Миф о Пигмалионе в современной культуре
план-конспект урока по английскому языку (11 класс)
Тема "Пигмалион и Галатея", известная нам по древнегреческому мифу, необычайно актуальна и в наши дни. Это подтверждает большое количество произведений искусства разных жанров на эту тему. Возможно ли "создать", "слепить" человека, который устраивал бы нас во всём, и внешне, и внутренне? Нужно ли это делать? Эти вопросы могут стать предметом интересной дискуссии и заставить старшеклассников задуматься о взаимоотношениях между людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mif_o_pigmalione_v_sovremennoy_kulture.odt | 31.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Миф о Пигмалионе в современной культуре»
Пояснительная записка к уроку
Урок разработан для учащихся 11 классов школ, гимназий и лицеев, изучающих английский язык по углублённой программе. Тема «Пути развития западноевропейского театра» (драматургия Б.Шоу) указана в программе по Мировой художественной культуре Г.И.Даниловой. Учащиеся уже изучали западноевропейский театр и драматургию барокко, классицизма, пути развития русского драматического театра. Важно показать изменение в тематике драматургических произведений: отсутствие нагромождения интриг, кровавых злодейств и ужасов, резких контрастов, фантастических эпизодов, резких контрастов. Дж. Б.Шоу, как создатель новой, социально-психологической драмы, считал своими учителями Г.Ибсена, А.П.Чехова и выступал против засилья произведений В.Шекспира на английской сцене. Несмотря на страстную любовь к его произведениям, Дж. Б.Шоу понимал, что пьесы В.Шекспира стали прибежищем консерватизма и мешали развитию современной драмы, актуальной, проблемной, насыщенной дискуссией. Естественно, тема театра и драматургии получит своё продолжение на уроках, посвящённых русскому театру 20 века. Здесь будет важным уже сотрудничество с учителем русского языка и литературы, посещение какого-нибудь спектакля с последующим обсуждением.
Предполагается, что курс ведёт преподаватель иностранного языка или он работает в тесном контакте с преподавателем МХК. В последнем случае они могут организовать бинарный урок или сначала урок ведёт преподаватель МХК на русском языке, а преподаватель английского языка подхватывает эстафету, и урок получает своё развитие с использованием оригинального текста и фильма на английском языке.
Тема «Пигмалион и Галатея» регулярно звучит в искусстве и литературе. Появившаяся в древнем мифе о Пигмалионе (см. «Метаморфозы» Овидия), она неоднократно возникает в произведениях художников и скульпторов, поэзии, литературе, кинематографе. Эта тема необыкновенно актуальна и в наши дни, и, несомненно, она важна для старшеклассников, которые готовятся к самостоятельной жизни. Эта тема может получить различное звучание, в зависимости от наблюдений, личного опыта и эрудиции участников дискуссии, и каждый может найти параллели из своей жизни.
Цель урока: связать тему древнего мифа с современностью и дать почувствовать учащимся, что она актуальна в наши дни.
Задачи урока: 1) показать связь различных жанров искусства в освещении одной и той же темы; 2) познакомить учащихся с творчеством Дж. Б.Шоу; 3) привить навыки ведения дискуссии, научить уважать чужое мнение.
Урок разработан как спаренный (45+45 минут). Это очень важно, так как 1) предусмотрены виды работы с различными произведениями искусства;
2) организация дискуссии предусматривает возможность перехода её в горячий спор, столкновение различных точек зрения, и задел во времени необходим «на всякий случай».
Техническое оснащение:
- Компьютеры с подключением в интернет, мультимедийный проектор, экран.
.
План урока
Этапы работы. | Учитель | Ученики |
( 5 мин.) | Учитель предлагает рассмотреть несколько изображений картин и скульптурных изображений по теме и догадаться, какая тема их объединяет. | Ученики рассматривают изображения, можно организовать работу в группах. |
| Учитель выслушивает мнение учащихся, даёт пояснения к изображениям картин, предлагает вспомнить миф о Пигмалионе. Учитель даёт вопросы к дискуссии:
| Учащиеся высказывают свои соображения. Они должны догадаться, что общая тема картин - миф о Пигмалионе и Галатее. Кто-нибудь из учащихся рассказывает этот миф. Учащиеся в группах стараются вспомнить произведения на данную тему в других жанрах. Они могут выйти в интернет и найти произведения на заданную тему. Возможные ответы: Сказка «Золушка»; В. Шекспир «Укрощение строптивой»; М.Шелли «Франкенштейн»; Б.Шоу «Пигмалион»; Кинофильмы по этим произведениям; Дж.Апдайк «Пигмалион»; «Моя прекрасная леди» Дж. Кьюкора. |
| Учитель организует ведение дискуссии, подсказывает произведения, о которых учащиеся не знали, подводит итоги дискуссии. | Учащиеся выбирают представителей от групп для презентации результатов работы группы. |
Пьеса 1912 г. «Пигмалион». ( 20 мин.) | Учитель предлагает к просмотру два фрагмента из фильма «Моя прекрасная леди»
Задание перед просмотром: определить, какие социальные проблемы поднимает в своей пьесе Дж. Б.Шоу. Задание после просмотра: Ответь на вопросы:
человека по своему подобию?
| Учащиеся смотрят фрагменты фильма, выполняют задания учителя. |
| Учитель раздаёт отрывки с текстом из пьесы:
Задание: найдите ошибки в речи Лизы, исправьте их. Какое значение в жизни человека играет правильная речь? | Ученики «сканируют» текст, выполняют задания, читают, обсуждают. |
Подготовить чтение по ролям по записи на диске или видео, выучить свою роль для драматизации пьесы. | Учитель рекомендует посмотреть весь фильм самостоятельно (170 мин.), консультирует учеников по поводу произношения. | Учащиеся самостоятельно готовят каждый свою роль для школьной постановки (или драматизации на уроке). |
Задания для учащихся в ходе урока:
Lesson stage | Tasks |
| Watch the images and try to understand their common topic. |
|
|
| Try to take part in the discussion. |
| Think ahead: What social issues does G. B. Show raise in his play? Think back:
|
| Find the mistakes in Lisa’s speech. What role does correct speech play in life? |
| Learn your words and prepare to take part in dramatizing a piece from the play. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Молодёжный сленг в современной культуре.
Почему молодёжь часто использует в своей речи иноязычные слова....
Календарно-тематический план курса "Древние языки в современной культуре, литературе и науке" (6 класс)
Календарно-тематический план курса "Древние языки в современной культуре, литературе и науке" (6 класс) (часть программы)...
«Евангелие в контексте современной культуры»
Международная научно-практическая конференция«Евангелие в контексте современной культуры», посвященной 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.г. Белгород, 15 мая 2014 года...
Статья. ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ.
Статья "ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ" посвящена проблемам традиционным ценностям православия и их отражению в современном мире....
Доклад: «Музыкальная школа в малых северных поселений в векторе современной культуры»
Доклад - выступление на Арктическом культурном форуме. в г. Салехарде 2014 г....
Вышивка крестом в современной культуре
Вышивка крестом в современной культуре...