Метод проектов на уроках английского языка для повышения коммуникативной компетенции учащихся.
методическая разработка по английскому языку на тему
Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, инновационных технологий обучения.
Наиболее эффективной технологией обучения иностранному языку является метод проекта, т.е. такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, инновационных технологий обучения.
Наиболее эффективной технологией обучения иностранному языку является метод проекта, т.е. такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Деятельность учащихся направлена на стремление к самообучению и самосовершенствованию через активные способы действия. В курсе иностранного языка метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определённой темой устной речи. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знания языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний. Дети должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Меняется и роль учащихся в учении, т.е. они становятся активными участниками процесса. Так как метод проекта предполагает при реализации соблюдение определённого алгоритма и сочетания различных видов деятельности, таким образом, на разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. Рассмотрим этот алгоритм работы.
I этап. Начинание или целеполагание, подготовка.
Деятельность учащихся. |
|
Деятельность учителя. |
|
II этап. Планирование.
Деятельность учащихся. | Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. |
Деятельность учителя. | Помогает. Наблюдает. |
III этап. Принятие решения (Исследование. Выбор методов проверки принятых решений.)
Деятельность учащихся. | Работают с информацией. Выполняют исследования. |
Деятельность учителя. | Наблюдает. Консультирует. |
IV этап. Выполнение.
Деятельность учащихся. | Оформляют проект. Выполняют исследование. Работают над проектом. |
Деятельность учителя. | Направляет процесс , если это необходимо. Наблюдает. |
V этап. Оценка результатов.
Деятельность учащихся. | Участвуют в коллективном самоанализе и самооценке. |
Деятельность учителя. | Направляет процесс, если это необходимо. Наблюдает. |
VI этап. Защита проекта.
Деятельность учащихся. | Защищают проект Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. |
Деятельность учителя. | Участвуют в коллективной оценке результатов проекта |
Важное правило: каждый этап проекта должен иметь свой конкретный продукт.
Основные требования к использованию метода проектов:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
- практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода “мозговой атаки”, “круглого стола”, статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).
При организации работы над коллективным проектом выбирается консультант для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного. Во время защиты проекта учащиеся демонстрируют уровень владения иностранным языком, представляется ясная картина, чему ученик научился при изучении данной темы. Нужно помнить, что суть проектной деятельности при изучении иностранного языка – прежде всего коммуникативная деятельность, включённая в другие виды деятельности. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее плотно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение как речевого партнера и старшего помощника.
Учителю необходимо объяснить учащимся цель задания. Прежде всего, необходимо изучить вместе с учениками памятку “Творческий проект – это интересно!”, в которой даются советы о том, как лучше организовать работу над проектом. Учащимся нужно помочь выбрать проект, который соответствует их интересам и уровню языковой подготовки. Учащиеся имеют право предложить свой собственный проект, если ни один из предложенных им не интересен.
Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на следующем уроке.
Особое внимание следует уделить презентации проекта, которая должна осуществляться, как правило, на уроке на английском языке. При работе над первым проектом желательно, чтобы сам учитель представил свой проект в качестве примера. Если в параллели несколько классов, можно организовать выставку лучших проектов, чтобы их могли увидеть и оценить ученики других классов, учителя, родители.
Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы, согласно их увлечениям и темпераменту. Необходимо убедить их использовать разнообразные способы работы: графическое написание, оформление, подборку иллюстраций и фотографий, а по необходимости – аудио или музыкальное оформление.
Личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проектные методики в определенной степени позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка, когда дети учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребенка.
При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.
Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком
Метод проектов является составной частью обучения английскому языку школьников на начальном этапе. Так, в параллели 2-х классов учащимися выполнялись следующие проекты: книжка «Алфавитка» и закладка (учебник М.З. Биболетовой "Enjoy English" для 2-х классов). Книжка «Алфавитка» выполнялась ребятами во время зимних каникул. Здесь они могли проявить свои творческие способности, нарисовав все буквы английского алфавита. В дальнейшем данные книжки использовались учителем на уроках для повторения английского алфавита. Задание «Закладка» было дано на весенние каникулы. Нарисовав закладки в виде руки, ребята на обратной стороне описали своё любимое домашнее животное по следующему клеше: I have got a pet. Its name is… It is nice, fat, lazy… Данная работа позволяет систематизировать пройденный за 3 четверть материал.
Одной из главных задач обучения иностранным языкам является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно принимать самостоятельно решения.
В 6 классе, заканчивая изучение раздела "Animals in Our Life" учебника М.З. Биболетовой "Enjoy English 3", ребятам было предложено выполнить проект, что вызвало живой интерес. Передо мной стояли следующие учебные задачи:
- научить читать тексты, извлекать из них нужную информацию, использовать полученные сведения в работе;
- научить обмениваться информацией с партнерами;
- научить писать рекламные объявления;
- научить писать сочинение с опорой на образец, используя слова и выражения из "полезного словаря", созданного путем коллективной учебной деятельности;
- научить переводить стихотворение с английского языка на русский;
- научить составлять кроссворды.
