Рабочая программа внеурочной деятельности (патриотическое направление) «С чего начинается Родина?» для 5 класса
рабочая программа (5 класс)
Программа «С чего начинается Родина?» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей.
Комплекс мероприятий предусматривает охват детей 5 «е» класса и включает: изучение городов и достопримечательностей России и Республики Бурятия, юбилейных памятных дат в ходе работы с историческим и современным материалом, формирование у детей гражданского и нравственного сознания, развитие таких качеств как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, доброта, коллективизм, уважение к людям, милосердие и т.д.
Занятия клуба рассчитаны на 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Программа «С чего начинается Родина?» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей.
Комплекс мероприятий предусматривает охват детей 5 «е» класса и включает: изучение городов и достопримечательностей России и Республики Бурятия, юбилейных памятных дат в ходе работы с историческим и современным материалом, формирование у детей гражданского и нравственного сознания, развитие таких качеств как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, доброта, коллективизм, уважение к людям, милосердие и т.д.
Занятия клуба рассчитаны на 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_5_klass.docx | 62.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19» г. Улан-Удэ
«Согласовано» Руководитель ШМО __________/________________/ Протокол № от___________ | «Согласовано» Зам. директора по УВР _________ /_________________/ от_________________________ | «Утверждено» Директор МАОУ СОШ №19 _________/_________________/ Приказ №____ от____________ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
(патриотическое направление)
«С чего начинается Родина?»
для 5 «е» класса
Составила: Буянтуева Вера Базаровна,
учитель русского языка и литературы
Улан-Удэ, 2020
Рабочая программа внеурочной деятельности
(патриотическое направление)
«С чего начинается Родина?»
Пояснительная записка
Воспитание патриотизма являлось особенностью российской системы образования на протяжении достаточно долгого периода времени. Это вполне понятно, ведь любовь к Отечеству является одной из основных русских ценностей. Однако приходится признать, что эта цель, благополучно вжившаяся в систему образования, часто не находит своего выражения в современной педагогической практике. Оторванность наших воспитанников от духовных корней отечественной культуры, забвение и утрата культурных традиций; падение уровня духовно-нравственных ценностей, невостребованность духовного потенциала русской культуры, взаимонепониманием «детей», а в последствии «взрослых», негативным отношением подростков к традициям и ценностям «отцов». Во многом это связано со стремительно меняющейся системой ценностей, их переосмыслением. Этому пути можно противостоять, активно воздействуя через «просвещение» на возрождение национальных ценностей.
Поэтому проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества.
Во все времена патриотизм, духовная зрелость, нравственность были и остаются главным стержнем формирования личности, базисной основой прочности государства.
Достаточно обратиться к истории нашей страны, чтобы убедиться в этом. Становление России, ее развитие, превращение в великую державу всегда основывались на воспитании у народа чувства любви к своей родине и гордости за нее. Российскому историку С.М.Соловьеву принадлежит очень точно сформулированная мысль: «Без высокой духовности и патриотизма Россия никогда бы не стала великой державой, вызывающей законную гордость у каждого из нас и также уважения у ее соплеменников».
Этот вывод нашего соотечественника актуален и сегодня.
В законе РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле еще лучше. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно с этой целью создана программа по внеурочной деятельности «С чего начинается Родина?».
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
На мой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким-то безликим, далеким для понимания сегодняшними школьниками.
Сегодня важно понять, что патриотическое воспитание молодежи – это не какая-то единичная политическая акция, а сложнейший комплекс интегрированных в повседневную жизнь мероприятий, конечная цель которого - формирование личности гражданина, защитника своего Отечества, любящего свою Родину, испытывающего чувство гордости за ее свершения и победы, стремящегося трудиться и служить на благо страны и нести ответственность за судьбу своей Родины. А потому главная задача курса «С чего начинается Родина?» позаботиться о том, чтобы дети не утратили чувство любви к своему дому, близким людям. Патриотическое, духовное и нравственное воспитание молодежи возможно и через приобщение ее к познавательной и научной деятельности.
Программа «С чего начинается Родина?» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей.
Комплекс мероприятий предусматривает охват детей 5 «е» класса и включает: изучение городов и достопримечательностей России и Республики Бурятия, юбилейных памятных дат в ходе работы с историческим и современным материалом, формирование у детей гражданского и нравственного сознания, развитие таких качеств как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, доброта, коллективизм, уважение к людям, милосердие и т.д.
