Требования ФГОС сформированности навыка говорения на английском языке в средней школе
методическая разработка по английскому языку (9 класс)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (далее ООП ООО). Стандарт включает в себя требования:
- к результатам освоения ООП ООО;
- к структуре о ООП ООО, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;
- к условиям реализации ООП ООО, в том числе к кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям[2].
Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися ООП ООО «Иностранный язык. Второй иностранный язык», которые должны отражать:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Как видно из требований к результатам освоения ООП ООО, основной целью изучения иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции учащегося, свидетельствующая о его умении и способности пользоваться языком как средством общения. В отечественной лингводидактике система компетенций, входящих в коммуникативную компетенцию, формирование которой рассматривается в качестве конечной цели овладения иностранным языком, включает следующие компетенции: речевая, языковая(лингвистическая), социокультурная, компенсаторная (стратегическая), учебно-познавательная и ряд других. Применительно к обучению иностранным языкам понятие коммуникативная компетенция получило детальную разработку в рамках исследований, проводимых Советом Европы для установления необходимого уровня владения иностранным языком. Опираясь на систему уровней владения языком, предложенную Советом Европы, она выглядит следующим образом:
- A1 - Elementary - Уровень выживания;
- A2 - Pre-Intermediate - Предпороговый уровень;
- B1 - Intermediate - Пороговый уровень;
- B2- Upper-Intermediate - Пороговый продвинутый уровень;
- C1- Advanced - Продвинутый уровень;
- C2 - Proficiency - Уровень профессионального владения.
Согласно Государственным стандартам школьного образования по иностранному языку (2004) элементарный уровень владения иностранным языком A1 достигается во 2–4 классах, предпороговый уровень А2 – в 5–9 классах, пороговый уровеньB1 – в 10–11 классах.
Каждый уровень подразумевает определенный набор навыков, умений и знаний. В соответствии с программными требованиями уровень ученика в средней школе, изучающего иностранный язык на базовом уровне, должен соответствовать уровню A2 (предпороговый уровень развития коммуникативной компетенции в говорении), например:
- в области монологической речи: уметь строить связные высказывания (описание, сообщение, рассказ, с высказыванием своего мнения) о фактах и событиях с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, зрительную наглядность или заданную коммуникативную ситуацию. Объём монологического высказывания — от 7—10 фраз, (5—7 классы) до 10—12 фраз (8—9 классы). Продолжительность монолога — 1—1,5 минуты (9 класс);
- в области диалогической речи: уметь вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями, комбинированные диалоги. Объём диалога — от 3 реплик (5—7 классы) до 4—5 реплик, (8—9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога — 2,5–3 минуты (9 класс).
Как известно, итоговым контролем качества подготовки учащихся школы по иностранному языку являются выпускные экзамены ОГЭ для 9 класса.
В ОГЭ введены задания, позволяющие оценить умения учащихся в области устной речи. Так, в рамках ОГЭ учащиеся должны выполнить 3 задания:
1) прочитать текст;
2) ответить на вопросы собеседника (диалог);
3) высказаться в форме монолога (сообщение по плану).
Таким образом, второе задание связано с контролем диалогических умений школьников, задания под номером 3 направлено на оценку уровня развития монологических умений учащихся. В экзаменах в качестве оценочных критериев выдвигаются следующие: решение коммуникативной задачи, организация высказывания, языковое оформление. Коммуникативная задача — это критерий, позволяющий оценить способность учащихся полно, точно раскрывать тему сообщения. Данный критерий можно назвать самым важным, поскольку, если коммуникативная задача оказывается нерешенной, все задание оценивается в 0 баллов. Организация высказывания — критерий, направленный на оценку умений логического построения высказывания, владеть приемами введения в тему сообщения и подведения итогов, использовать вводные слова и конструкции. Языковое оформление высказывания — критерий, позволяющий оценить уровень сформированности лексико-грамматических навыков, лежащих в основе говорения как сложного речевого умения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Требования ФГОС сформированности навыка говорения на английском языке в средней школе
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (далее ООП ООО). Стандарт включает в себя требования:
- к результатам освоения ООП ООО;
- к структуре о ООП ООО, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;
- к условиям реализации ООП ООО, в том числе к кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям[2].
Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися ООП ООО «Иностранный язык. Второй иностранный язык», которые должны отражать:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Как видно из требований к результатам освоения ООП ООО, основной целью изучения иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции учащегося, свидетельствующая о его умении и способности пользоваться языком как средством общения. В отечественной лингводидактике система компетенций, входящих в коммуникативную компетенцию, формирование которой рассматривается в качестве конечной цели овладения иностранным языком, включает следующие компетенции: речевая, языковая(лингвистическая), социокультурная, компенсаторная (стратегическая), учебно-познавательная и ряд других. Применительно к обучению иностранным языкам понятие коммуникативная компетенция получило детальную разработку в рамках исследований, проводимых Советом Европы для установления необходимого уровня владения иностранным языком. Опираясь на систему уровней владения языком, предложенную Советом Европы, она выглядит следующим образом:
- A1 - Elementary - Уровень выживания;
- A2 - Pre-Intermediate - Предпороговый уровень;
- B1 - Intermediate - Пороговый уровень;
- B2- Upper-Intermediate - Пороговый продвинутый уровень;
- C1- Advanced - Продвинутый уровень;
- C2 - Proficiency - Уровень профессионального владения.
Согласно Государственным стандартам школьного образования по иностранному языку (2004) элементарный уровень владения иностранным языком A1 достигается во 2–4 классах, предпороговый уровень А2 – в 5–9 классах, пороговый уровеньB1 – в 10–11 классах.
Каждый уровень подразумевает определенный набор навыков, умений и знаний. В соответствии с программными требованиями уровень ученика в средней школе, изучающего иностранный язык на базовом уровне, должен соответствовать уровню A2 (предпороговый уровень развития коммуникативной компетенции в говорении), например:
- в области монологической речи: уметь строить связные высказывания (описание, сообщение, рассказ, с высказыванием своего мнения) о фактах и событиях с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, зрительную наглядность или заданную коммуникативную ситуацию. Объём монологического высказывания — от 7—10 фраз, (5—7 классы) до 10—12 фраз (8—9 классы). Продолжительность монолога — 1—1,5 минуты (9 класс);
- в области диалогической речи: уметь вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями, комбинированные диалоги. Объём диалога — от 3 реплик (5—7 классы) до 4—5 реплик, (8—9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога — 2,5–3 минуты (9 класс).
Как известно, итоговым контролем качества подготовки учащихся школы по иностранному языку являются выпускные экзамены ОГЭ для 9 класса.
В ОГЭ введены задания, позволяющие оценить умения учащихся в области устной речи. Так, в рамках ОГЭ учащиеся должны выполнить 3 задания:
1) прочитать текст;
2) ответить на вопросы собеседника (диалог);
3) высказаться в форме монолога (сообщение по плану).
Таким образом, второе задание связано с контролем диалогических умений школьников, задания под номером 3 направлено на оценку уровня развития монологических умений учащихся. В экзаменах в качестве оценочных критериев выдвигаются следующие: решение коммуникативной задачи, организация высказывания, языковое оформление. Коммуникативная задача — это критерий, позволяющий оценить способность учащихся полно, точно раскрывать тему сообщения. Данный критерий можно назвать самым важным, поскольку, если коммуникативная задача оказывается нерешенной, все задание оценивается в 0 баллов. Организация высказывания — критерий, направленный на оценку умений логического построения высказывания, владеть приемами введения в тему сообщения и подведения итогов, использовать вводные слова и конструкции. Языковое оформление высказывания — критерий, позволяющий оценить уровень сформированности лексико-грамматических навыков, лежащих в основе говорения как сложного речевого умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие коммуникативных навыков с использованием текста на уроках английского языка в средней школе».
Развитие коммуникативных навыков с использованием текстов на английском языке...
Развитие навыков говорения на английском языке, используя голосовую запись
Данная публикация показывает как развиать навыки говорения на английском языке, приведены цели и задачи, этапы развития...
«Развитие и контроль навыков аудирования на уроках английского языка в средней школе»
В последнее время все чаще можно услышать термин «обновление содержания образования», который часто трактуется неоправданно узко, на уровне внесения определенных количественных и качествен...
Формирование грамматических навыков на уроке английского языка в средней школе
Обучение грамматике является важным аспектом в изучении иностранного языка. В настоящее время она выполняет прикладную функцию, то есть выступает не целью, а средством обучения. Действительно, без дос...