Практическая деятельность учащихся заключалась в следующем:
- посещение импровизированного зоопарка (целью получения более полной информации о животных ребята изучали энциклопедический материал);
- создание фотоколлекции животных зоопарка;
- написание рекламного объявления - афиши;
- создание плана-карты зоопарка;
- получение информации о животных из различных источников и материалов как на русском, так и на английском языке;
- создание "полезного словаря" (ученики, читая тексты на английском языке, выбирают и выписывают на большой лист бумаги слова и выражения, которые пригодятся им при написании своих сочинений);
- подготовка собственных письменных рассказов о животных пензенского зоопарка, на основе прочитанных и проанализированных текстов, предложенных учителем;
- переводах стихотворения Gillian Brown My Dream";
- подборе песен, стихов, шуток, ребусов, кроссвордов, посвященных животным;
- составление своих собственных кроссвордов;
- демонстрация собранного творческого материала в форме альбома.
На разных этапах выполнения данного проекта участники работали в микрогруппах, в парах, коллективно, индивидуально. В микрогруппах учащиеся готовили фотографии, рисовали план-карту зоопарка, оформляли афишу, собирали информацию о животных на русском языке, составляли кроссворды. В парах они читали тексты о животных на английском языке и коллективно составляли "полезный словарь". Над сочинением работали индивидуально.
План-карта зоопарка
Кроссворд "Animals"
По горизонтали:
1. Животное, похожее на человека
2. Самое сильное лесное животное
4. У этой птицы хорошее зрение
6. Полосатый хищник
7. Очень хитрое животное
8. Земноводное животное
10. Санитар леса
12. Самое большое на планете млекопитающее
14. Вид транспорта
15. Из шерсти этого животного производят одежду
По вертикали:
1. Кого любит кошка?
2. Она делает мед
3. Друг Винни-Пуха
5. Животное с длинной шеей
8. У него два горба
9. Она дает молоко
11. Из нее готовят уху
13. Герой из мультфильма "Ну погоди!"
Исходя из опыта работы, можно отметить, что на завершающем этапе средней общеобразовательной школы личностно-ориентированное проектное обучение является особенно значимым по следующим причинам:
- учащиеся 10 – 11 классов в психологическом плане относятся к юношескому возрасту, который представляет собой “третий мир”, существующий между детством и взрослостью;
- промежуточность общественного положения и статуса юношества способствует активизации мыслительной деятельности старшеклассников и повышению степени их самостоятельности;
- на старшей ступени обучения активно развивается на основе рефлексии свое собственное самосознание, образ “Я”, соотношение реального и идеального “Я”;
- перед школьниками этого возраста стоит задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире, с чем связана необходимость развития самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции.
Так, в 11а классе в конце 1 полугодия учащиеся защищали проект «Famous people in cinematography in the 20th century». Ребята подбирали материал на английском языке, пользуясь сайтом wikipedia.com. Затем с помощью программы Microsoft Power Point учащиеся составляли презентации о следующих знаменитостях: Чарли Чаплин, Стивен Спилберг, Никита Михалков, Эдди Мерфи, Вивиен Ли, Кларк Гейбл, Уолт Дисней.
Таким образом, можно сделать вывод, что проектное обучение активизирует деятельность учеников, так как оно:
- личностно-ориентировано;
- самомотивируемо, и как результат, у учеников, по мере выполнения работы, возрастает степень увлеченности ею;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты (продукт) своего собственного труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов на уроках английского языка как способ повышения активности и самостоятельности
В данной статье рассматривается проектная деятельность на уроке английского языка как один из способов повышения познавательной активности школьников и формирования самостоятельности в работе с информ...
Метод проектов на уроках английского языка как способ раскрытия творческого потенциала учащихся
В данной статье двются рекомендации по использованию метода проектов на уроках английского языка на разных ступенях обучения....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ( ГОВОРЕНИЕ, ЧТЕНИЕ ).
Информационные и коммуникативные технологии на уроках английского языка...
Значение интегрированных уроков английского языка для формирования коммуникативной компетенции учащихся средней школы
В понимании важности обозначенной темы нашей статья мы исходим, в первую очередь, из того, что междупредметная интеграционная деятельность предоставляет возможность систематизировано обобщать знания у...
технология проектирования на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
главной задачей на уроках английского языка является формирование коммуникативной компетенции обучающихся по средствам современных технологий. одной из современных технологий является использование ме...
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции посредством метода проектов на уроках английского языка.
Статья о необходимости использования метода проекстов на уроке английского языка.Особую популярность в последнее время приобретает метод проектов в старших классах. Учитель при данном методе обучения ...
Использование метода проектов на уроках английского языка в среднем звене у учащихся с ЗПР как средство формирования положительного интереса к предмету.
Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося. Мотивация достижения является относительно независимым видом человеческой мотивации, от нее во много...