Занятия клуба рассчитаны на 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Занятия проводятся в форме лекций,бесед, игр, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, встреч с интересными людьми, экскурсий, посещений музеев, познавательных мероприятий в Республиканской Юношеской библиотеке им.Д-Р.Батожабая
На занятиях подростки приобретают нравственные качества: любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность. Стержнем деятельности курса «С чего начинается Родина?» является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ.
Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства.
Программа разработана для того, чтобы подростки почувствовали себя частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне.
В ходе работы будут вноситься изменения, дополнения, корректировки в план реализации программы и в сами занятия тоже.
Основные цели и задачи
Программа « С чего начинается Родина?» направлена на достижение следующих целей:
- формирование у детей гражданственности, трудолюбия, нравственности, воспитании патриотизма;
- актуализация приоритетных задач учебно-воспитательного процесса подрастающего поколения на современном этапе – прежде всего на воспитании личности патриота и гражданина;
- пробуждение и учёт интересов учащихся к изучению отечественной истории, культуры, краеведения, формирование такого мышления осуществляется в процессе урочной и внеурочной работы;
- использование оригинальных наиболее эффективных форм воспитательной работы (тематических праздников, походов, экскурсий) в сочетании традиционных подходов воспитательной работы школы и инновационных;
- поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирование у них отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных условий для достижения успеха.
Программа «С чего начинается Родина?» направлена на решение следующих задач:
- формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, любви к Родине, своему народу и готовности к его защите;
- развитие у школьников чувства гордости и любви к культурным (архитектурным, литературным, художественным, музыкальным и т.д.) ценностям своего государства;
- развитие у школьников чувства гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, ее многонациональный народ;
- формирование активной жизненной позиции школьников, их гражданского самоопределения, стремления к самореализации в России.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1 | Введение в тему «С чего начинается Родина?». | 2 |
2 | Москва-столица нашей Родины | 5 |
3 | От Москвы до самых до окраин. | 6 |
4 | « Таёжная,озёрная,степная…» | 6 |
5 | Воинская слава России.Города-герои | 6 |
6 | Календарь памятных дат | 9 |
7 | Обобщение по курсу «С чего начинается Родина?». | 1 |
Всего | 34 |
Содержание тем учебного курса
Введение в тему (2 часа).
Вводная беседа, обобщение и углубление знаний о России.
Москва – столица нашей Родины (5часов).
Обобщение и углубление знаний об основании Москвы. История и архитектура Московского Кремля. История Красной площади. Собор Василия Блаженного, Храм Христа Спасителя, Большой театр, Университет им. Ломоносова. Скульптура Москвы: памятники Долгорукому, Минину и Пожарскому, Ломоносову, Пушкину, Жукову. Жизнь и деятельность П. Третьякова. История Третьяковской галереи, ее роль в духовном формировании человека. История Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Знакомство с его экспозициями.
От Москвы и до самых окраин (6 часов).
Федеративное устройство России. Республики. Края. Области. Автономные области и округа. Города федерального значения. Информация о субъектах: местоположение, население, символика, основные достопримечательности, отличительные особенности и т.д.
«Таёжная,озёрная,степная..» (6 часов).
Обобщение и углубление знаний о Республике Бурятия и её столице-Улан-Удэ. «Малая Родина» -её историческое прошлое, культура и национальные традиции. Народные праздники. Природоохранные национальные парки. Улан-Удэ-столица Бурятии. Памятники культуры и искусства Музеи и театры города.
Календарь памятных дат(9 часов)
100-летие с окончания Первой мировой войны. 100-летие ВЛКСМ. 75-летие снятия блокады.80 лет со дня событий на Халхин-Голе. День Защитника Отечества.День Победы.Герой России Алдар Цыденжапов.
Воинская слава России. Города-герои (6 часов).
Города-герои и историческая память российского народа. Ленинград. Одесса. Севастополь. Волгоград (бывший Сталинград). Киев. Брестская крепость. Москва. Керчь. Новороссийск. Минск. Тула. Мурманск. Смоленск. Города воинской славы России.
