Краткий справочник теоретического материала по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему
Краткий справочник по русскому языку рекомендован учителям русского языка для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravochnik_po_podgotovke_k_ege_attestatsiya_2015.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Справочник по подготовке к ЕГЭ, русский язык
Имена прилагательные делятся на разряды:
качественные, относительные, притяжательные.
- Качественные прилагательные обозначают признак предмета, определяющий его качество: красивый тюльпан, сладкая земляника, жаркий день.
Качественные прилагательные могут употребляться с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зелёный – зелёненький) и с наречиями меры и степени: очень, весьма, например: очень холодный, весьма приятный.
Качественные имена прилагательные могут иметь степени сравнения и краткую форму.
- Относительные имена прилагательные называют признак по отношению к материалу, месту, действию, отвлечённому понятию, например: железная дверь (сделана из железа); городская площадь (место); вчерашний день (время); морской воздух.
Относительные имена прилагательные не имеют степеней сравнения и кратких форм.
- Притяжательные имена прилагательные обозначают принадлежность предмета какому-нибудь лицу или животному: отцов дом, бабушкины очки, лисий хвост.
Притяжательные имена прилагательные образуются только от одушевлённых существительных с помощью суффиксов –ий, -ов, (-ев), -и(-ын), -овск(-евск), -инск(-ынск), например: лисий, отцов, мамин, курицын, отцовский, материнский.
Степени сравнения имён прилагательных имеют две формы:
сравнительная и превосходная
- Сравнительная делится на две группы:
а) простая форма сравнительной степени образуется с помощью суффиксов е-, -ее, -ей: слабый – слабее, слабей; крутой – круче.
б) составная [или сложная} образуется с помощью cлов более или менее и начальной формы прилагательного, например: честный – более честный, менее честный; добрый – более добрый, менее добрый.
- Превосходная степень имеет две формы:
а) простая форма образуется с помощью суффиксов -ейш, -айш, например: слабый –слабейший; близкий - ближайший).
Б) составная [или сложная} (образуется с помощью cлов наиболее или самый и начальной формы прилагательного, например: честный – наиболее честный, самый честный).
Степени сравнения наречий имеют две формы:
Сравнительная и превосходная
1. Сравнительная степень наречия делится на две группы:
а) простая (образуется с помощью суффиксов -е, -ее, -ей: слабо – слабее, слабей; круто – круче).
б) составная [или сложная} (образуется с помощью cлов более или менее и начальной формы наречия, например: честный – более честно, менее честно; громко – более громко, менее громко).
2. Превосходная степень наречия имеет две формы:
а) простая форма образуется с помощью суффиксов -ейш, -айш, например: покорно – покорнейше). { В современном русском языке формы превосходной степени наречий являются непродуктивными и являются устаревшими: нижайше кланяюсь}.
Б) составная [или сложная} (образуется с помощью cлов всех или всего и формой простой сравнительной степени, например: честный –лучше всех, умнее всех).
{Наречия, образованные от качественных имён прилагательных, могут образовывать сравнительную и превоходную степени сравнения, совпадающие по форме со степенями сравнения имён прилагательных: громко – громче; слышно – слышнее; более (менее) громко; покорно покорнейше.
Различие между степенями сравнения имён прилагательных и наречий заключается в том, что в предложении формы степеней сравнения наречий являются обстоятельствами и зависят от глагола-сказуемого: Через минуту такая же полоса засветилась (как?) несколько ближе… (А. Чехов) – обстоятельство места.
Имя прилагательное в простой сравнительной степени является сказуемым: Лиса (какова?) хитрее зайца. – сказуемое}.
Причастие отвечает на вопрос: какой?
Причастия делятся на действительные и страдательные:
прочитавший (действительное), прочитанный (страдательное), читающий (действительное), читаемый (страдательное), укрытый (страдательное).
Действительные причастия отвечают на вопрос что делающий?
И образуются с помощью суффиксов: -ущ(-ющ-), -ащ(-ящ-), -вш-, -вши. (Например: пишущий, мечтающий, улыбающийся, строящийся).
