Краткий грамматический справочник по английскому языку для подготовки к ОГЭ ( ГИА)
учебно-методическое пособие по английскому языку (11 класс)
Данный справочник поможет учащимся подготовиться к экзамену. Для удобства и понимания – материал изложен в краткой и доступной форме с примерами и с переводом на русский язык. Представленный грамматический материал поможет систематизировать и совершенствовать учащимся свои знания для подготовки к Разделу 3 ( задания по грамматике и лексике).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3
г. Вольска Саратовской области»
Краткий грамматический справочник по английскому языку для подготовки к ОГЭ ( ГИА)
Вольск 2020
Данный справочник поможет учащимся подготовиться к экзамену. Для удобства и понимания – материал изложен в краткой и доступной форме с примерами и с переводом на русский язык. Представленный грамматический материал поможет систематизировать и совершенствовать учащимся свои знания для подготовки к Разделу 3 ( задания по грамматике и лексике).
СОДЕРЖАНИЕ.
- Имя существительное (The Noun). Категория числа существительных.
Категория падежа существительных.
Наиболее употребительные суффиксы и префиксы существительных.
- Артикль (The Article). Употребление неопределенного артикля. Употребление определенного артикля. Отсутствие артикля.
- Прилагательное (The Adjective). Степени сравнения прилагательных. Основные словообразовательные суффиксы и префиксы прилагательных.
- Местоимение (The Pronoun). Личные, притяжательные и возвратные местоимения. Указательные местоимения. Вопросительные местоимения. Неопределенные местоимения.
- Имя числительное. (The Numeral). Хронологические даты. Дробные числительные.
- Наречие (The Adverb). Структура и формы наречий. Классификация наречий.Степени сравнения наречий.
- Глагол. (The Verb). Основные словообразовательные суффиксы и префиксы глаголов. Смысловые глаголы ( Notional Verbs) . Вспомогательные глаголы ( Auxiliary Verbs). Модальные глаголы ( Modal Verbs ) . Правильные и неправильные глаголы. Глаголы TO BE, TO HAVE ( HAVE GOT). Словосочетания с глаголом to be. Оборот there + be. Система видо-временных форм глагола в изъявительном наклонении действительного залога.
- Таблица времен.
- Согласование времен. Исключения из правил согласования времен.
- Страдательный залог. The Passive Voice. Образование и употребление.
- Прямая и косвенная речь. (Direct and Indirect Speech).
Имя существительное ( The Noun)
1.
Собственные | Нарицательные | Собирательные | |||
Исчисляемые | Неисчесляемые | вещественные | отвлеченные | ||
Ann | Day | Water | Wood | Love | Team |
Moscow | Flower | Time | Oil | Happiness | Group |
Russia | Child | Juice | Gold | Surprise | army |
2. Существительные могут иметь при себе слова-определители:
Артикли, местоимения, прилагательные, другие существительные в притяжательном и общем падеже, которые в этом случае соответствуют по значению прилагательным:
A tree, the apple, an uncle, my cats, a beautiful girl, school years, queen’s daughter
3. В предложении существительные могут выполнять следующие функции:
- подлежащего: Moscow is a capital of Russia.
- дополнения: The teacher gave the book to his pupil.
- предикатива: This is my brother. He is a student.
- различных обстоятельств: I went to the cinema. I have been to London.
- определения: We were in the town park yesterday.
4. В английском языке существительные имеют грамматические категории числа, падежа, но не имеют категории рода.
- Местоимения : he, she, it.
- иногда понятие рода вкладывается в значение слова: actor – actress, aunt – uncle.
- либо вводится указатель на пол в виде дополнительных слов: a boy-friend, a schoolgirl, a she-wolf, a Tom-cat.
Категория числа существительных.
Исчисляемые существительные имеют форму единственного и множественного числа.
- –s: a flower – flowers
- – es: s, ss, sh, ch, x, o : a class- classes, a bench – benches, a fox –foxes.
- Застывшая форма:
A sheep – sheep a swine - swine
A fish - fish a deer - deer
- Слова-исключения:
A man - men a foot - feet
A woman – women a goose - geese
A child - children a tooth - teeth
A mouse - mice an ox - oxen BUT: a german – germans
- Изменения в написании:
- Гласная перед Y +s : a day – days, a play - plays
- Согласная перед Y – I+ES: a story – stories, a family – families
- F – V + ES: a leaf – leaves, a wife – wives, a life – lives
BUT: belief – beliefs, roof – roofs, handkerchief – handkerchiefs
- Произношение.
[ s ] – после глухой | [ z ] – после звонкой | [ iz ] – 2 правило |
Pets | Days | Ladies |
Steps | Trees | boxes |
- Некоторые существительные употребляются только в единственном числе: money, sugar, hair, information, fruit, progress, news, peace, love, knowledge, advice, furniture.
- Существительные, которые употребляются только во множественном числе: trousers, glasses, scissors, shorts, clothes, goods, riches (richness).
- Собирательные существительные, обозначающие группу как единый коллектив, согласуются с глаголом в форме единственного числа. Если же такие существительные обозначают отдельных представителей группы, то глагол-сказуемое употребляется в форме множественного числа.
His family is not very large.
His family are at the table. Его семья ( все члены) – за столом.
- Однако такие собирательные существительные, как people, police, cattle всегда употребляются с глаголом только во множественном числе. The police are looking for the thief.
Категория падежа существительных.
В английском языке есть два падежа: общий ( the common case) и притяжательный ( the possessive case).
Притяжательный падеж обозначает принадлежность кому-либо и употребляется преимущественно с одушевленными существительными и именами собственными. Существительное в притяжательном падеже соответствует в русском языке существительному в родительном падеже или притяжательному местоимению.