Обобщение по курсу «С чего начинается Родина?» (1час).
Обобщение знаний по курсу. Защита проектов по теме « С чего начинается Родина?»
Предполагаемые результаты освоения программы
Предметные результаты
Вся воспитательная деятельность по данной программе ориентирована на патриотическое воспитание личности. Повышение уровня гражданского самосознания учащихся, уровня общей культуры школьников, чувство привязанности к родному краю, уважение и любовь к своей Родине – вот такими качествами должен обладать юный гражданин России. И тогда он будет востребован, и его задатки и способности получат дальнейшее развитие.
Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России.
Образовательное учреждение считает своей целью вырастить поколение убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть – патриот России.
Личностные результаты
- ответственно относиться к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- воспитать любовь и уважение к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
- развить эстетическое сознание через освоение художественного наследие России и мира.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД:
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД:
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать и интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный)
- критически оценивать содержание и форму текста.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для
- объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
- мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
- препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
- деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
- выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
- ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
- поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
- распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
- непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) по теме | Планируемые результаты | |||
План | Факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Введение в тему (2 час). | |||||||
1-2 | С чего начинается Родина? Наша Родина Россия | Простая монологическая речь. Знания о нашей Родине на уровне требований к учащимся начальной школы. Знание поговорок, обычаев россиян. Выполнение репродуктивных и творческих заданий. | Обобщение и углубление знаний о России. | Умение целенаправленно сосредотачиваться. Определение уровня развития познавательных процессов. Участие в коллективном обсуждении. Способность к самооценке. Чувство сопричастности, гордости за свою Родину, народ. историю. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину | ||
Москва – столица нашей Родины (5 часов). | |||||||
3 | Основание Москвы. | Простая монологическая речь. Знание начальных сведений об основании Москвы. | Обобщение и углубление знаний об основании Москвы. | Умение пользоваться слуховой памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. Участие в коллективном обсуждении. | Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа. | ||
4 | Путешествие по Красной площади. | Простая монологическая и диалогическая речь. Первичные знания о Красной площади, ее роли в истории России. | Знакомство с историей Красной площади, архитектурой Красной площади. | Умение устанавливать связи между понятиями, монологическая речь. Чувство гордости за русскую историю и культуру. Формулировка личной оценки. Адекватно восприятие оценки учителя. Способность к самооценке. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину | ||
5 | Архитектура Москвы. | Простая монологическая речь. Умение ведения диалога. Выполнение репродуктивных и творческих заданий. Выступление с докладом. | Знакомство с историей памятников архитектуры: Собор Василия Блаженного, Собор Христа Спасителя, Большой театр, Дом Пашкова, Университет им. Ломоносова. | Монологическая речь, диалог. Умение сохранять в памяти термины и определения. Формулировка личной оценки. Чувство гордости за русскую историю и культуру. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследие России. | ||
6 | Скульптура Москвы. | Простая монологическая речь. Умение ведения диалога. Выступление с докладом. | Знакомство с историей скульптурных композиций Москвы: па-мятниками Долгорукому, Минину и Пожарскому, Ломоносову, Пушкину, Жукову. | Монологическая речь, диалог. Умение сохранять в памяти термины и определения. Формулировка личной оценки. Чувство гордости за русскую историю и культуру. | Воспитание российской патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. | ||
7 | Третьяковская галерея. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. | Простая монологическая речь. Умение ведения диалога. Основные сведения о Третьяковской галереи. Выступление с докладом. | Изучение жизни и деятельности П. Третьякова, истории Третьяковской галереи, ее роли в духовном формировании человека; истории Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, знакомство с его экспозициями. | Участие в коллективном обсуждении. Способность к самооценке. Чувство сопричастности, гордости за свою Родину. Умение анализировать, обобщать, делать выводы. Формулировка личной оценки. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследие России и мира. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | ||
