Педагогические технологии
статья
В данной статье раскрывается материал о современных технологиях, применяемых на уроках английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnye_tehnologii.docx | 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии на уроках английского языка
Современный урок английского языка невозможно представить и эффективно реализовать без применения современных образовательных технологий. Мне, как учителю, необходимо знать, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.
Одной из главных своих задач считаю это повышение педагогического мастерства путём освоения современных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике. Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку и освоение нового материала учащимися происходит легче и, самое главное, интереснее, добиваясь при этом более качественных результатов.
Для повышения эффективности проведения уроков использую следующие образовательные технологии, не забывая при этом учитывать возрастные особенности детей:
- Технология коммуникативного обучения - это обучение на основе общения, когда процесс обучения является моделью процесса коммуникации. Она позволяет учащимся овладеть английским языком на уровне уверенного пользователя в иноязычной среде. Учебный процесс строится на основе коллективного взаимодействия ученика с учителем, а также учеников друг с другом.
На уроках с применением технологии коммуникативного обучения я использую различные формы работы: парная, групповая. Особенно важным является формирование навыка спонтанной речи (например, диалоги в парах с постоянной сменой участников).
Не менее значимым в работе с применением технологии коммуникативного обучения на уроках английского языка считаю использование монологов с заданиями следующего типа:
- согласиться с утверждением или опровергнуть его;
- дать развернутые комментарии к ситуации;
- доказать собственную точку зрения на проблему и т.д.
Чтобы ученик уверенно заговорил на английском языке, необходимо пробудить в нем интерес, мотивировать его к этому виду деятельности. Обучение навыкам речи начинаю с готового образца (эталона или варианта) для построения подобных ему высказываний. Здесь при работе с диалогами и монологами применяю следующий алгоритм:
- прослушиваем (читаем);
- повторяем;
- разбираем (переводим, если есть необходимость);
- заучиваем полностью или фрагментарно;
- учимся изменять элементы образца;
- составляем собственный диалог (монолог) на основе образца.
Кроме того, на уроках применяю упражнения проблемного характера: почему, зачем, для чего и т.д.
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности.
Использование ИКТ технологий на уроках английского языка помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации.
На уроках английского языка с помощью Интернета решается задачи:
- формируются навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети;
- совершенствуются умения письменной речи учащихся;
- пополняется словарный запас учащихся;
- формируется мотивация к изучению английского языка;
- расширяется кругозор учащихся.
Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.
Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая ее эффективность:
- песни на уроке - дети слышат носителей языка, стараются подражать, причем самостоятельно без принуждения;
- интерактивные игры - многообразие действий: найди пару - слушают, повторяют, читают, развивают память, соревнуются, развивают логику, фантазируют, общаются на языке, проигрывают ситуации;
- просмотр видео - полное погружение в ситуацию, в языковую среду, построение догадки… и т.д.
- Технология тестирования - используется для контроля уровня усвоения лексических, грамматических знаний в рамках изучения какой-либо темы на определённом этапе обучения. Осуществление контроля с использованием технологии тестирования соответствует требованиям всех международных экзаменов по иностранному языку. Кроме того, данная технология позволяет выявить и систематизировать аспекты, требующие дополнительной проработки. Данной технологией занимаюсь недавно, с учащимися Grapeseed попробовали свои силы в Cambridge assessment.
- Игровая технология - игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого учащегося в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость, мотивируют их к дальнейшему изучению языка. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую- либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д.
Каждое упражнение игрового характера требует не менее 10-12 минут учебного времени. Желательно проводить игры в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом изменяется лингвистическая наполняемость игры, способ ее организации и проведения.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр, так как создаются условия, ситуация реального общения. Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров. Описание роли дается в ролевой карточке. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль. Роли распределяю сама, но их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личных характеристик учащихся, а также от степени овладения ими иностранным языком.
Немаловажно обсуждение результатов игры. Всегда начинаю с успешных моментов, а затем перехожее к ошибкам, т.е. необходимо создание ситуации успеха для каждого учащегося.
- Проектная технология направлена на то, чтобы развивать активное самостоятельное мышление ребенка, научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых.
Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями:
- работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом;
- умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль.
Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения, причем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая работа должна проводиться постоянно.
Алгоритм проекта:
- Разработка плана проектной работы и продумываю упражнения, обеспечивающие ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Следует тщательно отработать грамматические упражнения из учебника, либо предложенные учителем типа «Образуй нужную грамматическую форму глагола», «Назови отрицательный вариант данного предложения», «Переведи предложения с русского на английский» и т.д. На первом уроке ученикам предлагаю проблему в скрытом виде, которую нужно выявить, сформулировать. Помогут наводящие вопросы. При этом я стараюсь наводящими вопросами подвести ребят к тем пунктам плана, которые наметила заранее.
- Закрепление материала, т.е. отработка языковых и речевых умений учащихся. Параллельно с этим провожу поэтапную работу над проектом. Тексты из учебника служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений в рамках обсуждаемой проблематики необходимо обучить их стратегии и тактике группового общения. Большое значение при этом имеет целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам. Вначале ребята учатся выражать собственное мнение, в это помогут фразы типа: I think, As far as I know, It seems to me and so on. Затем для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия (It’s true, Yes, you are right, I thinks so…) и несогласия (Sorry, I don’t think so. I’m afraid you are wrong…) и обобщения сказанного (On the whole, In general, Thus...)/ Тренировка в использовании этих речевых клише начинается сразу со второго урока в разных упражнениях.
- Защита и обсуждение проекта. Каждая группа защищает перед классом свой проект по ранее обсужденному плану. После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее продумана учителем. Я, анализирую высказывания ребят, слежу за тем, как усвоена лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры, оцениваю ответы. Важным моментом является подведение итогов дискуссии. Для того чтобы создать ситуацию успеха, поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, использую различные способы поощрения учащихся. Так, во время урока учащиеся могут заработать баллы (звезда, смайлики и т.д.) за удачный вопрос или ответ, использование активной лексики, употребление коммуникативных клише. В конце урока баллы суммируются, и по этим результатам проставляются оценки.
Применение проектной методики на уроках показало, что учащиеся:
- достигают хороших результатов в изучении английского языка;
- повышают интерес к изучению английского языка.
- Здоровье сберегающие технологии. Чтобы повысить динамическую составляющую урока необходимо совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса. Организация уроков обучения английскому языку проходит с привлечением большого количества active songs and games, fingerplays, role plays…
- физкультминутка, динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики);
- смена видов деятельности (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д., направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости);
- игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать).
- Технология критического мышления - тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление - необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех этапов организации учебного процесса:
- Этап вызова: из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы;
- Этап осмысления (или реализации смысла): учащийся вступает в контакт с новой информацией, происходит ее систематизация. Учащийся получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала;
- Этап размышления (рефлексия) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
В ходе работы в рамках этой модели учащиеся, овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. В своей работе применяю следующие приемы критического мышления:
- Мозговой штурм;
- Интеллектуальная разминка;
- Эссе;
- «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»;
- Да – нет/Согласен/не согласен;
- « Перекрёстная дискуссия».
- Технология проблемного обучения - создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Технология проблемного обучения предполагает самостоятельную поисковую деятельность учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие значимые качества.
В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения:
- строят гипотезу;
- намечают и обсуждают способы проверки ее истинности;
- аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
Технология проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.
Таким образом, применение современных образовательных технологий позволяет организовать образовательный процесс более продуктивным, эффективным, интересным, информационно насыщенным. Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. Комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, развивают познавательные процессы, способствуют формированию компетенций, которыми должен обладать будущий специалист.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.
Многие опытные педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...
Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»
Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в образовании как средства развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)
Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...