Краткий справочник теоретического материала по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Сморокова Надежда Васильевна

Краткий справочник по русскому языку рекомендован учителям русского языка для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravochnik_po_podgotovke_k_ege_attestatsiya_2015.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Справочник по подготовке к ЕГЭ, русский язык

Имена прилагательные делятся на разряды:

качественные, относительные, притяжательные.

  1. Качественные прилагательные обозначают признак предмета, определяющий его качество: красивый тюльпан, сладкая земляника, жаркий день.

Качественные прилагательные могут употребляться с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зелёный – зелёненький) и с наречиями меры и степени: очень, весьма, например: очень холодный, весьма приятный.

Качественные имена прилагательные могут иметь степени сравнения и краткую форму.

  1. Относительные имена прилагательные называют признак по отношению к материалу, месту, действию, отвлечённому понятию, например: железная дверь (сделана из железа); городская площадь (место); вчерашний день (время); морской воздух.

Относительные имена прилагательные не имеют степеней сравнения и кратких форм.

  1. Притяжательные имена прилагательные обозначают принадлежность предмета  какому-нибудь лицу или животному: отцов дом, бабушкины очки, лисий хвост.

Притяжательные имена прилагательные образуются только от одушевлённых существительных с помощью суффиксов –ий, -ов, (-ев), -и(-ын), -овск(-евск), -инск(-ынск), например: лисий, отцов, мамин, курицын, отцовский, материнский.

Степени сравнения имён прилагательных имеют две формы:

сравнительная   и  превосходная

  1. Сравнительная делится на две группы:

 а) простая форма сравнительной степени образуется с помощью суффиксов е-, -ее, -ей: слабый – слабее, слабей; крутой – круче.

б) составная [или сложная} образуется с помощью cлов более или менее и начальной формы прилагательного, например: честный – более честный, менее честный; добрый – более добрый, менее добрый.

  1. Превосходная степень имеет две формы: 

а) простая форма образуется с помощью суффиксов -ейш, -айш, например: слабый –слабейший; близкий - ближайший).

Б) составная [или сложная} (образуется с помощью cлов наиболее или самый и начальной формы прилагательного, например: честный – наиболее честный, самый честный).

Степени сравнения наречий имеют две формы:

Сравнительная   и  превосходная

1. Сравнительная степень наречия делится на две группы:

 а) простая (образуется с помощью суффиксов -е, -ее, -ей: слабо – слабее, слабей; круто – круче).

б) составная [или сложная} (образуется с помощью cлов более или менее и начальной формы наречия, например: честный более честно,  менее честно; громко – более громко, менее громко).

2. Превосходная степень наречия имеет две формы: 

а) простая форма образуется с помощью суффиксов -ейш, -айш, например: покорно – покорнейше). { В современном русском языке формы превосходной степени наречий являются непродуктивными и являются устаревшими: нижайше кланяюсь}.

Б) составная [или сложная} (образуется с помощью cлов всех или всего и формой простой сравнительной степени, например: честный –лучше всех, умнее всех).

{Наречия, образованные от качественных имён прилагательных, могут образовывать сравнительную и превоходную степени сравнения, совпадающие по форме со степенями сравнения имён прилагательных: громко – громче; слышно – слышнее; более (менее) громко; покорно покорнейше.

Различие между степенями сравнения имён прилагательных и наречий заключается в том, что в предложении формы степеней сравнения наречий являются обстоятельствами и зависят от глагола-сказуемого: Через минуту такая же полоса засветилась (как?) несколько ближе… (А. Чехов) – обстоятельство места.

Имя прилагательное в простой сравнительной степени является сказуемым: Лиса (какова?) хитрее зайца. – сказуемое}.

Причастие отвечает на вопрос: какой?

Причастия делятся на действительные и страдательные:

прочитавший (действительное), прочитанный (страдательное), читающий (действительное), читаемый (страдательное), укрытый (страдательное).

Действительные причастия отвечают на вопрос что делающий?

 И образуются с помощью суффиксов: -ущ(-ющ-), -ащ(-ящ-), -вш-,  -вши. (Например: пишущий, мечтающий, улыбающийся, строящийся).