- Образование:
- в единственном числе : -‘s : my sister’s book, children’s toys
- во множественном числе: - ‘ : my parents’ house
2. Переводится притяжательный падеж с последнего слова:
Семья моего друга - my friend's family
Кроме одушевленных существительных притяжательный падеж может употребляться:
- с существительными, обозначающими названия стран, городов, судов, самолетов: Britain’s industry, Moscow’s underground, the ship’s crew.
- с существительными, обозначающими единицы времени и расстояния: minute, hour, year, day, week, moment: an hour’s rest, today’s news, a mile’s distance.
- с существительными, обозначающими вес, стоимость, место: a kilo’s weight, at the baker’s.
- с существительными: party, army, government, family… : government’s laws, party’s wealth.
- с существительными: country, city, town, nature, the world, the sun, the moon, the earth, the sea, the ocean: the city’s park, the world’s problems.
Отношения принадлежности могут быть также выражены с помощью оборота с предлогом OF со всеми одушевленными и неодушевленными существительными, кроме имен собственных: the pupil’s answer = an answer of a pupil BUT: Ann’s friend.
Падежные предлоги : родительный - of, дательный -to, for, творительный - by, with, предложный - about.
Наиболее употребительные суффиксы и префиксы существительных.
-er, -or | Teacher, doctor | Re- | Reconstruction |
-ist | Scientist, artist | Co- | Coauthor,coexistence |
-ess | Actress, hostess | Dis- | Disagreement |
-ment | Movement, development | Mis- | Misunderstanding |
-ance | Importance, distance | In- | Information |
-(t)ion | Translation, relation | Im- | Impossibility |
-ity | Majority, complexity | Un- | Unemployment |
-y | Difficulty, energy | Il- | illiteracy |
-ian | Physician, Politian | ||
-hood | Childhood, brotherhood | ||
-ship | Friendship, leadership | ||
-age | Marriage, passage | ||
-ism | Heroism | ||
-ant | Assistant | ||
-ence | Conference | ||
-ty | Cruelty, activity | ||
-ure | Culture | ||
-ing | Building | ||
-dom | Freedom | ||
-ssion | Discussion | ||
-sion | Revision | ||
-ness | Happiness | ||
-ure | Pleasure | ||
-ness | dackwardness |
Артикль ( The Article).
Артикль – это служебное слово, поясняющее существительное.
Определенный артикль THE употребляется как перед единственным так и перед множественным числом ,a неопределенный A употребляется перед существительными единственного числа с согласной , а форма AN - с гласной: a season, an hour.
Артикль относится непосредственно к существительному, но если у него есть определители, то артикль ставится перед ними: a nice day.
Употребление неопределенного артикля.
С исчисляемыми существительными, когда они употребляются впервые. | I can see a book on the table. |
С существительными, являющимися частью основного именного сказуемого. | He is a clever young man. |
С существительными после: there is, It is, this is. | There is a tree in the yard. It is a nice day. This is a rose. |
После слов such, quite,what: | She is such a funny girl. |
С существительными в роли приложения | My grandmother, a schoolteacher, is on pension now. |
Перед числительными a dozen, a hundred, a thousand, a million. | |
Со словами:a lot of, a great number of… | I’ve read a lot about animals. |
В некоторых оборотах: It is a pleasure, as a result, as a matter of fact, as a rule, to be in a hurry, it’s a pitty. | |
В сочетаниях с глаголами: to have, to take, to give, to have a cold, to have a good time, to have a toothache, to have a rest, to have a smoke, to have a shower, to give a hand. | |
В восклицательных предложениях в ед.ч. | What a nice day! |
Употребление определенного артикля.
C существительными в ед. и мн. числе, когда говорящему ясно о каком предмете идет речь. | Here is the newspaper you want to read. Open the window, please. |
C существительным, которое упоминается в контексте второй раз. | I saw a new film on TV yesterday. The film was very interesting. |
Когда перед существительным стоит: - порядковое числительное - прилагательное в превосходной степени - одно из прилагательных: following, last, next, same, very, only ( BUT: next door, last week, last year ) | Gagarin was the first cosmonaut. Moscow is the largest city. Answer the following question. This is the only way of doing it. He finished school last year. |
Когда существительное имеет при себе уточняющее или ограничивающее определение | The price of cars is high this year. Somebody is knocking at the door of our flat. |
С существительными, обозначающие предметы, единственные в своем роде: The sun, the moon, the earth, the sky, the world. | The sky is blue and the sun shines The ground is covered with yellow leaves in autumn. |
В словосочетаниях: in the morning, in the afternoon, in the evening | I like to drink coffee in the morning. |
С исчисляющими существительными, обозначая весь класс однородных предметов, а не выделяя один предмет из ряда ему подобных ( BUT: man, woman) | The snowdrop is the first spring flower. The cow is a domestic animal. Man is the highest creation of nature. |
Со следующими именами собственными: - названия рек, озер, морей, океанов - горных цепей, островов, пустынь - названия некоторых стран -местностей -сторон света - названия музеев, библиотек, театров, организаций, университетов, колледжей, Английских газет - с фамилиями для обозначения всей семьи в целом. | The Volga, the Baikal, (BUT: lake Baikal),the Black sea, the Pacific ocean The Urals, the Sakhalin, the Sahara The USA, the UK, the Russian Federation, the Vatican The Crimea The North, the South, the East, the West ( BUT: from North to South, from East to West ) The Kremlin, the British Museum, The University of London (BUT: London University, Oxford University) The Times The Browns spend their holidays in Italy. |
Отсутствие артикля.