Страдательные причастия отвечают на вопрос что делаемый? Что сделанный?
И образуются с помощью суффиксов: -им-(-ем-), -нн(-н-), -т. (Завершаемый, замаринованный, одетый).
Справочник по подготовке к мониторингу по русскому языку, 8 класс
10. Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность (имя прилагательное, переносное значение). «Отговорила роща золотая берёзовым зелёным языком».
Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы. «Зима недаром злится».
12. Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
[ Деревья – дерево, косить – косит, лесной – лес, колосок – колосья, вода - водный].
13. Гласные в приставках пре- и при-.
Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква и (это приставка при-). [ Приехать, приклеить, пришкольный, присесть]
Если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере-, то в ней пишется буква е (это приставка пре-).
14. Спряжение глаголов:
1 спряжение в неопределённой форме глагола гласная перед -ть: а, е,у, ы, ю, о, ё, э, я.
[ бороться – борется, работать – работает, сеять - сеет].
К 1 спряжению также относятся слова-исключения: брить (бреешь), стелить (стелешь).
2 спряжение в неопределённой форме глагола гласная перед –ть: и [ Строить – строит, ходить – ходит].
Ко 2 спряжению также относятся слова-исключения: терпеть (терпишь), вертеть (вертишь), обидеть (обидишь), зависеть (зависишь), ненавидеть (ненавидишь), видеть (видишь), смотреть (смотришь); держать (держишь), слышать (слышишь), дышать (дышишь), гнать (гонишь).
2). Причастие
В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы –ущ-, -ющ-, если причастия образованы от глаголов 1 спряжения (пишущий, реющий),
и –ащ-, -ящ- у причастий, образованных от глаголов 2 спряжения (лечащий, видящий). От глагола брезжить образуется брезжущий.
В страдательных причастиях прошедшего времени пишутся суффиксы –анн-, -янн-, если соответствующий глагол оканчивается в неопределённой форме на –ать, -ять (прочитать – прочитанный, засеять – засеянный), и –енн-, если глагол перед –ть неопределённой формы глагола имеет е (видеть – виденный), и (поранить – пораненный) или оканчивается на –ти с предшествующей согласной (спасти – спасённый) либо на –чь (сберечь – сбережённый).
20. Чередующаяся безударная гласная в корне слова.
-лаг- \ -лож-: [ В корне –лаг- - -лож- в безударном положении а пишется, если за корнем стоит суффикс а; буква о пишется, если за корнем нет суффикса а]. Прилагать – изложение (нет а за корнем).0
–кос- \ -кас-: [ В корне –кас- - -кос- в безударном положении а пишется, если за корнем стоит суффикс а; буква о пишется, если за корнем нет суффикса а]. Коснуться – касательная (нет а за корнем).
-раст- \ -рос-\ -ращ-: [В корне –раст- - -рос- безударная а пишется перед ст, щ.
Исключения: росток, отрасль. (Вырасти, выросла (не перед ст, щ). Росток (искл.)
-бир- \ -бер-; -дир- \ -дер-; -мир- \ -мер-; [ В корне –бир- \-бер-; -дир- \-дер-; -мир-\ -мер- ; -пир-\пер; -тер-\-тир-; в безударном положении а пишется, если за корнем стоит суффикс а; буква о пишется, если за корнем нет суффикса а]. Забирать – заберу; задираться – деру; замирать – умереть; запирать – запереть; стирать - стереть.
-гор-\-гар- [В корне гар- - -гор- под ударением пишется а, без ударения – о (загар – загорать).]
Буквы ё-о после шипящих в корне
В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Слова-исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон. Жёрдочка. Крыжовник (искл.)
21. Буквы з и с на конце приставок
В приставках, оканчивающихся на –з (-с) перед звонкими согласными пишется з, перед глухими с:
Разбудить (перед звонк.); расписание (перед глух.)
22. Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. [Громадный – огромный, Родина – Отечество, бежать - мчаться].
22. Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным значением. [ Белый – чёрный, мягкий – твёрдый, умный - глупый].
23. Осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом – это причастие и зависимое слово. Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого существительного. (Например: Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом. Покрытые росой тополи наполняли воздух нежным ароматом.)
24. Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое. Например: Скоро наступит лето. Я пошёл в лес, а моя собака осталась у дороги.
25. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. [ Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую музыку].
15). Местоимение (разряды).
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА (ОТВЕТЫ)
Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. В сложноподчинённых предложениях определите вид придаточных и запишите рядом с предложением в скобках. Вставьте пропущенные буквы и подчеркните их. Начертите схемы всех предложений.
1). Палатку надо натягивать так чтобы она гудела как б..рабан. (Синтаксический разбор предложения – 2 вариант). (ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ).
2). Потом её надо окопать чтобы во время дождя вода ст..кала в канавы по б..кам палатки и (не)подм..чила пол. (Синтаксический разбор предложения – 1 вариант). (ЦЕЛИ).
3). Почти нет той м..нуты в сутках чтобы в последовских полях не кипела р..бота. (ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ).
4). Я хочу чтоб к штыку приравняли перо. (ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ).
5). Надо всегда поступать чес(?)но чтобы ни перед кем (не)было стыдно. ЦЕЛИ).
6). Ничто не нарушало отдалённо-гулкой тишины что наступила вокруг. (ПРИЧИНЫ).
7). Узнай пойдёт ли он с нами. (Синтаксический разбор предложения – 1 вариант). (ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ).
8). Недаром г..ворится что дело мастера боится. (Синтаксический разбор предложения – 2 вариант). (ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ).
9). Над степью з..слонив солнце в зените стояла вздыбл..ная ветром (густо)лиловая градовая туча. (ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛ.ОБСТОЯТ. И ОПРЕДЕЛ.)
10). Белые обочины её клубились и снежно бл..стели но чёрная вершина была гр..зна своей тяжкой неподвижностью. (СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ).
Образец синтаксического разбора предложения:
Сколько я ни прислушивался, я не мог различить ни одного звука. (Повеств., невосклиц., сложное, сложноподчинённое с придаточным обстоятельственным уступки, прикреплённым с помощью союза «сколько ни»; главное – двусоставное, нераспростр., полное; придаточное – двусоставное, распр., полное
Контрольная робота по русскому языку по теме «Сложноподчинённое предложение»
Вариант 1
- Расставьте недостающие знаки. Произведите синтаксический разбор предложения, постройте схему.
По сумрачному небу носились густые тучи и хотя шёл только третий час дня но было темно.
- Запишите подчинительные союзы и союзные слова.
- Раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.
Я во что (бы) то (н…) стало хотел стать врачом. Они одеты кто (во) что горазд.
- Расставьте недостающие знаки препинания.
Сонечка писала что настроение тяжёлое но чтобы он о них не беспокоился.
Был тот предночный час когда стираются очертания линии краски расстояния когда ещё дневной свет путается неразрывно сцепившись с ночным.
Недаром говорится что дело мастера боится.
Образец синтаксического разбора предложения:
Когда мы пришли, мне показали несколько крупных окуней и плотиц, которых друзья выудили без меня. (Сложноподчинённое, повествовательное, невосклицательное; 1-ое предложение придаточное обстоятельственное времени, двусоставное, нераспространённое; 2-ое предложение главное, односоставное, неопределённо-личное, распространённое; 3-е предложение придаточное определительное, двусоставное, распространённое).
(союз когда …), […сущ.], (которых…).
Вариант 2
- Расставьте недостающие знаки. Произведите синтаксический разбор предложения, постройте схему.
Женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях и хотя слова её были привычными у Сабурова от них вдруг защемило сердце.
- Запишите подчинительные союзы и союзные слова
- Раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.
Он вёл себя как (н…) (в) (чём) (н…) бывало. Я бежал что есть мочи.
- Расставьте недостающие знаки препинания.