«Таёжная,озёрная,степная… »(6 часов). | |||||||
8 | Природоохранные национальные парки « Байкальский» и «Тункинский» | Простая монологическая речь. Элементарные знания о национальных парках Выполнение репродуктивных и творческих заданий. | Изучение теории в рамках проекта» Селенга-Байкал». Знакомство с уникальной флорой и фауной родного края | Умение целенаправленно сосредотачиваться. Определение уровня развития познавательных процессов. Участие в коллективном обсуждении. Способность к самооценке. Чувство сопричастности за ответственность охраны природы. | Воспитание бережного отношения к природе, чувства гордости за свою Родину. | ||
9 | Байкал-« голубое око земли» | Простая монологическая речь. Элементарные знания по теме занятия. Выступление с докладом. | Знакомство с с животным и растительным миром Байкальского региона | Умение сохранять в памяти термины и определения. Участие в коллективном обсуждении. Чувство сопричастности, гордости за свою Родину, народ, историю. | Воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою малую Родину. Развитие эстетического сознания через освоение природного наследия | ||
10 | .Улан-Удэ –культурная столица.Музеи и театры | Простая монологическая речь. Элементарные знания по теме занятия. Выступление с докладом. | Изучение памятников архитектуры, продолжение знакомства с театрами и музеями города | Умение сохранять в памяти термины и определения, картинки. Участие в коллективном обсуждении. Чувство сопричастности, гордости за национальную культуру народов ,населяющих нашу республику | Воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. | ||
11 | Коллективный выход в театр оперы и балета. | Простая монологическая речь. Элементарные знания по теме занятия. Выступление с докладом по дополнительным аспектам темы. | . Участие в коллективном обсуждении. Чувство сопричастности, гордости за свою Родину, народ, историю и культуру | Воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия | |||
12 | Народные праздники.Сагаалган- встреча Нового года по лунному календарю | Простая монологическая речь. Элементарные знания по теме занятия. Выступление с докладом. | Продолжение знакомства с народным праздником -Сагаалгаан | Продолжение знакомства с народными праздниками. Участие в коллективном обсуждении. Чувство сопричастности, гордости за свою Родину, народ, историю. | Воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. Развитие эстетического сознания через освоение и причастность к культуре и традициям бурятского народа | ||
13 | Народные праздникиюМасленица- прощание с зимой и встреча весны. | Простая монологическая речь. Умение ведения диалога. Умение слушать и анализировать. | Продолжение знакомства с традициями Масленицы | Умение сохранять в памяти термины и определения, картинки. Участие в коллективном обсуждении. Чувство сопричастности, гордости за свою Родину, народ, историю. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России и причастность к культуре и традициям русского народа | ||
От Москвы и до самых окраин (6 часов). | |||||||
14 | Федеративное устройство России. | Простая монологическая речь. Элементарные знания по теме занятия. Выступление с докладом по дополнительным аспектам темы. | Изучение информации о федеративном устройстве субъектов РФ. | Умение сохранять в памяти термины и определения, картинки, находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности). Участие в коллективном обсуждении. Чувство сопричастности, гордости за свою Родину, народ, историю. | Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | ||
15 | Республики России. | Простая монологическая речь. Умение ведения диалога. Выполнение репродуктивных и творческих заданий. Выступление с докладом. | Изучение информации о субъектах РФ, их местоположении, населении, символике, основных достопримечательностях, отличительных особенностях и т.д. | Монологическая речь, диалог. Умение сохранять в памяти термины и определения. Формулировка личной оценки. Чувство гордости за русскую историю и культуру. | Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. | ||
16 | Края России. | Простая монологическая и диалогическая речь. Первичные знания о краях России. | Изучение информации о субъектах РФ, их местоположении, населении, символике, основных достопримечательностях, отличительных особенностях и т.д. | Умение устанавливать связи между понятиями, монологическая речь. Чувство гордости за русскую историю и культуру. Формулировка личной оценки. Адекватно восприятие оценки учителя. Способность к самооценке. | Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. | ||
17 | Области. | Простая монологическая речь. Элементарные знания по теме занятия. Выступление с докладом по дополнительным аспектам темы. | Изучение информации о субъектах РФ, их местоположении, населении, символике, основных достопримечательностях, отличительных особенностях и т.д. | Умение целенаправленно сосредотачиваться. Определение уровня развития познавательных процессов. Участие в коллективном обсуждении. Способность к самооценке. Чувство сопричастности, гордости за свою Родину, народ. историю. | Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | ||
18 | Области. | Простая монологическая речь. Умение ведения диалога. Выполнение репродуктивных и творческих заданий. Выступление с докладом. | Изучение информации о субъектах РФ, их местоположении, населении, символике, основных достопримечательностях, отличительных особенностях и т.д. | Участие в коллективном обсуждении. Способность к самооценке. Умение анализировать, сопоставлять, обобщать. | Воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. | ||
19 | Автономные области и округа. Города федерального значения. | Простая монологическая речь. Элементарные знания по теме занятия. Выступление с докладом по дополнительным аспектам темы. | Изучение информации о субъектах РФ, их местоположении, населении, символике, основных достопримечательностях, отличительных особенностях и т.д. | Умение сохранять в памяти термины и определения, картинки, находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности). Участие в коллективном обсуждении. Чувство сопричастности, гордости за свою Родину, народ, историю. | Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | ||
Календарь памятных дат (9 часов). | |||||||
20 | «И помнит мир спасённый…» (к 100-летию окончания Второй мировой войны) | Выступление с докладом. Умение ведения диалога. | Изучение истории второй мировой войны. | Монологическая речь, диалог. Умение сохранять в памяти термины и определения. Формулировка личной оценки. Чувство гордости за Отечество. | Воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. | ||
21-22 | «Комсомольцы-добровольцы..» | Простая монологическая речь. Умение ведения диалога. Выполнение репродуктивных и творческих заданий. Выступление с докладом. | Изучение истории ВЛКСМ,знакомство с традициями и символикой комсомола. | Умение устанавливать связи между понятиями, монологическая речь. Формулировка личной оценки. Адекватно восприятие оценки учителя. Способность к самооценке. | Воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину | ||
22 | Урок Мужества. «Герои сегодня» К 10-летию подвига Алдара Цыденжапова | Простая монологическая и диалогическая речь. Выполнение репродуктивных и творческих заданий. Выступление с докладом. | Знакомство с подвигом матроса Алдара Цыденжапова. | Умение целенаправленно сосредотачиваться. Определение уровня развития познавательных процессов. Участие в коллективном обсуждении. Способность к самооценке. Чувство сопричастности, гордости за свою Родину, народ. историю. | Воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. | ||
23 | День снятия блокады. Дорога жизни. | Выполнение репродуктивных и творческих заданий. Выступление с докладом. | Продолжение знакомства с историей блокады в Ленинграде. | Умение устанавливать связи между понятиями, монологическая речь. Чувство гордости за русскую историю и культуру. Формулировка личной оценки. | Воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. | ||
24 | Встреча в Юношеской библиотеке с участниками патриотическо-поискового отряда «Рысь». | Простая монологическая речь. Умение ведения диалога. Выполнение репродуктивных и творческих заданий | Знакомство с деятельностью военно-патриотического отряда «Рысь» | Участие в коллективном обсуждении. Чувство сопричастности, гордости за свою Родину, народ, историю. | Воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину | ||
25 | Урок Мужества. «Непобедимая и легендарная…» Ко Дню Защитника Отечества. | Умение ведения диалога. Выступление с докладом. Простая монологическая речь. | Продолжение изучения истории Российской Армии | Монологическая речь, диалог. Формулировка личной оценки. Чувство гордости за Отечество. | Воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. | ||
26 | Урок Мужества. Победный май1945 года. | Простая монологическая речь. Умение ведения диалога. Выступление с докладом. | Продолжение изучения истории Великой Отечественной войны. | Участие в коллективном обсуждении. Чувство сопричастности, гордости за свою Родину, народ, историю страны | Воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. | ||
27 | Всероссийская акция «Бессмертный полк» Великая Отечественная война в истории моей семьи. | Простая монологическая речь. Умение ведения диалога. Выполнение репродуктивных и творческих заданий. Выступление с докладом. | Продолжение изучения истории Великой Отечественной войны. | Участие в коллективном обсуждении. Способность к самооценке. Умение анализировать, сопоставлять, обобщать. | Воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. Семейные традиции .Преемственность поколений | ||
Воинская слава России. Города-герои (6 часов). | |||||||
28 | Города-герои и историческая память российского народа. Ленинград. Одесса. Севастополь. | Простая монологическая речь. Умение ведения диалога. Первичные знания о городах-героях России. | Знакомство с городами-героями России, историей присвоения званий этим городам. Памятники ВОВ. | Монологическая речь, диалог. Умение сохранять в памяти термины и определения. Формулировка личной оценки. Чувство гордости за русскую историю и культуру. | Воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. | ||
