ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
статья по английскому языку по теме

Самостоятельная работа – обязательный компонент учебно-воспитательного процесса. Испльзование различных видов самостоятельной работы  позволит формировать такие ключевые компетенции как: учиться, т.е. самостоятельно заниматься своим обучением, искать, т.е. уметь работать с различными источниками, думать, т.е. владеть мыслительными операциями, быть деятельными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samost.rabota.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Вострилова Р.Ф.

учитель английского языка

ГБОУ №599

г. Санкт-Петербург

Использование различных видов самостоятельной работы в современном учебном процессе

Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия.  Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

Самостоятельная работа учеников подразумевается во всех классификациях методов. Это часть любого метода, которая содержит к нему необходимое дополнение – обучение, выполнение учебных заданий без учителя. С давних времён заведено, что часть работы ученик выполняет в школе, а чтобы не забыть изученное в классе, закрепить его как следует, повторяет материал дома, выполняет необходимые задания. В связи с этим принято выделять следующие виды самостоятельной работы.    Самостоятельная работа может быть классной и домашней. Главная функция классных работ – контролирующая, домашних – закрепляющая, обобщающая, контрольно-корректирующая. Правильно организованная классная самостоятельная работа развивает произвольное внимание детей, собственное мышление, формирует самостоятельность как черту характера. Поэтому на каждом уроке учитель ищет возможности для её организации. Он использует проверочные, подготовительные, учебные и другие самостоятельные упражнения. Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного урока самостоятельности на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы.

Осницкий А.К.  рассматривает самостоятельную домашнюю работу как форму обучения, цель которой – закрепление полученных на уроке знаний, умений, навыков; самостоятельное усвоение вполне доступного материала и дополнительной информации; выполнение творческих работ. Вместе с тем, непосильное, не усвоенное на уроке может способствовать развитию приспособленчества, обмана, списывания, формальной зубрежки – самых опасных видов открытого отставания. Опытные учителя не жалеют времени на групповые и индивидуальные дополнительные занятия, во избежание формального выполнения учащимися домашних заданий. Эти занятия проводятся не только с отстающими, но и с теми, кто, увлекаясь предметом, уходит вперед, работает над дополнительным материалом.

Домашняя самостоятельная работа требует четкой организации. Она занимает определенное и постоянное место в режиме дня школьника и организуется с соблюдением гигиенических требований. У ребенка для занятий должно быть постоянное рабочее место. Ему следует объяснить важность соблюдения последовательности по степени трудности в выполнении занятий, перерывов для отдыха. Домашняя самостоятельная работа, организуемая с учетом возраста учащихся, состояния их потребностей и интересов, является ведущей формой закрепления и совершенствования знаний школьников, добывания ими дополнительной информации.

Для актуализации опорных знаний, умений проводятся подготовительные самостоятельные работы. Это могут быть устные или письменные упражнения на повторение, сопоставление определенных фактов, припоминание правил, способов действий, предварительное чтение заданных текстов и так далее. К учебным самостоятельным работам относится, прежде всего, самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом по учебнику или по другим источникам. Так же одним из видов самостоятельной работы – ознакомление учеников с новым материалом по учебнику. При этом ученик сам выделяет неизвестное, обращает внимание на главное, устанавливает последовательность действий, контролирует их. Перед чтением нового материала учитель сообщит цель работы, назовет материал, который следует прочесть, поставит контрольные вопросы, на которые необходимо найти ответы при чтении. Проверочные самостоятельные работы – это все учебные задания, которые учащийся выполняет в классе или дома. Учитель всегда будет помнить об условиях, соблюдение которых обеспечивает эффективность самостоятельной работы. Её цель определяет содержание и методику. А целей у самостоятельных работ много: на уроках чтения они необходимы для формирования полноценных умений и навыков чтения, понимания содержания прочитанного; на уроках математики самостоятельные работы служат для формирования вычислительных навыков, их закрепления. На каждом уроке самостоятельная работа приобретает свои  специфические особенности, естественно, меняются и формы, и методика её осуществления. Остаются в силе общие требования. Важнейшее среди них – достаточность «опор» для правильного и быстрого выполнения самостоятельной работы. При затруднениях многие дети приучены сидеть и ждать указаний учителя. Желательно, во-первых, не формировать у детей такую установку, а во-вторых, заранее обеспечить их необходимыми инструкциями, указаниями, алгоритмами, по которым они могли бы самостоятельно корректировать ход и результаты выполнения работ.

На качество и скорость выполнения самостоятельной работы влияет также способ постановки (введения) задания: как оно сформулировано, понятно ли ученикам, готовы ли дети к заданию такой трудности, выполнялись ли раньше подобные задания. Учитель заранее подготовит индивидуальные карточки для дифференцированного и индивидуального обучения. В зависимости от уровня подготовленности ученика они будут содержать более сложные или, напротив, упрощенные задания с планом рассуждений или без них, детальным или упрощенным алгоритмом. Если работа новая для всех, то проводится фронтальный инструктаж, в классе вывешивается настенная таблица в виде памятки.

Планируя классную и домашнюю самостоятельную работу, учитель:

•        предусмотрит ее место в структуре урока;

•        подумает, как она будет сочетаться с другими методами и формами учебной деятельности;

•        определит ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;

•        предусмотрит затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;

•        определит форму заданий;

•        установит оптимальную длительность работы;

•        подберет соответствующий дидактический материал;

•        предусмотрит рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

Таким образом, самостоятельная работа – обязательный компонент учебно-воспитательного процесса. Ее роль, содержание, длительность определятся целью изучения материала, его спецификой и уровнем подготовки школьников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

применение на уроках математики различных видов самостоятельных работ с учетом уровневой дифференциации

В статье указывается на необходимость применять уровневую дифференциацию на уроках математики при проведении самостоятельных работ. Приведены примеры разноуровневых  самостоятельных работ....

Активизация учебной деятельности на уроках русского языка в классах с ОВЗ через использование различных видов диктантов.

Примеры словарных диктантов,с помощью которых можно организовать работу со слабыми учащимися....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе использования различных видов творческой деятельности на уроках английского языка.

Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому я...

«Использование активных игровых форм работы по развитию фонематических процессов у учащихся коррекционной школы VIII вида на воспитательском часу»

Игры, способствующие развитию фонематического  и звукового  восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений, а также развитию моторной координации, ловкости, точности движений, к...

Доклад "Самостоятельная работа школьников в учебном процессе"

В данной работе написано о самостоятельной работе школьников, проведены диагностичнеские исследования....

Формирование творческих способностей школьников с умственной отсталостью посредством кружковой работы «Волшебное дерево» с использованием различных видов проектной деятельности

Развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не...