Влияние современной культуры на становление подрастающего человека в образовательном процессе
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
Предварительный просмотр:
Как влияет современная культура на становление подрастающего человека в образовательном процессе?
Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы, в том числе и школьного коллектива. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит ребенка в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества, что часто и происходит в российских школах.
Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.
Личность - это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.
При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и ребенка следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».
Понятие «человек» обозначает общие свойства человеческого рода, а «личность» - единичного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом понятия «индивид». Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу объективных и субъективных условий.
Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого конкретного школьника, понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной образовательной среде.
Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и ребенка особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, - интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала.
Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности.
Регуляторами личностных устремлений и поступков ребенка являются культурные ценности.
Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости школьного коллектива. Школьник, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности.
Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желание и стремление ребенка, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранение и обновление культурного мира.
Сама личность как ценность, по сути и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура в свою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей.
Культура, правильно изложенная в образовательном процессе, позволяет школьнику становится интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью.
Культура формирует внутренний мир ребенка, раскрывает содержание его личности.
Разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация современных требований к обновлению содержания и организации образовательного процесса в школе.
доклад по теме...
Современные инфокоммуникационные и педагогические технологии в школьном образовательном процессе
Статья для обсуждения на ВМО....
Методическая разработка проведения единого методического дня по теме: "Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе"
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в со...
Методический семинар по теме “Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе”.
Методические семинары должны стать связующим звеном методической работы с одним из компонентов системы повышения квалификации педагогов. Они предназначены для обеспечения творческой работы...
Современные формы и инструменты организации взаимодействия участников образовательного процесса."ЗНАНИО" (бесплатный международный вебинар)
Современные формы и инструменты организации взаимодействия участников образовательного процесса -28:44...
Педагогические чтения «Современные педагогические технологии и инновационная деятельность участников образовательного процесса в рамках реализации, актуализированных ФГОС СПО»
Педагогические чтения «Современные педагогические технологии и инновационная деятельность участников образовательного процесса в рамках реализации, актуализированных ФГОС СПО&r...
Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)
Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...