Роль и место проблемного обучения в учебном процессе
методическая разработка по русскому языку по теме

Стаья о проблемном обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_i_mesto_problemnogo_obucheniya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Роль и место проблемного обучения в учебном процессе

     Поскольку проблемное обучение применяется в структуре  других  методов, его нельзя рассматривать ни  как  особый  метод  обучения,  ни  как  какую-то новую систему обучения. Правильнее всего будет его считать  особым  подходом к организации обучения, проявляющимся прежде всего в  характере организации познавательной деятельности обучаемых.      Несомненно, не всякий  материал  может  служить  основой  для  создания

проблемной ситуации. К непроблемным элементам учебного  материала  относится вся конкретная информация,  содержащая  цифровые  и  количественные  данные, факты, даты и т.п. которые нельзя «открыть».

     Проблемное обучение возможно применять для усвоения  обобщенных  знаний: понятий,  правил,  законов,  причинно-следственных  и  других  логических зависимостей. Оно нужно тогда, когда ставится задача  специального  обучения учащихся  приемам  и  способам  умственной  деятельности,  необходимым   при добывании знаний и решении поисковых задач. Проблемными, как правило, являются первые уроки  любой  темы,  ибо  они содержат в себе  новые  по  сравнению  с  ранее  изученным  теоретические  и практические положения.

     Бесспорно, что проблемное обучение обладает рядом достоинств: при  правильной  его  организации   способствует развитию  умственных  сил  учащихся  (противоречия  заставляют  задумываться искать  выход  из  проблемной   ситуации   затруднения);   самостоятельности (самостоятельное  видение  проблемы,   формулировка   проблемного   вопроса, проблемной  ситуации,  самостоятельность  выбора  плана  решения  и   т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение  знаний,  способов действия,  поиск  самостоятельного   нестандартного   решения).   Проблемное обучение обеспечивает и  более  прочное  усвоение  знаний  (то,  что  добыто самостоятельно  лучше  усваивается  и запоминается);   развивает аналитическое  мышление  (проводится  анализ   условий,   оценка   возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств  правильности выбираемого решения, аргументации).

     Проблемное обучение вооружает школьников методами  познания  окружающей действительности, развивает  умения  и  навыки  целесообразного  наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и  выводу  основных  закономерностей  с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе. Учащиеся  быстрее  осмысливают  сущность  изучаемого  явления  и  дают обоснованные  ответы.  У  них  развиваются  познавательные   потребности   и интерес,  воспитывается  убежденность  в  знаниях,  так  как  учащиеся  сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.

      Но  проблемное  обучение  имеет  и   недостатки.   Не   всегда   легко

сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить  в виде проблем; проблемное обучение  не  способствует  отработке  навыков. Проблемное обучение целесообразно применять, когда

содержание учебного  материала  содержит  причинно-следственные  связи  и зависимости, направлено на формирование понятий, законов, теорий, когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы, когда ученики  решают   задачи   на   развитие   самостоятельности   мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, когда учитель хорошо владеет соответствующими методами обучения.

     При проблемном обучении учитель остается  руководителем  учебного  процесса, но выходит из не всегда  благодарной  роли  человека  сообщающего  знания  в традиционной  школе,  и  становится  тем,  кто  будит  развивает,  наблюдает мыслительные операции учащихся, исправляет ошибки, разъясняет сомнения.

     Наблюдая работу  коллективов,  он  видит  то,  что  не  замечал  часто,

проводя работу со  всеми,  -  ведь  отдельного  ученика  можно  наблюдать  в

моменты спокойной работы, в минуты творческих поисков, дискуссий.

     Реализация проблемного обучения поднимает очень важный вопрос,  который сам по себе является проблемой: «какую  подготовку  должны  пройти  учителя, чтобы успешно справится с такого рода обучением?»

     Учитель должен владеть  как  объяснительным,  так  и  исследовательским

методами обучения. Выступая  в  роли  организатора  обучения  на  проблемной основе, учитель призван действовать скорее как руководитель и  партнер,  чем как источник готовых знаний и директив для учащихся. В  процессе  подготовки учитель должен приобрести опыт, который позволит ему:

     Помещение учителя на второй план отнюдь не значит, что он утрачивает  в какой-то мере свое значение. Это лишь формально второй план, хотя  и  идущий от ученика, несмотря на то, что учитель появляется на  сцене  реже  ученика, фактически  он  является  главным  героем.  От  него  зависит  все  то,  что происходит или не происходит с учеником. Однако свою роль  главного  актера, а также режиссера школьной сцены  он  выполняет  надлежащим  образом  только тогда, когда умеет вызвать  в  учениках  силы  и  творческие  возможности  и использовать их в хорошо организованном процессе воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологий проблемного обучения и учебных ситуаций как средство мотивации к обучению учащихся на этапе актуализации знаний по биологии в 6 классе

Материал предложеный в этой работе поможет учителю создать проблемную ситуацию на укорах биологии в 6 классе при изучении темы "Строение растений"...

Роль интерактивных средств обучения в учебном процессе

Роль интерактивных средств обучения в учебном процессе...

Роль и место проблемного обучения в учебном процессе

   Несомненно, не всякий материал может служить основой для создания проблемной ситуации. К непроблемным элементам учебного материала относится вся конкретная информация, содержащая ц...

Использование проблемного обучения в образовательном процессе в специализированном учреждении

Современные образовательные технологии дают возможность повышения эффективности и качества образования, позволяют  расширять рамки обучения инвалидов, способствуют повышению мотивации учащихся...

Тема по самообразованию "Внедрение технологии проблемного обучения в образовательный процесс"

Тема по самообразованию - "Внедрение технологии проблемного обучения в образовательный процесс" На этой странице представлены материалы, которые вы сможете использовать в работе с детьм...

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА

Актуальным средством активизации процесса обучения и, соответственно повышения его эффективности, является применение инновационных педагогических технологий. Рассмотрим опыт использования инновационн...

«Роль и место практико-ориентированных задач в процессе обучения математике»

Статья на тему «Роль и место практико-ориентированных задач в процессе обучения математике»...