Дети чувствуют кто их любит. Яков встал рано утром когда солнце ещё не палило так жарко и с моря веяло бодрой свежестью. В воздухе, куда не взглянешь кружатся целые облака снежинок так что не разберёшь идёт ли снег с неба или с земли.
Образец синтаксического разбора предложения:
Когда мы пришли, мне показали несколько крупных окуней и плотиц, которых друзья выудили без меня. (Сложноподчинённое, повествовательное, невосклицательное; 1-ое предложение придаточное обстоятельственное времени, двусоставное, нераспространённое; 2-ое предложение главное, односоставное, неопределённо-личное, распространённое; 3-е предложение придаточное определительное, двусоставное, распространённое).
(союз когда …), […сущ.], (которых…).
Ответы
Контрольная робота по русскому языку по теме «Сложноподчинённое предложение»
Вариант 1
- Расставьте недостающие знаки. Произведите синтаксический разбор предложения, постройте схему.
По сумрачному небу носились густые тучи, и, хотя шёл только третий час дня, но было темно.
- Запишите подчинительные союзы и союзные слова.
- Раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.
Я во что бы то ни стало хотел стать врачом. Они одеты кто во что горазд.
- Расставьте недостающие знаки препинания.
Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.
Был тот предночный час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда ещё дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Образец синтаксического разбора предложения:
Когда мы пришли, мне показали несколько крупных окуней и плотиц, которых друзья выудили без меня. (Сложноподчинённое, повествовательное, невосклицательное; 1-ое предложение придаточное обстоятельственное времени, двусоставное, нераспространённое; 2-ое предложение главное, односоставное, неопределённо-личное, распространённое; 3-е предложение придаточное определительное, двусоставное, распространённое).
(союз когда …), […сущ.], (которых…).
Вариант 2
- Расставьте недостающие знаки. Произведите синтаксический разбор предложения, постройте схему.
Женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях, и хотя слова её были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце.
- Запишите подчинительные союзы и союзные слова
- Раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.
Он вёл себя как ни в чём не бывало. Я бежал что есть мочи.
- Расставьте недостающие знаки препинания.
Дети чувствуют, кто их любит. Яков встал рано утром, когда солнце ещё не палило так жарко и с моря веяло бодрой свежестью. В воздухе, куда не взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли.
Образец синтаксического разбора предложения:
Когда мы пришли, мне показали несколько крупных окуней и плотиц, которых друзья выудили без меня. (Сложноподчинённое, повествовательное, невосклицательное; 1-ое предложение придаточное обстоятельственное времени, двусоставное, нераспространённое; 2-ое предложение главное, односоставное, неопределённо-личное, распространённое; 3-е предложение придаточное определительное, двусоставное, распространённое).
(союз когда …), […сущ.], (которых…).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для подготовки к ГИА (ОГЭ 2015) по русскому языку 9 класс : задания 8, 11
Данный материал к заданиям 8,11...
Материал для подготовки к ГИА (ОГЭ 2015) по русскому языку: задание 3
Таблица "Средства речевой выразительности"...
Материал для подготовки к ГИА (ОГЭ 2015) по русскому языку 9 класс: задание 7 "Словосочетание"
данный материал построен на основе Открытого банка заданий ФИПИ ГИА 9 класс русский язык...
Дидактический материал для подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе
Данный материал позволяет подготовить обучающихся к ГИА по заданиям 3-14...
Материал для подготовки к устной части ОГЭ по русскому языку
В 2018 году будет апробация устной части ОГЭ по русскому языку. В данном материале даны упражнения для третьей части: описание фотографии. ЛитератураФИПИ. Демонстрационный вариант устного собесед...
материал для подготовки к заданию 15.3 ОГЭ (русский язык)
Таблица с определением понятия, комментарием и примером из худ.литературы...
Материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Материал для подготовки к написанию части С ( сочинения) по русскому языку для ОГЭ ( 9 класс) и ЕГЭ ( 11 класс), методика работы над сочнением в формате ЕГЭ, образцы сочнений....