Если пред существительным есть: - местоимение - количественное числительное - имя собственное в притяжательном падеже. | Give me your pen, please. I have four books. This man is Tom’s father. |
С существительным во множественном числе, которые являются частью именного сказуемого. | We are friends. |
С неисчисляемыми существительными, если они не имеют ограничительных или уточняющих определителей. | Do you like tea or coffee? BUT: The coffee is cold. |
Если существительное является обращением. | Children, don’t speak at the lessons. |
Перед словами father, mother, uncle, aunt в высказываниях членов семьи. | Is father at home? |
С названиями дней недели, месяцев и времен года | Winter begins in December BUT: Three years ago the summer was rainy |
Перед существительными: breakfast, dinner, lunch, supper. | I have breakfast at 8. BUT: I cooked the dinner myself. |
С именами собственными. | Mary, London, Pushkin |
В восклицательных предложениях во мн.ч. | What nice days! |
С существительными, обозначающими названия наук и учебных предметов. | History, Physics, English |
В ряде устойчивых словосочетаний: in time, for example, to be at home, to go home, by bus, at work, at night, at dinner, by heart, for instance, on foot, by chance, out of doors, To leave(finish) school, to go to bed, to be out of town, by name, by mistake, at present, from beginning to end, at first sight… |
Прилагательное ( The Adjective).
Прилагательные обозначают признаки, качества или свойства предметов. По своему составу они делятся на простые( big, fine ), производны (homeless, unhappy) и сложные ( good-looking, first-class), по значению – на качественные ( heavy, small ) и относительные ( wooden, square ).
В предложении прилагательные выполняют следующие функции:
- Определения к существительному: This is a very difficult question.
- Предикатива, т.е. именной части составного сказуемого: This question is very difficult.
Как и в русском языке, некоторые прилагательные могут субстантивироваться, т.е. употребляться в значении существительных. В таких случаях они употребляются с определенным артиклем the и обозначают группу лиц, обладающих данным признаком: the rich (богатые ), the poor (бедные ), The English ( англичане ).
Для обозначения определенных лиц употребляется сочета7ие прилагательных с существительными. Например: a poor man – бедняк, a Russian – русский.
Прилагательные в английском языке не изменяются по падежам, лицам и числам. Но качественные прилагательные имеют категорию степеней сравнения.
Степени сравнения прилагательных.
В английском языке различают три степени сравнения прилагательных: положительную (the positive degree), сравнительную (the comparative degree) и превосходную (the superlative degree).
Положительная – исходная степень, не имеет никаких окончаний:
Положительная | Сравнительная | Превосходная |
Одно- и двусложные: Cold | -er colder | -est the coldest |
Многосложные: Beautiful | More More beautiful | The most The most beautiful |
Прилагательные-исключения:
Good | Better | The best |
Bad | Worse | The worst |
Far | Farther | The farthest |
Many(much) | More | The most |
Little | Less | The least |
Для выражения сравнения существует также целый ряд конструкций, таких как:
As … as | Такой же … как … |
Not so …as | Не такой … как … |
More/ less … than | Больше/ меньше … чем |
The … the | Чем … тем |
The more … the less | Чем больше… тем меньше |
- He is as tall as his father.
- The sooner you come the better.
- This text is not so difficult as that one.
Основные словообразовательные суффиксы и префиксы прилагательных.
-ful | Careful, useful | Un- | Unhappy |
-ant | Important, distant | In- | Independent |
-ous | Famous, dangerous | Im- | Impossible |
-ed | Talented, strong-willed | Dis- | Disappointing |
-ing | Interesting, disappointing | Non- | Non-governmental |
-al | Cultural, agricultural | Ir- | Irregular |
-ent | Dependent, different | Inter- | International |
-ish | Polish, Spanish | Post- | Post-war |
-ible | Possible, horrible | Pre- | Pre-war. |
-able | Hospitable, eatable | ||
-ic | Historic, poetic | ||
-y | Rainy, sunny, dirty | ||
-less | Hopeless, useless | ||
-ary | Ordinary, revolutionary | ||
-ive | Impressive | ||
-ian | Belarussian |
Местоимение (The Pronoun).
Местоимение – это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного или других частей речи, которые определяют существительное.
По своему значению местоимения делятся на:
- личные - personal
- притяжательные - possessive
- возвратные - reflexive
- указательные - demonstrative
- неопределенные - indefinite
- вопросительные - interrogative
- отрицательные - negative
- соединительные - conjunctive
- относительные – relative
Личные, притяжательные и возвратные местоимения.
Личные | Притяжательные | Возвратные | ||
Именит.падеж | Объектный п. | 1 форма | 2 форма | |
I | Me | My | Mine | Myself |
You | You | Your | Yours | yourself |
He | Him | His | His | Himself |
She | Her | Her | Hers | Herself |
It | It | Its | Its | Itself |
We | Us | Our | Ours | ourselves |
You | You | Your | Yours | Yourselves |
They | Them | Their | Theirs | themselves |
Личные местоимения в именительном падеже выполняют функцию подлежащего и именной части составного сказуемого.
She is a teacher. It is I.
В разговорной речи местоимение I часто заменяется местоимением в объектном падеже: It is me.
Личное местоимение it заменяет существительные, обозначающие предметы , названия птиц и животных. Кроме того, оно может употребляться как указательное местоимение в значении «это» и быть формальным подлежащим в безличных предложениях, а также являться частью конструкции it is …that, it is …who , которая переводится «именно, только, как раз».
It’s a book. It’s interesting.
It was at school that I learned to write.
It - как формальное подлежащее не переводится на русский язык и употребляется в следующих случаях:
- Для обозначения времени и расстояния.
Its two kilometers to the city – До города два километра.
- Для обозначения явлений природы, состояния погоды, окружающей обстановки.
It’s spring - Весна.
It’s always hot here - Здесь всегда жарко.
It will rain - Будет дождь.
В объектном падеже местоимения употребляются в функции прямого и косвенного дополнения. Если косвенное дополнение стоит в предложении после прямого, то оно употребляется с предлогом to.
