статья: "Реализация деятельностного подхода в обучении английскому языку на основе модульной программы"
статья по английскому языку (5 класс) на тему

Попова Ольга Николаевна

Основная идея, заложенная во ФГОС нового поколения – идея развития ребенка. Цель педагогической деятельности учителя английского языка – дать учащемуся, осваивающему иностранный язык, возможность применять его как средство общения, помочь в формировании способа действий через использование усвоенных языковых единиц на практике. К сожалению, традиционная классно-урочная система обучения не позволяет в полной мере решать поставленные Стандартами задачи деятельностной организации образовательного процесса. Решением проблемы может стать внедрение модульного подхода, способного сделать общее образование проблемным, личностно- и практико-ориентированным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл popova_o.n_-_pch_2.docx42.04 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Основная идея, заложенная во ФГОС нового поколения – идея развития ребенка. Цель педагогической деятельности учителя английского языка – дать учащемуся, осваивающему иностранный язык, возможность применять его как средство общения, помочь в формировании способа действий через использование усвоенных языковых единиц на практике. К сожалению, традиционная классно-урочная система обучения не позволяет в полной мере решать поставленные Стандартами задачи деятельностной организации образовательного процесса. Решением проблемы может стать внедрение модульного подхода, способного сделать общее образование проблемным, личностно- и практико-ориентированным.

Согласно определению Г.К. Селевко модульное обучение предполагает такую организацию процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей» [9,99]. Модуль в рамках представляемого опыта – это совокупность частей учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к образовательным результатам. Новизна и практическая значимость опыта связана с реализацией модульного подхода к обучению английскому языку через переструктурирование содержания рабочей программы по английскому языку для 5-9 класса.

Объектом  выступает модульный подход. Предметом – модульная рабочая программа, обеспечивающая реализацию деятельностного подхода в обучении английскому языку на уровне основного общего образования.

Цель работы: обеспечить практическое освоение английского языка и достижение учащимися современных образовательных результатов.

Задачи:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
  • апробировать модульный подход к разработке рабочей программы по английскому языку для уровня ООО;
  • организовать практическую деятельность по выбору, реализации образовательных модулей, представлению «продуктов» модулей на базе 5-х классов, обучающихся по ФГОС ООО;
  • осуществить промежуточную диагностику эффективности реализации образовательных модулей по английскому языку с внесением необходимых корректив и обобщить полученный опыт.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов: анализа учебной и научной психолого-педагогической литературы, систематизации теоретического и практического материала,  моделирования образовательного процесса на основе модульной рабочей программы, педагогического  мониторинга (наблюдение, анкетирование).

  1. Концептуальная часть

Наиболее глубоко и системно дидактическую специфику модульного подхода к обучению удалось исследовать и описать Сенновскому И.Б., Третьякову П.И., Чошанову П.А., Юцявичене М.А. и др. Согласно взглядам данных авторов, модульная система организации учебно-воспитательного процесса имеет некоторые отличия принципиального характера от традиционной     системы.     Содержание     обучения     представляется     в законченных, самостоятельных модулях. В основе такого обучения лежит деятельностный подход: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника.

         Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание, технология овладения им, система контроля и коррекции объединены в систему высокого уровня целостности [6, 142]. Исследователи утверждают, что модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Существует ряд возможностей использования модульного подхода:

Вариант 1 - применяется только с целью контроля успеваемости студентов. Отдельные дисциплины разделяются на части (модули), после освоения каждой части предполагается процедура измерения образовательных результатов. 

Вариант 2 - на основе модульного подхода связываются отдельные дисциплины. Содержание учебной дисциплины значительно перерабатывается с целью выделения относительно самостоятельных частей (модулей), ориентированных либо на решение определенной проблемы, либо на изучение независимого фрагмента учебной информации. 

Вариант 3 - модульный подход реализуется в рамках образовательной программы, включающей в себя отдельные модули. Модули образовательной программы и составляющие их учебные дисциплины взаимосвязаны [6, 151]. Этот вариант предполагает пересмотр целей и содержания всех учебных дисциплин в соответствии с целями и ценностями образовательной программы. 

Программа на основе образовательных модулей, по мнению таких авторов, как Крачак О.Е., Шамова Т.И., Чошанов М.А., Гареев В.М., позволяет ученику получать не готовые знания от учителя, а учиться самому добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учить  общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда. Применение различных современных образовательных технологий в рамках модульного обучения не просто формирует навыки самостоятельной работы у ученика, но и способствует его всестороннему развитию, что соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, особенность которых – их деятельностный характер, ставящий главной задачей развитие личности ученика [3,98]. 

     

  1. Практическая часть

  1. Характеристика образовательных модулей по английскому языку для 5 класса.

