презентация " «Расширение образовательного пространства обучающихся с интеллектуальными нарушениями за счет реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности общеразвивающей направленности»
презентация к уроку
№1 Здравствуй те уважаемые коллеги! педагог дополнительного образования Шункова Елена Александровна государственного образовательного казенного учреждения специальной коррекционной школой № 12 г. Иркутска. Тема моего сообщения звучит так : «Расширение образовательного пространства обучающихся с интеллектуальными нарушениями за счет реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности общеразвивающей направленности»
№2 Школа работает по адаптированным основным общеобразовательным программам вариант 9.1 9.2 8.3 8.4.
№ 3 С увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья, острее встает вопрос о создании эффективной квалифицированной педагогической помощи для данной категории детей. В связи с этим перед педагогами встала проблема обучения детей с ОВЗ не только на уроке в классе, но и на занятиях в дополнительном образовании. Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных и творческих потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что особенно важно, поскольку не все обладают способностями к академическому обучению. Основное преимущество реализации дополнительного образования непосредственно в Государственном общеобразовательном казенном учреждении «Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска» , заключается в том, что созданы все условия для организации содержательного единства учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего процессов. При этом дополнительное образование становится равноправным компонентом единого образовательного пространства, которое ориентировано на создание условий для оказания дополнительных образовательных услуг, творческой самореализации обучающихся с особыми потребностями в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления в процессе общения и совместной деятельности в сообществе и активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
№ 4 Для вхождения таких детей в общество необходима социально - психологическая адаптация, помогающая преодолевать страхи и трудности, возникающие у детей в процессе становления их личности. Таким адаптирующим моментом может стать творческая деятельность на занятиях по гончарному делу. Была разработана дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Гончарное дело»
№ 5 Программа является особенно актуальной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так как способствует их общему развитию, формированию положительного эмоционального фона, оказывает определенное арттерапевтическое воздействие. Основы технологии гончарного мастерства доступны для детей с задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью. Освоившие базовые умения и навыки обучающиеся могут продолжить обучение более сложным способам изготовления и оформления глиняных изделий.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа усвоения социокультурных ценностей и развития индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию личности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития через развитие способности самовыражения и самопознания.
Программа «Гончарное дело» предусматривает активное взаимодействие ребёнка и педагога в процессе совместной творческой деятельности, что является инновационным подходом в организации образовательного процесса. Предлагаемая программа курса рассчитана для обучающихся возрастной группы 7 – 11 лет.
Занятия в подгруппе из 5 - 7 человек 2 раза в неделю.
Длительность одного занятия – 25-30 минут.
№ 6 Содержание дополнительной образовательной программы «Гончарное дело» направлено на формирование у обучающих:
- - знаний, умений и навыков в работе с глиной;
- - интереса к истории гончарного ремесла, к разнообразию стилей и техник гончарного мастерства;
- - художественного вкуса, эстетического восприятия, умения анализировать и оценивать работы;
- - умения работать в коллективе сверстников.
Дополнительная образовательная программа также помогает в развитии у обучающихся наглядно-образного мышления, мелкой моторики рук, зрительной и двигательной памяти
№ 7 Цель дополнительной образовательной программы: создание условий для получения качественного образования в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями данного контингента лиц, состоянием здоровья, а также с учетом реальных возможностей образовательного учреждения для обеспечения последующей интеграцией в современном социально-экономическом и культурно-нравственном пространстве.
№8 достижение главной цели обеспечивается решением этой цели ряда задач. Это в первую очередь конечно же : коррекционно - развивающие образовательные,воспитательные,мотивационные, эстетические,социально – педагогические.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие критерии:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого обучающегося;
- создание на занятиях атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем обучающимся, что позволяет развивать общительность, доброе отношение к людям, любознательность, инициативность, стремление к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого;
- уважительное отношение к результатам творчества;
- единство подходов к воспитанию и обучению лиц с особыми потребностями в условиях образовательного учреждения и семьи;
- соблюдение в работе Организации преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки.
№ 9,10,11Средствами реализации дополнительной образовательной программы являются занятия комплексного характера, в которых репродуктивная деятельность переходит в частично поисковую, самостоятельную творческую работу с помощью педагога.
Темы занятий находятся в определенной ритмической последовательности. Повторяясь, они расширяют сюжетный спектр и дают возможность связать разрозненные впечатления о единстве формы и содержании изготавливаемого объекта.
Главными выразительными средствами на занятиях являются различные материалы для творчества (глина, пластилин, акриловые и гуашевые краски). Работа с этими материалами не только позволяет оценить специфику их выразительных возможностей, но и корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки.