29 | Города-герои и историческая память российского народа. Волгоград (бывший Сталинград). Киев. Брестская крепость. Минск. | Фронтальная и групповая форма в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения , сопровождаемая творческими заданиями. | Знакомство с городами-героями России, историей присвоения званий этим городам. Памятники ВОВ. | Умение устанавливать связи между понятиями, монологическая речь. Чувство гордости за русскую историю и культуру. Формулировка личной оценки. Адекватно восприятие оценки учителя. Способность к самооценке. | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее, за свой народ; осознание своей этнической принадлежности, знание истории своего отечества. | ||
30 | Города-герои и историческая память российского народа. Москва. Керчь. Новороссийск. | Простая монологическая речь. Умение ведения диалога. Выполнение репродуктивных и творческих заданий. Выступление с докладом. | Знакомство с городами-героями России, историей присвоения званий этим городам. Памятники ВОВ. | Умение целенаправленно сосредотачиваться. Определение уровня развития познавательных процессов. Участие в коллективном обсуждении. Способность к самооценке. Чувство сопричастности, гордости за свою Родину, народ. историю. | Воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. | ||
31 | Города-герои и историческая память российского народа. Тула. Мурманск. Смоленск. | Фронтальная и групповая форма в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения , сопровождаемая творческими заданиями. Умение ведения диалога. | Знакомство с городами-героями России, историей присвоения званий этим городам. Памятники ВОВ. | Умение сохранять в памяти термины и определения, картинки, находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности). Участие в коллективном обсуждении. Чувство сопричастности, гордости за свою Родину, народ, историю. | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее, за свой народ; осознание своей этнической принадлежности, знание истории своего отечества. | ||
32 | Города воинской славы России. | Групповая форма в виде информационного и объяснительно-иллюстративного изложения. Умение ведения диалога. | Знакомство с городами Воинской славы России, историей присвоения званий этим городам. Памятники ВОВ. | Умение устанавливать связи между понятиями, монологическая речь. Чувство гордости за русскую историю и культуру. Формулировка личной оценки. Адекватно восприятие оценки учителя. Способность к самооценке. | Воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. | ||
33 | Города воинской славы России. | Простая монологическая речь. Умение ведения диалога. Выполнение репродуктивных и творческих заданий. Выступление с докладом. | Знакомство с городами Воинской славы России, историей присвоения званий этим городам. Памятники ВОВ. | Монологическая речь, диалог. Умение сохранять в памяти термины и определения. Формулировка личной оценки. Чувство гордости за русскую историю и культуру. | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее, за свой народ; осознание своей этнической принадлежности, знание истории своего отечества. | ||
Обобщение по курсу «С чего начинается Родина?» (1 час). | |||||||
34 | Обобщающие занятия по теме: « С чего начинается Родина?». | Защита проектно-значимых работ.. | Умение сохранять в памяти термины и определения, картинки. Участие в коллективном обсуждении. Чувство сопричастности, гордости за свою Родину, народ, историю. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной практики. Воспитание чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа. |
Перечень учебно-методического обеспечения (для учителя и обучающегося)
- Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр.
- Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.:2009
- Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009- №4.
- Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
- Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
- Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
- О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках.– М,: «ТЦ Сфера», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Азбука пешехода» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Азбука пешехода» 1-4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности Социального направления «Занимательный английский»
Рабочая программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструкто...
Методическая разработка: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (спортивное направление) "Хитрый мяч".
Методическая разработка:РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (спортивное направление) "Хитрый мяч". Сегодня спорту принадлежит значительная роль в воспи...
Программа внеурочной деятельности (патриотическое направление) "Путешествие по России"
Сегодня важно понять, что патриотическое воспитание молодежи – это сложнейший комплекс интегрированных в повседневную жизнь мероприятий, конечная цель которого - формирование личности гражданина...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» Направление: общеинтеллектуальное направление
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями.Рабочая программа разработана ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурной направленности «Язык, культура и традиции татарского народа» (программа рассчитана для детей с 9-15 лет)
Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения по изучению и сохранению истории, культуры и языка татарского народа имеет художественно-эстетическую напр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...