МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа»
Активность и самостоятельность школьников - один из путей
оптимизации учебного процесса
по химии и биологии.
Учитель химии и биологии: Лугаськова Н.А.
2020г.
Активность и самостоятельность школьников - один из путей оптимизации учебного процесса по химии и биологии.
Понятие познавательной самостоятельности и активности стоит в одном ряду с понятиями познавательной деятельности, познавательной активности и познавательной инициативы. Активность – активная, энергичная деятельность. Инициатива – предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Отсюда видно, что инициатива есть часть самостоятельности, а активность – её возможное следствие.
Перед современной школой стоят задачи формирования творческой, активной и самостоятельной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Решение этих вопросов связано не только с организацией обучения молодого поколения, созданием условий для развития способностей, приобщением к духовной культуре, но и организацией деятельности и общения, которые формируют развитую личность, способную к самооцениванию, самоанализу, самосовершенствованию.
Формирование и развитие познавательной самостоятельности не несёт в себе элементов принуждения. Это свободная творческая деятельность , которая даёт возможность каждому ученику проявить свои личностные качества.
Всестороннее развитие личности предусматривает воспитание у учащихся самостоятельности. При формировании самостоятельности в познавательной деятельности необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи:
Научить учащихся самостоятельно овладевать знаниями и формировать свое мировоззрение
Научить учащихся самостоятельно применять знания в учебной и практической деятельности
В психологии имеются данные о том, что человек запоминает 10% из того, что он слышит, 50% из того, что он видит, и 90% из того, что делает сам. Следовательно, самостоятельная работа является эффективным средством борьбы за глубокие и крепкие знания учащихся, формирование активности и самостоятельности как черт личности, развитие умственных способностей.
Формы активизации учебного процесса, которые позволяют проявлять активность и самостоятельность учащимся:
Создание ситуации самопроверки
Выполнение «заданий – максимумов», рассчитанных на чтение дополнительной литературы, первоисточников, на продолжительные наблюдения;
Защита своей точки зрения, приведение необходимых аргументов, доказательств, умение использовать полученные знания;
Вопросы учителю, одноклассникам, с помощью которых можно выяснить непонятные моменты, углубиться в процесс познания;
Рецензии ответов одноклассников, других творческих работ;
Побуждение учеников к нахождению не одного способа решения, а нескольких самостоятельных, преимущественно творческого, исследовательского характера.
Занятие разнообразной деятельностью, включая познание элементов труда, игры
Таким образом, система знаний успешно усваивается не в готовой форме, а через формирование самостоятельной умственной деятельности ученика, в результате чего знания становятся достижением самого школьника.
Существенным условием активности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности является интерес, как положительное отношение к конкретной деятельности.
Для устойчивых познавательных интересов существует много способов их формирования:
Решения проблемных вопросов, задач, ситуаций;
Неординарное изложение учебного материала предусматривает соблюдение традиционных принципов и использование нетрадиционных форм обучения:
Новизны;
Историзма;
Научности;
Демонстрации современных достижений науки;
Практического значения знаний;
Виртуальных игр
2.Использование методов и форм организации обучения, которые побуждают учеников к самостоятельной познавательной деятельности:
Методы групповой учебной деятельности;
Методы проблемного обучения;
Методы развивающего обучения;
Методы педагогической технологии «Создание ситуации успеха».
Методы интерактивного обучения;
Исследование;
Т.о., оптимизация учебного процесса находится в прямой зависимости от постоянной, последовательной, регулярной и поэтапной интеграции всех организационных форм обучения. Активизация и аспект формирования самостоятельности являются приоритетным в современном подходе к образованию, однако нельзя приуменьшать значимость других форм
Для достижения положительных результатов при организации самостоятельной деятельности важно методически правильно ее организовать, провести при подготовке к уроку определенную кропотливую работу, подобрать разноуровневый и дифференцированный материал, осознать, что учащиеся могут самостоятельно проработать и усвоить, а что требует непосредственного обучения со стороны учителя.
Для самостоятельной работы целесообразно использовать новейшие технологии, интерактивные формы и методы обучения, групповые формы организации обучения.
Предпосылкой для достижения положительной динамики познавательной активности и самостоятельности школьников при дифференциации обучения являются: обученность учащихся; интеллектуальное развитие; сформированность общеучебных умений и навыков.
