Интегрированный урок.
методическая разработка по английскому языку (8 класс)

Фирфарова Валерия Михайловна

Методическая разработка интегрированного урока по английскому языку и географии для восьмого класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

При современных тенденциях к синтезу и интеграции знаний все больше возрастает значение развития метапредметной компетенции. Взаимосвязи иностранного языка с другими учебными предметами разнообразны и многофункциональны. Современные УМК построены в основном с учетом межпредметных связей. Так, в рамках УМК «Английский в фокусе», по которому мы работаем, помимо текстов, представленных непосредственно в модуле и содержащих в себе факты (или явления, события, их оценки) из других областей знания, особое место отводится разделу, который называется “Across the curriculum” (обзор школьных предметов) и представляет собой урок, направленный непосредственно на осуществление межпредметных связей. Поэтому мне думается, что сам предмет Английский язык является интегрированным: насыщенный межпредметными связями, он предлагает учащимся знания из различных областей науки: искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни. Интегрированные уроки развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, формируют умения анализировать и сравнивать сведения и факты родной и иноязычной культуры.  Кроме того, они способствуют развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.



Предварительный просмотр:

Название статьи: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ГЕОГРАФИИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС.

Автор: Фирфарова Валерия Михайловна, ГБОУ СОШ № 466 Курортного района Санкт-Петербурга.

Адрес электронной почты: school466l@yandex.ru,  karpin84@inbox.ru.

  1. Вступление. Методической основой интегрированного подхода к обучению является развитие метапредметной компетенции. Интегрированный урок направлен на объединение знаний из разных предметов, нацелен на рассмотрение актуальной проблемы целостности знаний, развивает синтезированное восприятие учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетает методы различных наук, осуществляет межпредметные связи, имеет практическую направленность.  На интегрированных уроках используются разнообразные педагогические методы: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез, направленные на достижение главной цели интегрированного обучения — развитие мышления учащихся. Таким образом, интегрированное обучение:
  • даёт возможность применения учащимися системного метода познания;
  • формирует комплексный подход к учебным предметам;
  • повышает качество знаний учащихся;
  • формирует у учащихся общие понятия предмета;
  • расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, развивает образное мышление, способствует глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях.
  1. В виде представления собственного опыта предлагаю образец интегрированного урока: английский язык – география по теме: «Глобальное потепление климата на Земле».

Аннотация к уроку. Предназначен для учащихся 8 классов, имеет социально-педагогическую направленность и преследует цель: повышение лексического и коммуникативного уровня владения английским языком учащихся. Разработан в контексте ФГОС и направлен на решение предметных, метапредметных и личностных задач. В ходе урока учащиеся работают в группах, им предлагают игровую ситуацию, в которой учащиеся могут попробовать себя в разных ролях. Это позволяет повысить информационную и коммуникативную компетентности.

По обоим предметам была проведена подготовительная работа, результатом которой стал обобщающий урок, для повышения интереса проведенный в виде деловой игры. Учащиеся были предупреждены и получили опережающее дифференцированное задание. Заранее же были распределены роли участников конференции и представлена система оценивания ответов.

По результатам урока педагоги оценили ответы:

  • ученых и переводчика – опережающее дифференцированное задание (повышенной сложности),
  • журналистов и общественность - умение задавать вопросы, уточнять полученную информацию, обращаться.

3.План интегрированного урока английский язык – география. 8 класс.

Тип урока: комплексное применение знаний.

Вид урока: интегрированный

Форма проведения - конференция

УРОК - ОБОБЩЕНИЕ

Цели:

-комплексные: обобщение знаний о мировых экологических проблемах на примере «парникового эффекта» и формирование коммуникативных навыков решения проблем в билингвальном пространстве; обучение познавательной деятельности с использованием английского языка;

-образовательные: совершенствовать умение говорить по теме в монологической и диалогической речи, находить, и систематизировать учебный материал;

-метапредметные: формирование представления сущности проблемы глобального изменения климата в России и других странах.

Задачи:

Предметные:

  • использовать практические навыки подготовки к экологическому мониторингу;
  • закрепить навыки интервьюирования на родном и иностранном языках;
  • закрепить лексические понятия по теме «Окружающая среда»;
  • продолжить работу над формированием коммуникативной культуры ведения диалога на иностранном языке, на родном языке, на двух языках.

Метапредметные:

  • закрепить умение учащихся делать краткие высказывания по теме, обсуждать отдельные вопросы, выражать своё мнение, дискутировать, задавать вопросы, делать обобщения.

Личностные:

  • повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся,
  • развивать навыки поведения в нестандартной  ситуации.

Оснащение: мультимедийный проектор, компьютер.