Страдательные причастия отвечают на вопрос что делаемый? Что сделанный?  

И образуются с помощью суффиксов: -им-(-ем-), -нн(-н-), -т. (Завершаемый, замаринованный, одетый).

Справочник по подготовке к мониторингу по русскому языку, 8 класс

10. Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность (имя прилагательное, переносное значение). «Отговорила роща золотая берёзовым зелёным языком».

Олицетворение  перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы. «Зима недаром злится».

12. Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.

 [ Деревья – дерево, косить – косит, лесной – лес, колосок – колосья, вода - водный].

13. Гласные в приставках пре- и при-.

Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква и (это приставка при-). [ Приехать, приклеить, пришкольный, присесть]

Если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере-, то в ней пишется буква е (это приставка пре-).

14. Спряжение глаголов:

 1 спряжение в неопределённой форме глагола  гласная перед  -ть: а, е,у,  ы, ю, о, ё, э, я.

 [ бороться – борется, работать – работает, сеять - сеет].

 К 1 спряжению также относятся слова-исключения: брить (бреешь), стелить (стелешь).

2 спряжение в неопределённой форме глагола гласная перед –ть: и [ Строить – строит, ходить – ходит].

Ко 2 спряжению также относятся слова-исключения: терпеть (терпишь), вертеть (вертишь), обидеть (обидишь), зависеть (зависишь), ненавидеть (ненавидишь), видеть (видишь), смотреть (смотришь); держать (держишь), слышать (слышишь), дышать (дышишь),  гнать (гонишь).

2). Причастие

В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы –ущ-, -ющ-, если причастия образованы от глаголов 1 спряжения (пишущий, реющий),

 и –ащ-, -ящ- у причастий, образованных от глаголов 2 спряжения (лечащий, видящий). От глагола брезжить образуется брезжущий.

В страдательных причастиях прошедшего времени пишутся суффиксы –анн-, -янн-, если соответствующий глагол оканчивается в неопределённой форме на –ать, -ять (прочитать – прочитанный, засеять – засеянный), и –енн-, если глагол перед –ть неопределённой формы глагола имеет е (видеть – виденный), и (поранить – пораненный) или оканчивается на –ти с предшествующей согласной (спасти – спасённый) либо на –чь (сберечь – сбережённый).

20. Чередующаяся безударная гласная в корне слова.

-лаг- \ -лож-: [ В корне –лаг- - -лож- в безударном положении а пишется, если за корнем стоит суффикс а; буква о пишется, если за корнем нет суффикса а]. Прилагать – изложение (нет а за корнем).0

–кос- \ -кас-: [ В корне –кас- - -кос- в безударном положении а пишется, если за корнем стоит суффикс а; буква о пишется, если за корнем нет суффикса а].  Коснуться – касательная (нет а за корнем).

 -раст- \ -рос-\ -ращ-: [В корне –раст- - -рос- безударная а пишется перед ст, щ.

Исключения: росток, отрасль. (Вырасти, выросла (не перед ст, щ). Росток (искл.)

-бир- \ -бер-; -дир- \ -дер-; -мир- \ -мер-; [ В корне –бир- \-бер-; -дир- \-дер-; -мир-\ -мер- ; -пир-\пер; -тер-\-тир-; в безударном положении а пишется, если за корнем стоит суффикс а; буква о пишется, если за корнем нет суффикса а]. Забирать – заберу; задираться – деру; замирать – умереть; запирать – запереть; стирать - стереть.

-гор-\-гар- [В корне гар- - -гор- под ударением пишется а, без ударения – о (загар – загорать).]

Буквы ё-о после шипящих в корне

В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Слова-исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон. Жёрдочка. Крыжовник (искл.)

21. Буквы з и с на конце приставок

 В приставках, оканчивающихся на –з (-с) перед звонкими согласными пишется з, перед глухими с:

Разбудить (перед звонк.);  расписание (перед глух.)

22. Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. [Громадный – огромный, Родина – Отечество, бежать - мчаться].

22. Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным значением. [ Белый – чёрный, мягкий – твёрдый, умный - глупый].

23. Осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом – это причастие и зависимое слово. Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого существительного. (Например: Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом. Покрытые росой тополи  наполняли воздух нежным ароматом.)

24. Грамматическая основа предложения  это подлежащее и сказуемое. Например: Скоро наступит лето. Я пошёл в лес, а моя собака осталась у дороги.

25. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. [ Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую музыку].

15). Местоимение (разряды).  

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА (ОТВЕТЫ)

    Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. В сложноподчинённых предложениях определите вид придаточных и запишите рядом  с предложением  в скобках. Вставьте пропущенные буквы и подчеркните их. Начертите схемы всех предложений.

1). Палатку надо натягивать так чтобы она гудела как б..рабан. (Синтаксический разбор предложения – 2 вариант). (ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ).

2). Потом её надо окопать чтобы во время дождя вода ст..кала в канавы по б..кам палатки и (не)подм..чила  пол. (Синтаксический разбор предложения – 1 вариант). (ЦЕЛИ).

3). Почти нет той м..нуты в сутках чтобы в последовских полях не кипела р..бота. (ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ).

4). Я хочу чтоб к штыку приравняли перо. (ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ).

5). Надо всегда поступать чес(?)но чтобы ни перед  кем (не)было стыдно. ЦЕЛИ).

6). Ничто не нарушало отдалённо-гулкой тишины что наступила вокруг. (ПРИЧИНЫ).

7). Узнай пойдёт ли он с нами. (Синтаксический разбор предложения – 1 вариант). (ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ).

8). Недаром г..ворится что дело мастера боится. (Синтаксический разбор предложения – 2 вариант). (ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ).

9). Над степью з..слонив солнце в зените стояла вздыбл..ная ветром (густо)лиловая градовая туча. (ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛ.ОБСТОЯТ. И ОПРЕДЕЛ.)

10). Белые обочины её клубились и снежно бл..стели но чёрная вершина была гр..зна своей тяжкой неподвижностью. (СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ).

Образец синтаксического разбора предложения:

Сколько я  ни  прислушивался, я не мог  различить ни одного звука.  (Повеств., невосклиц., сложное, сложноподчинённое с придаточным обстоятельственным уступки, прикреплённым с помощью союза «сколько ни»; главное – двусоставное, нераспростр., полное; придаточное – двусоставное, распр., полное

Контрольная робота по русскому языку по теме «Сложноподчинённое предложение»

Вариант 1

  1. Расставьте недостающие знаки.  Произведите синтаксический разбор предложения, постройте схему.

По сумрачному небу носились густые тучи и хотя шёл только третий час дня но было темно.

  1. Запишите подчинительные союзы и союзные слова.

  1. Раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

Я во что (бы) то (н…) стало хотел стать врачом.  Они одеты кто (во) что горазд.

  1. Расставьте недостающие знаки препинания.  

Сонечка писала что настроение тяжёлое но чтобы он о них не беспокоился.

Был тот предночный час когда стираются очертания линии краски расстояния когда ещё дневной свет путается неразрывно сцепившись с ночным.

Недаром говорится что дело мастера боится.

Образец синтаксического разбора предложения:

 Когда мы пришли, мне показали несколько крупных окуней и плотиц, которых  друзья выудили без меня. (Сложноподчинённое, повествовательное, невосклицательное; 1-ое предложение придаточное обстоятельственное времени, двусоставное, нераспространённое; 2-ое предложение главное, односоставное, неопределённо-личное, распространённое; 3-е предложение придаточное определительное, двусоставное, распространённое).

 (союз когда …), […сущ.], (которых…).

Вариант 2

  1. Расставьте недостающие знаки.  Произведите синтаксический разбор предложения, постройте схему.

Женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях и хотя слова её были привычными у Сабурова от них вдруг защемило сердце.

  1. Запишите подчинительные союзы и союзные слова

  1. Раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

Он вёл себя как (н…) (в) (чём) (н…) бывало.  Я бежал что есть мочи.

  1. Расставьте недостающие знаки препинания.  

Дети чувствуют кто их любит.  Яков встал рано утром когда солнце ещё не палило так жарко и с моря веяло бодрой свежестью. В воздухе, куда не взглянешь кружатся целые облака снежинок так что не разберёшь идёт ли снег с неба или с земли.

Образец синтаксического разбора предложения:

 Когда мы пришли, мне показали несколько крупных окуней и плотиц, которых  друзья выудили без меня. (Сложноподчинённое, повествовательное, невосклицательное; 1-ое предложение придаточное обстоятельственное времени, двусоставное, нераспространённое; 2-ое предложение главное, односоставное, неопределённо-личное, распространённое; 3-е предложение придаточное определительное, двусоставное, распространённое).

 (союз когда …), […сущ.], (которых…).

Ответы

Контрольная робота по русскому языку по теме «Сложноподчинённое предложение»

Вариант 1

  1. Расставьте недостающие знаки.  Произведите синтаксический разбор предложения, постройте схему.

По сумрачному небу носились густые тучи, и,  хотя шёл только третий час дня, но было темно.

  1. Запишите подчинительные союзы и союзные слова.

  1. Раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

Я во что бы то ни  стало хотел стать врачом.  Они одеты кто  во  что горазд.

  1. Расставьте недостающие знаки препинания.  

Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.

Был тот предночный час, когда стираются очертания, линии,  краски,  расстояния; когда ещё дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Образец синтаксического разбора предложения:

 Когда мы пришли, мне показали несколько крупных окуней и плотиц, которых  друзья выудили без меня. (Сложноподчинённое, повествовательное, невосклицательное; 1-ое предложение придаточное обстоятельственное времени, двусоставное, нераспространённое; 2-ое предложение главное, односоставное, неопределённо-личное, распространённое; 3-е предложение придаточное определительное, двусоставное, распространённое).

 (союз когда …), […сущ.], (которых…).

Вариант 2

  1. Расставьте недостающие знаки.  Произведите синтаксический разбор предложения, постройте схему.

Женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях, и  хотя слова её были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце.

  1. Запишите подчинительные союзы и союзные слова

  1. Раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

Он вёл себя как  ни  в  чём   не  бывало.  Я бежал что есть мочи.

  1. Расставьте недостающие знаки препинания.  

Дети чувствуют,  кто их любит.  Яков встал рано утром, когда солнце ещё не палило так жарко и с моря веяло бодрой свежестью. В воздухе, куда не взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли.

Образец синтаксического разбора предложения:

 Когда мы пришли, мне показали несколько крупных окуней и плотиц, которых  друзья выудили без меня. (Сложноподчинённое, повествовательное, невосклицательное; 1-ое предложение придаточное обстоятельственное времени, двусоставное, нераспространённое; 2-ое предложение главное, односоставное, неопределённо-личное, распространённое; 3-е предложение придаточное определительное, двусоставное, распространённое).

 (союз когда …), […сущ.], (которых…).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для подготовки к ГИА (ОГЭ 2015) по русскому языку: задание 3

Таблица "Средства речевой выразительности"...

Материал для подготовки к ГИА (ОГЭ 2015) по русскому языку 9 класс: задание 7 "Словосочетание"

данный материал построен на основе Открытого банка заданий  ФИПИ ГИА 9 класс русский язык...

Дидактический материал для подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе

Данный материал позволяет подготовить обучающихся к ГИА по заданиям 3-14...

Материал для подготовки к устной части ОГЭ по русскому языку

В 2018 году будет апробация устной части ОГЭ по русскому языку. В данном материале даны упражнения для третьей части: описание фотографии. ЛитератураФИПИ. Демонстрационный вариант устного собесед...

материал для подготовки к заданию 15.3 ОГЭ (русский язык)

Таблица с определением понятия, комментарием и примером из худ.литературы...

Материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Материал для подготовки к написанию части С ( сочинения) по русскому языку для ОГЭ ( 9 класс) и ЕГЭ ( 11 класс), методика работы над сочнением в формате ЕГЭ, образцы сочнений....