Самостоятельная работа и ее место в учебном процессе
учебно-методический материал по английскому языку

Овчарова Ирина Александровна
Основные формы и приемы организации самостоятельной работы на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_rabota.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа и ее место в учебном процессе

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Воспитание активности и самостоятельности и необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым преподавателем в числе задач первостепенной важности.

Говоря о формировании у  учащихся самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти вглубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности учащихся, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, творческому развитию и формированию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.

Собственно процесс  самостоятельной деятельности  представляется в виде триады:

мотив – план (действие) – результат

Что же входит в понятие «самостоятельная деятельность»?

  • Самостоятельность – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность  как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи.
  •  Самодеятельность – субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.
  • Самоактивация – это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.
  • Самоорганизация – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.
  • Саморегуляция – изначально психологическое обеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно психическое наполнение.
  • Самоконтроль – необходимый компонент самой деятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне.

Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

Самостоятельная работа учащихся составляет основу многих современных технологий.

Следовательно, самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое:

  • в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
  • формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного уровня  познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
  • вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
  • является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе деятельности.

На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

Под системой самостоятельных работ мы понимаем, прежде всего, совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ.

При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:

  1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач - приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
  2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.
  3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.
  4. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекала из предыдущих и готовила почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства педагога, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств.

Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.

Классификация самостоятельных работ по дидактической цели:

  • приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
  • закрепление и уточнение знаний;
  • выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
  • формирование умений и навыков практического характера;
  • формирование умений и навыков творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач.

Цели самостоятельной работы

Самостоятельная работа учащихся проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений школьников;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности учащихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развития исследовательских умений.

Функции самостоятельной работы

  • выработка способности работать самостоятельно;
  • развитие познавательной активности;
  • стимулирование творческого мышления;
  • повышение культуры умственного труда, интереса к работе;
  • осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");
  • формирование умения планировать время;
  • выработка ответственности и инициативности.

К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие:

1. Работа с книгой.

2. Упражнения.

3. Выполнение практических и лабораторных работ.

4. Проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения.

5. Подготовка докладов, рефератов.

6. Домашние опыты, наблюдения.

7. Техническое моделирование и конструирование.

К творческим самостоятельным работам можно отнести такие формы как:

  1. Практические работы;
  2. Контрольные работы;
  3. Тематические зачеты;
  4. Защита и написание рефератов;
  5. Решение проблемных задач прикладного характера и другие.

С точки зрения организации самостоятельная работа может быть:

  • фронтальной (общегрупповой) - учащиеся выполняют одно и то же задание;
  • групповой - для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.);
  • парной - например, при проведении опытов, выполнении различных построений, конструировании моделей;
  • индивидуальной - каждый учащийся выполняет отдельное задание.

Рассматривая самостоятельную деятельность в качестве познавательной, выделяют четыре ее разновидности в процессе обучения:

1. Цель и план работы учащийся  определяет с помощью преподавателя.

2. Цель учащийся определяет с помощью преподавателя, а план самостоятельно.

З. Цель и план учащийся определяет самостоятельно, но задание даёт преподаватель.

4. Без помощи педагога учащийся сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет.

Факторы, влияющие на отбор содержания для проведения самостоятельной работы:

1. Обеспечение правильного сочетания объема совместной с преподавателем работы и самостоятельной.

2. Методически правильная организация работы учащегося в классе и вне его.

3. Обеспечение учащегося необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.

4. Контроль за ходом самостоятельной работы и меры, поощряющие ученика за ее качественное выполнение.

№п/п

Цель самостоятельной работы

Вид деятельности учащихся

1

Работы, основная цель которых — приобретение новых знаний и умений и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников

1.Работа с учебником: изучение нового, работа с таблицами

2.Наблюдения

3.Опыты на уроке и в домашних условиях

4.Работа с раздаточным материалом

5.Изучение устройства и принципа действия приборов по моделям и чертежам

6.Вывод формул, выражающих функциональную зависимость физических величин

7.Анализ формул, получение на этой основе выводов о характере зависимости физических величин, входящих в формулы

8.Работа с дополнительной литературой

2

Работы, основная цель которых - совершенствование знаний (их уточнение и углубление), выработка умений применять знания на практике

1.Решение задач

  • вычислительных с «абстрактным» содержанием;
  • вычислительных с производственно-техническим содержанием;
  • качественных;
  • графических;
  • экспериментальных.

