроком», 2013.
  4. Штарина А.Г. Компетентностный подход в преподавании английского языка. Волгоград. «Учитель». 2008. Стр. 6
  5. Dudeney,G., Hockly, N How to Teach English with Technology. Pearson Education Limited, 2007. Стр. 156
  6. Prensky, M, Digital Natives, Digital Immigrants/ On the Horizon. MCB University Press, Vol/9 No/5, October 2001.
  7. http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/12/16/sipakova_maket_v_pechat.pdf

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Сосновская Гульнара Борисовна учитель английского языка МБОУ «СОШ№40» г.Ангарска Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года - 2017»

Слайд 2

Актуальность Сегодня в Российской системе образования происходит изменение организации учебной деятельности учащихся, внедрение новых образовательных стандартов, ставящих акценты на формирование гармоничной, разносторонней личности, готовой к обучению через всю жизнь, выводят вопросы организации самостоятельной работы учащихся на передний план, что заставляет учителей пересматривать организацию самостоятельной работы учеников.

Слайд 3

Проблемы Отечественное образование обеспечивает учащихся хорошим набором знаний и предметных умений, однако нередко мы сталкиваемся с повторяющимися фактами: хорошо успевающий ученик, окончив школу, оказывается в жизни неуспешным человеком; молодой специалист – выпускники института – слишком долго адаптируется на рабочем месте, хотя объем профессиональных знаний и умений, полученных им в ВУЗе вполне достаточен; в критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить;

Слайд 4

Выводы Все перечисленные факты являются закономерным результатом учебного процесса в массовой школе, который в своей основе является « некомпетентностным ». Компетентностный подход не отрицает, но изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Компетентностный подход имеет целью подготовить обучающегося, способного к самообразованию на протяжении всей жизни. Данная цель делает еще более актуальной задачу побуждения учеников к самостоятельной работе и создания условий для ее наиболее эффективной организации через формирование информационной компетенции обучающихся.

Слайд 5

Компетенция [ 2] – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации неопределенности. А.В.Хуторской выделяет 7 ключевых компетенций: ценностно-смысловая компетенция общекультурная компетенция учебно-познавательная компетенция информационная компетенция коммуникативная компетенция социально-трудовая компетенция компетенция личностного самосовершенствования

Слайд 6

дефицит времени ограничивает прогресс обучающихся в овладении иностранным языком и развития коммуникативных умений. Организация самостоятельной работы в процессе изучения иностранного языка через формирование информационной компетенции обучающихся Информационная компетенция – умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. технология M - Learning (мобильное обучение)

Слайд 7

Теоретическое обоснование педагогического опыта Авторы: Как обучать английскому с помощью технологий ( Dudeney,G . , Hockly ) К вопросу о компьютерной лингводидактике (Александров К.В) Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании (Сысоев П. В) Технология M-LEARNING (Григорян Я.Г) Компетентностный подход в преподавании английского языка. ( Штарина А.Г)

Слайд 8

Мобильное обучение – это использование мобильных телефонов, мп3 плейеров, планшетных компьютеров и других подобных приспособлений для обучения

Слайд 9

Преимущества M - Learning : доступность использования разнообразие форм и видов работы индивидуализация обучения edutainment нет дополнительных затрат

Слайд 10

Минусы данной технологии: сложно контролировать процесс самостоятельной работы невозможно отследить или оценить временные затраты учащегося преподаватели мало знакомы с этой технологией и зачастую не понимают ее пользы и потенциала в большинстве случаев нет возможности оценить прогресс обучения и проследить динамику необходим достаточный уровень мотивации учащихся на работу с обучающими приложениями, а не с игровыми.

Слайд 11

Виды заданий для учащихся в рамках технологии M-Learning : задания на использование текстовых сообщений ( смс ) на английском языке между членами учебной подгруппы Тут также можно выучить наиболее часто встречающиеся сокращения типа thx , 2 nite , 4 u , etc . использование англоязычных социальных сетей и чатов; использование канала youtube ; просмотр фильмов на иностранном языке; прослушивание аудиокниг на иностранном языке; чтение электронных книг; использование электронных словарей; использование специально разработанных приложений для изучения иностранного языка ( Learn English vocabulary pop quiz ; Duolingo ; LinguaLeo ; Busuu ; EF MyWords ; Easy ten ; Английский язык с Words ;Полиглот); использование англоязычных виджетов на экране своего устройства; переключение рабочего языка телефона или планшета с русского на английский.

Слайд 12

Английский? Нет проблем! Базовая грамматика

Слайд 13

Английский язык с Words – Learn English

Слайд 14

Английский: Говорим по-американски (Виталий Левенталь )

Слайд 15

Полиглот 16 (Дмитрия Петрова)

Слайд 16

Английский с LinguaLeo

Слайд 17

Easy ten ( иностранный по 10 слов в день)

Слайд 18

Использование мобильного обучения в курсе «Иностранный язык» (анонимный опрос) вопрос % учащихся ежедневно их используют 25% несколько раз в неделю 41% в свободное время, когда нечем заняться 16% учащихся редко пользуются приложениями 18%

Слайд 19

Эффективность использования мобильного обучения: увеличили словарный запас 48% учащихся улучшили навыки аудирования – 25% улучшили навыки чтения – 20% улучшили знание грамматики – 41% узнали новые факты о языке и культуре – 66% узнали новую информацию, не связанную с иностранным языком – 68% ничего не изменилось – 18%.

Слайд 20

У учащихся осуществляется саморефлексия и формируется положительная учебная мотивация. Таким образом, можно констатировать, что в рамках самостоятельной работы учащихся технология мобильного обучения показала большой потенциал и нашла положительный отклик у школьников. Это отвечает целям самостоятельной внеурочной работы и способствует формированию индивидуального стиля учебной деятельности, индивидуальной образовательной траектории учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие компетенций самостоятельной учебной работы в процессе изучения английского языка

Развитие компетенций самостоятельной учебной работы в процессе изучения английского языка Ириолова А.Д. – учитель английского языка МБОУ лицея № 64 г. Краснодара, к.ф.н.  Модернизация о...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. Для успешного межкультурного взаимодействия необходимо выработать двойное видение, научить адекватн...

СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ССУЗов В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

СТАТЬЯ:" ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ССУЗов В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ"...

Методические указания обучающимся по выполнению самостоятельной работы дисциплины ОГСЭ.03"Иностранный язык в профессиональной деятельности"специальность 08.02.01

Методические указания и рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой, являются частью УМК и предназначены для преподавателей иностранного языка СПО и студентов колледжа в качестве метод...