В МБОУ СОШ № 9 модульный подход к составлению рабочих программ реализован в рамках учебного плана 5-х классов, обучающихся по ФГОС ООО в 2015-2016 уч.г. При этом использовался следующий пошаговый алгоритм создания образовательных программ:

1.   Определение проблемы для разработки будущих модулей.

2.  Подтверждение социального «заказа» на программу, определение выбранных модулей.

3.    Определение обучающих предметных  целей.

4.   Формирование и описание содержания и структуры программы.

5. Проверка взаимного соответствия структуры образовательной программы и программы модулей.

6. Определение соответствующих результатам обучения образовательных технологий и методик обучения и оценки формируемых УУД для каждого модуля.

7. Определение «продуктов», получаемых в результате изучения модуля. 

На первом этапе было проанализировано содержание примерной программы по английскому языку для 5-9 класса, программы по английскому языку М.В. Вербицкой с целью выделения до 30 % содержания, которое может быть объединено в модули, исходя из задачи практического освоения английского языка и решения языковых и речевых затруднений школьников в освоении английского языка [2,4,11].

Нами были выделены некоторые темы, требующие особого подхода в обучении в связи с тем, что они вызывают трудности у обучающихся:

  1. Одна из самых острых проблем – развитие навыков диалогической речи на изучаемом иностранном языке, поскольку современные требования к диалогической речи - научить учащихся вести беседу на изучаемом иностранном языке  не всегда и в полной мере выполняются. Низкая интенсивность речевой деятельности учащихся потребовала поисков более рационального подхода к обучению диалогической речи, при которой желаемые практические результаты достигались бы кратчайшим путем, с минимальной затратой времени и усилий, а сам процесс обучения стал бы посильным, интересным и увлекательным для обучающихся [9,56].
  2. Разрозненность лингво-страноведческого материала при том, что страноведение расширяет объем фоновых знаний и обеспечивает успешную коммуникацию. В процессе изучения страноведения реализуются познавательные, обучающие, социально-терапевтические, адаптационные, развивающие функции образования в их единстве.
  3. Проблемы, связанные с изучением отдельных грамматических тем. Прежде всего, это проблемы видо-временных форм английского глагола, проблемы залогов, неличных форм глагола, степеней сравнения прилагательных, построение вопросительных предложений. Это обусловлено поспешностью перехода от репродуктивных к продуктивным видам работы, а также высокая степень забывания учебного материала  за время каникул и других перерывов в обучении английскому языку.
  4. В процессе обучения иностранному языку огромное значение имеет также обучение чтению, как самостоятельному виду речевой деятельности, а также как средству формирования смежных языковых и речевых навыков и умений. 

Таким образом, при проектировании рабочей программы на модульной основе было принято решение выделить образовательные модули, направленные на развитие навыков лексической и грамматической стороны языка, а также на развитие лингвострановедческой компетенции учащихся.

Вслед за проблемой отбора содержания обучения перед нами встала проблема структурирования этого содержания. Это особенно актуально для модульного подхода, в котором включение в  учебное содержание автономных модулей выступает как ключевой момент.

Известны различные методы структурирования учебного материала: метод дидактических матриц (В.П. Беспалько), теория графов (А.М. Сохор), метод укрупнения дидактических единиц (П.М. Эрдниев), метод модульного построения (П. Юцявичене), и т.д. Мы остановились на методе выделения структурных и системных единиц знаний, предлагаемом Б.И. Коротяевым.

        Данный метод основан на принципе компоновки содержания учебной дисциплины вокруг базовых понятий, а также на принципе целостности и практической значимости содержания.

Структура рабочей программы  построена на основе выделения  учебного материала по типу речевой деятельности.  При этом существует возможность каждый модуль изучать на разных этапах обучения. Например, на уровне общего введения в проблему или углубленного изучения. В зависимости от характера учебных целей учащийся сам может выбирать необходимые ему модули. Для этого в программу включены  «модули по выбору».

Еще одним неоспоримым достоинством данного метода структурирования учебного материала мы сочли то, что различные модули обладают высокой степенью автономности и обладают собственной стратегией [6,78]. Данная автономность модулей дает возможность менять их местами, а в случае необходимости, включать новые в зависимости от целей реализации программ, и определенных приоритетов учащихся. Исходя из поставленных проблем, были выделены следующие образовательные модули:

  1. «Страны и люди. США» –  обязательный образовательный модуль, направленный  изучение национально - культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; знакомство с образцами художественной, публицистической  и научно-популярной литературы; формирование представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); анализ сходств и различий в традициях своей страны и стран изучаемого языка; понимание роли владения  иностранными языками в современном мире.
  2. «Английское время» – обязательный образовательный модуль, направленный на углубленное изучение грамматической стороны речи. Для многих учащихся зачастую становится непреодолимой проблемой изучение видо-временных форм английского глагола. В то же время это является необходимостью, т.к вся наша речь – это описание и выражение каких-либо действий (то есть оперирование глагольными формами). Данный модуль необходим для того, чтобы целостно рассмотреть, проанализировать и сравнить основные видо-временные формы в единстве.
  3. «Снимаем кино» –  образовательный модуль по выбору, который направлен на развитие навыков диалогической речи учащихся, активизации лексического их лексического запаса, а также раскрытие их творческого потенциала и применении, полученных ранее знаний в новой форме.
  4. «Студия Том и Джери» –  образовательный модуль по выбору, предусматривающий знакомство с различными видами перевода, формирование навыков устной речи через озвучивание российских мультфильмов на английском языке, расширение словарного запаса учащихся, закрепление фонетического и интонационного оформления речи, развитие творческих умений и навыков использования ИКТ, а также развитие творческих способностей учащихся.
  5. «Английский без ошибок: к вопросу о вопросе» –  образовательный модуль по выбору. Вся наша повседневная речь, по сути, состоит из вопросов и ответов. С 2015 г. ЕГЭ  по английскому языку включено задание устной части, в котором учащиеся должны задать вопросы. Для многих ребят правильно задать вопрос является проблемой, т.к. нужно учитывать порядок слов в вопросительном предложении, знать виды вопросов, учитывать интонацию и т.д. Данный модуль поможет учащимся рассмотреть, проанализировать и сравнить виды вопросов
  6. «Легкий английский: как правильно сравнивать» – образовательный модуль по выбору, направленный на углубленное изучение грамматической стороны речи, в частности такой темы, как степени сравнения прилагательных и наречий.

После анализа содержания государственной программы и авторской программы М.В. Вербицкой была предложена схема построения  образовательной программы на модульной основе, которая представлена в приложении № 1.

На следующем этапе необходимо было представить данные модули родительской общественности и учащимся и дать им возможность определиться – интересен ли им данный подход к построению учебного плана и собственно, какие образовательные модули их интересуют. С этой целью были проведены классные часы и родительские собрания, как общешкольное, где были представлены программы по всем предметам, так и классные, где родители могли уточнить все интересующие их вопросы. После этого родители вместе с учащимися заполняли анкеты, в которых делали свой выбор образовательных модулей.

В дальнейшем произошло формирование групп учащихся, в соответствии с их выбором. Мы столкнулись с тем, что учащиеся разных классов и разных групп выбрали разные модули, в результате чего нужно было формировать группы сборного состава, разделить образовательные модули по выбору между разными учителями, а также обеспечить нелинейный подход к расписанию учебных занятий. В данном конкретном случае, помимо двух обязательных образовательных модулей, учащиеся выбрали модуль «Снимаем кино» и Английский без ошибок: к вопросу о вопросе».

Следующим этапом составления рабочей программы стало составление программы модулей. Для чего было необходимо определить соответствующие результатам обучения образовательных технологии и методики обучения и оценку формируемых УУД для каждого модуля, а также определение «продуктов», получаемых в результате изучения каждого модуля (приложение № 2).

Мониторинг УУД по итогам 2014-2015 учебного года (4 класс) (приложение № 3) показал: преобладание среднего и высокого уровня сформированности  личностных и коммуникативных  УУД, среднего и низкого уровня сформированности познавательных и регулятивных УУД четвероклассников.

В связи с этим необходимо было, при реализации образовательных модулей применять те виды деятельности, которые позволили бы решать задачи по формированию познавательных и регулятивных УУД.

Модуль

Виды деятельности

Метапредметные результаты

«Снимаем кино»

Разработка сценария диалога,

его составление, коррекция,

общественная презентация.

- формулировка проблемы;

- постановка цели и задач;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

- организация рабочих пар и групп;

- планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач;

- прогнозирование результатов;

- саморегуляция;

- контроль и коррекция действий и результатов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

«Страны и люди. США»

- чтение текстов с использованием различных стратегий: выделение главной мысли, поисковое чтение, чтение с детальным пониманием;

-приемы ТРКМ: кластер, верные-неверные утверждения; инсерт, чтение с остановками, знали – хотим узнать - узнали.

-составление вопросов по изученному материалу.

-умение находить требующуюся информацию в различных источниках;

- критическое осмысление информации,  ее интерпретирование, понимание сути, главной мысли;

- систематизация информации по заданным признакам;

-перевод визуальной информации в вербальную знаковую систему и обратно;  

- умение находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;

-умение собирать и систематизировать тематическую информацию;

-умение вычленять главное в информационном сообщении;

- анализ изученной информации,

- выделение главного;

- постановка вопросов к тексту.

«Английское время»

-самостоятельная работа с информацией,

-составление конспекта,

-составление интеллект-карты,

-написание собственного рассказа или сказки;

- множественный выбор.