2.Доказательство справедливости формул

3.Эксперимент:

  • проверка справедливости законов;
  • установление связи между законами, явлениями, событиями;
  • установление количественной зависимости между величинами;
  • изучение физических свойств веществ;
  • определение величин. понятий

4.Наблюдение с целью уточнения условий, в которых протекает явление

5.Придумывание примеров на новые законы

6.Выполнение заданий по классификации:

  • приборов, машин, установок, схем, электрических цепей и т.д.;
  • состояния вещества;
  • свойств тел, веществ;
  • явлений;
  • форм движения;
  • видов энергии;
  • элементарных частиц и т.д.

3

Работы, основная цель которых - формирование у учащихся умений и навыков практического характера

Решение задач

Вычерчивание и чтение схем приборов и электрических цепей

Построение и анализ графиков

Сборка приборов из готовых деталей

Выявление неисправностей в приборах и устранение их

Изготовление приборов по готовым схемам и чертежам

Измерение физических величин

Сборка электрических цепей

4

Работы, основная цель которых -  развитие творческих способностей учащихся

1.Подготовка докладов и рефератов

2.Разработка мультимедийных презентаций.

6.Составление задач на использование новых понятий

7.Построение гипотез

8.Выполнение опытов с элементами исследования

Уровни самостоятельной деятельности учащихся

Исследования ученых-практиков и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

  1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.
  2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.
  3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.
  4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

Каждый из этих уровней, хотя они выделены условно, объективно существует. Дать самостоятельное задание учащемуся уровнем выше — это в лучшем случае напрасно потерять время на уроке.

Требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке

Рассмотрим основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Они сводятся к перечисленным ниже.

  • Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям учащегося, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы.
  • Обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы.
  • Назначение самостоятельной работы - развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение. Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца.
  • Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду.

Самостоятельная работа является обязательной для каждого учащегося и определяется учебным планом. Время, отводимое на внеаудиторную самостоятельную работу, находится в пределах 50% от объема времени, отведенного на нагрузку по дисциплине.

Особенности руководства самостоятельной работой:

  1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный  характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача педагога заключается в том, чтобы найти  такую формулировку задания, которая вызывала бы у  учащихся интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем  заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение.
  2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать учащегося при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами учащиеся - подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
  3. На первых парах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы
  4. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.
  5. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.                .
  6. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала преподавателем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.
  7. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать педагогу. Преподаватель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.

Итак, при выполнении любого вида самостоятельной работы учащийся должен пройти следующие этапы:

  • определение цели самостоятельной работы;
  • конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;
  • самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;
  • выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения);
  • планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;
  • реализация программы выполнения самостоятельной работы;
  • осуществление в процессе выполнения самостоятельной работы управленческих актов: контроль за ходом самостоятельной работы, самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, корректировка на основе результатов самоконтроля программ выполнения работы, устранение ошибок и их причин.

Чтобы учащиеся могли самостоятельно описать тот или иной объект или явление при выполнении учебного задания, решении учебной задачи и правильно выполнить все операции, надо:

  • четко сформулировать задание на описание с указанием его границ — свернутое или развернутое;
  • предъявить объект для наблюдения — в натуре или модели, на схеме, чертеже, рисунке; если изучается явление, то дать общую картину его протекания — словесно, с помощью карты, рисунка, схемы;
  • дать все необходимые ранее изученные опорные понятия, а также предъявить в готовом виде карту языка описания — названия объекта и его составных частей, в том числе термины, условные обозначения, кодовые знаки;
  • определить границы и дать ориентиры для самостоятельного распознавания существенных признаков сходства и отличия; если необходимо, дать подсказку - где, как и какие признаки искать.

Система дифференцированных заданий для самостоятельной работы

I уровень: Дословное и преобразующее воспроизведение информации.

II уровень: Самостоятельная работа по образцу, составление вопросов к текстам лекций по предложенному образцу. Разные по сложности, разнообразные по характеру и форме образцы вопросов направляют мышление учащихся на поиски ответов, а затем и на самостоятельную формулировку вопросов, что является приобщением к умственному труду. Составление тестовых заданий по предложенным правилам.