Give me ( косв.) The book, please.
Give this book (прямое) to me (косв.) , please.
Следует помнить, что местоимения ты и вы в английском языке одной формы you , которая согласуется со сказуемым во множественном числе.
Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу. В отличие от русского местоимения свой, английские притяжательные местоимения используются строго в соответствии с личными местоимениями:
I read my book. He reads his book…
Притяжательные местоимения употребляются в функции определения к существительным.
В случае употребления притяжательного местоимения без существительного – используется вторая форма притяжательного местоимения.
He is an old friend of ours.
Английскому языку свойственно боле частое употребление притяжательных местоимений особенно перед названиями частей тела, одежды, других предметов, относящихся к лицу. На русский язык они не переводятся.
He puts his hands into his pockets – Он сунул руки в карманы.
Возвратные местоимения образуются от личных. Они показывают, что действие направлено на лицо, выраженное подлежащим. Переводятся частицей –сь(-ся), которая присоединяется к глаголам.
He washed and dressed himself – Он умылся и оделся.
Имеется также возвратное местоимение oneself , образованное от неопределенного местоимения one.
Указательные местоимения.
THIS, THAT - единственное число,
THESE, THOSE - множественное число
Указательные местоимения могут употребляться в функции определения, подлежащего, дополнения:
This city is very beautiful - Этот город очень красивый.
This is a very beautiful city – Это очень красивый город.
We know this already - Мы уже знаем это.
Вопросительные местоимения.
Who (whom), whose, what, which, how many, how much - употребляются при образовании вопросительных предложений, а также в качестве союзных слов при присоединении придаточных предложений к главному.
Who is this man? – Mr. Ben Scott.
What is this man? - He is a doctor.
Местоимение who употребляется по отношению к лицам и может иметь форму объектного падежа whom , характерную для письменной речи.
Who (m) do you help? – Кому ты помогаешь?
Местоимение which может употребляться и как прилагательное и как существительное.
Which of you knows English well? - Кто из вас хорошо знает английский?
Which girl do you know well? – Какую из девушек ты знаешь хорошо?
Местоимение how many употребляется с исчисляемыми
Существительными , а how much - с неисчисляемыми.
How many pupils are there at your school?
How much milk is there in the fridge?
Неопределенные местоимения.
Наиболее употребительными неопределенными местоимениями являются : some, any, no, many, much, few, little, one, other (another), both, all, every, each и производные от них: somebody, anywhere, nobody, nothing, nowhere, no more.
some | Употребляется в утвердительных предложениях, с исчисляемыми существительными во множественном числе и с неисчисляемыми существительными. |
any | Употребляется в вопросительных и отрицательных предложениях с исчисляемыми существительными во множественном числе и с неисчисляемыми существительными. |
Many, few, a few | Употребляется c исчисляемыми существительными. |
Much, little, A little | Употребляется с неисчисляемыми существительными. |
one | Употребляется c исчисляемыми существительными, может иметь форму множественного числа и притяжательного падежа. |
other | Употребляется как существительное (может иметь форму множественного числа и притяжательного падежа) и прилагательное |
Either neither | Имеет утвердительное значение – один из двух, тот или другой Ни тот, ни другой |
Give me some water, please. – Дай мне, пожалуйста, воды.
I have little time left. – У меня осталось мало времени.
One must obey the traffic rules. - Необходимо соблюдать ПДД.
I was the first to come. The others came later. – Я пришел первым. Другие подошли позже.
I know neither of them. - Я не знаю никого из них.
Имя числительное.
Именем числительным называется часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счете.
Количественное | От 13 -19, -teen Десятки, -ty | Thirteen, fifteen, sixteen Twenty, eighty, ninety |
Порядковое | The , -th | The fourth, the fifth, the ninth, the twelfth, the nineteenth, the twentieth, the fortieth |
Исключения | The first The second The third. |
Числительные hundred, thousand, million не принимают окончания -s когда перед ними стоит другое числительное, но когда они обозначают неопределенное количество, то употребляются во множественном числе , за которым следует предлог of.
Thousands of people - 10 thousand people
Millions of roses - 5 million roses
Хронологические даты.
Годы в английском языке обозначаются количественными числительными. Слово year не употребляется после указанного года, но возможно употребление фразы in the year перед указываемым годом. Числительное, обозначающие год, разбивается на две части – сначала произносится число сотен, а затем – число десятков и единиц.
1900 - nineteen hundred
In the year 1985
Даты обозначаются порядковыми числительными и читаются:
On May 9, 1945 - on the ninth of May, nineteen forty-five =
On May the ninth, nineteen forty-five.
Дробные числительные.
1/2 | A (one) half | 0.1 | 0[ou] point one |
1/4 | A (0ne) quarter | 2.45 | Two point four five |
2/3 | Two thirds | 35.25 | Three five ( thirty five) Point two five |
Для употребления возраста употребляется:
I’m seventeen (years old).
Для обозначения времени употребляется следующая структура:
It is eleven sharp. | Ровно одиннадцать. |
It’s ten past eleven. | 10 минут двенадцатого. |
It’s a quarter past eleven. | Четверть двенадцатого. |
It’s half past eleven. | Половина двенадцатого. |
It’s ten to eleven | Без десяти двенадцать. |
It’s a quarter to twelve. | Без четверти двенадцать |
Наречие (The Adverb).
Наречие – часть речи, которая характеризуется значением признака действия или обстоятельства, при которых происходит действие, грамматической категорией степеней сравнения и употреблением в предложении в синтаксической функции обстоятельства. По своим функциям в предложении наречие может модифицировать глагол ( come late), прилагательное ( a very good film), другое наречие ( quite well) или относиться к предложению в целом: Luckily, I came in time.
Структура и формы наречий.