Рассмотрим организацию самостоятельной работы на примере урока разработанного по технологии – модульного обучения по биологии в 7 классе.
Технологическая карта урока (технология модульного обучения)
в 7 классе по теме «Отдел Моховидные»
Учебные элементы | Дидактические цели | Руководство по усвоению учебного содержания |
УЭ0 | Комплексная дидактическая цель: усвоить знания о моховидных как отделе царства «Растения», особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности (на примере кукушкина льна и сфагнума), роли в природе и значении для человека; умения описывать внешнее строение и внутренне строение изученных представителей моховидных, объяснять связь внутреннего и внешнего строения с процессами жизнедеятельности. | Требования к уровню обученности: Знать: общие признаки моховидных как представителей царства «Растения», особенности внешнего, внутреннего строения и жизнедеятельности на конкретных примерах, роль моховидных в природе, значение в различных сферах деятельности человека. Уметь: называть типичных представителей моховидных, характеризовать их по внешнему и внутреннему строению и особенностям жизнедеятельности, различать разные виды по иллюстративному материалу, объяснять связь связь внутреннего и внешнего строения с процессами жизнедеятельности. Владеть: биологической терминологией, связанной с отделом моховидных. |
УЭ1
УЭ2
|
Дидактическая цель: усвоить знаний о моховидных как представителях царства «Растения»; ознакомиться с многообразием видов, происхождением, распространением на Земле.
Задание1 Рассмотрите на иллюстративном материале представителей отдела Моховидные. Найдите признаки, характеризующие их как представителей высших растений.
Задание2 Работая с текстом учебника с.52, объясните происхождение моховидных.
Задание 3 Работая с дополнительной справочной литературой, атласами- определителями, Красной книгой РМ изучите многообразие моховидных и их среду обитания.
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили все 3 задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 2 задание- поставьте себе отметку 4; Если вы дали неполные ответы на 1 задание и неправильно сделали общий вывод о среде обитания мхов - поставьте себе отметку 3; если вы не смогли выполнить все задания, снова прочитайте текст учебника, подготовьте сообщение «Общая характеристика Моховидных».
Дидактическая цель: усвоить знаний об анатомо-морфологических характеристиках моховидных. Задание 1 Изучите внешнее строение мхов на примере кукушкина льна и сфагнума.
Задание 2 Найдите черты сходства и отличия кукушкина льна и сфагнума
Задание2. Охарактеризуйте особенности внешнего и внутреннего строения моховидных (на примере кукушкина льна и сфагнума). |
Устно ответьте на вопросы: - Что характерно для высших растений?
- Чем они отличаются от низших?
- Какие прогрессивные изменения произошли у растений в ходе эволюции?
Работая с тестом учебника, выпишите гипотезу происхождения моховидных, кратко законспектируйте ответ.
Кратко запишите общее число видов моховидных на планете, отметьте некоторые виды мхов, занесенных в Красную книгу РМ. Сделайте общий вывод о среде обитания моховидных.
Лабораторная работа «Строение мхов». Рассмотрите гербарные образцы растений кукушкин лен, сфагнум, изучите рисунок в учебнике на с. 52-53. Зарисуйте в рабочих тетрадях внешнее строение мха кукушкин лен, подпишите органы мхов
Заполните сравнительную текстовую таблицу»Сравнение мхов» Признаки для сравнения | Кукушкин лен | Сфагнум | Наличие побегов |
|
| Наличие ризоидов |
|
| Расположение листьев |
|
| Особенности строения клеток |
|
| Количество коробочек со спорами |
|
| Другие особенности |
|
|
Зарисуйте особенности внутреннего строения листа сфагнума, сделайте рисунки, подпишите их.
В рабочих тетрадях сделайте общий вывод о строении моховидных. |
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили все 2 задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 1 задание- поставьте себе отметку 4; Если вы во втором задании при заполнении текстовой таблицы допустили 2 ошибки- поставьте себе отметку 3; если вы не смогли выполнить оба задания, обратитесь к тексту учебника и устно ответьте на вопросы учителя. |
УЭ3 3 | Дидактическая цель: объяснить особенности жизнедеятельности мхов, выявить характерные особенности организации полового поколения - гаметофита и бесполого поколения — спорофита, роль в природе и значение для человека. Задание 1. Объясните жизненный цикл мхов, работая со схемой учебника с.54
Задание 2. Выясните роль воды в процессе оплодотворения у моховидных.
Задание 3. Используя дополнительные источники информации, объясните экологическую роль мхов и значение мхов в образовании торфа.
|
Кратко запишите в рабочих тетрадях определение «гаметофит» и «спорофит». Зарисуйте в рабочих тетрадях схему жизненного цикла мха кукушкин лен.
Выскажите ваше суждение о том, что является ограничивающим фактором для мхов?
Письменно ответьте на вопрос: «Какую роль играют моховидные в формировании экосистем» Объясните устно: - Почему мох сфагнум может впитать воды в 20-25 раз больше собственной массы?
- Почему во время Великой Отечественной войны партизаны в лесах часто вместо бинтов использовали сфагнум в качестве перевязочного материала?
- Если человек заблудился в лесу или на болоте, как он может утолить жажду?
|
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 2 задание- поставьте себе отметку 4; Если вы допустили значительные ошибки во всех трех заданиях, поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями, подготовьте, работая с учебником объяснение схемы жизненного цикла кукушкина льна. |
УЭ 4 | Дидактическая цель: характеризовать морфологическую структуру моховидных.
Задание 1 Соберите на магнитной доске из имеющегося материала на столе растение кукушкин лен.
Задание 2. Соотнесите ткани мха кукушкин лен с выполняемыми функциями функциями.
|
- Зарисовать в рабочей тетради гаметофит и спорофит мха кукушкин лен, цифрами обозначить и надписать органы.
2) Заполните текстовую таблицу: № | Название тканей | Функции тканей | 1
2 3 4 5
| Основная (ассимиляционная) проводящая механическая запасающая покровная | А)Защитная
Б)Образование органических веществ В)Опорная Г)Запасание воды |
|
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы при выполнении 1 задания допустили 1 ошибку, поставьте себе отметку 4; Если вы допустили ошибки при составлении схемы задания №2 и неправильно ответили на задание №3, поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями , найдите необходимую информацию об анатомо- морфологических и физиологических особенностях мхов в интернет -источниках. |
УЭ 5 | Дидактическая цель: применить демонстрационный и раздаточный материал для закрепления знаний по теме «Моховидные». Задание 1. Сравните в таблице внешнее строение спирогиры и мха кукушкин лен.
Задание2_ Подпишите органы гаметофита и спорофита мха кукушкин лен, на рисунках карточки. Задание 3 Соберите схему жизненного цикла мха кукушкин лен с помощью рельефных моделей. _____________________________ |
Заполните текстовую таблицу:
№ | Черты внешнего строения спирогиры | Черты внешнего строения мха кукушкин лен |
|
|
|
|
|
|
- Собрать схему полового размножения моховидных.
- Записать вывод о значении и особенностях полового размножения в жизни моховидных .
|
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы правильно выполнили 4 задания , поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 3 задания- поставьте себе отметку 4; Если вы допустили ошибки в заданиях 2,3,4и при составлении схемы задания №1 поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями , используйте текст учебника |
УЭ 6 | Дидактическая цель: обобщить знания об анатомо-морфологических и физиологических характеристиках отдела «Моховидные». Задание 1. Установите соответствие нумерованных и обозначенных буквами суждений. _________________________
Задание 2 Выберите 3 правильных ответа
|
_
1) Установите соответствие и занести ответы в таблицу 1). слоевище 2) лист 3)светочувствительный глазок (стигма) 4. стебель 5.чашевидный хлоропласт (хроматофор) А) ВОДОРОСЛИ Б) МОХОВИДНЫЕ Занести ответы в таблицу
2) Моховидные в отличие от водорослей (ответ записать в алфавитном порядке) А) Имеют вегетативные органы Б) Являются автотрофами по способу питания В) Преобладание гаметофита над спорофитом Г). Выделяют в окружающую среду кислород. Д) Имеют ризоиды и таллом Е) Для оплодотворения необходима вода Ответ:_________________ |
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили оба задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 1 задание- поставьте себе отметку 4; Если вы допустили 2 ошибки при заполнении таблицы задания №1, поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями , повторите необходимый материал учебника о моховидных и водорослях. Ключи ответа: 1. - А,Б,Е.
|
УЭ7 | Дидактическая цель: выявить уровень усвоенности материала учащимися по теме «Отдел Моховидные»
Задание 1 Выполните тестовые задания.