III уровень: Реконструктивно-самостоятельные работы: преобразование текстовой информации в структурно-логические графы, составление кроссвордов, интервью, анкет, преобразование типовых задач, т.е. работы этого типа учат обобщать явления.

IV уровень:  Эвристические самостоятельные работы, разрешение проблемной ситуации, созданной преподавателем; составление своих проблемных задач, различных моделей, т.е. учащиеся непосредственно участвуют в разработке моделей.

V уровень: Творческие (исследовательские) самостоятельные работы: написание работы с включением в неё знаний II, III, IV уровней. Название и форма работы выбираются учащимися (преподаватель только может помочь). Рефераты, проектные работы и т.д.

Виды самостоятельных работ с литературой:

  1. Виды самостоятельной работы с текстом учебника:

  • нахождение ответов в тексте учебника на поставленные преподавателем  вопросы;
  • повторение формулировок законов, определений понятий, формул;
  • нахождение ответов на вопросы, приведенные в конце параграфа;
  • чтение текста учебника после обсуждения какого-либо вопроса;
  • чтение текста параграфа по частям для выделения главного или составления планов;
  • комментированное чтение текста;
  • нахождение в тексте того, о чем не говорил преподаватель;
  • выделение практических применений явлений и законов;
  • выделение сведений исторического характера;
  • нахождение вывода формулы, разбор этого вывода, анализ формулы;
  • сравнение рисунков, схем, таблиц в новом параграфе или в новом и ранее изученном;
  • составление вопросов и задач по тексту параграфа или его отдельным частям;
  • чтение текста и составление к нему тезисов.

  1. Виды самостоятельной работы с иллюстративным материалом учебника:

  • нахождение ответов на вопросы связанные с иллюстративным материалом;
  • работа с рисунком, схемой, диаграммой по плану, предложенному  преподавателем;
  • подбор технических рисунков и составление к ним физических вопросов.

  1. Виды самостоятельной работы, связанные с использованием инструкций к лабораторным работам:

  • самостоятельная подготовка дома к лабораторной работе с помощью текста инструкций из раздела учебника "Лабораторные работы";
  • подбор и проведение занимательных опытов, составление к ним вопросов.

  1. Виды самостоятельной работы, связанной с использованием учебника для справок:

  • по предметно-именному указателю найти, на каких страницах имеются сведения о каком-нибудь ученом;
  • работа с таблицами для усвоения какой-либо закономерности.

Из этих отдельных простых заданий можно построить множество различных комплексов более сложных заданий, состоящих из разного числа разных компонентов, отличающихся к тому же последовательностью их использования.

Практический опыт преподавателей  показал, что:

  • Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении преподавателем иготовых знаний.
  • Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
  • При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
  • С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера обучения.

Наиболее часто встречающиеся недостатки в организации самостоятельной работы

  • Нет системы, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме.
  • Уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям учащегося, слабо выражен индивидуальный подход.
  • Самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данной группы.
  • Отсутствие четких инструкций перед самостоятельной работой.
  • Сообщения, готовятся учащимися не самостоятельно, а с подачи готового материала педагога, порой непосредственно перед уроком.
  • Слабо выражен индивидуальный подход в подборе заданий.
  • Непродуманное домашнее задание.

Итак: самостоятельная работа – это средство обучения, которое формирует у обучающихся движение от незнания к знанию, от низшего уровня мыслительной деятельности к высшему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Самостоятельная работа – обязательный компонент учебно-воспитательного процесса. Испльзование различных видов самостоятельной работы  позволит формировать такие ключевые компетенции как: учи...

Доклад "Самостоятельная работа школьников в учебном процессе"

В данной работе написано о самостоятельной работе школьников, проведены диагностичнеские исследования....

Роль и место проблемного обучения в учебном процессе

   Несомненно, не всякий материал может служить основой для создания проблемной ситуации. К непроблемным элементам учебного материала относится вся конкретная информация, содержащая ц...

Самостоятельная работа обучающихся на уроке - залог эффективности повышения учебного процесса

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности икачества учебного процесса является активизация учения школьников. Её особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно- пр...

Организация учебного процесса, способствующая активизации самостоятельной работы

Данный материал содержит задания с введением нового материала и первичного закрепление проводимых на уроках математики и задаваемых домашним заданием. ...