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- анализ с целью выделения признаков;

- синтез – составление целого из частей;

сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и

несоответствия;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов .

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

«Английский без ошибок: к вопросу о вопросе»

-самостоятельная работа с информацией,

-составление конспекта,

-составление таблицы,

-составление собственных вопросов исходя из ситуации общения.

- формулировка проблемы;

- постановка цели и задач;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов .

-прогнозирование ситуации общения;

- выбор средств коммуникации для достижения цели в ситуации общения;

- построение логической цепи рассуждений;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Промежуточные итоги работы по введению модульного подхода к составлению рабочих программ позволяют выделить следующие  преимущества:

1. За счет интеграции составных частей учебных дисциплин гибко реагировать на образовательный запрос и интересы обучаемых, придерживаться различных стилей и темпов обучения в группах сборного состава.   

2. Повысить качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков.

3. Реализовывать деятельностный подход. 

В качестве сложностей отмечаются:

1.        Длительные сроки разработки учебных программ.

2.   Необходимость нелинейной организации образовательного процесса.

2.2 Результативность работы

С целью анализа эффективности внедрения образовательных модулей по английскому языку на промежуточном этапе реализации модульной образовательной программы было проведено анкетирование учащихся. Для этого им необходимо  поставить баллы в таблице  напротив каждого пункта в соответствии со следующими критериями: 4 балла – всегда; 3 балла – часто; 2 балла – редко; 1 балл – никогда.

Результаты анкетирования обучающихся 5-х классов, 2016 г.

Вопросы анкеты

  1. Мне интересно
  2. Я хорошо понимаю поставленные передо мной цели
  3. Я хорошо понимаю и усваиваю
  4. Изучаемый материал
  5. Я выступаю как активный участник происходящего
  6. Мне проще усваивать материал
  7. Я добиваюсь хороших результатов в освоении темы
  8. Я получаю возможность реализовать себя, показать свои возможности
  9. У меня есть возможность оценить свои результаты
  10. У меня есть возможность оценить сравнить свои результаты с результатами других учащихся и поставить новые цели в изучении английского языка

        Всего в данных группах 5 классов обучается 42 ребенка, было опрошено- 38 и получены следующие результаты:

Образовательные модули

Уроки по программе

всегда

часто

редко

никогда

всегда

часто

редко

никогда

1.

26%

45%

18%

8%

21%

32%

39%

8%

2.

24%

36%

35%

5%

24%

24%

37%

18%

3.

29%

36%

26%

8%

26%

26%

32%

16%

4.

32%

32%

24%

13%

11%

26%

47%

16%

5.

26%

45%

12%

8%

18%

31%

43%

8%

6.

40%

29%

26%

5%

13%

26%

43%

18%

7.

24%

36%

35%

5%

21%

32%

39%

8%

8.

34%

32%

29%

5%

13%

29%

45%

13%

9.

21%

42%

26%

11%

11%

26%

47%

16%

Из таблицы видно, что учащимся не только более интересно работать в     системе модульного подхода, но это позволяет им лучше усваивать учебный      материал, реализовывать себя и оценивать свои успехи относительно других учащихся и относительно самих себя.

На вопрос о том, хотели бы дети продолжать данный подход к обучению 74% ответили положительно, а из пройденных модулей они выдели «Снимаем кино» (55%) как наиболее понравившийся.

Заключение

Можно сделать вывод, что модульный подход к составлению образовательных программ создает условия для реализации практико-ориентированного обучения. Поэтапное овладение технологией модульного структурирования учебного материала позволяет составить рабочие программы по предмету с учетом образовательных  потребностей учащихся и их родителей, актуализировать содержание образования, повысив результативность всего педагогического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системного личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку на начальном этапе на примере УМК "FORWARD" для 2 класса.

Реализация системного личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку на начальном этапе на примере УМК "FORWARD"  для 2 класса (ИЦ "Вентана-Граф") Статья содержит тезис...

Коммуникативно-деятельностный подход в обучении английскому языку

Одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала учащихся на английском языке является обучение общению. Научить детей общаться естественным образом на английском языке в условия...

Публичное представление инновационного опыта "Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку""

Данное представление включает в себя теоритеческие, практические и аналитические стороны инновационного опыта....

Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ

В докладе  представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно:  повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...

Системно-деятельностный подход на уроках английского языка на основе метода проектов: мини - творческие задания для младших школьников"

Главной идеей своего опыта я вижу в создании эффективной и результативной системы преподавания английского языка на основе деятельностного подхода через использование, разработку, исследование, проект...

Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы"

В предложенной статье предложен анализ результатов использования системно-деятельностного подхода  на уроках русского языка и литературы   в условиях реализации ФГОС основного общего об...