Задание 2. Оцените значение моховидных в природе и жизни человека
|
Часть 1 Выполнить работу с тестами . 1. Хлоропласты в клетке мхов осуществляют: а) синтез органических веществ из неорганических б) защитную функцию в) связь между частями клетки 4) разложение более сложных веществ 2. Органические вещества из неорганических создают а) моховидные б) вирусы в) животные г) грибы 3. Водоносные клетки мха сфагнума выполняют функцию: а) защитную б) фотосинтезирующую в) запасающую г) проводящую 4. Вегетативное тело большинства мхов состоит из: а) стебля и корня б) стебля и листа в) стебля, листа, корня г) таллома и ризоидов
- Тело Моховидных:
а) имеет ткани и органы б) имеет ткани, но не имеет органы в) не имеет тканей, но имеет органы г) не имеет тканей и органов
- 6. Моховидные можно считать боковой ветвью эволюции, потому что:
а) у них нет настоящих корней; б) у них плохо развиты проводящие ткани;
в) в жизненном цикле преобладает гаметофит; г) половое размножение зависит от воды. 7. Моховидные – это: а) Подцарство растений б) Группа отделов Высших растений в) Группа классов растений г) Отдел Высших растений 8. У взрослого растения сфагнум: а) есть корни; б) есть ризоиды; в) есть корн, ризоиды; г) нет корней, ризоидов. 9. Мхи имеют малые размеры по следующей причине: а) обитают в очень сырых местах и не способны использовать достаточное количество кислорода; б) не могут производить питательные вещества для себя, но должны принимать их из среды, в которой обитают; в) содержание почвы, где они растут, не способно обеспечить растение достаточным количеством минеральных веществ; г) отсутствуют специальные ткани для водного транспорта, минеральных веществ и запасных питательных веществ в организме растений. 10. Какая группа организмов могла бы распространиться первой на новообразованном вулканическом острове? а)моховидные; б)лишайники в)водоросли г)грибы 11. Из какого мха в природе образуется торф: а) плевроциум Шребера б) кукушкин лен; в) сфагнум; г) печеночники.
ЧАСТЬ 2. В-1 Для всех моховидных характерно: 1) расчленение на органы; 2) размножение спорами; 3) обитают обычно во влажных местах суши; 4) доминирование гаметофита над спорофитом; 5) разноспоровость; 6) для осуществления оплодотворения необходима вода.
Часть 2 В1 Гаметофит в жизни мхов является генерацией , которая ( выбрать один верный ответ): а) создает гаметы в течение мейоза; б) возникает из гамет; в) возникает как результат комбинации гаметангиев; г) образована клетками с гаплоидным числом хромосом.
В2 Моховидные в отличии от водорослей: (ответ записать в алфавитном порядке) а) многолетние листостебельные растения; б) являются продуцентами; в) размножаются спорами, некоторым свойственно и вегетативное размножение; г) выделяют в окружающую среду кислород. д) имеют органы; е) наличие тканей. Ответ:_________________
Письменно ответьте на вопросы: 1. В чем заключается экологическая роль мхов? 2. Какова сфера использования мха ? 3. Как образуется торф и где он используется человеком? 4. Можно ли предотвратить возгорание торфа и как? |
Итоговый контроль по результатам промежуточного контроля каждого учебного элемента: Проверьте ответы по ключам: Часть 1 1а),2а),3в),4б), 5а), 6г), 7г), 8г), 9г), 10б), 11в). Часть 2 В1-г); В2-АВДЕ если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили задания в вариантах А и В- поставьте себе отметку 4; Если вы допустили ошибки при выборе ответов В1, В2 и не приступали к выполнению заданий части С, поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями , изучите материал повторно и ответьте на вопросы в конце темы. 1. Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому. 2. Я понял (а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя. 3. Я понял (а) материал частично. 4. Я ничего не понял (а). |
Главное назначение этих уроков заключается в изложении учителем основных положений и законов химии и биологии. Согласно данной модели, учебный материал подается небольшими порциями с периодической проверкой степени понимания его содержания. Учитель постоянно активизирует класс, приводит примеры и привлекает к деятельности.