Наречия бывают простые( now, often), производные ( slowly, quietly),сложные (sometimes, somewhere) и составные ( at last, since then).
Наиболее характерным суффиксом наречий является суффикс –ly, образующий наречие от прилагательного: bold- boldly, merry- merrily.
Некоторые наречия образованы посредством прибавления –ly к существительному: day –laily, к порядковым числительным : second – secondly, к причастиям: decided – decidedly.
Менее продуктивные суффиксы: - fold – twofold-вдвойне, -wards –forwatd, -wise –clockwise – по часовой стрелке.
Префиксальные наречия имеют в своем составе те же префиксы, что и прилагательные, от которых они произведены: kindly – unkindly.
Следующие наречия совпадают по форме с соответствующими им прилагательными: high-low, far-near, late-early, much-little, hard, fast, straight. Различительным признаком является функция, выполняемая им в предложении.
I’m an early riser ( прилагательное), I have to get up early ( наречие).
Совпадают по форме также прилагательные с соответствующими им простыми наречиями: clean, dead, easy, fair, large, loud, quick, right, sharp, sound,sure,wide.
Иногда наречие с суффиксом –ly и наречие без него различают значением:
Hard – твердый, тяжелый,усердный, hardly- едва, late – поздно, lately - в последнее время, near – близко, nearly- почти.
Классификация наречий.
Наречия времени: after, already, before, now, soon, still, today, tomorrow, when, yesterday, yet…
Наречия частотности: always, ever, frequently, never, often, once, seldom,twice, usually…
Наречия места: here, there, where, anywhere, somewhere, nowhere, above, below, outside…
Наречия образа действия: bravely, quickly, fast, quietly, easily, kindly, well, hard…
Наречия меры степени: very, quite, rather, too, much, little.
Степени сравнения наречий.
Степени сравнения имеют в основном некоторые наречия образа действия, меры и степени и наречия частотности. Они образуются, как и прилагательные: soon-sooner-soonest.
Наречия often, quickly, slowly образуют степени сравнения как синтетически , так и аналитически: often – oftener /more often – oftenest /most often.
Исключения: well – better –best, badly –worse –worst, far – farther /further – farthest/ furthest
Глагол. (The Verb).
Глагол – это часть речи, которая обозначает часть речи или состояния лица или предмета.
1. Глаголы бывают простые , не имеющие в своем составе ни префиксов ни суффиксов : to read, to sit и производные, имеющие префиксы и суффиксы: to rewrite, to dislike.
Сложные глаголы в английском языке состоят из двух основ, но выражают одно понятие : to broadcast, to kidnap.
Составные глаголы состоят из глагольной основы и предлога или наречия, которые могут отделяться друг от друга другими словами. Местоимения в объектном падеже всегда стоят между глаголом и предлогом ( наречием).
Ring me up, please. Switch off the radio, please.
Основные словообразовательные суффиксы и префиксы глаголов.
-ate | Decorate, educate | Re- | Rebuilt, reread |
-en | Widen, brighten | Dis- | Disappear, disprove |
-ize | Memorize, organize | Un- | Unwrap, unlimit |
-fy | Satisfy, justify | Mis- | To mistake, mistrust |
Under- | Underline, undergo |
Многие глаголы совпадают по форме с существительным ( реже с прилагательным): to work - работать, work – работа To dry - сушить, dry - сухой
2. По своему значению и выполняемой в предложении функции глаголы делятся на смысловые, вспомогательные, модальные и глаголы-связки.
Смысловые глаголы ( Notional Verbs ) имеют самостоятельное лексическое значение и употребляются в предложении в роли глагольного сказуемого.
We live in Krasnodar. She left home at nine.
Вспомогательные глаголы ( Auxiliary Verbs ) не имеют самостоятельного значения и служат для образования сложных глагольных форм сказуемого: to be, to have, to do, shall, should, will, would.
He is reading now. Do you speak English? We will discuss our plans.
Модальные глаголы ( Modal Verbs ) can, may, must, should, ought to, have to употребляются в сочетании с инфинитивом, образуя в предложении составное модальное сказуемое.
We may go home. Can you cook? You mustn’t smoke.
Глаголы-связки ( Link Verbs ) служат для образования составного именного сказуемого. Основным является глагол to be . В функции связки могут выступать также глаголы: to become, to get, to grow, to turn ( в значении становиться), to look - выглядеть.
He is a doctor. She became a teacher. It gets dark early in winter.
Все глаголы ( кроме модальных) имеют личные (Finite Forms ) и неличные формы (Non-Finite Forms).
Личные формы глагола имеют категорию лица, числа, наклонения, времени и залога. Они служат в предложении сказуемым и согласуются с подлежащим в лице и числе.
He speaks English well. They are having dinner. She has cooked breakfast.
Неличные формы глагола: инфинитив ( The Infinitive ), герундий (The Gerund ) и причастие ( The Participle) не имеют категории лица, числа и наклонения и не употребляются в предложении в функции сказуемого.
Английский глаголы как и русские бывают переходные ( требующие после себя прямого дополнения: to take, to tell ) и непереходные ( после которых не употребляется прямое дополнение: to go, to live).
В английском языке выделяются четыре основные формы глагола, которые в сочетании со вспомогательными глаголами образуют все времена в действительном и страдательном залогах:
Infinitive | Past Indefinite | Past Participle | Present Participle |
Инфинитив | Прошедшее неопределенное время | Причастие прошедшего времени | Причастие настоящего времени |
Ask | Asked | Asked | asking |
В зависимости от способа образование второй и третьей формы все глаголы делятся на правильные (Regular Verbs ) и неправильные ( Irregular Verbs).
Правильные глаголы образуют формы Past Indefinite и Participle II при помощи суффикса - ed , который прибавляется к основе глагола.
Hoped | [ t ] | После глухой согласной |
Closed | [ d ] | После звонкой согласной и гласной |
Skated | [ Id ] | После t и d. |
Studied | Букве y предшествует согласная | |
played | Букве y предшествует гласная | |
Stopped | Заканчиваются на согласную с предшествующей ударной гласной | |
Travelled | Конечной букве l предшествует краткий гласный | |
permitted | Ударение падает на последний слог |
Неправильные глаголы нужно заучивать: go - went - gone, do - did - done…
Глаголы TO BE, TO HAVE ( HAVE GOT).
Глаголы To be, to have имеют несколько форм в настоящем и прошедшем времени. Они могут употребляться в предложении в функции смыслового, вспомогательного и модального глаголов. Глагол to be также употребляется как глагол-связка и является частью оборота there+be.
Глаголы To be, to have как вспомогательные и To be как глагол-связка не переводятся. Они служат для образования видовременных форм глагола.
I | am | Was | Shall be | Have | had | Shall have |
You | Are | Were | Will be | Have | had | Will have |
He, she, it | Is | Was | Will be | Has | had | Will have |
We | Are | Were | Shall be | Have | had | Shall have |
You | Are | Were | Will be | Have | had | Will have |
they | are | were | Will be | have | had | Will have |
Как модальные глаголы To be, to have употребляются в сочетании с инфинитивом и частицей и обозначают: to be to - необходимость совершить действие по предварительной договоренности ( по плану), а также приказы, инструкции. To have to - долженствование, необходимость совершить действие в силу каких-то обстоятельств.
We are to take exams in June. – Мы должны сдавать экзамены в июне.
I had to get up early. - Мне пришлось встать рано.
В вопросительных предложениях глагол to be выносится на первое место.
Is he at home? Were they at school yesterday? Will you be busy tomorrow?
To have и have got имеют одно и то же лексическое значение, однако have got употребляется в настоящем времени и в неофициальной разговорной речи , а также в конкретных единичных случаях.
I have got some money on me. - У меня есть деньги с собой.
He has got a headache now. - У нее болит голова.
I often have headaches. - У меня часто болит голова.
Вопросительные предложения с этими глаголами образуются двумя способами:
Do you have a car? = Have you a car? But Have you got a car?
Отрицательные предложения образуются с частицей not, а с глаголом to have могут образовываться при помощи отрицательного местоимения no.
I haven’t got a car. I haven’t a car. I have no car. We have no time.
Глагол To have может входить в состав устойчивых сочетаний типа:
To have a good time | Хорошо проводить время |
To have a rest | Отдыхать |
To have classes | Заниматься |
To have tea ( coffee ) | Пить чай ( кофе ) |
To have meals ( breakfast, dinner, supper ) | Есть ( завтракать, обедать, ужинать). |
Вопросительные и отрицательные предложения с подобными словосочетаниями всегда образуются при помощи вспомогательных глаголов:
Do you have dinner at one? I didn’t have a rest.
Словосочетания с глаголом to be.
To be on duty | Дежурить |
To be present | Присутствовать |
To be back | Вернуться |
To be absent, to be away | Отсутствовать |
To be good at | Иметь способности к чему-либо |
To be ready for | Быть готовым |
To be up | Закончиться |
To be well | Быть здоровым |
To be ill | Быть больным |
To be busy | Быть занятым |
To be free | Быть свободным |
To be glad | Быть довольным |
To be married | Быть женатым (замужем) |
To be engaged | Быть помолвленным |
To be fond of | Увлекаться |
To be going to | Собираться |
To be interested in | Интересоваться |
To be sorry for smb., about smth. | Сожалеть о ком-то, о чем-то |
To be acquainted with | Быть знакомым с … |
To be late | Опаздывать |
To be in (on) time | Быть вовремя |
To be right | Быть правым |
To be wrong | Быть неправым |
To be mistaken | Ошибаться |
To be at home | Быть дома |
To be hungry | Быть голодным |
To be thirsty | Испытывать жажду |
To be on | Идти ( о фильме) |
To be on pension | Быть на пенсии |
To be tired | Быть усталым |
To be afraid of | Бояться |
To be over | Окончиться |
To be … years old ( I’m 20) | Мне 20 лет |
To be sure | Быть уверенным |
To be worth doing smth. | Стоит делать что-либо |
Оборот there + be.
В английском языке широко употребляются предложения, начинающихся с оборота there + be со значением есть, имеется, находится , существует.
Данный оборот употребляется , когда хотят сообщить о наличии или отсутствии какого-либо предмета или лица в определенном месте. Глагол to be употребляется в личной форме и согласуется в числе и с подлежащим, которое следует непосредственно за ним. Неисчисляемые существительные всегда согласуются с глаголом в единственном числе.
Перевод предложений начинается с обстоятельств ( т.е. с конца предложения) или со сказуемого, если обстоятельство отсутствует.
There is a park near our school. – Недалеко от нашей школы есть парк.
There is much snow in the fields. – На полях много снега.
There are some ways of solving this problem. – Существует несколько способов
решения этой проблемы.
Исчисляемые существительные в единственном числе употребляются с артиклем a/ an , а существительные во множественном числе употребляются без артикля.
There is a tree in the garden. There are trees in the garden.
Подлежащее в данном обороте часто употребляется с неопределенными местоимениями some, any, much, many, a lot of, few, little или другими словами со значением количества.
There is much noise in the street. There three months in a season.
В вопросительном предложении глагол to be в соответствующей форме ставится перед словом there ( в настоящем и прошедшем времени) и will - в будущем.
Is there milk in the glass? Are there apples in the tree? Will there be lessons?
В отрицательных предложениях частица not или местоимение no ставятся после глагола to be , перед подлежащим. Перед any, many, much и числительными употребляется только not. Употребление no исключает употребление артикля перед подлежащим.
There are not roses in the garden. There are not many children in the yard.
There is no book on the table. There are no birds in the sky.
Оборот there + be не употребляется, если речь идет об известном предмете, т.е., когда русское предложение начинается с подлежащего.
The television is in the sitting room. - Телевизор в гостиной.
There is a television in the sitting room. В гостиной есть телевизор.
Система видо-временных форм глагола в изъявительном наклонении действительного залога.
В английском языке имеется четыре группы времен глагола в действительном залоге ( Active Voice):
- Indefinite (Simple) Tenses - неопределенные (простые) времена
- Continuous Tenses - длительные времена
- Perfect Tenses - перфектные (совершенные) времена
- Perfect Continuous Tenses - перфектно-длительные времена
В каждой группе в изъявительном наклонении действительного залога имеется четыре времени: настоящее(Present), прошедшее( Past), будущее( Future) и будущее с точки зрения прошедшего (Future in the Past). Таким образом, в английском языке 16 грамматических времен в действительном залоге.
Таблица времен.
Время | Образование | Вспомогательные глаголы | Отрицание | Who, what | слова |
Present Simple (Pr.S.) | V+ S (he, she,it) | Do/does ( s убираем C he, she.it) | Don’t, doesn’t | V+S | Usually, always, sometimes, often, seldom, as a rule, every day( week, year), twice a year. |
Past Simple (Past S.) | V+ed или V 2 | Did +V 1 | Didn’t + V1 | V+ed или V 2 | Yesterday, the day before yesterday, last, ago, the other days, in 1985. |
Future Simple (F.S.) | Will +V1 | Will +V1 | Won’t + V1 | Will +V1 | Tomorrow, the day after tomorrow, in a few days, next, soon, to be going, придаточные предложения времени и условия. |
Present Continuous (Pr.C.) | To be ( am,is,are) + V ing | Am, is, are +Ving | Am not, Isn’t, aren’t + Ving | Is = V ing | Today, this week, now, at present, выражение постоянной привычки, наклонности, неодобрения, нетерпения, сопровождаясь наречиями: always, all the time, too often, constantly. |
Past Continuous (Past C.) | Was, were + V ing | Was, were + V ing | Wasn’t, weren’t + V ing | Was + V ing | At that time, at 2 o’clock yesterday, at noon, at midnight, while, the whole evening, all day long, from…till. |
Future Continuous (F.C.) | Will be + V ing | Will be + V ing | Won’t be + V ing | Will be + V ing | At that time, at 2 o’clock yesterday, at noon, at midnight, while, the whole evening, all day long, from…till. |
Present Perfect (Pr.Perf.) | Have, has + V3 | Have, has + V3 | Haven’t, hasn’t + V3 | has + V3 | Употребляется для выражения законченного действия, совершившегося к определенному моменту в настоящем. Ever (?), never(-), just, Already(+), yet (?,-), since, for, today, this, lately, recently. |
Past Perfect (Past Perf.) | Had + V3 | Had + V3 | Hadn’t + V3 | Had + V3 | «Предпрошедшее» время по отношению к другому моменту в прошлом, до которого закончилось действие. By that time, by two o’clock, by Sunday, be the end of the year(month), hardly, no sooner, before. |
Future Perfect (F.Perf.) | Will have + V3 | Will have + V3 | Won’t have + V3 | Will have + V3 | Употребляется в придаточных дополнительных предложениях для выражения будущего действия, которое совершится к определенному моменту, когда глагол в главном предложении употреблен в прошедшем времени. |
Present Perfect Continuous (Pr.Perf.C.) | Have, has been + V ing | Have, has been + V ing | Haven’t, hasn’t been + V ing | has been + V ing | Времена этой группы употребляются для выражения действия, начавшегося в прошлом и |
Past Perfect Continuous (Past Perf.C.) | Had been + V ing | Had been + V ing | Hadn’t been + V ing | Had been + V ing | продолжающегося до настоящего, прошедшего и будущего момента, включая его в течение какого-то |
Future Perfect Continuous (F.Perf.C.) | Will have been + V ing | Will have been + V ing | Won’t have been + V ing | Will have been + V ing | Определенного периода времени, указанного в предложении следующими обозначениями времени: |
Future Perfect Continuous in the Past | Would have been + V ing | Would have been + V in | Wouldn’t have been + V in | Would have been + V in | For , since, these two weeks, all my life, how long Переводятся предложения на русский язык глаголами несовершенного вида. |
Согласование времен.
Согласование времен – приведение временных форм придаточного предложения в соответствие с формами главного предложения согласно нормам языка.
Если действие дополнительного придаточного предложения:
- Одновременно с действием главного, то глагол придаточного предложения стоит в Past S. или Past C. ( при переводе такого предложения на русский глагол употребляется в настоящем времени ):
I thought that he went to school. Я думал, что он ходит в школу.
- Предшествует действию главного, то глагол придаточного предложения употребляется в Past Perfect или Past Perfect Continuous ( при переводе на русский язык употребляется как прошедшее, так и настоящее время:
He said that he had seen this film. Он сказал, сто видел этот фильм.
He thought that they had been training for the competition.
Он думал, что они тренируются для соревнований.
- Следует за действием главного, то глагол придаточного предложения употребляется в Future-in-the-Past ( в русском языке соответствует будущему времени)
She knew that I should (would) help her. Она знала, что я помогу ей.
Исключения из правил согласования времен.
Правила согласования времен не соблюдаются:
- если в дополнительном придаточном предложении сообщается общеизвестная истина, постоянный факт либо речь идет о характеристике человека или о часто повторяющемся действии, то глагол может использоваться в Pr.S. ( при этом глагол-сказуемое главного предложения стоит в Past S.
The boy learnt from the textbook that the sun rises in the east ( общеизвестный факт) We all knew that he is good at languages.( характеристика человека).
- модальные глаголы must, should, ought to, need ( у которых нет прошедшего времени), входящие в составное глагольное сказуемое, в дополнительном придаточном предложении не меняются.
She was sure that they must obey the rules. Она была уверена в том, что они должны подчиняться правилам.
( Can – could, May – might). He said that he could swim when he was a boy.
- в дополнительном придаточном предложении не происходит сдвига времен, ( Past S. не меняется на Past Perf.), когда указывается время совершения действия.
She said that she was born in 1985.
- в придаточных предложениях определительных, образа действия, причины и следствия могут употребляться любые формы времени, как того требует смысл:
John was as keen on arts as she is.
НО, если ситуация требует использования прошедшего времени, в придаточном предложении употребляется соответствующее прошедшее время:
When she was told to put on her parachute, she fainted ( упала в обморок).
Страдательный залог. The Passive Voice. Образование и употребление.
Если подлежащее обозначает лицо или предмет, совершающий действие, то глагол-сказуемое употребляется в форме действительного залога.
He wrote a letter. Он написал письмо.
Глагол в страдательном залоге означает, сто действие направлено на предмет или лицо, выраженное подлежащим:
A letter was written by him. Письмо было написано им.
Страдательный залог образуется : to be + 3 форма смыслового глагола.
Сводная таблица временных форм to be ( для образования страдательного залога).
Indefinite | Continuous | Perfect | |
Present | Am, is, are | Am, is, are + being | Have, has + been |
Past | Was, were | Was, were + being | Had + been |
Future | Shall / will + be | --- | Shall / will + have+ been |
Страдательный залог употребляется, когда речь идет о лице либо предмете, на который направлено действие:
-- когда необходимо указать, что происходит, произошло или будет происходить с эти лицом или предметом
-- когда отсутствует информация о лице, которое совершило действие
-- когда более важным представляется действие, а не лицо, его совершившее.
Предлог by - используется для одушевл., а with – для неодушевл.
The book was written by Pushkin. The book was written with a pen.
Прямая и косвенная речь (Direct and Indirect Speech).
Прямая речь – это непосредственные слова говорящего, передаваемые без изменений.
Косвенная речь – передает речь говорящего не слово в слово, а лишь по содержанию в виде дополнительных придаточных предложений.
При переводе прямой речи в косвенную необходимо соблюдать ряд правил:
- Кроме глагола to say, наиболее употребляемым является глагол to tell ( употребляется без предлога)
I say to him, “I’m busy” Я говорю ему : «Я занят».
I told him I was busy. Я сказал ему, что я занят.
- Личные и притяжательные местоимения меняются соответственно смыслу.
- Если глагол, вводящий прямую речь, употреблен в одном из прошедших времен, то в косвенной речи действует правило согласования времен:
Present S. | Past S. |
Present C. | Past C. |
Past S., Present Perfect | Past Perfect |
Future S. | Future-in-the-Past |
- Меняются указательные местоимения и наречия:
Here | there |
Now | then |
Ago | before |
Today | That day |
Yesterday | The day before or on the previous day |
Tomorrow | The next day |
Last night | The previous night |
- Повествовательные предложения вводятся в косвенной речи глаголами:
Say, Tell, add, answer, announce (объявлять), decide, explain, inform, promise, reply, suppose, think, declare( заявлять), remark.
I said, “I know English well” - I declared (explained, told…) I knew English well.
- Для передачи вопросов в косвенной речи употребляются: ask, wonder, be interested to know, wanted to know, I'd like to know. Общий вопрос в косвенной речи вводится союзами if или whether. Специальный вопрос вводится местоимениями или наречиями, соответствующими вопросительными местоимениями или наречиями в прямом вопросе.
She asked me, “Do you know English?” - She asked me if I knew English.
She asked me, “When did you see the new film?” - She asked me when I had seen the new film.
- Косвенные приказания и просьбы передаются инфинитивом глагола, который в прямом приказании или просьбе употребляется в повелительном наклонении: to ask, to tell ( велеть, приказывать), to beg, to advise, to allow, to order…
После всех этих клаголов употребляется инфинитивная конструкция «объектный падеж с инфинитивом», где местоимение в объектном падеже или существительное в общем падеже выражают адресат, лицо, которое побуждают совершить действие:
He said to me, ”Tell me the truth” - He asked ( told, ordered) me to tell him the truth.
Отрицательные побудительные предложения передаются сочетанием отрицания not с инфинитивом:
He said to me, “Don’t lie” - He asked ( told, ordered) me not to lie.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка-краткий справочник по математике для подготовки к ЕГЭ
В "Памятке" представлены основные теоретические сведения к задачам В1-В14 ЕГЭ по математике. "Памятка" является кратким ориентиром при самостоятельной подготовке к экзамену. При составлении ...
Методическая разработка урока по английскому языкудля 5 класса
Данный урок английского языка по теме "Несчастная жизнь кота Пафнутия" разработан в соответствии с требованиями ФГОС для 5 класса....
Краткий справочник теоретического материала по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку
Краткий справочник по русскому языку рекомендован учителям русского языка для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ...
грамматический справочник по английскому языкудля 6-8 классов
методические материал к урокам английского языка...
Транскрипция звуков английского языка: краткий и полный справочник произношения английских звуков.
http://english4kids.russianblogger.ru/phonetic-transcription-sounds-of-english.html...
"Грамматический справочник по английскому языку" для учеников 2-4 классов
Грамматический справоник может быть использован к любому УМК начальной школы по английскому языку в общеобразовательных учреждениях....
Грамматический справочник с упражнениями по английскому языку
Модернизация образования в общеобразовательных учреждениях, осуществляющих обучение, связана с реализацией компетентностного и системно-деятельностного подхода. Компетентностный подход ориентирован на...