№ 12 За прошедший период реализации программы «Гончарное дело» были получены качественные результаты:
Улучшение мелкой моторики рук
Снижение агрессивности и снятие нервного напряжения
Повышение самооценки.
Повышение стрессоустойчивости, коммуникабельности
Улучшение мыслительной деятельности
Заинтересованность посещений кружка «Гончарное дело» увеличилась вдвое.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наша школа работает по АООП Вариант 1 Вариант 2 Вариант 8.3 Вариант 8.4
Статистические данные последних лет показывают, что в школах России постоянно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. И этому есть объяснение: во-первых, появилось огромное количество вредных факторов (экологическое состояние территорий Российской Федерации, продукты питания, социальный образ жизни родителей и др.), усиливающих проявление различных заболеваний у детей; во-вторых, школьные образовательные программы из года в год все усложняются и становятся непосильными для ряда школьников.
Для успешного вхождения таких детей в общество необходима социально - психологическая адаптация, помогающая преодолевать страхи и трудности, возникающие у детей в процессе становления их личности. Таким адаптирующим моментом может стать творческая деятельность на занятиях по гончарному делу.
Программа «Гончарное дело» предусматривает активное взаимодействие ребёнка и педагога в процессе совместной творческой деятельности , что является инновационным подходом в организации образовательного процесса. Предлагаемая программа курса рассчитана для обучающихся возрастной группы 7 – 11 лет. Занятия в подгруппе из 5 - 7 человек 2 раза в неделю. Длительность одного занятия – 25-30 минут.
Цель дополнительной образовательной программы: создание условий для получения качественного образования в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями наших детей, состоянием здоровья, а также с учетом реальных возможностей образовательного учреждения для обеспечения последующей интеграцией в современном социально-экономическом и культурно-нравственном пространстве.
Задачи для реализации программы: Обучающие: - обучение различным техникам обработки глины; - овладение основами, умениями работы из целого куска глины, создание образов из отдельных частей; - формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию; - обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из глины; - знакомство с различными жанрами декоративно-прикладного искусства; - овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания. Коррекционно -развивающие: - развитие настойчивости, целеустремленности, аккуратности; - развитие интереса к изучению народных промыслов; - повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ; - развитие умения работать в коллективе и индивидуально; - развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций; - развитие у детей тонкой моторики рук, глазомера, чувства гармонии и красоты. Воспитательные: - воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе; - соблюдение правил техники безопасности; - стремление к поиску, самостоятельности; - понимание необходимости качественного выполнения образа; - конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера; - приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе, а также скульптуре; - культурно-социальная компетентность, приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Занятия с глиной - уникальная техника арт-терапии, основанная на применении глины - природного материала, как инструмента, помогающего понять и проработать актуальную проблему человека. Для детей, особенно с ментальными нарушениями, любые упражнения с глиной очень полезны и терапевтичны .
За прошедший период реализации программы «Гончарное дело» были получены качественные результаты: Улучшение мелкой моторики рук Снижение агрессивности и снятие нервного напряжения Повышение самооценки. Повышение стрессоустойчивости, коммуникабельности Улучшение мыслительной деятельности Заинтересованность посещений кружка «Гончарное дело» увеличилась вдвое.
Наши достижения На основании распоряжения Министерства образования Иркутской области от 14 апреля 2020 года № 314-мр школа приняла участие в региональном этапе Всеросийского конкурса «Доброшкола» в 2020 году среди образовательных организаций, осуществляющих деятельность по адаптированным основным образовательным программам, на лучший дизайн образовательной среды в условиях обновления инфраструктуры школы. Наша школа является победителем в номинации «Лучшее развивающее пространство школы», где была представлена «Гончарная мастерская»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей (внеурочная деятельность по предмету) "Клуб любителей английского языка"
Программа дополнительного образования детей (внеурочная деятельность по предмету)...
Специфика программ дополнительного образования и внеурочной деятельности
Сравнительная таблица Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле....
Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»
Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»...
Рабочая программа Дополнительного образования по внеурочной деятельности кружка «Вдохновение»
программа соответствует требованиям ФГОС...
Программа внеурочной деятельности общеразвивающей направленности «На пути к ЕГЭ» для учащихся 10 класса (в условиях реализации ФГОС)
Программа внеурочной деятельности общеразвивающей направленности «На пути к ЕГЭ» для учащихся 10 класса (в условиях реализации ФГОС)...
Рабочие программы дополнительного образования и внеурочной деятельности
Волейбол, шахматы...
Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС
Представлена методическая разработка на тему "Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГО...