Метапредметный подход к обучению английскому языку как основа формирования и развития коммуникативных навыков учащихся
статья по английскому языку

Сорокина Светлана Александровна

Главная задача, стоящая перед учителем, разумеется, - это душа ребёнка, нравственность, развитие творческой личности. Использование метапредметного подхода в обучении английскому языку позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их коммуникативные навыки, творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Это в свою очередь обеспечивает повышение качества знаний по предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 г. Холмска

муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД

В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Автор опыта:

Сорокина Светлана Александровна,

учитель английского языка

МАОУ СОШ № 9 г. Холмска


СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА I.        

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ        5

ГЛАВА II.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА

В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ        12

ГЛАВА III.        20

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ        20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.        25

Приложения…………………………………………………………………………………….26


ВВЕДЕНИЕ

Мне хотелось бы обратиться к вам с вопросом: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика? Ответ на него дает великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: “Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто”. Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки ФГОС второго поколения. Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Если нет жизненной необходимости – значит, нет интереса и тогда…в голове ученика – ветер, но…

 

Если ветер, если ветер

В голове ученика,

Что ни утро, что ни вечер –

Он взлетает в облака.

Удержи его, пожалуй...

Вечно нужен глаз да глаз:

В небесах гарцует малый –

Возврати такого в класс!

С ним забот - ну просто бездна!

Весь его летучий вид

Говорит: "Сейчас исчезну!.."

Тут он! Там! Сидит! Летит!

Вот была б такая скрепка

Или специальный клей,

Чтоб они держали крепко

Улетающих детей!

Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в процесс преподавания МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ

Сегодня, в условиях реализации основной образовательной программы основного общего образования, школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, и самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Современное качество образования по иностранному языку предполагает формирование ключевых компетенций: коммуникативную, речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную.

Коммуникативная компетенция предполагает: учёт позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В 2013 году школа начала работу по опережающему внедрению ФГОС основного общего образования. В эксперимент были вовлечены два 5-х класса. Таким образом мое исследование длится уже четвертый год. Именно применение метапредметного подхода в преподавании английского языка таит в себе неограниченные возможности.

Главная задача, стоящая перед учителем, разумеется,  - это душа ребёнка, нравственность, развитие творческой личности. Использование метапредметного подхода в обучении английскому языку позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их коммуникативные навыки, творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Это в свою очередь обеспечивает повышение качества знаний по предмету.

Цель исследования: доказать эффективность использования метапредметного подхода  в обучении английскому языку как средства формирования и развития коммуникативных навыков учащихся.

Объект исследования: коммуникативные навыки учащихся.

Предмет исследования: метапредметный подход как средство, обеспечивающее формировнаие и развитие коммуникативных навыков учащихся средней школы на уроках английскогоя зыка.

Рабочая гипотеза: предполагается, если в практической работе применять метапредметный подход в обучении, то динамика уровня коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка будет положительной.

В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи.

1.        Изучить теоретические источники по данной проблеме (методическую литературу в периодической печати, на сайтах Интернета).

2.        Рассмотреть опыт работы по использованию метапредметного подхода в обучении английскому языку.

3.        Проверить на практике позитивное влияние  метапредметного подхода  коммуникативные навыки учащихся, повышение качества знаний, развитие интереса к предмету.

4.        Выявить критерии эффективности использования метапредметного подхода для повышения качества обучения, формирования устойчивого познавательного интереса.

5.        Разработать серию уроков английского языка с применением метапредметного подхода в обучении, направленных на решение поставленной цели.

Новизна и значимость работы состоит в совершенствовании образовательного процесса путём активного использования инновационных технологий, создании условий для  формирования коммуникативной компетентности и творческих способностей учащихся, в совершенствовании педагогического мастерства.


ГЛАВА I.

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Реализация метапредметного подхода в современном образовании является одним из непременных требований, предъявляемых сегодня к процессу обучения. Мы не можем мыслить категориями прошлого тысячелетия, равно как и обучать при помощи методов, применявшихся в системе образования вчерашнего дня. Задача каждого передового учителя, каждой школы, каждого субъекта образовательного процесса на современном этапе – это формирование нового человека, человека, способного жить, творить и преуспевать в третьем тысячелетии. Сегодня, когда потоки информации в окружающем нас мире с каждым днем прирастают в геометрической прогрессии, от каждого индивидуума, кроме владения системой универсальных знаний во многих областях нашей жизни одновременно, требуется умение ориентироваться и принимать решения в нестандартных ситуациях. Необходимо уметь быть человеком энергичным, творческим, неординарным, опережающим ход истории, верно прогнозирующим ближнюю и дальнюю перспективу развития не только себя, как личности, но также и всей общественной, экономической и политической жизни. Самое главное при этом – не потерять духовные и нравственные ориентиры, которые являются основополагающим условием существования всей нашей человеческой цивилизации.

Решить непростую задачу воспитания и образования современного человека старыми методами невозможно. Только осознание каждым учителем своей социально значимой роли на современном этапе, только его готовность к личностному, социальному, духовному и профессиональному росту, помогут нам создать такую систему образования и воспитания человека будущего, которая поможет сформировать высокообразованную, духовную, творческую и успешную личность.

В современной педагогической науке существует множество новаторских идей, способов, приемов и технологий. Одним из направлений модернизации образования является использование метапредметного подхода.

Понятие метапредмета возникло в педагогике 1918 года. Созданная в то время новая система образования должна была прийти на смену отжившей, как тогда считалось, дореволюционной системе и сформировать новую, свободную от всех догм прошлого, личность. Однако практика полного отказа от предметной системы, от классно-урочных приемов работы не показала себя жизнеспособной, несмотря на очевидную прогрессивность метапредметной концепции образования. Сегодня педагогика вновь обратилась к понятию метапредмета, однако, в отличие от педагогики 1918 года, нам не предлагается до основания разрушить фундаментальные основы образовательной системы. Речь идет лишь о новом экспериментальном подходе, о модернизации технологий и приемов работы, о переосмыслении приоритетных направлений в работе школы, учителя, учащихся.

Очевидно, что на современном этапе от учителя требуется не только дать учащимся базовые знания по своему предмету, выработать определенные умения и развить навыки, проконтролировать и оценить полученный результат. Такая работа до сих пор подчас бывает необходимой, но она должна перестать быть приоритетным направлением образовательного процесса, его самоцелью. Главная задача учителя в современной системе образования – научить учащихся самостоятельно добывать необходимую информацию, получать знания для того, чтобы тут же, в процессе обучения решать реальные задачи и находить решение современных проблем, используя неординарные подходы и творческие идеи. Такая задача, стоящая перед учителем, кажется абстрактной и трудновыполнимой лишь на первый взгляд.

Метапредметность - это неизбежность, которая стала заботой практически каждого учителя. Метапредметность соединяет в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Формирование метапредметных результатов - одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Для обеспечения достижения цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач:

  • осуществить отбор эффективных с точки зрения интеграции методики преподавания иностранного языка и реализации метапредметного принципа технологий, подходов, средств и форм обучения;
  • разработать и апробировать задания метапредметного характера, направленных на формирование метазнаний и метаумений;
  • создать методический инструментарий психолого-педагогического мониторинга метапредметных результатов;
  • Для реализации принципа метапредметности возможно использование следующих средств и форм обучения:
  • метапредметы - самостоятельные учебные предметы в учебном плане
  • метакурсы (элективные, по выбору и т.д.)
  • метапредметный компонент в содержании учебного курса, который представлен:
  • метапредметными уроками
  • предметным уроком в сочетании с метапредметной темой

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность. В качестве метапредметов доктором психологических наук, Громыко Ю.В. были выделены: “Знание”, “Знак”, “Проблема”, “Задача”. Это не означает, что каждый учитель с завтрашнего дня должен будет отказаться преподавать свой предмет, а начнет преподавать один из метапредметов, будь то «Знание», «Знак», «Задача» или «Проблема», или новые направления «Ситуация», «Смысл». Напротив, в рамках собственного предмета, используя все свои лучшие наработки и технологии, учитель будет иметь возможность работать по-новому, если поставит перед учащимися принципиально новые цели. Эти цели могут быть следующими: постановка и решение задачи или проблемы (метапредметы «Задача», «Проблема»); формализация и представление в виде схемы каких-либо понятий, правил, законов (метапредмет «Знак»); нахождение алгоритма получения того или иного знания (метапредмет «Знание»).

При таком принципиально новом подходе к образовательному процессу изменяется и оценка эффективности урока. Если на обычных уроках превыше всего ценится знание “пройденного” учебного материала, то на метапредметах — акты спонтанно осуществляемого мышления, свободного мыслительного дела-действия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью — и учениками, и учителями. Метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности представляют собой овладение учащимися способами деятельности, применимыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Внедрение метапредметности позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи, как, например, Интернет. Таким образом, актуализировать для них программный материал.

Приоритетные виды метапредметных связей:

  • внутрицикловые содержательно-информационные – с курсом предметов научно-естественного цикла на уровне фактов, общепредметных понятий и теоретических знаний;
  • организационно-методические – на уровне общепредметных умений (наблюдение, анализ и вывод, классифицирование, применение знаний и способов действий, решение учебных проблем);
  • специально-предметные– причинно-следственные, экспериментально-практические и взаимообратные.

При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. Совместная работа учителя и учащихся на уроке связана с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, с освоением техники перевода проблем в задачи и т. д.

Каким же образом лексический и грамматический материал, необходимый к усвоению учащимися на уроке, представить для них в виде задачи, которую они должны не просто сами решить, но и найти для этого необходимые способы, пути и источники информации? Несомненно, при этом необходимо помнить и о мотивации, то есть ученики должны захотеть пройти к получению знаний столь непростым и новым для них путем.

Методики метапредметного подхода сочетаются с другими классическими и новаторскими предметными методиками. Принципы эффективного обучения иностранным языкам, например, сформулированы Г.А.Китайгородской в ее методе активизации возможностей личности и коллектива. Это: личностно-ориентированное общение; групповое взаимодействие; ролевая организация учебного процесса, концентрированность в организации учебного процесса и учебного материала; полифункциональность упражнений. В соответствии с данными принципами каждый урок, семинар, проектная работа с учащимися должны быть сюжетными, с ролевым распределением функций, целевой направленностью всего процесса обучения и видимым реальным результатом.

Метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности представляют собой овладение учащимися способами деятельности, применимыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Внедрение метапредметности позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи, как, например, Интернет. Таким образом, актуализировать для них программный материал.

Методически, выделяют два ПУТИ формирования МЕТАЗНАНИЯ в рамках изучения предмета иностранный язык:

  • использование межпредметных связей;
  • реализация интегративного подхода.

При реализации метапредметного подхода в рамках традиционного занятия работа ведется над развитием УУД на материале существующего учебно-тематического и поурочного планирования.

Учитель необходимо проанализировать материал урока с целью определения конкретных УУД, развитие которых возможно реализовать на конкретном занятии. При постановке каждого задания учитель заостряет внимание учащихся на реализуемых УУД.

При этом необходимо учесть, что специфика предмета «Иностранный язык» такова, что выполнение большинства заданий способствует развитию не одного, а целого комплекса УУД в зависимости от отрабатываемого вида речевой деятельности. Например, заполнение таблицы информацией развивает умения схематической систематизации, умозаключения, детализации, классификации, обобщения, соотнесения с имеющимися знаниями. Это расширяет возможность продемонстрировать универсальный характер выполняемых на занятиях по иностранному языку действий.

Рефлексия при этом может осуществляться по окончанию каждого этапа занятия одновременно по нескольким УУД.

Метапредметные технологии акцентируются на формировании системы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Личностные:

- жизненное самоопределение (мотивация учения)

- действие смыслообразования;

- нравственно-этического оценивания

Регулятивные:

– самоконтроль, коррекции

– контроль

– оценка

– саморегуляция

Познавательные:

Общеучебные универсальные действия:

– умение строить высказывание

– умение работать с таблицами

– умение извлекать информацию из прослушанных текстов

– умение работать со справочным материалом

– умение действовать по образцу

Универсальные логические действия:

– сравнение

– установление причинно- следственных связей

- классификация

Коммуникативные

- умение слушать и вести диалог

– умение работать в группе

– умение работать в паре

Существую технологии, методики, подходы, ориентированные на развитие метазнаний:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение,

- проектное обучение,

- РКМ и др.

Перегруженность современного содержания образования далеко не всегда позволяет включить в учебный план эти предметы. Одним из направлений, реализующих метапредметность достаточно эффективно, являются элективные курсы, семинарские занятия, исследовательская и проектная деятельность. При выборе метапредметной темы  необходимо учитывать возраст, ступень обучения учащихся. Так метапредметная тема “Знак” учебное занятие “Общество и среда” раскрывается на уроке в 5 классе при изучении темы “В аэропорту”. Навигационные знаки современного аэропорта предполагают в пассажире и встречающем человеке, способность воспользоваться информацией, представленной на них на английском языке, имеющим статус международного. Поэтому кроме лексико-грамматических навыков, отрабатываемых на уроке, учащиеся овладевают социокультурными знаниями и умениями, усваивают способы общения в реальной языковой ситуации. Принцип “метапредметности” состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Одними из важнейших метаумений являются навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию). Проанализировав особенности и акценты технологий, реализующих принцип метапредметности, приходим к выводу, что технология критического мышления в большей степени соответстует стратегии преподавания английского языка, так как направлена на формирование этих метаумений. Для решения этой задачи используем следующие приёмы : составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных графов, схем “фишбоун” (рыбьи косточки – технология “за и против”), графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема)

Mindmapping (майндмэппинг, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. Ментальные карты предложены американскими педагогами Бобби Де Портер и Майкл Хенаки. Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него “ветками”. На ветках размещаются слова или картинки. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет ментальной карте неограниченно расти и дополняться. Схемы “фишбоун” (“рыбий скелет”) были придуманы одним японским теоретиком менеджмента, профессором Каору. Исикава. Они представляют собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов. В голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. В “хвосте” - вывод. На начальном этапе формирования данного метаумения возможен более простой вариант - приём “за” и “против”.Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Может эффективно использоваться в качестве ориентировочной основы деятельности на вводном занятии, либо как “итог”, “обобщение” на заключительном уроке. В ходе выполнения такого задания учащиеся на практической основе усваивают главное правило построения денотатного графа - в нём понятия, выраженные словами именных частей речи должны чередоваться с глаголами. Усвоив эту особенность, впоследствии учащиеся составляют граф самостоятельно. Составление ментальных карт, денотатных графов, схем “фишбоун” - эффективные приёмы переработки информации не только на уроках английского языка, но и на уроках любого другого предмета. Передавая универсальный способ показываем учащимся выходы из своего учебного предмета в другие предметные области знания.

Предмет «Иностранный язык» входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Согласно ФГОС, происходящие сегодня изменения в общественных отношениях и средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования их филологической подготовки для того, чтобы они могли обмениваться мыслями в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя при этом систему языковых и речевых норм и, выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения. Другими словами, основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Коммуникативная компетенция - это не личностная характеристика того или иного человека; ее сформированность проявляется в процессе общения. А задача учителя состоит в том, чтобы создать модель реального общения, которая способствует возникновению у учащихся естественного желания и необходимости взаимодействия с другими, уверенности в себе и своих силах для осуществления коммуникации. Реализуя личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся, учитель может создавать на уроках и во внеурочное время разнообразную образовательную среду, позволяющую им максимально проявить себя.

Целенаправленное формирование у учащихся представления о коммуникации как взаимодействии обеспечит необходимые предпосылки для умений:

  • проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач (инициативное сотрудничество).

Договоритесь, кто будет читать первым. Договоритесь с товарищем по парте, кто из вас будет художником, а кто рассказчиком и т. д.

  • предвидеть разные мнения других людей, аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке общего решения (управление коммуникацией), обосновывать и доказывать собственное мнение, лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир.

Подумай и обсуди с товарищами, как помочь буквам и не обидеть Кляксича?

Вспомни, какой совет дал товарищу Миша? Оцени,  был ли этот совет полезным? Почему? Подумай и обсуди с товарищами, как помочь буквам? Что бы ты посоветовал сороке?   Что надо делать сороке, чтобы ворон стал её слушать?

  • овладеют умением предвидеть и разрешать конфликты, составлять правила разрешения конфликтов:
  1. Замолчать
  2. Каждому участнику конфликта  подумать, из-за чего возник конфликт.
  3. Каждому  придумать решение, при котором оба участника конфликта получат то, чего хотят. Сколько таких решений каждый участник сможет придумать? Сколько решений могут предложить оба участника конфликта? Сколько решений могут подсказать одноклассники?
  4. Какое из этих решений самое лучшее? К чему приведёт каждое из этих решений? Будут ли довольны результатом участники конфликта?
  5. Какие из этих решений наиболее подходят всем? Будут ли придерживаться  оба участника конфликта принятого решения?
  6. С чего надо начать после принятия решения? Будут ли придерживаться участники конфликта принятого решения в дальнейшем?
  • составлять правила интересного собеседника
  1. Внимательно слушайте своего собеседника.
  2. Не перебивайте собеседника
  3. Улыбайтесь.
  4. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
  5. При разговоре чаще называйте вашего собеседника по имени.
  6. Искренне показывайте собеседнику, что тема разговора вам очень интересна.
  • научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих в коммуникации, осуществлять взаимный контроль (управление коммуникацией)

Придумай своё название текста. Запиши _______. Например:______________

Узнай, какое название предложил твой товарищ. Выберите одно из названий.

Предложите его товарищам в классе.

Задания направлены на формирование у учащихся коммуникации как условия интериоризации.

  • научатся строить понятные для партнёра монологические высказывания, выражать свою точку зрения разными способами, в том числе и неречевыми, слушать собеседника (взаимодействие), задавать вопросы, формулировать собственное мнение

Подготовь небольшой рассказ об одном из героев. Расскажи его своим товарищам в классе. Послушай рассказы товарищей. Нарисуй иллюстрацию к  сказке. Расскажи стихотворение своими словами. Постарайся передать настроение автора.

Важно отметить роль учителя, осуществляющего метапредметный подход в обучении. Он становится тьютором, ведущим урок по сценарию, который проходит по схеме многосторонней коммуникации. Современный учитель должен обладать новыми педагогическими компетенциями. А.А. Устиловская, кандидат психологических наук, определяет компетентности педагога, необходимые для получения в образовательном процессе метапредметных результатов:

•        Коммуникативная

•        Дидактическая

•        Сценарная

•        Диагностическая

•        Оргдеятельностная

Коммуникативная компетентность находится на первом месте. Педагог обладает такой компетентностью, если:

•        Владеет разнообразными способами понимания устных и письменных текстов, а также - ситуаций.

•        Владеет нормами содержательной коммуникации и может участвовать в такой коммуникации. Может участвовать в научной коммуникации.

•        Может организовывать содержательную коммуникацию учащихся и коллег, в том числе по современным проблемам преподаваемого предмета.

•        Использует пространство интернет для профессиональной коммуникации.


ГЛАВА II.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Современные образовательные технологии, которые используются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьника, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды, которая обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создает максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя. Таким образом, современные технологии обучения иностранному языку аккумулируют успешную информацию каждой из них, дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучения в данной конкретной группе учащихся.

На уроке английского языка учащиеся овладевают многими метапредметными умениями. Они учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Благодаря интеграции английского языка с другими предметами (иностранной литературой, историей, биологией, химией, географией, русским языком, МХК и др.) учитель помогает в развитии мотивации и интереса познавательной деятельности

При выполнении различных типов заданий дети учатся самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

На уроке иностранного языка учащиеся овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Они организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Дети работают индивидуально и в группе, находя общее решение и, разрешая конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Они формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планируют и регулируют свою деятельность; овладевают устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обобщая изученный материал, учащиеся выполняют задания, ориентированные на интеграцию всех отработанных стратегий.

Для развития способностей к межкультурной коммуникации важно давать учащимся весь спектр знаний о культуре, обычаях и традициях англоязычной страны с тем, чтобы учащиеся имели объективную картину и могли сознательно выбирать стиль общения. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках английского языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, помогая им лучше осознать культуру нашей страны и развивая у них умение представлять ее средствами английского языка.

Воспитательный аспект также является неотъемлемой частью учебного процесса, поэтому все образовательные технологии предусматривают воспитание у учащихся необходимых качеств зрелой личности

Принцип метапредметного подхода в обучение нашел свое отражение в образовательных стандартах второго поколения. Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.

Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятие, в основе которого положен метапредметный подход, учитель должен усвоить:

  • причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;
  • компоненты метапредметного содержания в обучении;
  • смысл термина «универсальные учебные действия»;
  • различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности;
  • уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;
  • этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;
  • понятие рефлексии, как образовательной деятельности;
  • требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного и общего (среднего) образования.

Следует различать организацию метапредметного занятия и реализацию метапредметного подхода посредством развития УУД в рамках традиционного занятия.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, устанавливаемые ФГОС 2-го поколения

Метапредметные результаты изучения иностранного языка в основной школе:

  • развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
  • развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
  • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
  • развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
  • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Уровни действий учащихся на уроке по метапредметам:

1. Работа на разном предметном материале (например, на материале биологии, иностранного языка и химии): осмысливание важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания, переоткрытие в мышлении того, как эти понятия были созданы. И через это - переоткрытие процесса возникновениятого или другого знания, переоткрытие открытия, некогда сделанного в истории, переоткрытие формы существования данного знания.

2. Осознание способа своей работы на разном предметном материале: рефлектирование собственного процесса работы (что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия).

3. Выведение заключения о том, что несмотря на разные предметные материалы, ученик в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью - с организованностью знания. Понятие же является одним из важнейших моментов данной организованности.

Этапы построения сценария метапредметного занятия.

1. Предварительно нужно выбрать проблемную тему. Затем на основании специального логического анализа и логической проработки проблемной темы выявить позиции, столкновение которых и определяет структуру проблемной ситуации.

2. Далее следует установить отношения участников образовательного процесса (педагогов и учащихся) к выделенным позициям, задающим структуру проблемной ситуации.

3. Результатом третьего этапа является построение проблемной образовательной ситуации как ситуации учения-обучения со всем набором педагогических и учебных позиций. Это, собственно, и отличает мыследеятельностный процесс проблематизации в образовании от так называемого проблемного обучения. Все дело в том, что реальная проблема - это проблема в равной степени и для педагога, и для учащегося.

4. На четвертом этапе нужно вернуться в исходную точку построения процесса проблематизации – к первоначально сформулированной проблемной теме: когда на основе построенной проблемной ситуации осуществляется переосмысление выделенной проблемной темы. Уточняем тему 1 и переходим к теме 2. В результате этого переосмысления строится действительность определения проблемы, и проблема переводится в задачу.

При обучении английскому языку я использую учебно-методический комплект «SPOTLIGHT» (Английский в фокусе), авторы: Ю. Е. Ваулина, В. Эванс, Д. Дули, О. Е. Подоляко. Учебник составлен в соответствии с ФГОС основного общего образования. В комплект включены рабочая тетрадь и диск аудиоматериалов. Задания учебника носят метапредметный характер. На каждом этапе урока предусмотрена метапредметная деятельность, при этом учителю приходится играть роль тьютора, который подводит детей к самостоятельным решениям ситуаций, а именно:

  • целепологание,
  • постановка проблемы,
  • решение проблемы,
  • умение делать выводы,
  • оценивание результата,
  • оценка своего труда,
  • самооценка

Помимо урочной деятельности использую внеклассные мероприятия, привлекающие познавательный интерес учащихся. Это дистанционные конкурсы, олимпиады, игры на английском языке. Так, например, дистанционные конкурсы «Английский бульдог» и «Английский лев»  содержат метапредметные задания.

При выполнении подобных заданий учащимся приходится использовать метапредметные умения, такие как: наблюдение, поиск информации, извлечение информации, схематическое изображение информации, выделение главного, умение делать выводы и умозаключения, составление рассказов, умение задать вопросы к тексту и ответить на вопросы, сопоставление правильной информации, выражать свое отношение к информации, составление плана, взаимопроверка, умение работать в группе, в паре, сотрудничать, умение инициировать и вести диалог,  и т.д.

Развитию коммуникативной компетентности способствуют игры на английском языке. В 6 классе для учащихся была проведена игра «Остров сокровищ». В ходе игры учащиеся искали пакет с конфетами, при этом выполняя ряд заданий, требующих надпредметных знаний. Например, работа с картой, таблицами, умение делать логические выводы и суждения, взаимовыручка и сотрудничество. В 7 классе во время игры «Последний герой» учащимся пришлось соперничать друг с другом, подчиняться правилам игры и оценивать свои способности и способности соперника.

Еще один способ формирования и развития коммуникативной компетентности – это проектно – исследовательская деятельность учащихся. УМК «SPOTLIGHT» дает широкий спектр тем для исследования. Например, «Проблемы окружающей среды», «Влияние человека на изменение климата», «Здоровый образ жизни: вредные и полезные привычки, «Вымирающие языки» и т.д. Работа над проектами и исследованиями вынуждает учащихся применять навыки общения в группе, использовать умения находить противоречие и выводить проблему, искать необходимую информацию, делать аналитические выводы.

Еще один вариант метапредметного задания – это написание творческих работ: письмо в эпистолярном жанре или эссе. Здесь требуется умение планировать, определять проблему, искать противоречия делать, умозаключения и выводы, отвечать и задавать вопросы.

Урок в 5 классе «Учись быть здоровым»

Цели урока: совершенствовать умения строить неподготовленные высказывания, употребление лексических единиц по теме «Здоровье», стимулировать использование в речи учащихся пословиц и поговорок, связанных с темой, совершенствовать навыки письма и чтения, развивать творческие способности учащихся, формировать навыки бережного отношения к своему здоровью, умение предупреждать болезни, желание употреблять в питание продукты, богатые витаминами, воспитывать культуру речи.

Тип урока: игра-путешествие.

Оборудование: костюмы для драматизации, карта-маршрут, ваза с яблоками, дидактический материал для парной и групповой работы, рисунки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель. Дети, сегодня вы получили приглашение в чудесную страну Здоровья. У нас как раз созрели чудесные волшебные яблоки. Кто их съест, тот всегда будет здоровым, а значит, будет хорошо учиться. Вы же знаете английскую поговорку "AnappleadaykeepsIhodoctoraway" — «Яблоко каждый день, и доктор не нужен». За каждый правильный ответ вы будете получать по одному яблоку. Кто их заработает больше всех, тот и победит. Но помните — на нашем пути могут встретиться препятствия. На каждый каверзный вопрос нужно дать правильный ответ. Сумеете? Тогда вперед!(Демонстрирует карту маршрута.)

II. Основная часть

1. Устная речь.

AToothache (ученица в костюме). Let me introduce myself. I'm a Toothache. А вот и я! Вы со мной еще не знакомы! Я страшная, я нудная, я сильная Зубная Боль. Я всегда появляюсь там, где не чистят зубы и едят много сладостей. Я люблю детей, которые грызут карандаши и ручки. Вот теперь вы от меня не спрячетесь! Сейчас у вас зубы заболят, и никуда вы не отправитесь.

Учитель. Подожди, Зубная Боль! Мы знаем, как с тобой бороться. Дети, расскажите ей, что нужно делать, чтобы не болели зубы.

Дети отвечают по-английски.

PI. Tocleanteeth.

Р2. Not to eat many sweets.

P3. To eat vegetables and fruit, especially apples and carrots.

P4. To visit a doctor twice a year.

P5. Not to keep pens and pencils in the mouth.

Зубная боль убегает.

Учитель. А теперь поиграем в игру «Фея и Колдун»

Один из игроков — Фея, другой — Колдун. Учитель предлагает Фее сообщить, что должен делать человек, чтобы сберечь здоровье, а Колдун — из-за чего человек болеет.

Класс объединятся в две команды (15-16 учеником). Одна из команд помогает Фее, вторая — Колдуну. Имеет смысл организовать выступления команд по очереди и вести учет ответов. Фея и Колдун выступают, руководствуясь собранными ответами.

Первая команда (помощники Феи).

PI. To wash and to clean teeth.

P2. To eat fruit and vegetables.

P3. To visit a doctor.

P4. To play sport games.

P5. To go for a walk.

P6. To do morning exercises every day.

Вторая команда (помощники Колдуна).

PI. Nottocleanteeth.

P2. Not to visit a doctor.

P3. To keep windows in the flat shut.

P4. To watch TV for a long time.

P5. Not to play sports and games.

P6. Not to do morning exercises.

P7. To eat a lot of sweets.

2. Вопросы.

Учитель. А сейчас каждая команда получит перечень английских и русских пословиц. Задание - к английской пословице подобрать аналогичную русскую. Сделать это нужно как можно быстрее. За скорость каждая команда имеет возможность получить дополнительное волшебное яблоко.

Match

1. Здоровье дороже богатства.

A. The purse of the patient

2. Обжорство убивает быстрее,

protracts the disease.

чем меч.

B. Health is better than wealth.

3. Голод - лучшая приправа.

C. Prevention is better than cure.

4. Мужчине столько лет, на

D. Hunger is the best sauce.

сколько он чувствует, женщине -

D. Gluttory kills more than the

на сколько она выглядит.

sword.

5. Болезнь легче предупредить,

E. A man is as old as he feels, a

чем лечить.

woman is old as she looks

6. Кошелек клиента продлевает

болезнь.

3. Устная речь.

Учитель. А еще существуют такие вещества, которые мы не можем увидеть, но которые есть во всех фруктах и овощах. Какие именно? (Назвать по-английски). Их называют витаминами.

Выходят три ученика в красной, коричневой и желтой одежде, на которой написаны буквы А, В, С.

Vitamin A. Glad to see you, boys and girls. I'm Vitamin A. I am in a carrot, in butter and some other products.

Vitamin B.  And my place is in rye-bread. It's very useful food.

Vitamin C. Black currants, apples, lemons, onions are full of me — of vitamin C. When you are ill, you usually drink tea with lemon and it helps you to get much better.

4. Письменная речь.

PI - P2; P3 - P4

T. Now work in pairs. You've got cards with names of food. Please, divide them in two groups and write what is useful for us and what is not.

E.g. Chocolate, eggs, a carrot, sweets, honey, bread, meat, soup, a cake, milk, butter.

III. Заключительная часть

Учитель. Поздравляю вас, дети. Трудный путь к саду вы преодолели. И за этими дверями находится тот самый яблочный сад. Но как же нам открыть эти двери? Конечно, нам нужен ключ. Перед вами три ключа. На каждом из них написано слово. И лишь на одном из них оно написано правильно. На каком именно?

Ключи:

первый — helth;

второй - health;

третий — halth.

Учитель. Итак, какой ключ подходит? (Второй)

Что означает слово, написанное на ключе? (Здоровье)

Появляется Ангина.

Ангина. Хо-хо-хо! Не ждали? А я — вот она! Вы попадете в сад, только если правильно ответите на мои вопросы.

На «да» хлопайте в ладоши, на «нет» — топайте ногами.

  • Can we drink cold milk?
  • Does tea with lemon help when you're ill?
  • Can we walk with wet feet?
  • Is raspberry a medicine?
  • Can we lick an icicle?
  • Can we eat three portions of ice-cream at once?

Дети заходят в «сад», где лежат настоящие яблоки в вазе. Их можно есть.

Подсчитывается количество яблок, определяется победитель.

Учитель. Молодцы, дети! Теперь вы понимаете, насколько важно уметь беречь свое здоровье и не позволять Ангине, Простуде и Зубной Боли приходить к вам. А если вы вдруг заболели, следует обязательно идти к врачу, который обязательно вас вылечит.

Оценивание ответов учащихся.

IV. Домашнее задание

Подберите три-четыре пословицы или поговорки о здоровье.


ГЛАВА III.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания, но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие

Результатом своей деятельности по реализации принципа метапредметности считаю положительную динамику сформированности метаумений. О повышение мотивации к изучению иностранного языка свидетельствуют следующие показатели:

- количество учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах и конкурсах, в праздниках на иностранном языке;

- повышение качества знаний учащихся в течение года;

- качественно новый уровень докладов, рефератов учащихся, использование ими различных форм представления информации

По итогам внутреннего мониторинга учебных достижений, проводимых образовательным учреждением, заметна положительная динамика результатов освоения учащимися образовательных программ за три экспериментальных года.

Для контроля уровня освоения учащимися предметного содержания курса английского языка в соответствии с ФГОС и выявления элементов содержания, которые вызывают наибольшие затруднения учащихся, проводятся диагностические работы для оценки качества обучения (автор: Веселова Ю.С.). По структуре каждая диагностическая работа состоит из двух частей: письменной и устной. Письменная часть включает задания по аудированию, чтению, грамматике и лексике, письму. Устная часть проверяет коммуникативные умения учащихся в говорении (монологическая речь). В заданиях оценивается сформированность умений извлекать основную и запрашиваемую информацию из прослушанных текстов монологического и диалогического характеров, умений понимать основное содержание прочитанного текста и понимать запрашиваемую информацию в прочитанном тексте. Задания раздела «Грамматика и лексика» контролируют навыки оперирования грамматическим единицами в коммуникативно значимом контексте на основе предложенного текста и лексико-грамматические навыки образования и употребления родственного слова нужной части речи с использованием аффиксации в коммуникативно-значимом контексте.

В заданиях раздела «Письмо» предлагается написать небольшое письмо личного характера с опорой на текст задания, в котором поверяется умение сообщить информацию, представленную в задании, грамотно записывать адрес, а также навыки оперирования лексическими и  грамматическим единицами в коммуникативно значимом контексте и орфографические и пунктуационные навыки. Задания раздела «Письмо» позволяет развить и оценить социокультурные знания в связи с ситуацией общения.

 В заданиях раздела «Говорение» проверяется сформированность умений строить тематическое монологическое высказывание с опорой на план, представленный в форме вопросов.

Диагностические работы распределяются в течение года, при этом первая работа проводится как начальная, а последняя в качестве итоговой работы.

По итогам работы первичные баллы переводятся в оценку. Результаты отслеживаются с помощью Сравнительной таблицы достижений учащихся.

Каждый год учащиеся с интересом участвуют в конкурсах проектно исследовательской деятельности, научно – практических конференциях, конкурсах творческих работ. Лучшие работы представлены для участия на региональном уровне. Так в 2016 году участница конкурса творческих работ, посвященного 140 летию со дня рождения Дж. Лондона, стала победителем в номинации «Письмо». В 2015 году участник регионального конкурса проектно-исследовательской деятельности стал победителем и участником научно-практической конференции.

Каждый год я провожу дистанционные конкурсы по английскому языку «Британский бульдог» (Новосибирский центр продуктивного обучения) на уровне школы и метапредметный дистанционный конкурс «Английский лев» (Омский центр дополнительного образования «Снейл») для учащихся двух экспериментальных классов. Количество учащихся, принимающих участие в этих мероприятиях стабильно. По результатам этих конкурсов есть победители и лауреаты Всероссийского уровня.

