Роль и место проблемного обучения в учебном процессе
методическая разработка по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Роль и место проблемного обучения в учебном процессе
Поскольку проблемное обучение применяется в структуре других методов, его нельзя рассматривать ни как особый метод обучения, ни как какую-то новую систему обучения. Правильнее всего будет его считать особым подходом к организации обучения, проявляющимся прежде всего в характере организации познавательной деятельности обучаемых. Несомненно, не всякий материал может служить основой для создания
проблемной ситуации. К непроблемным элементам учебного материала относится вся конкретная информация, содержащая цифровые и количественные данные, факты, даты и т.п. которые нельзя «открыть».
Проблемное обучение возможно применять для усвоения обобщенных знаний: понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических зависимостей. Оно нужно тогда, когда ставится задача специального обучения учащихся приемам и способам умственной деятельности, необходимым при добывании знаний и решении поисковых задач. Проблемными, как правило, являются первые уроки любой темы, ибо они содержат в себе новые по сравнению с ранее изученным теоретические и практические положения.
Бесспорно, что проблемное обучение обладает рядом достоинств: при правильной его организации способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения). Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).
Проблемное обучение вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе. Учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.
Но проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко
сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков. Проблемное обучение целесообразно применять, когда
содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости, направлено на формирование понятий, законов, теорий, когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы, когда ученики решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, когда учитель хорошо владеет соответствующими методами обучения.
При проблемном обучении учитель остается руководителем учебного процесса, но выходит из не всегда благодарной роли человека сообщающего знания в традиционной школе, и становится тем, кто будит развивает, наблюдает мыслительные операции учащихся, исправляет ошибки, разъясняет сомнения.
Наблюдая работу коллективов, он видит то, что не замечал часто,
проводя работу со всеми, - ведь отдельного ученика можно наблюдать в
моменты спокойной работы, в минуты творческих поисков, дискуссий.
Реализация проблемного обучения поднимает очень важный вопрос, который сам по себе является проблемой: «какую подготовку должны пройти учителя, чтобы успешно справится с такого рода обучением?»
Учитель должен владеть как объяснительным, так и исследовательским
методами обучения. Выступая в роли организатора обучения на проблемной основе, учитель призван действовать скорее как руководитель и партнер, чем как источник готовых знаний и директив для учащихся. В процессе подготовки учитель должен приобрести опыт, который позволит ему:
Помещение учителя на второй план отнюдь не значит, что он утрачивает в какой-то мере свое значение. Это лишь формально второй план, хотя и идущий от ученика, несмотря на то, что учитель появляется на сцене реже ученика, фактически он является главным героем. От него зависит все то, что происходит или не происходит с учеником. Однако свою роль главного актера, а также режиссера школьной сцены он выполняет надлежащим образом только тогда, когда умеет вызвать в учениках силы и творческие возможности и использовать их в хорошо организованном процессе воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологий проблемного обучения и учебных ситуаций как средство мотивации к обучению учащихся на этапе актуализации знаний по биологии в 6 классе
Материал предложеный в этой работе поможет учителю создать проблемную ситуацию на укорах биологии в 6 классе при изучении темы "Строение растений"...
Роль интерактивных средств обучения в учебном процессе
Роль интерактивных средств обучения в учебном процессе...
Роль и место проблемного обучения в учебном процессе
Несомненно, не всякий материал может служить основой для создания проблемной ситуации. К непроблемным элементам учебного материала относится вся конкретная информация, содержащая ц...
Использование проблемного обучения в образовательном процессе в специализированном учреждении
Современные образовательные технологии дают возможность повышения эффективности и качества образования, позволяют расширять рамки обучения инвалидов, способствуют повышению мотивации учащихся...
Тема по самообразованию "Внедрение технологии проблемного обучения в образовательный процесс"
Тема по самообразованию - "Внедрение технологии проблемного обучения в образовательный процесс" На этой странице представлены материалы, которые вы сможете использовать в работе с детьм...
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА
Актуальным средством активизации процесса обучения и, соответственно повышения его эффективности, является применение инновационных педагогических технологий. Рассмотрим опыт использования инновационн...
«Роль и место практико-ориентированных задач в процессе обучения математике»
Статья на тему «Роль и место практико-ориентированных задач в процессе обучения математике»...