Опережающее задание:

  • Роли ученых для 3-х минутных выступлений по теме глобального потепления в заданных заранее странах (России, Великобритании, США) даются заранее детям, хорошо владеющим английским языком.
  • Они же готовят презентации по теме урока на английском языке.

Первый слайд готовит учитель.

Столы для президиума конференции стоят лицом к классу.

Роли учащихся:

Ученые из России, Великобритании и США.

Переводчик, он же ведущий конференции.

Журналисты СМИ размещаются слева.

Представители общественности – справа.

4. Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность педагогов

Деятельность учащихся

Приложение

Подготовительный. Организационный момент. Речевая разминка

7 мин

Приветствуют детей на английском и русском языке.

Представляют тему и план урока. Сообщают о характере работы на данном уроке.

Делят на группы:

ученые, журналисты,

представители общественности.

Принимают участие в речевой разминке, подбирая понятия на английском языке.

Выбирают бейдж с их ролью.

Рассаживаются по группам.

Музыка для создания настроя урока.

Слайд с темой конференции на английском и русском языках

Практико-ориентированный

10 мин.

10 мин

Объявляется начало конференции

Фиксируют вопросы и ответы. Определяют степень грамотности и отношения к теме.

Выступают ученые из России, США, Великобритании по теме: Глобальное потепление в России, Великобритании, США.  (на англ. языке).

Журналисты и представители общественности задают вопросы ученым (на любом языке). Задающий вопрос встает.

Если вопрос задан на русском языке - переводчик переводит на английский.

Ученые отвечают полным ответом на английском языке (возможна помощь переводчика).

Презентации -зрительные опоры к выступлениям ученых (не более 5 слайдов.)

Вопросы задаются с опорой на записи, сделанные по ходу выступления ученых.

Заключительный. Рефлексия

10 мин

Просят написать 3 предложения о своих ощущениях, наблюдениях. Если написано на английском языке, дополнительный балл к отметке

Пишут высказывания своего мнения о проблеме (на англ.языке).

Сдают работы.

Учащимся выдают специально разработанный бланк с речевыми образцами.

Подведение итогов. Выставление отметок.

8 мин

Анализ работы учащихся, разбор допущенных ошибок, на что детям обратить внимание.

Высказывание своего мнения об уроке: что понравилось, перспективы на будущее.

Оценивание работы на уроке.

Вид оцениваемой деятельности

Критерии (в баллах)

1.

Освоение лексического материала

Не освоил – 0

Освоил частично – 1

Освоил полностью - 2

3.

Устные ответы

Односложные ответы– 1

Краткие ответы – 2

Полнее ответы – 3

Составление предложений  с обоснованием -4

4.

Работа по теме

Защита темы:

Письменно -1

Устно -3

Дополнения -2

Рабочая таблица фиксирования результатов.

Фамилия, имя учащегося

Английский язык

География

Лексика

Слушание

Чтение

Говорение

Знание фактического материала

По сумме баллов выставляется оценка за урок.



Предварительный просмотр:

Что такое интегрированный урок.

Согласно  классификации тенденций развития образовательных технологий, интегрированный урок относится к группе технологий                     «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью.

В основе предметно - классно- урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Это деление познания на научные области возникло по немощи человека познать мир целиком во всех его связях и отношениях. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не всё связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Так возникает потребность на уровне обучения в объедении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности, т.е. потребность межпредметных связях учебных дисциплин.

Проблема межпредметных связей в процессе обучения многократно поднималась, и история образования описывает так называемые «межпредметные движения»  педагогов. Суть этих движений состояло в выдвижении идей согласования учебных предметов в трактовке тех или иных понятий и явлений, в ликвидации дублирования, снятии противоречий. Как только учебные дисциплины в образовательных учреждениях разного уровня достигали крайнего разрыва, а самих дисциплин при этом становилось больше, так в ответ на это с новой силой заявляли о себе   «межпредметные движения». Так было и в нашей стране в 70-е годы XX столетия. В движение были вовлечены и ученые, и практики образования.

В отечественной педагогике это движение представлено ленинградской школой межпредметников и ведущим автором работ на эту тему профессором Максимовой В.Н., а так же свердловской  школой, оформившейся в международную Таватуйскую школу- семинар по педагогической интеграции под руководством интеграции под руководством автора книги. В настоящее время по разным причинам тема интеграции и межпредметных связей учебных дисциплин  перестала быть научно актуальна, а решение реально существующей проблемы оказалось переданным учителю. А между тем 70-80-е годы дали оригинальные работы по описанию самих межпредметных связей и технологий их установления практиками в ходе учебной  работы. Появились новые типы уроков, в частности, интегрированный урок, называемый также бинарным, синтетическим, совмещенным, что не меняло существа дела.

Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы  или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы типа Основы безопасности жизнедеятельности или Мировая художественная культура, а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание                                             дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины.                                  Также можно интегрировать методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одного предмета. К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:

  • при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
  • при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
  • при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
  • при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
  • при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
  • при создании  проблемной, развивающей методики обучения предмету.

Конечно, есть и другие случаи мотивации использования интегрированных уроков. Прежде чем решиться на интегрированный урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.

Самое узкое место интегрированного урока - это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.

Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться.

 Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые  изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:

  • свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;
  • состав интегрирования, т.е совокупность объединяемых компонентов;
  • ведущий системооообразующих и встомогательных компоненты;
  • форму интегрирования;
  • характер связей между соединяемым материалом;
  • структуру (последовательность)  расположения материала;
  • методы и приёмы его предъявления;
  • методы и приёмы переработки учащимися нового материала;
  • способы увеличения наглядности учебного материала;
  • распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;
  • критерии оценивания эффективности урока;
  • форму записи подготовленного урока;
  • формы и виды контроля обученности учащихся на данном  уроке.

Охарактеризуем некоторые шаги по подготовке интегрованного урока. Мотивы, побудившие учителя использовать этот тип урока, определяются теми противоречиями, которые обнаружены им в учебном процессе, и осознаваемыми потребностями  их разрешения. Ответ на вопрос, зачем  этот урок нужен моим детям и мне  как их учителю, возможен только при понимании противоречия в организации учебной деятельности учителя и ученика. Практик понимает противоречие как недостаток, проявляющийся в несоответствии, например, узко предметных знаний ученика и отсутствием у него способности применять их при  анализе глобальных или просто жизненных явлений; в несоответствии  дидактической задачи необходимости использования знания из одного предмета и умений переносить их в другую ситуацию и т.д. Всё это и есть типичные недостатки учебно-воспитательного процесса на предметном уроке.

 Противоречия учено- воспитательного процесса в единстве с внутренней потребностью учителя в их снятии и есть содержание мотивов, побуждающих к использованию интегрированного урока. Выявив противоречия и осознав мотивы, учитель ставит цели урока. Их содержание зависит от характера противоречий и мотивов их устранения. В качестве таковых, например, могут быть цели систематизации знаний, их обобщения, выявления причинно- следственных связей, расширения понятий и представлений, научения приёмам и способам переноса знаний из одной предметной области в другую и т.д.

Поставив цель, кратко и понятно её сформулировав, учитель отбирает материал для объединения его в одном уроке, т.е. определяет состав интегрирования. Это делается уже вместе с учителем того предмета, который привлекается к созданию интегрированного урока. На этом этапе отбираются лишь учебные темы и их отдельные части, которые составят содержательную основу интеграции. Здесь достигается взаимное согласие участвующих в интеграции учителей.

Далее оба учителя анализируют предварительно отобранный материал и делят его на основной и вспомогательный. Основной материал становится системообразующим компонентом урока. Системообразующей может быть лишь та часть интегрируемого содержания, которая определяется целью задания. Таким компонентом  становятся отдельные понятия, законы, идеи, методы или средства обучения. Выделение  системообразующего компонента обязательно, именно он определяет, какой материал надо интегрировать в урок, чтобы его полнее отворить, точнее объяснить или найти причины его появления.                      

Определение формы интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция. Формы бывают разные:  

  • предметно – образная, используемая при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания;
  • понятийная, когда проводится феноменологический анализ явления, составляющего это понятие, и вырабатывается понятийное поле понятия;
  • мировоззренческая, когда производится духовно -  нравственное обоснование изучаемого наукой явления или духовно- нравственные постулаты доказываются научными фактами;
  • деятельностная, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях;  
  • концептуальная, при которой учащиеся практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы.

Безусловно, что на выбор одной из форм интегрирования значительное влияние оказывает знание учителем самого явления педагогической интеграции, её видов, форм, структур и технологии осуществления. Влияет и уровень развития учащихся, их умение совмещать знания из разных дисциплин. В этом деле тоже нужен практический опыт участия в уроках того рода. Каждый последующий интегрированный урок будет легче проводиться всеми участниками педагогического процесса.

После того как определили цель урока, интегрируемые блоки знания, выделили один из них в качестве системообразующего и, наконец, определились с формой интегрирования, следует заняться очень тонкой работой – рассмотрением связей, которые следует установить между интегрируемыми блоками знаний. Связи – это устанавливаемые или восстанавливаемые последовательные зависимости интегрируемых компонентов между собой. На этом этапе учитель несколько дольше задержится: найти связи и зависимости, определить их характер не так просто. Здесь нет выбора, а есть заданность, определяемая природой и характером изучаемых явлений.

Связи между интегрируемыми компонентами могут быть самые разные. Наиболее часто встречаются в школьной практике следующие:

  • связи происхождения;
  • связи порождения;
  • связи построения (при систематизации и обобщении знаний);
  • связи управления.

Связи происхождения устанавливаются там, где между компонентами выявляются отношения причины и следствия. Эти связи используются при создании многих межпредметных  курсов, например, «Культура в жизни человека», «Основа православной культурой», «Информационные технологии», «Политика права» и многих тем из этих и  подобных курсов. На этих же связях строится интегрированный урок  по введению экономических знаний в уроке о политике (тема «Нравственность и политика»), знаний химии  в урок по биологии (тема «Влияние ядов на организм человека»), знаний по истории в урок литературе (по историко-литературным темам) и др. Как видим, речь идёт не о простом соединении знаний из разных учебных дисциплин, а только тех, которые раскрывают истоки, причины или условия происхождения изучаемого в ведущем уроке предмета знания. Вводимые из другой дисциплины знания выполняют объяснительную функцию. При этих связях учащийся учится выявлять зависимости событий, фактов, явлений.

Связи порождения очень похоже на связи происхождения, но имеют ту специфику, что ставят изучаемой системообразующий предмет позицию причины, порождающей следствия, изучаемой в другом учебном предмете. Так, если учитель химии проводит интегрированный урок по ядам, то он привлекает материал из биологии. Условно говоря, его материал служит основанием появления биологических последствий, рассмотрение которых не входит в состав знаний по химии. Интегрированные уроки с такими связями учат учащихся выходить за рамки предмета и видеть последствия своих узких, локально совершаемых действий, влияние открытий на жизнь людей и развития наук и производства.

Связи управления чаще всего имеют место там, где идёт изучение способов умственной и практической деятельности, которые могут быть перенесены из одного предмета в другой. Кроме того, связи управления возникают  там, где используется знание одной науки для раскрытия смыслов овладения другой. Фактически речь идёт о функциях изучаемой науки в деятельности человека.

Связи  управления  проявляются  при  использовании  математических  методов  приемов  контроля  знаний  учащихся, введении  программированного  или  модульного  обучения.  Общая  направленности  и  смысл  установления  этих  связей  состоит  в  субъективации позиции ученика на уроке. Функциональные и коммуникативные отношения учителя и ученика при этом меняется.

Знание типов используемых и устанавливаемых связей на интегрированных уроках нужно для того, чтобы определять их возможности в развитии мышления и других познавательных процессов, а значит, в достижении конкретных целей обучения. Не зная типов связи и целенаправленно их не отбирая, нельзя построить хороший интегрированный урок. Без этого продуманного аспекта интеграции любой такой урок будет формальным копированием и данью моде на эту технологию. Ядром интеграции как процесса установления взаимодействия объектов интегрирования являются именно связи. Связи выявляются и устанавливаются сначала внутри блоков учебного материала, затем между блоками и уж потом в целом тематическом контексте урока. Последовательность изучения, изложения и освоения материала интегрированного урока определяется типами связей.

Процедура интегрирования материала разных уроков и разных тем идет через установление внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей. Эти связи – еще не интеграция, но путь к ней.

Внутрипредметные связи позволяют связывать между собой разные темы внутри самого предмета. С помощью внутрипредметных связей производится укрупнение дидактических единиц (УДЕ), разрабатываемое профессором П. М. Эрдниевым на материале математики.

Известно также, что есть опережающие связи как связи перспективные; предшествующие связи, при которых в урок включается материал, ранее изученный в другой дисциплине; сопутствующие связи, при которых материал из разных дисциплин изучается в одно и тоже время.

Теперь о структуре интегрированного урока. Здесь тоже много вариантов. Можно, конечно, составить один большой урок из мини- уроков, построенных на материале других дисциплин. Можно его сделать целостным с единой методической структурой. Есть вариант построения интегрированного урока как серии модулей (алгоритмов, проблем, учебных задач и заданий), комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, умения, навыки.

Разработка структуры интегрированного урока- совместное дело учителей интегрируемых предметов. Интегрированный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. В нём действуют несколько субъектов процесса познания, разнохарактерный материал, разнопредметные методы обучения. Всё это  требует продуманного управления по сути новым процессом познания.

Мы все время говорим о совместной работе двух и более учителей при подготовке и проведении интегрированного урока. Однако такие уроки может проводить и один учитель, владеющий материалом интегрируемой дисциплины. Такие ситуации становятся сегодня нормой.

Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через  него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....