Стабильно также количество учащихся, принимающих участие во Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку.

Мониторинг оценки уровня сформированности метапредметных результатов, проводимых образовательной организацией в экспериментальных классах показывает положительную динамику, а именно сформированность у учащихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Таким образом, учащиеся способны принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умеют планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умеют контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. Ученики осуществляют информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников, используют знаково-символические средства для создания моделей и схем изучаемых объектов и процессов, способны осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии, отнесения к известным понятиям.

Что касается коммуникативных навыков, школьники умеют сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметный подход в обучении требует полной перестройки педагогической функции учителя, который становится тьютором на уроке. Сейчас педагог вместо конспекта урока составляет сценарий занятия. При этом необходимо продумать несколько вариантов, по которым может пойти урок. Современный педагог должен стать мастером, владеющим многими инновационными технологиями, находиться в постоянном творческом поиске. Одним из вариантов повышения профессионального мастертва являются конкурсы педагогов. 2016 году институтом развития образования Сахалинской области проводился конкурс разработок внеурочных мероприятий по английскому языку среди педагогов области. Разработанный мною и проведенный в 7 классе сценарий игры «Последний герой» был высоко оценен жюри, за что мне вручена грамота победителя и денежный приз.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Метапредметный подход, постановка и решение теоретической проблемы, организация акцентированных наблюдений, составление классификационных схем, обращение к жизненному опыту учащихся являются ведущими приемами обучения иностранному языку.

Результатом такого интегрального подхода в изучении иностранного языка является то, что школа активно формирует личность нового поколения:

  • осознающую и принимающую ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • умеющую учиться, осознающую важность образования и самообразования для жизни и деятельности,
  • социально активную, уважающую закон и правопорядок, соизмеряющую свои поступки с нравственными ценностями, осознающую свои обязанности перед семьёй, обществом и Отечеством;
  • уважающую других людей, умеющую вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющую правила здорового образа жизни.

Таким образом, подводя итог можно сказать, что метапредметный подход в обучении иностранному языку решает очень важную стратегическую задачу обучения – обеспечивает формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции. Для достижения данной цели также необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам. Такой социокультурный акцент в обучении иностранным языкам способствует развитию толерантного отношения к различным тенденциям и традициям другой культуры, помогает лучшему пониманию особенностей культуры своей страны и, несомненно, развивает умение представлять свою страну представителям других государств в процессе общения с ними средствами иностранного языка.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования №1897 от 17 декабря 2010 года.
  2. Браверман Э.М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути. М, 2005.
  3. Громыко Н.В., Ю.В. Громыко. “Сценирование в мыследеятельностной педагогике”. Из-во “Пушкинское слово”. М.: 2003.
  4. Громыко Н.В. Метапредмет “Знание”. М., 2001.
  5. Громыко Ю.В. Метапредмет “Знак”. М., 2001.
  6. Громыко Ю.В. Метапредмет “Задача”. М., 2000.
  1. Громыко Ю.В. Метапредмет “Проблема”. М., 1998
  2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). – Минск, 2000.
  3. Громыко Н. В., Половкова М. В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – СПб, 2009.
  1. Кабардин О.Ф. Личностно-ориентированный подход к обучению. М, 2010.
  1. Метод активизации возможностей личности и коллектива / Юбилейный сборник статей. Отв. редактор Г.А.Китайгородская - Изд. НОЦ “Школа Китайгородской”- М., 2000 г.
  2. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. – М., 2004.
  3. Нестандартные уроки в школе/А.С. Любченко и др.-Ростов н/Д.:Феникс,2007.
  1. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2, 2010.
  2. Перминова Л.М. Образовательные стандарты в контексте школьного обучения. Педагогика. 10, 2011.
  3. Чупрова Н.А. Формирование ключевых компетентностей через активные педагогические технологии. М, 2010.
  4. Фролова С.Л. Мотивация профессионального самообразования. Педагогическое образование в России. М.: 1, 2011.

Сорокина Светлана Александровна, тема «Метапредметный подход в обучении английскому языку как основа формирования и развития коммуникативных навыков учащихся»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья: "Реализация деятельностного подхода в обучении английскому языку на основе модульной программы"

Основная идея, заложенная во ФГОС нового поколения – идея развития ребенка. Цель педагогической деятельности учителя английского языка – дать учащемуся, осваивающему иностранный язык, возможность прим...

Метапредметный подход в обучении английскому языку как основное требования ФГОС второго поколения

Данная стать посвящена проблемам использования метапредметного подхода в обучении английскому языку в 5 - 7 класссах. Сама тематика предмета « Английский язык» способствует всесторон...

Современные методы обучения иностранному языку и их роль в развитии коммуникативной компетентности учащихся средней школы. Английский язык

Данная статья затрагивает актуальную в настоящее время проблему компетентностного подхода при обучении иностранному языку. Автором приведены методы обучения, способствующие развитию коммуникативных ко...

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ....

Метапредметный подход в обучении английскому языку

Преподавание иностранного языка – это неисчерпаемый источник формирования и использования метапредметных связей. Мы учим различным способам при работе с текстами различной направленности и темат...

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ...